Официальные заявления Церкви

Официальные заявления Церкви

Заявление Церкви АСД о Богословской и Академической Свободе и Ответственности

Документ 1. Заявление о богословской и академической свободе

Церковь и ее учреждения

Свобода адвентистского пастора/работника, в дальнейшем именуемого «работник», основывается на богословской предпосылке о том, что Бог ценит свободу, без которой немыслимы любовь, истина и справедливость. Любовь предполагает проявление привязанности и верности без принуждения; признание истины требует добровольного рассмотрения и принятия фактов и аргументов; справедливость требует уважения к правам и свободе личности. Присутствие этих элементов внутри Церкви питает тот дух единства, о котором молился наш Господь (Ин. 17:21-23; Пс. 132).

Адвентисты седьмого дня наследуют свое особое мировоззрение из Ветхого и Нового Завета. Они верят, что библейская истина и свобода совести играют жизненно важную роль в великой борьбе между добром и злом. Зло по своей природе нуждается для своего поддержания в обмане и лжи, а иногда – в использовании силы. Истина лучше всего произрастает в обстановке свободы, убежденности и искреннего желания выполнять Божью волю (Ин.7:17; Пс. 110:10).

Следовательно, с административной практикой Церкви АСД вполне согласуется признание особого права работника на собственное исследование Библии с целью «все испытать» (1 Фес. 5:21). Церковь проявила бы непоследовательность, если бы проповедовала о том, что истина и свобода не существуют друг без друга, и в то же время отрицала бы право своих работников на свободное исследование любых притязаний на истину. Следовательно, это означает, что Церковь не препятствует поискам истины, но побуждает своих работников и свои организации серьезно исследовать Библию, чтобы правильно оценить значение открываемого ею духовного света (Пс. 118:130).

Хотя работник может свободно заниматься своими исследованиями, он не вправе предполагать, что его личная ограниченная точка зрения не нуждается в корректирующем влиянии Церкви, которой он служит, и в ее способности разобраться в сути исследуемых вопросов. То, что ему представляется истинным, может рассматриваться другими верующими в качестве заблуждения. Поэтому работники и члены Церкви призываются к согласию по существенным, важным вопросам, чтобы в Теле Христовом «не было… разделений» (1 Кор. 1:10).

Свобода отдельного христианина является результатом его принадлежности к сообществу верующих во Христа. Согласно Библии, человек не свободен, если он лишен связи с Богом и другими людьми. Поэтому богословская истина должна подтверждаться коллективными исследованиями и доказательствами. Отдельный человек может побудить других верующих исследовать тот или иной вопрос, но только народ Божий и Его Церковь могут решать, что в свете Священного Писания истинно, а что ложно. Никто из работников или членов Церкви не может считать себя непогрешимым толкователем истины для других людей.

Ввиду того, что ложные учения, губительные для жизни вечной, могут иногда появляться внутри самой Церкви (Деян. 20:29-31; 2 Петр. 2:1), единственной гарантией от этой угрозы может быть отказ от принятия и поощрения любой новой доктрины или нового толкования до тех пор, пока этот вопрос не будет представлен на рассмотрение опытных, искушенных братьев, ибо «народ… при многих советниках благоденствует» (Притч. 11:14).

Даже подлинное понимание работником сути истины может оказаться неприемлемым для Церкви после первого же сообщения работника о своих открытиях. Если предлагаемая доктрина вызывает глубокие разногласия, то ее не следует преподавать или проповедовать, пока описанным выше способом не будет дана ее оценка. Сами апостолы иллюстрируют пример такого подхода (Деян. 15:2, 6; Гал. 2:2). Будет безответственно, если работник воспользуется предоставленной ему свободой, чтобы навязывать точку зрения, ставящую под угрозу единство церковной организации, которое в такой же мере является частью истины, как и сформулированные положения вероучения (см. Фил. 1:27; Рим. 15:5, 6).

