Заявление о Сотворении Мира

Вступление

 

Библия начинается словами, заключающими в себе основу всех последующих событий земной истории: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). На многих страницах Священного Писания воспевается Сотворение мира, созданного рукой Господа, который прославляется как Творец, поддерживающий жизнь всего сущего: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).

Из этого взгляда на мир вытекает ряд взаимосвязанных доктрин, составляющих суть адвентистского вероучения: недавно сотворенный совершенный мир, не знающий греха и смерти; день Субботний; грехопадение наших прародителей; распространение греха, разложения и гибели на все творение; приход Иисуса Христа, Бога во плоти, который жил среди нас и избавил нас от греха через крестную смерть и Воскресение; Второе Пришествие Иисуса, нашего Господа и Искупителя; окончательное восстановление всего, что было утрачено в результате грехопадения.

Будучи христианами, серьезно относящимися к Библии и стремящимися жить согласно ее наставлениям, адвентисты седьмого дня имеют возвышенный взгляд на природу. Мы верим, что даже в нынешнем греховном состоянии природа раскрывает нам вечную силу Бога (Рим. 1:20), так что «на каждой распускающейся почке, на каждой пробивающейся из земли травинке написано: «Бог есть любовь» (Путь ко Христу, с. 2).

Для нас все Писание боговдохновенно и является мерилом всего остального, включая природу, через которую Бог открывает Себя. Мы глубоко уважаем науку и приветствуем важную роль, которую научные подразделения играют в наших высших учебных заведениях и лечебных учреждениях. Мы также высоко ценим труд адвентистских ученых и исследователей, работающих вне Церкви. В наших колледжах и университетах мы обучаем студентов точным научным методам. Тем не менее, мы не хотим ограничивать поиски истины рамками одних лишь научных методов.

 

Вопрос о происхождении вселенной

 

На протяжении столетий (по крайней мере, в христианских странах) для объяснения вопросов, связанных с происхождением вселенной, обычно использовалось библейское повествование о Сотворении мира. В XVIII и XIX веках развитие научных методов позволило лучше понять природу вещей. В настоящее время невозможно отрицать, что наука удивительным образом изменила нашу жизнь благодаря достижениям в таких областях, как сельское хозяйство, связь, экология, инженерное искусство, генетика, здравоохранение и освоение космоса.

Во многих сферах жизни знания, полученные на основе исследования природы, согласуются с истинами, открытыми Богом в Священном Писании. Развитие научных знаний нередко позволяет подтвердить и обосновать религиозные представления. Однако в том, что касается вопросов о происхождении вселенной, Земли, жизни на нашей планете и ее истории, мы сталкиваемся с противоречивыми воззрениями. Утверждения, основанные на исследовании Библии, нередко абсолютно расходятся с выводами, которые делаются, исходя из научных допущений и методов, используемых для изучения природы. Этот конфликт оказывает непосредственное влияние на жизнь Церкви, ее весть и свидетельство.

Наша жизнь должна быть наполнена как верой, так и приобретением знаний. Чудесный замысел нашего Создателя прослеживается как при исследовании Священного Писания, так и при изучении природных процессов, обнаруживающих удивительную правильность и последовательность. Церковь Адвентистов Седьмого Дня с самого начала поощряла развитие мышления и интеллекта посредством поклонения, обучения и исследований.

Первоначально дискуссии по вопросу о теориях происхождения вселенной проходили в основном в академических кругах. Однако философский натурализм (учение о полностью естественных, случайных и самопроизвольных процессах, происходящих с течением времени) нашел широкое признание в сфере образования и составляет исходную предпосылку преподавания многих разделов естественных и общественных наук. Члены Церкви Адвентистов Седьмого Дня и наши учащиеся сталкиваются с подобными взглядами и вытекающими из них выводами во многих сферах повседневной жизни.

В Основных положениях вероучения Церкви Адвентистов Седьмого Дня подтверждается концепция Сотворения мира Богом, изложенная в Библии (Бытие,  глава 1): «Бог есть Творец всего, и в Писании Он достоверно сообщил о Своей творческой деятельности. “Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю”, и всё живущее на земле, а в седьмой день той первой недели “почил”. Таким образом, Господь установил Субботу как вечный памятник Его завершенного созидательного труда. Первые мужчина и женщина были созданы по образу Божьему, как венец творения, получив право владения миром и обязанность заботиться о нём. Мир, при завершении своего сотворения, как сказано в Библии, был “весьма хорош”, и его совершенство провозглашало славу Божью (Быт. 1:2; Исх. 20:8—11; Пс. 18:2—7; 32:6, 9; 103; Евр. 11:3)».

