СШ

Субботняя Школа

7-13 июля. Сохраняя взаимоотношения.

[audio:http://adventistfiles.net/documents/ss/2012/3/adult/ss-2012-03_02.mp3|autostart=no|titles=Сохраняя взаимоотношения.]

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

Pdf-файл СШ III квартал (4 MB) Mp3-архив СШ III квартал (621 MB)

2 урок СШ (mp3, 69 MB)

ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы — слава наша и радость» (1 Фес. 2:19, 20).

БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: Деян. 17:5-34; 1 Кор. 1:18 по 1 Кор. 2:2; 1 Фес. 2:17 по 1 Фес. 3:10.

КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ: Истинный евангелизм ведет к взаимоотношениям, которые могут выдержать проверку временем и продлиться всю вечность.

В течение трех недель Павел проводил евангельские встречи в Фессалонике. Это был захватывающий цикл проповедей, но они вызвали противодействие местных религиозных властей и других агрессивно настроенных людей.

В конце концов по решению городского совета Павел был выслан из города. Это решение также препятствовало его возвращению. Данный урок рассматривает результаты евангельского служения Павла в Фессалонике.

После пережитого опыта Павел мог бы сосредоточиться на противодействиях и других затруднениях, встретившихся ему на пути. Но вместо этого он обратил все свое внимание на взаимоотношения, которые построил с членами новой христианской общины в Фессалонике.

Павел был очень огорчен тем, что ему в такой спешке пришлось покинуть Фессалонику. Он знал, что у него было слишком мало времени, дабы закалить уверовавших, сделать их неуязвимыми для разочарования и негативного влияния. Не имея возможности лично общаться с ними, он был вдохновлен Святым Духом на написание писем верующим в Фессалонике.

Эти письма, известные как Первое послание к Фессалоникийцам и Второе послание к Фессалоникийцам, вошли в канон Нового Завета.

Прочитайте Деян. 17:5-9. Каким был главный мотив иудеев в их противодействии Павлу? Что говорили оппоненты, стремясь обратить внимание властей на это дело? Как отреагировали городские начальники?

Когда кто-то проповедует новое учение и люди проявляют к нему интерес, это, как правило, вызывает зависть руководителей и учителей других религиозных групп.

Внимание, которое раньше было сосредоточено на этих руководителях, теперь направлено на других. Пытаясь нейтрализовать влияние нового учителя, они могут вести себя не совсем разумно.

Согласно римскому историку Публию Корнелию Тациту, незадолго до событий, описанных в Деян. 17, между римскими иудеями и человеком, которого историк называет Хрестус («Chrestus»), возник конфликт. Возможно, это имя отражает непонимание римлянами иудейской концепции Мессии (на греческом — «Христа»). Очевидно, чья-то проповедь Евангелия расколола римскую иудейскую общину.

Для римских властей разговоры о Мессии звучали, как подготовка к возведению нового государя на римский престол (Деян. 17:7). Возможно, по этой причине император выслал из столицы всех иудеев (Деян. 18:2). Некоторые из высланных, обосновавшись в Фессалонике или проходя через этот город, рассказывали о произошедших в Риме событиях.

Поскольку Евангелие полностью перевернуло мир римских иудеев, религиозные вожди Фессалоники решили не допустить подобного в своем городе. Фессалоникой управлял городской совет, состоявший, возможно, из пяти или шести «мэров», принимавших совместные решения.

Такая организация позволяла иметь определенную независимость от Рима, которой они не хотели лишаться. Поэтому, учитывая все обстоятельства, поведение городских властей в данном случае производит весьма сильное впечатление.

Схожесть с недавними событиями в Риме могла привести к физическим наказаниям христиан. Но городские власти отреагировали своеобразно (ср. с Деян. 16:22-40). Они взяли у христиан значительную сумму денег как некоторую гарантию того, что они не будут служить причиной дальнейших беспорядков, и всех отпустили.

