16-22 июня. Оценка миссионерских проектов.


Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

Pdf-файл СШ II квартал (3.7 MB) Mp3-архив СШ II квартал (450 MB)

12 урок СШ (mp3, 38 MB)

ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха» (Притч. 25:12).

БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: 2 Кор. 13:5, 6; Евр. 10:24, 25; Втор. 10:12, 13; Мф. 23:15; Откр. 14:6, 7.

КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ: Будет ошибкой участвовать в великом Божьем деле, не оценивая при этом свою работу.

Слишком часто мы удовлетворяемся незначительными результатами евангелизма, в то время как могли бы оказывать большее влияние и иметь больший успех, если бы оценивали предыдущие миссионерские проекты и позволяли результатам анализа влиять на будущее направление и стратегию миссионерской работы.

Иногда на миссионерские проекты тратятся большие суммы денег, принося при этом минимальные результаты. За этим следует предложение изменить статьи расхода бюджета и (или) методы работы. Если эти вопросы задавать без критики, они могут стать частью эффективной оценки.

Необходимо сразу же отметить, что нам до конца не известны все результаты любой евангельской инициативы, поскольку мы видим только фактические результаты (например, количество крещеных людей), но не масштабы посева евангельского семени.

Тем не менее все равно существует необходимость оценивать принятые решения, воздерживаясь от критики и осуждения.

На этой неделе мы рассмотрим оценку как библейский принцип и определим ее значение в качестве непрерывного процесса в жизни современной общины.

Оценивание происходит независимо от того, сознаем мы это или нет. Оно происходит каждую субботу и при каждой встрече братьев и сестер.

Люди оценивают содержание, ясность и даже продолжительность проповеди, а посещающие собрания ожидают высокого уровня знания Библии. Когда люди чего-то ожидают, оценивание неизбежно.

Хотя мы не можем указать библейский текст, говорящий о целенаправленно предпринятом оценивании, тем не менее не вызывает сомнений, что оно занимало серьезное место в жизни ранней Церкви.

Что приведенные тексты говорят нам о важности оценивания? Какого рода оценивание они рекомендуют? 1 Тим. 3:1-13; 1 Кор. 11:28; 2 Кор. 13:5, 6.

Когда Слово Божье устанавливает стандарт, предписывает конкретные действия или дает повеление, мы должны быть открытыми для оценивания. Оценивание подразумевает очень важные вопросы: как мы справляемся с этим служением, как можем добиться большего успеха?

Тот факт, что Павел давал конкретные характеристики дьяконам и пресвитерам, показывает, что здесь имело место определенное оценивание. Это могла быть оценка на соответствие занимаемой должности или эффективности данного служения.

Прочитайте евангельское поручение в Мф. 28:19, 20. Какие оценочные вопросы вы можете задать относительно того, как ваша церковь справляется с этим поручением?

Нам как слугам Божьим вверена евангельская истина неизмеримой ценности. Принимая во внимание то, что евангельская весть должна прозвучать по всему миру, мы не должны удивляться, что Бог также ведет Свое оценивание.

Бог заинтересован в продвижении работы, вверенной тем, кто откликнулся на Его призыв и стал Его соработником в деле спасения душ.

Еще раз прочитайте 2 Кор. 13:5. Что этот текст говорит лично вам? Как вы можете применить его к себе? Что убеждает вас в том, что Иисус Христос пребывает в вас?

Оценивание несет в себе множество преимуществ, но существуют и некоторые опасности, которых мы должны избегать.

Если мы проявляем чрезмерную активность в оценивании и при этом обращаем внимание главным образом на что-то негативное, возникает опасность создания атмосферы критицизма, которая будет удручать ваших миссионеров и уменьшать их число.

Чтобы оценивание не выглядело как критика, его необходимо сопровождать искренней поддержкой. К сожалению, мы забываем поддерживать наших работников, особенно тех, которые совершают свое служение долгое время.

Они всегда на месте, всегда выполняют работу, и мы начинаем считать, что так будет всегда. Оценивание даст вам возможность поддержать и одобрить их.

Замечаете ли вы выражение одобрения в приведенных ниже стихах? Как подобное одобрение может быть выражено отдельным работникам или группам? Деян. 16:1, 2; Рим. 16:1; 1 Кор. 11:2; Флп. 4:14.

Во многих случаях апостол Павел должен был наставлять общины или отдельных людей непосредственно в вопросах занимаемой позиции, поведения или учения.