 

Причины проведения конференций по вопросам веры и науки

 

Вследствие распространяющегося и усиливающегося влияния теории эволюции Исполнительный Комитет Генеральной Конференции на своем Годичном совещании в 2001 г. одобрил проведение в течение последующих трех лет серии конференций по вопросам веры и науки. Задача таких конференций состояла не в том, чтобы изменить традиционное отношение Церкви к вопросу о Сотворении мира, но чтобы проанализировать, насколько религия и наука облегчают или ограничивают наше понимание происхождения вселенной.

Основные причины, вызвавшие необходимость проведения конференций, были таковы:

  1. Философские вопросы: Существует извечная проблема соотношения богословия и науки, веры и разума. Согласуются ли эти два потока знаний, или же они противоречат друг другу? Следует ли их рассматривать во взаимодействии, или же это независимые, непересекающиеся области познания? В современном обществе чаще всего преобладают такие взгляды на жизнь, физическую реальность и поведение людей, которые существенно отличаются от христианского мировоззрения. Как должны реагировать на это последователи Христа?
  2. Богословские вопросы: Как надлежит толковать Библию? Как верующему добиться ясного понимания библейского текста? В какой мере научное знание должно наполнять или формировать наше понимание Священного Писания, и наоборот?
  3. Научные вопросы: Данные о природе вещей в равной степени доступны любому наблюдателю. Что говорят или означают эти данные? Как прийти к правильному их истолкованию и верным выводам? Что представляет собой наука – инструмент или философскую систему? Как отличить «хорошую» науку от «плохой»?
  4. Проблема образования и воспитания членов Церкви: Как член Церкви должен относиться к разнообразным толкованиям фактов, изложенных в книге Бытия? Что Церковь обязана сказать тем студентам, которые сталкиваются в своих учебных программах с идеями, противоречащими их вере? Замалчивание этих вопросов приводит к неоднозначным результатам, порождая неуверенность и создавая благодатную почву для распространения необоснованных и догматических взглядов.
  5. Развитие живой веры: Пояснение и подтверждение основанного на Библии учения о происхождении вселенной вооружит членов Церкви основами, необходимыми для решения связанных с этой темой проблем. Конференции по вопросам веры и науки были организованы не ради того, чтобы просто побудить участников к интеллектуальной работе, но чтобы дать членам Церкви необходимое наставление и практическое руководство. Церковь не может делать вид, будто принципы ее вероучения надежно защищены и укрыты от каких бы то ни было проблем. Ибо иначе они скоро превратятся в реликты. Чтобы сохранить живой характер веры, учение Церкви обязано иметь связь и быть вовлеченным в решение проблем сегодняшнего дня; в противном случае оно станет не более чем безжизненной догмой.

 

Конференции по вопросам веры и науки

 

Были проведены две международные конференции по вопросам веры и наука в 2002 г. (г. Огден, штат Юта) и 2004 г. (г. Денвер, штат Колорадо) с широким участием богословов, ученых и руководителей Церкви из разных стран. Кроме того, в семи[1] из тринадцати дивизионов Церкви АСД прошли дивизионные или региональные конференции, посвященные взаимодействию веры и науки в объяснении вопросов о происхождении вселенной. Организационный комитет выражает признательность участникам этих форумов за их вклад в данный отчет.

Повестка дня Огденской конференции включала ознакомление участников с разнообразными методами, которые используются в богословии и науке для объяснения происхождения вселенной и жизни. Тематика конференций в дивизионах определялась их организаторами, хотя в большинстве случаев в повестку дня включались некоторые из вопросов, обсуждавшихся на Огденской конференции. На недавней конференции в Денвере, которая была заключительной за истекший трехлетний период, были кратко представлены существующие богословские и научные проблемы, а затем рассмотрены некоторые из вопросов о соотношении веры и науки в жизни Церкви. Эти вопросы включали:

  • Современное место богословских исследований в жизни Церкви. Как Церкви сохранить конфессиональный характер своего вероучения и в то же время быть открытой к дальнейшему развитию понимания истины?
  • Модели обучения, предусматривающие рассмотрение дискуссионных тем и этических вопросов, вызывающих сложности у преподавателей и церковных руководителей. Как преподавать в церковных учебных заведениях курсы научных дисциплин таким образом, чтобы они не подрывали, а обогащали веру?
  • Какие нравственные соображения должны, прежде всего, учитываться в тех случаях, когда индивидуальные взгляды отличаются от учения Церкви? Как личная свобода убеждений соотносится с публичной ролью церковного руководителя? Иными словами, каковы принципы личной ответственности и этика разногласий?
  • Каковы административная ответственность и административные процедуры  в случае отклонения от положений церковного вероучения или изменения их формулировок?