Ревность и зависть могут уничтожить человека. Чему мы можем научиться из жизни и наставлений Иисуса, чтобы одержать победу над этими смертоносными чувствами?

Преследование может начаться по нескольким причинам. Часто оно провоцируется злобной клеветой на тех, кто не сделал ничего плохого. Но иногда оно может быть спровоцировано и неправильными действиями верующих (1 Петр. 3:13-16; 1 Петр. 4:12-16).

Вполне вероятно, что беспорядки в Фессалонике были вызваны не только ревностью оппонентов Павла, но также неправильными действиями новообращенных. Два письма к фессалоникийцам свидетельствуют: Павел очень беспокоился о том, что некоторые люди из церкви не умели вести себя в обществе.

Павел увещевает фессалоникийских христиан жить тихо и поступать «благоприлично» среди соседей-язычников (1 Фес. 4:11, 12). Он предостерегает бесчинных среди них (1 Фес. 5:14), повелевает избегать тех в общине, кто ведет себя неправильно (2 Фес. 3:6, 7).

Апостол также замечает, что некоторые члены церкви поступают бесчинно, ничего не делают и суетятся (2 Фес. 3:11). Таким образом, некоторые члены общины не только были проблематичными для церкви, но и причиняли беспокойство обществу. Озлобленных людей, воздвигавших гонения на церковь, в Фессалонике хватало, но и поведение некоторых новообращенных христиан заслуживало порицания.

Чем ситуация в Верии отличалась от ситуации в Фессалонике? См. Деян. 17:10-15. О чем свидетельствует эта разница?

Жители Верии желали больше знать о Боге и лучше понимать Писание. Охотно слушая, они проверяли все услышанное от апостолов, самостоятельно изучая Ветхий Завет.

В этом пример для нас. Мы можем быть открыты для новых идей, но при этом всегда должны проверять их, основываясь на библейском учении. Мы должны многому научиться и от многого отучиться. В то же время нужно стараться избегать заблуждений, так как они уводят нас от истины.

Несмотря на то, что фессалоникийские оппоненты Павла вскоре оказались в Верии, проживающие там иудеи не закрылись от новой вести, наоборот, «многие из них уверовали» (ст. 12). Хотя Павлу пришлось уйти в Афины, Сила и Тимофей остались в Верии, чтобы поддержать и укрепить новообращенных.

Приведите примеры, когда в разные эпохи христианская Церковь явно действовала неправильно. Какие уроки мы можем извлечь из этих ошибок? Поделитесь своими ответами на уроке в субботу.

Согласно Деян. 17:14-16, Сила и Тимофей остались в Верии, в то время как Павел отправился в Афины. Павел велел сопровождавшим его людям передать Силе и Тимофею, чтобы они пришли к нему в Афины, но нигде нет упоминания о том, что они выполнили эту просьбу.

С другой стороны, в 1 Фес. 3:1, 2 мы читаем, что Павел послал Тимофея из Афин в Фессалонику. Поэтому можно предположить, что Тимофей ненадолго пришел к нему в Афины.

С иудеями в Фессалонике (Деян. 17:2, 3) Павел начал беседу с темы о Мессии в Ветхом Завете. С чего он начинает свой разговор с языческими философами в Афинах? Деян. 17:16-34. Чему мы можем научиться, изучая эти два разных подхода?

Павел не просто приходит в Афины, шествует прямо к Ареопагу (известному также как Марсов холм) и пытается заинтересовать собравшихся там философов. Он начинает с наблюдений во время прогулки по городу. Апостол заинтересовывает афинских иудеев и некоторых греков в местной синагоге.

Кроме того, благовествуя им привычным для него образом (см. Деян. 17:2, 3), он имел возможность получить представление о преобладающей в городе культуре. Первый шаг в любой миссионерской деятельности — послушать и узнать о вере и взглядах людей, которым вы хотите благовествовать.