Кроме того, работники должны проводить различие между доктринами, которые нельзя ставить под угрозу, не нарушив Евангелие в контексте Трехангельской вести, и другими учениями, не получившими поддержки Церкви. Примером проведения подобного различия может служить решение, принятое на совещании апостолов и пресвитеров в Иерусалиме (Деян. 15). Апостол Павел был заинтересован в том, чтобы утвердить истину о христианской свободе в евангельском учении для язычников. И как только этот принцип был Церковью принят, он согласился пойти на уступки в менее важных вопросах (Рим. 14:5-13) ради единства верующих. Тот, кто предусматривает определенное время, необходимое для воплощения того или иного принципа или новой истины в повседневной жизни Церкви, проявляет уважение к целостности Тела Христова.

Но где должна проходить граница между свободой и ответственностью? Предполагается, что человек, принимаемый на работу в церковную организацию, воспользуется преимуществом ответственно и честно представлять дело Божье. Он должен разъяснять Слово Божье добросовестно, проявляя христианскую заботу о спасении в вечности для тех, кто находится на его попечении. Такое преимущество исключает поощрение богословских взглядов, противоречащих принятой в Церкви позиции.

Если работник не оправдает этого доверия, Церковь должна принять меры по поддержанию своей репутации (Деян. 20:28-31) в той мере, в какой сообщество верующих подвергается раздорам в связи с распространением взглядов, противоречащих принятым в Церкви доктринам. В результате работник рискует потерять преимущества, которыми он пользуется. Это имеет место в особенности по той причине, что работник в своем служении Церкви ответственен за сохранение в ней порядка и единства (Мк. 3:24, 25; Еф. 4:1-3; 1 Петр. 5:1-5).

Действуя в интересах подлинного развития духовного понимания (2 Петр. 3:18), Церковь предусматривает возможность выражения работником взглядов, отличных от общепринятых, если он считает их новым аспектом истины, который должен быть изучен компетентной комиссией. Выслушивание альтернативных мнений всегда способствует установлению истины. При этом такие мнения могут или укрепить и расширить понимание истины, или же будет разоблачена их фальшь, что подтвердит правильность существующих точек зрения.

По этой причине, для обеспечения беспристрастности и зрелости оценок, административным органам необходимо придерживаться следующих принципов в тех случаях, когда складывается мнение, что взгляды того или иного работника противоречат церковному вероучению:

 

Принципы оценки мнений, расходящихся с общепринятыми, и наложения взысканий на вероотступников в местных общинах, конференциях, учебных заведениях и иных церковных учреждениях 

Церковь сохраняет за собой право предоставлять работу только тем лицам, которые лично верят и привержены ее доктринальным принципам, сформулированным в документе «Основные положения вероучения Церкви Адвентистов Седьмого Дня» (1980 г.). Таким лицам соответствующими церковными органами выдаются специальные удостоверения, определяющие этих лиц как действующих работников Церкви.

Являясь членами Церкви, эти сотрудники сохраняют обязанность соответствовать условиям принадлежности к церковному членству, изложенным в Церковном руководстве. В этом документе сотрудники церковной организации также рассматриваются как работники, получающие заработную плату.

Подразумевается, что наложение взысканий на сотрудника церковной организации, который упорно продолжает распространять взгляды, расходящиеся с вероучением Церкви, рассматривается не как посягательство на его свободу, но как вынужденная мера для защиты целостности и идентичности Церкви. Существуют как корпоративные права Церкви, так и индивидуальные свободы. Права, которыми пользуется работник, не предполагают выражения взглядов, которые могут нанести ущерб или разрушить саму церковную организацию, которая этого работника обеспечивает и поддерживает.

Несмотря на тщательную процедуру проверки и отбора кадров, могут возникать ситуации, когда богословские взгляды работника должны подвергнуться критическому анализу. Если необходимо провести такое разбирательство, то рекомендуется следующая процедура:

1)   Неофициальные консультации между руководителем организации и работником. Эти консультации должны проходить в духе примирения, обеспечивающем для работника все возможности для свободного, открытого и честного выражения его убеждений. Если эти предварительные беседы свидетельствуют о том, что работник отстаивает доктринальные взгляды, расходящиеся с признанными положениями  адвентистского вероучения, и не склонен воздерживаться от их распространения, руководитель организации должен передать этот вопрос на рассмотрение Исполнительного комитета конференции/учреждения, который затем поручает изучить сложившуюся ситуацию специальному комитету.

