Чтения

Вечерний Страж

В поисках достойного образования — II

Электронный вариант Вечернего Стража предоставлен издательством «Источник жизни».
Скачать Вечерний страж «Чтобы нам не забыть» (11.2 MB)

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; внушай их детям твоим. Втор. 6:6, 7.

В первые 28 лет пророческого служения Елены Уайт мы не находим ни одной статьи на тему школы или формального образования. Хотя еще в 1854 году она писала на тему домашнего воспитания и ответственности родителей.

Но ситуация радикально изменилась в 1872 году, когда частная школа Белла стала первым образовательным учреждением, которое спонсировала Церковь. Для него она пишет «Достойное образование» — один из своих важнейших и развернутых трудов на тему образования.

«Достойное образование» оказало большое влияние на работников просвещения, поскольку они правильно восприняли его как послание, содержащее принципы идеального христианского образования. Оно не оставило никаких сомнений в том, что адвентистам суждено стать «реформаторами» в области образования (Принципы христианского воспитания, с. 44).

Частью этого образовательного идеала был переход от перекоса в сторону книг к сбалансированному образованию, которое уделяло бы внимание «физическому, интеллектуальному, нравственному и религиозному развитию детей» (там же, с. 15).

Концепция сбалансированного образования, которое влияет на личность в целом, станет отличительной особенностью трудов Елены Уайт, касающихся образования, в течение следующих 40 лет. «Достойное образование» делится на три основных раздела.

Первый из них выдвигает идею истинного образования как развития самообладания. Тогда как люди могут дрессировать животных, человеческих существ необходимо воспитывать как личностей, способных принимать нравственные решения.

Таким образом, мы должны стараться привлечь их волю на сторону правды. Второй раздел, включающий 25 из 31 страницы этого документа, рассматривает физическое здоровье и полезный ручной труд в контексте домашнего и школьного образования.

Она вновь и вновь подчеркивает практичность, полезность и физические аспекты образования. Именно в этом разделе она особо выделяет тот факт, что адвентисты являются реформаторами в области образования. Третий раздел кратко освещает вопрос преподавания Библии и «основных областей» знания для тех, кто готовится к служению.

У нее не было никаких сомнений в важности образования. В конце концов, «невежество не добавляет смирения или духовности» христианам и «Христос наилучшим образом будет прославлен теми, кто разумно служит Ему. Великая цель образования состоит в том, чтобы научить нас так использовать силы, которыми Бог нас наделил, чтобы наилучшим образом представлять библейскую религию и способствовать славе Божьей» (там же, с. 45).