Павел проводил время и на рыночной площади Афин (она располагалась ниже и была видна с Марсова холма), беседуя с каждым желающим с ним поговорить. В процессе беседы апостол вызвал любопытство некоторых философов, эпикурейцев и стоиков, которые пригласили его держать речь в традиционном для подобных дискуссий месте.

Он обратился к афинской интеллигенции, рассказав о своих наблюдениях в отношении их города и религии. Исходным теологическим положением Павел выбрал тему творения, которая была интересна всем.

В отличие от подхода, используемого в синагоге, теперь он не аргументировал свою весть отрывками из Писания, но обращался к знакомым его слушателям произведениям (см. Деян. 17:27, 28; здесь он цитирует греческих писателей).

Но когда оратор зашел на территорию, выходившую за пределы их интеллектуального комфорта, философы, судя по всему, резко оборвали дискуссию. Однако несколько человек продолжили беседу с Павлом и уверовали.

Понимаем ли мы мировоззрение и религиозные взгляды окружающих нас людей? Почему, ища пути благовестия, важно хотя бы немного знать о мировоззрении слушателей?

В отрывке Деян. 18:1-18 мы находим два интересных пересечения с нецерковной историей. Первый момент связан с изгнанием иудеев из Рима во время правления Клавдия (Деян. 18:2).

Небиблейские источники датируют это событие 49 годом н. э. Другое событие связано с проконсулом Галлионом (Деян. 18:12). Поскольку проконсулы в Коринфе назначались сроком на один год, сохранившиеся надписи и другие данные точно определяют время, когда Галлион занимал данный пост, — 50–51 год н. э.

Критики иногда ставят под сомнение историчность Книги «Деяния святых Апостолов», но многие косвенные ссылки, в частности, приведенная здесь, подтверждают ее достоверность. Очевидно, после изгнания апостолов из Фессалоники Тимофей пошел оттуда с Павлом и Силой в Верию (Деян. 17:10, 14, 15).

Затем он на короткое время присоединился к Павлу в Афинах, а оттуда был послан снова в Фессалонику (1 Фес. 3:1, 2). Там Тимофей встретился с Силой (Деян. 18:5) и отправился на встречу с Павлом в Коринф.

Первое послание к Фессалоникийцам, по всей видимости, было написано из Коринфа, вскоре после прибытия Тимофея. Павел знал обстановку в Ахаии, где был расположен Коринф (1 Фес. 1:7, 8), и в Первом послании к Фессалоникийцам он отвечает на информацию, полученную от Тимофея (1 Фес. 3:5, 6).

Прочитайте 1 Кор. 1:18 по 1 Кор. 2:2. Какова главная мысль Павла в этом отрывке? Что говорят нам эти стихи о миссионерских стратегиях Павла в Афинах и Коринфе?

Должно быть, Павел не был удовлетворен итогом своей встречи с афинскими философами, так как в Коринфе решает выбрать более прямой подход к греческому сознанию. Поступая так, он не отвергает идею, что «с людьми нужно говорить на их языке», поскольку четко использует данный подход в том же послании (1 Кор. 9:19-23).

На примере Афин и Коринфа апостол показывает, что процесс общения с людьми «на их языке» не является точной наукой, но требует постоянного изучения и регулирования. Павел не применял один и тот же подход в каждом городе. Он был весьма чуток к переменам во времени, культуре и обстоятельствах.

Еще раз прочитайте сегодняшние библейские отрывки. Как их основная весть согласуется с нашей жизнью, в которой «мудрость» этого мира часто сталкивается с «юродством» креста?

Прочитайте 1 Фес. 2:17 по 1 Фес. 3:10. Что данный отрывок сообщает нам об эмоциональной привязанности Павла и его отношении к этим верующим? Как нам следует относиться к людям, которым мы служим?

Глубина мысли и строгий тон Павла (см., например, Гал. 1:6, 7; 3:1-4; 4:9-11) иногда производят впечатление, будто он пренебрегал чувствами и личными взаимоотношениями.