Это показывает, что определенное оценивание имело место, но при любой возможности Павел также благодарил людей за поддержку, которую они оказывали ему, хвалил за верность Богу и за добросовестное выполнение служения.

Чтобы оценивание было честным, мы должны оценивать не только результаты, но и процессы. Оценивание результата показывает, достигнуто ли запланированное той или иной программой. Оценивание процесса обозревает внутреннюю организацию проектов.

Внимательно прочитайте Евр. 10:24, 25. Что в данном контексте означает призыв быть внимательными друг к другу? Какие оценочные принципы предложены здесь?

Предложенные стихи представляют собой нечто большее, чем совет. Они настойчиво увещевают нас серьезно относиться к духовному росту и развитию друг друга.

Если мы должны внимательно относиться к Божьим требованиям относительно нашей христианской жизни, а также наблюдать за тем, на каком этапе находится каждый из нас в своем духовном опыте, следовательно, внимание друг к другу также ведет к правильному оцениванию.

Подумайте, как воодушевляет любое одобрение, когда вас хвалят как человека или замечают ваше служение. Удивительно, как много могут сделать несколько простых слов! Какова ваша общая позиция по отношению к окружающим? Что вам более свойственно: критиковать или поддерживать? Если первое, тогда как вы можете изменить эту деструктивную черту характера?

Прочитайте приведенные ниже стихи в контексте изучаемой на этой неделе темы (фактически в контексте общей темы всего квартала).

«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо» (Вт. 10:12, 13).

Что бы вы сказали, если бы вас попросили выделить главную мысль этих двух стихов?

На какой текст Нового Завета похож прочитанный отрывок? Каким образом эта схожесть подчеркивает важность увещевания, приведенного в двух стихах из Второзакония?

В текстах говорится, что Бог «требует» чего-то от нас. Как мы должны понимать значение этого стиха в контексте спасения по вере?

Прочитанный отрывок глубоко затрагивает сердце и душу человека, о которых зачастую трудно судить по внешнему виду. О каких внешних проявлениях внутреннего состояния человека сообщает отрывок? Как изображенная здесь взаимосвязь между внутренним и внешним соответствует нашему пониманию текстов Откр. 14:6-12?

В Мф.23:15 Иисус дал жесткую оценку «свидетельству» и «евангелизму», которую несли язычникам книжники и фарисеи. Поэтому, желая исполнить евангельское поручение, мы всегда должны помнить о глубоких истинах, записанных в Книге Второзаконие 10:12, 13.

Ведь, предпринимая всевозможные попытки благовестия, мы меньше всего хотели бы, чтобы в результате этого люди становились хуже, чем до встречи с нами.

«Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7).

Мы уже говорили, что любые цели, которые ставят перед собой община и отдельные люди, необходимо оценивать. Хотя наблюдать за численным ростом и оценивать его не так уж сложно, тем не менее необходимо помнить, что для церкви важны не только цифры.

Совершенно очевидно (во всяком случае, должно быть очевидно), что мы не просто хотим наполнить Церковь людьми. Мы хотим наполнить ее людьми, чьи отношения с Иисусом укрепляются, людьми, которые любят Господа и выражают эту любовь в послушании Его заповедям.

Меньше всего нам хотелось бы услышать в свой адрес слова, сказанные Иисусом книжникам и фарисеям: «Обходите море и сушу (участие в миссионерской работе)… и… делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15).

Этот суровый укор такому «благовестию» показывает, как важно уделять внимание оценке духовного роста не только тех, кого мы приводим в Церковь, но в первую очередь своего собственного.

Прочитайте Мф. 26:41; 1 Фес. 5:17; Рим. 8:6; Еф. 6:17, 18; 2 Тим. 2:15, 16; Пс. 1:2. Согласно приведенным стихам какие духовные упражнения особенно важны? Почему все это имеет огромное значение для нашего духовного возрастания?

Как мы, будучи грешниками, нуждающимися в Божественной милости, можем оценивать что-то столь «неосязаемое», как духовность других людей? Не существует четко выраженной шкалы духовности, по которой мы могли бы оценить духовное состояние человека.

Поэтому правильнее и полезнее будет принимать во внимание то, что человек идет по духовному пути, но не определять, на каком отрезке этого пути он находится. Индикаторами духовного пути являются духовные упражнения, в которых мы участвуем.

