Официальные заявления Церкви

Официальные заявления Церкви

Заявление Церкви АСД по поводу Генной Терапии Человека

Введение

Последние достижения медицины и генной технологии создают возможности для лечения человеческих заболеваний посредством изменения генов в клетках больного. Хотя методы недавно возникшей генетической медицины все еще находятся в стадии разработки, темпы клинических испытаний и современные успехи в этой области означают, что генная терапия становится в медицине широко распространенным и многосторонним вариантом действий. Эта перспектива выдвигает на первый план необходимость для христиан определить нравственные религиозные принципы, имеющие отношение к вопросу об использовании генной терапии человека.

 

Общая характеристика

Генная терапия использует ДНК или РНК – химические соединения, из которых состоят гены – для лечения или ослабления врожденных дефектов или приобретенных заболеваний. Лечебный генетический материал может предназначаться для замены нарушенных генов в клетках пациента или для предоставления дополнительной генетической информации с целью регулирования функций нормальных генов. ДНК можно получать почти из любых природных источников (животных, растений, микробов, вирусов) или синтезировать, не имея природных аналогов. Влияние интродуцируемого материала можно сделать временным или постоянным. Нередко результаты, получаемые с помощью генной терапии, не могут быть достигнуты каким-либо иным способом. Вначале объектом применения генной терапии были относительно редкие наследственные болезни. Впоследствии в центре внимания оказалось генетическое лечение таких широко распространенных заболеваний, как рак, болезни сердца, гипертония, диабет, пр.

Нахождение эффективных способов интродукции генов в большое количество индивидуальных клеток, которые бы извлекли из этого максимальную пользу, оказалось технической проблемой, ограничивающей полезность генной терапией. В большинстве клинических испытаний для «транспортировки» новой ДНК в качестве носителей использовались вирусы, поскольку они невероятно эффективно инфицируют клетки собственными генами. Вирусный перенос обычно совершается путем удаления генов, которые используются вирусом для репликации или для разрушения своих клеток-хозяев, и замещения их терапевтическими генами. В различных случаях применение находят аденовирусы (холодные вирусы), ретровирусы (родственные ВИЧ), адено-ассоциированные вирусы (небольшие вирусы, которые – насколько известно – не вызывают болезней), вирус герпеса и некоторые другие вирусы. Все вирусные векторы обладают характеристиками, ограничивающими их полезность, и их применение часто связано с медицинским риском. Могут также разрабатываться другие методы включения генов в состав клеток без использования вирусов, однако они обычно не столь эффективны.

 

Соматическая генная терапия 

Виды генной терапии определяются наследуемостью вызываемых изменений. Соматическая генная терапия вносит изменения в гены любых клеток организма, за исключением репродуктивных клеток. В качестве мишеней предлагаются самые различные органы: костный мозг, печень, мышцы, кожа, легкие, кровеносные сосуды, сердце, головной мозг. Соматическая терапия, однако, сознательно избегает таких генетических изменений, которые могут передаваться потомству пациента. Следовательно, цель этого вида генной терапии такая же, как и в традиционной медицине – спасение человеческой жизни или облегчение страданий больного.

Соматическая генная терапия подразделяется на две категории в зависимости от того, каким методом осуществляют интродукцию генов. Во многих ситуациях клетки вначале удаляют из организма пациента, а затем подвергают обработке в лаборатории; эту процедуру часто называют генной терапией ex vivo. Как только генетическая модификация будет завершена, клетки возвращают в организм пациента в надежде на то, что они приживутся в ткани-мишени в количестве, достаточном для достижения желаемого эффекта. Ввиду того, что протоколы ex vivo должны составляться для каждого человека индивидуально, они трудоемки и дорогостоящи. В настоящее время ставится задача осуществления генетической модификации in vivo, при которой терапевтические гены вводились бы непосредственно в организм пациента. Сейчас ни один из существующих носителей не способен эффективно отыскивать намеченные клетки-мишени и вводить в них с достаточной результативностью переносимые гены ради достижения желаемого эффекта.

Хотя было проведено множество клинических испытаний соматической терапии, однозначного успеха удалось добиться лишь в немногих случаях. Методы введения терапевтических генов в клетки организма человека все еще примитивны, малоэффективны и потенциально опасны. Смерть молодого пациента, случившаяся в конце 1999 года в результате такого клинического испытания, показала, что достаточный уровень безопасности все еще не достигнут.

 

Зародышевая генная терапия

По сравнению с соматической генной терапией, зародышевая терапия намеренно  совершает генетические изменения, распространяющиеся на репродуктивные клетки. Это приводит к тому, что такие изменения могут быть унаследованы потомством пациента. Таким образом, зародышевая терапия целенаправленно стремится улучшить состояние не только самого пациента, но и его потомков в будущих поколениях. В этом отношении она представляет собой кардинально новую цель для медицинского вмешательства. Потенциальное преимущество этой терапии заключается в том, что она  устраняет причины изнурительных болезней вместо того, чтобы заниматься индивидуальным лечением больных в каждом последующем поколении.