Во время консультаций между руководителем организации и работником, понимание этим руководителем рассматриваемого вопроса определяет варианты предпринимаемых административных действий:

а. Если работник начинает консультации добровольно и сообщает руководителю организации о своих сомнениях по богословским вопросам, а также если он готов свободно обсуждать вопрос о распространении им своих сомнений и взглядов, то рекомендуется действовать следующим образом:

1. Работник продолжает исполнять обязанности на занимаемой должности, а не позднее, чем через шесть месяцев, представляет письменный отчет о своей позиции.

2. Если в течение указанного срока вопрос разрешается удовлетворительным образом, то никаких дальнейших действий не требуется.

3. Если вопрос разрешить не удается, то Исполнительный комитет конференции/учреждения, где работник осуществляет служение, организует разбирательство этого вопроса специальным комитетом (см. ниже состав и обязанности этого комитета).

b. Если работник активно способствует распространению своих взглядов, расходящихся с церковным вероучением, в результате чего руководитель организации вынужден начать консультации, рекомендуется действовать следующим образом:

1. Работник, по усмотрению Исполнительного комитета конференции/учреждения, или остается на своей должности, получив ясное указание воздерживаться от частного или публичного изложения своих взглядов, или на период разбирательства отправляется в административный отпуск.

2. Исполнительный комитет конференции/учреждения, где работник осуществляет служение, организует разбирательство данного вопроса специальным комитетом (см. ниже состав и обязанности этого комитета).

2) Состав и обязанности специального комитета.

а. Специальный комитет, в состав которого – по согласованию с ближайшей вышестоящей организацией — входят выбранные Исполнительным комитетом конференции/учреждения коллеги данного работника, рассматривает и выносит решение по доктринальному вопросу.

b. Работник письменно представляет специальному комитету, до начала его заседания, изложение своих доктринальных взглядов. Во время рассмотрения данного вопроса работник должен быть доступен для дискуссий с членами комитета.

c. Специальный комитет проводит свою работу серьезно, проявляя целеустремленность, безупречную честность и скрупулезную беспристрастность. После тщательного рассмотрения спорных вопросов комитет представляет Исполнительному комитету конференции/учреждения подробный письменный отчет о ходе дискуссий со своими рекомендациями. В том случае, если в комитете не было достигнуто единодушия по обсуждаемым вопросам, к указанным документам должно быть также приложено особое мнение меньшинства его членов.

d. Если специальный комитет приходит к заключению, что взгляды работника совместимы с «Основными положениями вероучения Церкви Адвентистов Седьмого Дня», то дальнейших действий не требуется. Если, однако, богословская позиция работника противоречит вероучению Церкви Адвентистов Седьмого Дня, то специальный комитет должен обсудить свои выводы вместе с данным работником и рекомендовать ему:

1. Повторно проанализировать свои богословские взгляды в надежде на то, что это позволит устранить возникшие богословские расхождения.

2. Воздерживаться от распространения своих доктринальных воззрений, противоречащих вероучению Церкви.

e. Если работник проявляет неспособность примирить свои богословские взгляды с позицией Церкви и считает, что совесть велит ему отстаивать собственную точку зрения как в частном порядке, так и публично, то специальный комитет должен рекомендовать Исполнительному комитету изъять у работника его удостоверение.

f. Если работник открыл новое положение, которое специальный комитет признает убедительным, то точка зрения работника должна быть рассмотрена должностными лицами унионной конференции (должностными лицами дивизиона/Генеральной Конференции, если работник осуществляет служение в учреждении, принадлежащем дивизиону/Генеральной Конференции), а затем, с соответствующими рекомендациями, должна быть передана на рассмотрение в Институт исследования Библии при Генеральной Конференции для окончательного решения.

3) Порядок апелляции.