Все перечисленное в вышеприведенных стихах, конечно же, является такими индикаторами, но мы все равно должны быть осторожны в своей оценке духовного опыта других людей. В то же время (особенно имея дело с новообращенными) мы должны с любовью и добротой вести их к пониманию важности таких необходимых составляющих духовного роста, как молитва, изучение Библии и послушание.

Сама причина существования нашей Церкви является поводом для оценивания нашего служения. Мы верим, что Церковь адвентистов седьмого дня возникла в определенное время земной истории как часть Божьего плана, предусматривающего проповедь Евангелия миру. Другими словами, мы существуем, чтобы обретать людей для Божьего Царства.

Прочитайте Откр. 14:6, 7. Как мы понимаем эти стихи в контексте нашей принадлежности к адвентистской Церкви?

Оценивание своих действий помогает наиболее эффективно выполнять возложенную на нас задачу. Любое оценивание церковной деятельности должно затрагивать вопрос влияния стратегии миссионерской работы на рост Церкви. Другими словами, как совершаемая нами деятельность помогает нам достичь цели.

Прочитайте Мф. 6:33; Мф. 10:7; Мф. 24:14; Лк. 4:43. О чем говорят тексты? Как изложенные в них истины должны влиять на нас как Церковь и на нашу миссионерскую деятельность?

В служении Иисуса на земле проповедь как метод приобретения душ для Царства Божьего занимала важное место. Иисус проповедовал, что Царство Божье приблизилось. Он обличал религиозных вождей за то, что они закрывали Божье Царство для людей и усложняли их путь туда. Он послал Своих учеников проповедовать Царство Божье.

Несомненно, важнейшей целью Иисуса, апостолов и Церкви было спасение людей для этого Царства. Записи о количестве присоединившихся к Церкви людей и появлении церквей среди язычников свидетельствуют, что тогда имело место оценивание работы Церкви по обращению людей для Царства Божьего.

Иисус четко и прямо заявил: если вы не с Ним, значит, против Него (Мф. 12:30), не собирая с Ним, вы расточаете. Проанализируйте свою жизнь: собираете ли вы с Иисусом или расточаете? Чем можете подтвердить свой ответ?

Приглашайте других принять участие в вашем служении. Слышали ли вы когда-нибудь о таком понятии, как «человек-оркестр»? Это означает, что один человек играет сразу на нескольких инструментах. Барабан привязан ремнями к его спине и приводится в действие ножной педалью; тарелки прикреплены к коленям и так далее.

В метафорическом смысле словосочетание «человек-оркестр» означает человека, который все делает сам. Подобные «оркестры» в Церкви не могут быть долговечны, поскольку не имеют физической или эмоциональной поддержки команды.

Такие люди иногда жалуются на недостаток церковной поддержки, но скорее всего общину даже не просили как-то поучаствовать, кроме как оказать финансовую помощь.

Независимо от того, начинаете вы служение или оцениваете уже существующее, вот некоторые предложения относительно возможных вариантов расширения вашего служения через привлечение других людей:

1. Сделайте обзор всех аспектов вашего служения и посмотрите, сколько людей могут в нем участвовать.

2. Определите, в каких областях вам особенно не хватает помощи, и найдите наиболее подходящих людей, готовых взять на себя эту ответственность. Подумайте о руководителях групп.

3. Подготовьте детальный письменный перечень всех аспектов служения. Это может оказаться полезным при обсуждении предполагаемых кандидатур на служение. Они смогут правильно понять, что от них ожидается.

4. Регулярно отчитывайтесь перед церковью. Это позволит всем увидеть, что ваше служение является частью общей стратегии евангельского служения церкви, и собратья скорее согласятся участвовать в нем.

5. Регулярно собирайте всех участвующих в вашем служении. Поддерживайте их и отмечайте успехи. Задавайте вопросы: как мы справились с поставленной задачей, как обстоят дела сейчас и что мы будем делать дальше?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Где и как проходит граница между оцениванием и критикой, о которой нас предостерегает Писание?

2. Поразмышляйте над словами Иисуса, записанными в Мф. 23:15. Как мы можем не допустить этого, особенно если новообращенные зачастую проявляют особое рвение и усердие? Как мы можем сделать все возможное, чтобы наше рвение было направлено в нужное русло и мы не воспитывали «сыновей геенны» в нашей среде? Если бы мы преследовали такую цель, как лучше всего ее можно было бы достичь?

3. Проанализируйте служение, совершаемое вашей церковью в данное время, и предложите провести хорошую оценку хода программы, всех текущих процессов и участников.