На всех упомянутых конференциях были представлены и обсуждались доклады, подготовленные богословами, учеными и педагогами. (В архиве Исследовательского института наук о земле хранятся все эти доклады). В работе Огденской и Денверской конференций принимали участие, в той или иной степени, представители всех дивизионов Всемирной Церкви. Количество лиц, участвовавших в конференциях за трехлетний период, намного превысило 200 человек. На конференции в Денвере собрались свыше 130 участников, большинство из которых уже посетили одну из предшествовавших конференций по вопросам веры и науки.

 

Общие замечания

 

  1. Мы приветствуем серьезность и достоинство, отличавшие работу  указанных конференций.
  2. Мы можем констатировать, что среди участников конференций преобладал дух глубокой посвященности и верности Церкви.
  3. Мы ощущаем, что, невзирая на иногда обнаруживаемые трения, среди участников конференций поддерживались сердечные отношения и общность, которые сильнее разногласий.
  4. Мы видели, что на этих конференциях обнаружился высокий уровень единодушия по основным вопросам; в частности, это касается нормативной роли Священного Писания, подкрепляемого трудами Елены Г. Уайт, и всеобщей веры в Бога как милосердного Творца.
  5. Мы не обнаружили поддержки или отстаивания идей философского натурализма, согласно которому вселенная возникла без вмешательства Творца.
  6. Мы подтверждаем, что противоречие между библейским подходом и современным мировоззрением затрагивает как ученых, так и богословов.
  7. Мы признаем, что конфликт между верой и разумом представляет собой естественный фактор, который верующие должны принимать во внимание в своей жизни.
  8. Мы отмечаем, что неприятие современных научных толкований происхождения вселенной, которые противоречат тексту Библии, не означает умаления заслуг науки и ученых.
  9. Несмотря на существование широкой поддержки взглядов Церкви на происхождение жизни на Земле, мы признаем, что некоторые из верующих при истолковании свидетельств Библии приходят к совершенно иным выводам.
  10. Мы согласны с тем, что как богословие, так и наука вносят свой вклад в наше понимание существующего мира.

 

Выводы

 

  1. Наличие конфликтов в наших представлениях о происхождении вселенной наблюдается в разной степени во всем мире.  Вопросы у членов Церкви чаще всего возникают в тех странах, где прогресс науки оказался наибольшим. По мере того, как этот прогресс затронет все новые страны и образовательные системы, все больше верующих пожелают узнать, каким образом можно согласовать учение Церкви с общепринятыми научными теориями происхождения вселенной. Большое число учащихся-адвентистов посещает государственные учебные заведения, где им преподают теорию эволюции, которая пропагандируется, игнорируя материалы и аргументы, говорящие в пользу библейского повествования о Сотворении мира.
  2. Церковь решительно поддерживает пункт Основных положений вероучения о Сотворении мира. Убеждение адвентистов в том, что исторически мир был создан в течение шести буквальных дней, верно в богословском отношении и согласуется с учением всего Священного Писания.
  3. Сотворение мира — это краеугольный камень всего адвентистского мировоззрения, имеющий непосредственное отношение к большинству (если не ко всем) Основным положениям вероучения нашей Церкви. Любые альтернативные толкования истории Сотворения мира необходимо рассматривать в свете их влияния на все остальные пункты Основных положений. Альтернативные толкования первой главы книги Бытия, в том числе идея теистической эволюции, были предметом дискуссий на нескольких конференциях по вопросам веры и науки. Этим толкованиям недостает теологической согласованности с текстом всего Писания, и в них обнаруживаются  противоречия с остальными положениями адвентистского вероучения. По этой причине они неприемлемы в рамках библейского учения о Сотворении мира, которого придерживается Церковь Адвентистов Седьмого Дня.
  4. Была выражена озабоченность относительно неясности в упоминании о «шести днях», содержащемся в пункте 6 Основных положений вероучения Церкви АСД. Мы считаем, что в этом пункте упущен его желаемый смысл (идея о том, что описанное в книге Бытие Сотворение мира за шесть дней совершалось в течение буквальной исторической недели). Такая ситуация допускает неопределенность в отношении того, во что действительно верит Церковь. Кроме того, создается почва для других толкований вопроса о Сотворении мира, якобы содержащихся в библейском тексте. Верующие желают услышать мнение Церкви, которая должна внести дополнительную ясность в истинный смысл пункта 6 «Сотворение мира» Основных положений вероучения Церкви АСД.
  5. Хотя некоторые научные данные удается истолковать в согласии с библейским представлением о Сотворении мира, нами также были проанализированы факты, толкование которых подвергает сомнению веру Церкви в то, что Творение происходило в недавнее время. Силу подобных толкований невозможно с легкостью отвергнуть. Мы уважаем и изучаем требования науки, надеясь на разрешение существующих споров. Это не препятствует повторному исследованию Писания с целью удостовериться, что мы его правильно понимаем.
    Тем не менее, если невозможно найти толкование, созвучное научным данным, мы не должны позволить науке занять привилегированное положение, когда она автоматически предопределяет конечный результат. Наоборот, мы признаем неоправданной ситуацию, когда ясные положения Священного Писания находятся в плену современных научных интерпретаций и фактов.
  6. Мы признаем существование среди нас различных богословских толкований содержания глав 1 – 11 книги Бытия. В силу разнообразия этих толкований, мы весьма заинтересованы в том, чтобы преподаватели адвентистских учебных заведений совершали свое служение этично и честно, в соответствии с нормами своей профессии, положениями Библии и основными понятиями, которых придерживаются верующие. Поскольку адвентисты седьмого дня признают, что  понимание истины представляет для них возрастающий опыт, то им необходимо неустанно продолжать изучать Писание, богословие и научные факты, чтобы истины, которых мы придерживаемся, составляли живую веру, способную к оценке теорий и философских подходов нашего времени.
  7. Мы понимаем важность и поддерживаем проведение постоянного международного и междисциплинарного диалога с участием адвентистских богословов, ученых, педагогов и администраторов.