а. Работник, выражающий свое несогласие, может подать апелляционную жалобу и выступить на заседании апелляционного комитета, состоящего из семи членов и создаваемого Исполнительным комитетом униона (Исполнительным комитетом дивизиона, если работник осуществляет служение в учреждении, принадлежащем дивизиону/Генеральной Конференции). Председателем этого комитета является президент унионной конференции или лицо, им назначенное, а в число его членов входят секретарь Пасторской ассоциации униона, два представителя от Исполнительного комитета дивизиона/Генеральной Конференции, руководитель конференции/учреждения и двое коллег работника, выбранных из числа представленных им пяти кандидатур.

b. Любые рекомендации апелляционного комитета унионной конференции (апелляционного комитета дивизиона, если работник осуществляет служение в учреждении, принадлежащем дивизиону) передаются на рассмотрение Исполнительного комитета унионной конференции/дивизиона. Должностные лица унионной конференции/дивизиона через руководителя унионной конференции/дивизиона извещают работника о своем коллективном решении.

c. Любые рекомендации Исполнительного комитета унионной конференции/дивизиона пересылаются в Исполнительный комитет конференции/учреждения, который принимает окончательное решение относительно служения работника.

d. Работник может подать еще одну (последнюю) апелляционную жалобу, обратившись в Исполнительный комитет дивизиона Генеральной Конференции, на территории которого он проживает. Решение этого органа является окончательным, и о нем уведомляется Исполнительный комитет конференции/учреждения, где работник осуществляет служение.

e. Во время разбирательства, рассмотрения вопроса и апелляции работник должен воздерживаться от публичного обсуждения затрагиваемых проблем.

 

Документ 2. Академическая свобода в высших учебных заведениях Церкви Адвентистов Седьмого Дня

Всякое обучение и преподавание осуществляется в рамках восприятия сущности окружающего мира, человека, знаний и ценностей. Работа христианского высшего учебного заведения основывается на принципе, уже с давних пор поддерживающем любое высшее образование, — убеждении в том, что наилучшее образование достигается в тех случаях, когда интеллектуальное развитие осуществляется в обстановке, в которой библейские концепции занимают центральное место среди целей образования. Так обстоит и с целями адвентистского образования.

В колледжах и университетах Церкви АСД, как и в любых высших учебных заведениях, важнейшее место при определении целей образования занимает принцип академической свободы. Этот принцип отражает веру в свободу как неотъемлемое право в демократическом обществе, в частности, в академической среде. Он служит гарантией того, что преподаватели и студенты будут иметь возможность осуществлять задачи обучения, научных исследований и преподавания при минимальных ограничениях. Данный принцип распространяется на те профессионально преподаваемые предметы, для которых свобода особенно необходима в процессе поиска истины. Он также предполагает атмосферу открытости научных исследований, которая требуется в академическом сообществе ради обеспечения добросовестности и полноты образовательного процесса.

Для церковных колледжей и университетов академическая свобода приобретает дополнительный смысл. Она не менее, и даже более важна, чем в светских учебных заведениях, ибо необходима для благополучия самой Церкви. Это возлагает ответственность на христианских преподавателей, которые должны быть организованными, надежными и зрелыми учеными, занимающимися исследовательской, педагогической и издательской работой в рамках своих профессиональных знаний без постороннего принуждения, но с должным учетом характера и целей учебного заведения, выдавшего им соответствующие удостоверения, и с заботой о духовных и интеллектуальных нуждах студентов.

Поэтому колледжи и университеты Церкви Адвентистов Седьмого Дня разделяют принципы академической свободы, повсеместно считающиеся важными в сфере высшего образования. Эти принципы делают возможным организованный и творческий поиск истины. Они также признают тот факт, что свобода никогда не бывает абсолютной, но подразумевает соразмерную ответственность. Следующие принципы академической свободы формулируются с учетом ответственности и уделяют особое внимание ограничениям, необходимость которых связана с религиозными целями христианского учебного заведения.

 

Свобода

1) Свобода слова. В то время как право на личное мнение представляет собой часть наследия сотворенного Богом человека, преподаватель, принимаемый на работу в адвентистский колледж или университет, признает наличие определенных границ для выражения своих взглядов.

Представляя свою специальность, он должен осознавать, что общественность будет судить о его профессии по сделанным им высказываниям. Следовательно, ему следует быть собранным, уважать чужие мнения и проявлять необходимую сдержанность. В тех случаях, когда он не выступает от лица своего учебного заведения, ему надлежит ясно об этом указывать. Выражая свои личные взгляды, он не должен забывать о том, как это повлияет на репутацию и цели учебного заведения.