Предлагаемая методика включает точное ручное введение ДНК в отдельные оплодотворенные яйцеклетки или в клетки эмбрионов на самой ранней стадии их развития. К настоящему моменту видоизменение зародышевой линии удалось осуществить только в организме животных. Наряду с опасностью для здоровья, присущей современным репродуктивным технологиям[*], зародышевая терапия связана с высоким риском гибели эмбриона или плода, а также с риском мертворождения или смерти ребенка, физических нарушений и генетических дефектов. Помимо вопроса об обеспечении  необходимой безопасности, использование зародышевой терапии ставит серьезные этические проблемы. Среди них проблема информированного согласия еще не родившихся лиц; оценка долгосрочных последствий генетических изменений; возможное уменьшение генетического разнообразия людей из-за систематического исключения ряда характерных признаков; генетический детерминизм в связи с выбором, сделанным исходным пациентом и генными терапевтами; перспектива использования зародышевой терапии в программах евгеники; проблематичный вопрос о применении данной терапии для устранения косметических дефектов. Ввиду нерешенного вопроса о безопасности и существования ряда этических проблем, в широкой практике использование зародышевой терапии не поощряется или запрещено.

 

Библейские принципы

Хотя генная терапия еще находится на ранней стадии своего развития, наш моральный долг, как мыслящих христиан, состоит в том, чтобы выяснить ее возможности в удовлетворении потребностей человека, узнать о связанных с ее применением биологических и генетических рисках, и избежать злоупотреблений. Решения в этой сложной и развивающейся области должны приниматься в соответствии со следующими библейскими принципами:

1. Облегчение страданий и сохранение жизни. Согласно Библии, Бог проявляет беспредельную заботу о здоровье, благополучии и восстановлении Своих созданий (Притч. 3:1-8; Пс. 102:2, 3; Мф. 10:29-31, 11:4, 5; Деян. 10:38; Ин. 10:10). Он ясно повелевает нам продолжать Его служение исцеления (Мф. 10:1; Лк. 9:2). В той мере, в какой генная терапия способна предотвращать генетические заболевания и восстанавливать здоровье человека, ее необходимо приветствовать как один из способов взаимодействия с инициативой Бога по избавлению от тех страданий, которых можно избежать.

2. Безопасность, защита от вреда здоровью. Священное Писание поручает нам защищать людей, чье положение в обществе уязвимо (Втор. 10:17-19; Пс. 9:10; Ис. 1:16-17; Мф. 25:31-46; Лк. 4:18, 19). Если болезнь или генетическое нарушение не угрожают жизни, то вопрос о генетическом вмешательстве можно рассматривать только в том случае, когда достигнут высокий уровень безопасности, а жизнь человека защищена на всех ее этапах. Даже в тех ситуациях, когда жизнь находится под угрозой, риск, связанный с генетическим вмешательством, должен в достаточной мере компенсироваться перспективой выздоровления.

3. Почитание образа Божьего. Люди, созданные по образу Божьему (Быт. 1:26, 27), отличаются по своей природе и положению от всех остальных земных существ; Бог наделил их способностями мыслить, понимать духовные ценности и принимать нравственные решения (3 Цар. 3:9; Дан. 2:20-23; Флп. 4:8, 9; Пс. 8:4-9; Еккл. 3:10, 11). Необходимо проявлять большую осмотрительность, если геном человека предполагается навсегда изменить таким образом, что будут затронуты эти способности.

4. Защита независимости людей. Бог высоко ценит свободу человека (Втор. 30:15-20; Быт. 4:7). Следует отвергать генетические изменения, которые сужают возможности человека, ограничивают его участие в жизни общества, уменьшают независимость или подрывают личную свободу.

5. Понимание Божьего творения. Поскольку Бог наделил людей умом и творческими способностями, Он предполагает, что они возьмут на себя ответственность за Его творение (Быт. 1:28), а также возрастут в понимании основ жизни, включая функционирование человеческого организма (Мф. 6:26-29; 1 Кор. 14:20; Пс. 8:4-10; 138:1-6; 13-16). Наше понимание мудрости и благости Божьей можно увеличить только путем поисков и исследований в сфере нравственности.

 

Этот документ был принят Комитетом ГК по христианскому взгляду на человеческую жизнь в апреле 2000 г. и направлен отделам и учреждениям Церкви, которые могут воспользоваться этим материалом.

 


[*] См. заявление «Об искусственном воспроизводстве человека», рекомендованное Комитетом ГК по вопросам христианских взглядов на человеческую жизнь и принятое Административным комитетом ГК 26 июля 1994 г.