 

Заявления Организационного комитета

 

По итогам проведения двух международных и семи дивизионных конференций Организационный комитет представил следующие официальные заявления:

  1. Мы подтверждаем примат Священного Писания в отношении понимания адвентистами вопросов о происхождении вселенной.
  2. Мы подтверждаем историческое понимание адвентистами главы 1 книги Бытия, свидетельствующей о недавнем происхождении жизни на земле, сотворенной в течение шести буквальных дней.
  3. Мы подтверждаем истинность библейского повествования о грехопадении, породившем на земле смерть и зло.
  4. Мы подтверждаем истинность библейского повествования о катастрофическом всемирном Потопе как о наказании, которому Бог подверг всю нашу планету, и которое должно рассматриваться как важный ключ к пониманию земной истории.
  5. Мы подтверждаем тот факт, что наше ограниченное понимание вопросов, связанных с происхождением вселенной, требует смирения, а дальнейшее исследование этих проблем приблизит нас к пониманию глубоких и удивительных тайн.
  6. Мы подтверждаем взаимную связь учения о Сотворении мира и других принципов вероучения Церкви Адвентистов Седьмого Дня.
  7. Мы подтверждаем тот факт, что природа, несмотря на подвластность греху, свидетельствует о Создателе.
  8. Мы подтверждаем усилия адвентистских ученых постичь
    дело Рук Творца через методологию своих дисциплин.
  9. Мы подтверждаем усилия адвентистских богословов исследовать и ясно выразить суть Божественного откровения.
  10. Мы подтверждаем решающий характер служения, совершаемого адвентистскими преподавателями для детей и молодежи нашей Церкви.
  11. Мы подтверждаем тот факт, что миссия Церкви Адвентистов Седьмого Дня включает, в соответствии с текстом Откр. 14:6, 7, призыв поклоняться Богу как Творцу всего сущего.

 

Рекомендации

 

Организационный комитет международных конференций по вопросам веры и науки рекомендует:

1. Принимая во внимание недостаток ясности, присущий – по мнению ряда верующих — формулировке пункта 6 «Сотворение мира» Основных положений вероучения Церкви АСД,  необходимо более определенно подтвердить историческое понимание Церковью Адвентистов Седьмого Дня фактов, изложенных в книге Бытия.

2. Побудить церковных руководителей на всех уровнях дать оценку и проконтролировать эффективность действующих в Церкви систем и программ, предназначенных для формирования у молодых людей (включая лиц, посещающих неадвентистские учебные заведения) библейского понимания вопросов, связанных с происхождением вселенной, и информирования их о проблемах, с которыми они могут в связи с этим столкнуться.