2) Свобода научных исследований. Ученый-христианин проводит научные исследования в контексте своих религиозных взглядов и с позиций христианской этики. Он может беспрепятственно заниматься этими исследованиями, отвечая за свои действия, а также должным образом соблюдая общественную безопасность и приличия.

3)  Свобода преподавания. Преподаватель осуществляет свою профессиональную деятельность и излагает свой предмет в рамках мировоззрения, упомянутого во вступительном абзаце настоящего документа. Являясь специалистом в конкретной области, он имеет право на свободное и честное обсуждение своего предмета во время учебных занятий. Он, однако, не должен включать в преподаваемый предмет спорные вопросы, не связанные с учебной тематикой. Академическая свобода – это свобода поиска знаний и истины в пределах специальности данного преподавателя. Она не дает разрешения на выражение спорных мнений по вопросам, не относящимся к этой специальности, и не освобождает преподавателя от ответственности за учебный процесс.

 

Коллективная ответственность

Подобно тому, как необходимость академической свободы имеет особое значение для церковного учреждения, ограничения этой свободы отражают особые интересы этого учреждения. Первоочередной обязанностью преподавателей и руководителей учебного заведения, а также руководителей Церкви, является поиск и распространение истины. Следующей их обязанностью является необходимость совместных консультаций в тех случаях, когда результаты академических исследований имеют отношение к вести и миссии Церкви.

Истинный ученый, проявляющий смирение в поисках истины, не отказывается ознакомиться с результатами и прислушаться к советам своих коллег. Он признает тот факт, что они также находят истину. Он учится у них и активно обращается к ним за советом в случае выражения мнений, противоречащих общепринятым церковным взглядам, ибо заинтересован в том, чтобы в Церкви было согласие.

С другой стороны, от церковных руководителей ожидается, что они  будут способствовать развитию атмосферы христианской сердечности, когда ученый не будет ощущать угрозу, если выводы, к которым он пришел, отличаются от традиционных взглядов. Поскольку динамическое развитие Церкви обусловлено продолжающимися исследованиями посвященных ученых, президент, совет попечителей и руководители Церкви должны их защищать не только ради блага этих ученых, но также во имя истины и благополучия Церкви.

Исторически сложившаяся доктринальная позиция Церкви формулируется на сессиях Генеральной Конференции и публикуется в «Ежегоднике Церкви Адвентистов Седьмого Дня» под рубрикой «Основные положения вероучения Церкви АСД». Предполагается, что преподаватели церковных учебных заведений не будут учить истинам, противоречащим этим фундаментальным положениям. Они обязаны помнить, что истина – это не единственный плод полемики и дискуссий; результатом может быть также раскол. Преданные Церкви ученые проявляют осмотрительность в представлении концепций, которые могут угрожать единству Церкви и эффективности ее работы.

Помимо Основных положений вероучения, бывают выводы и интерпретации, которые порождают в Церкви расхождения во мнениях, не затрагивающие, однако, отношение верующих к самой Церкви или ее миссии. Высказывая свое особое мнение, преподаватель должен делать это честно и беспристрастно, ясно выражая свою верность Церкви. Он должен стремиться проводить различие между гипотезами и фактами, между основными и второстепенными вопросами.

Когда возникают вопросы, связанные с проблемой академической свободы, каждый университет и колледж должен следовать ясно сформулированным процедурам разрешения подобных противоречий. Эти процедуры должны предусматривать рассмотрение возникшей проблемы коллегами по работе, возможность апелляции и рассмотрение проблемы на уровне совета попечителей. Следует максимально позаботиться о том, чтобы обеспечить справедливость и беспристрастность принимаемых решений, а также защиту прав преподавателя и целостности учебного заведения. Такая защита – это не только требование справедливости, но также вопрос создания и поддержания коллегиальности в данном колледже или университете. Это также защита от тех, кто оказывает разрушительное влияние, от людей подобострастных и обманщиков.

 

Реализация документа

Рекомендуется, чтобы вышеприведенное Заявление об академической свободе было представлено профессорско-преподавательскому составу и совету каждого университета и колледжа его руководством в качестве основы для подготовки в самом учебном заведении соответствующего документа об академической свободе.

 

Данное Заявление было утверждено и принято на Годичном совещании Исполнительного комитета Генеральной Конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня в г. Вашингтоне 11 октября 1987 г.