3. Расширить возможности для проведения в благоприятной обстановке междисциплинарного диалога и исследований с участием адвентистских ученых со всего мира.

 

Заключение

 

Библия начинается с истории о Сотворении мира, а завершается рассказом о его восстановлении. Все утраченное в результате грехопадения наших прародителей обретет новое рождение. Тот, Кто в начале сотворил Своим Словом все сущее, приведет долгую борьбу с грехом, злом и смертью к победному и славному завершению. Он – Тот, Кто жил среди нас и умер вместо нас на Голгофе. Точно так же как небесные жители воспевали радость Первого Творения, так и искупленные на земле возвестят: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено…Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 4:11; 5:12).

Настоящий документ, подготовленный Организационным комитетом международных конференций по вопросам веры и науки (2002-2004 гг.), был представлен и принят на Годичном совещании Исполнительного комитета Генеральной Конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня в г. Силвер Спринг, штат Мэриленд, 11 октября 2004 г.

 

ОТКЛИК НА «ЗАЯВЛЕНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА»

 

Поскольку учение о Сотворении мира в течение буквальных шести дней неразрывно связано с авторитетом Священного Писания, а также

Поскольку это учение имеет тесную связь с другими библейскими доктринами, включая учение о Субботе и об Искуплении, а также

Поскольку адвентисты седьмого дня осознают, что миссия нашей Церкви включает, в соответствии с текстом Откр. 14:6, 7, обращенный к миру призыв поклоняться Богу как Творцу,

 

Мы, члены Исполнительного комитета Генеральной Конференции, собравшиеся на Годичном совещание 2004 г., выражаем следующий отклик на документ «Заявление о Сотворении мира», представленный Организационным комитетом международных конференций по вопросам веры и науки:

  1. Мы решительно одобряем подтверждение в указанном документе нашей исторической и библейской позиции, заключающейся в признании недавнего Сотворения мира в течение шести буквальных дней.
  2. Мы настаиваем на том, чтобы документ, сопровождающий данный отклик, получил широкое распространение на основных языках во Всемирной Церкви Адвентистов Седьмого Дня с использованием всех доступных каналов связи.
  3. Мы вновь подтверждаем адвентистское понимание историчности содержания глав 1 – 11 книги Бытия, а именно, повествования о семи днях Творения как о буквальных 24-часовых периодах времени, в совокупности составляющих срок,  соответствующий по длительности нашей обычной неделе, а также глобального характера библейского Потопа.
  4. Мы обращаемся к руководящим советам и преподавателям адвентистских учебных заведений всех уровней с призывом продолжить отстаивать и защищать позицию Церкви по вопросу о происхождении вселенной. Мы, вместе с родителями учащихся-адвентистов, надеемся, что их детям будут всесторонним, сбалансированным и строго научным образом представлены и подтверждены наши исторические убеждения относительно Сотворения мира в течение шести буквальных дней, даже если их обучают понимать и оценивать альтернативные философские теории происхождения вселенной, которые играют доминирующую роль в современных научных дискуссиях.
  5. Мы настоятельно просим церковных руководителей во всем мире искать способы просвещать членов Церкви, а особенно учащихся неадвентистских учебных заведений, в вопросах, связанных с учением о Сотворении мира.
  6. Мы призываем всех членов Всемирной Церкви Адвентистов Седьмого Дня провозглашать и обучать принятому в Церкви пониманию библейского принципа Сотворения мира, пребывая в свете этой истины, радуясь нашему положению сынов и дочерей Бога и воздавая хвалу нашему Господу Иисусу Христу, нашему Творцу и Искупителю.

 

Данный документ, являющийся откликом  на отчет «Заявление о сотворении мира», был утвержден и принят на Годичном совещании Исполнительного комитета Генеральной Конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня в г. Силвер Спринг, штат Мэриленд, 13 октября 2004 г.



[1] Восточный Центрально-Африканский дивизион, Евро-Африканский дивизион, Северо-Американский дивизион, Южный Тихоокеанский дивизион, Южный Африкано-Индоокеанский дивизион, Южно-Азиатский дивизион, Западный Центрально-Африканский дивизион.

Администрация сайта оставляет за собой право утверждать и отклонять комментарии, и не будет в состоянии ответить на запросы относительно этого. Пожалуйста, пишите все комментарии в уважительной и вежливой форме по отношению к авторам и посетителям сайта.