Но восхитительный язык приведенного отрывка из Первого послания к Фессалоникийцам свидетельствует об обратном. Павел был евангелистом, который очень ценил отношения, согласующиеся с выполнением великого поручения, делая акцент главным образом на миссионерском служении (Мф. 28:19, 20).

В приведенном выше отрывке Павел говорит о своих чувствах. Он очень скучает и даже тоскует по верующим из Фессалоники. Когда придет Иисус, Павел намеревается представить Ему фессалоникийских верующих как образец своего служения. Апостолу недостаточно просто быть спасенным в конце времени, он желает доказательства, что его жизнь принесла плод для Царства Божьего.

Не в силах более терпеть разлуку с фессалоникийцами, Павел послал к ним их общего друга, чтобы тот узнал об их жизни. Апостол боялся, что сатане как-то удастся пошатнуть их первоначальные убеждения. Однако Павел чрезвычайно обрадовался и утешился, когда Тимофей сообщил, что они тверды в вере.

Текст 1 Фес. 3:6 наводит на мысль о более глубоких чувствах апостола. Павел радуется вестям, принесенным Тимофеем, вестям о том, что они хорошего мнения о нем и жаждут увидеться с ним, как и он жаждет увидеться с ними.

Павел покинул Фессалонику неожиданно, и, судя по всему, его немного беспокоило то, как они относились к нему и его отсутствию. Верность фессалоникийцев оказалась весьма значима для Павла. В конце концов, он был лишь человеком, и поддержка единоверцев радовала его.

Принесенные Тимофеем вести вызвали в Павле особую радость, что отразилось и в его молитвах к Богу. Но эта радость не угасила его огромного желания лично увидеться с фессалоникийцами и завершить их наставление в христианской жизни.

Однако, не имея такой возможности, Павел сначала посылает с миссией Тимофея, а затем пишет фессалоникийцам письмо. Сегодня эти письма являются частью Нового Завета.

«Если бы мы смирили себя пред Богом, были бы добры, учтивы, нежны и проявляли сочувствие друг к другу, тогда там, где сегодня обращается и принимает истину один человек, обращались бы сотни. Но, несмотря на то, что мы говорим о себе как об обращенных людях, мы носим с собой свое «я», почитая его слишком ценным, чтобы отказаться от него. Возложить это бремя к ногам Христа, а вместо него принять характер Христа и уподобиться Ему — вот в чем заключается наше преимущество. Спаситель ожидает, когда мы сделаем это» (Е. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 189, 190).

«Во время Своего служения Иисус постоянно внушал ученикам, что они должны быть едины с Ним в деле освобождения мира от рабства греха… Всеми силами готовил Он их к самостоятельной работе, которая будет расширяться по мере пополнения их рядов и в конце концов охватит самые отдаленные уголки земли. Последний урок, преподанный Им Своим последователям, заключается в том, что им вверена радостная весть спасения, которую они должны возвестить всему миру» (Е. Уайт. Деяния апостолов, с. 32).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Обсудите ваш ответ на последний вопрос урока за понедельник. Как нам избежать подобных ошибок? Совершаем ли мы иногда такие ошибки даже сейчас?

2. В «Свидетельствах для Церкви», т. 9, с. 189 (см. выше) E. Уайт называет «свое „я”» бременем, которое мешает эффективному служению и препятствует обращению многих людей. Каким образом собственное «я» проявляет себя в нашей жизни? Как мы можем научиться умирать для своего «я»? Какой единственно верный путь для достижения этой цели?

3. Основной акцент в великом поручении делается на приобретении новых учеников (Мф. 28:19, 20). Поделитесь своими опытами приобретения новых учеников. Насколько ваша церковь ориентирована на миссионерское служение? Как можно улучшить ситуацию?

4. Как можно объяснить кому-то «юродство» креста? Как вы думаете, почему Павел использовал такое выражение? Что это должно сказать нам о том, насколько ограниченным может быть человеческое понимание реальности, если самая важная истина из всех истин многим кажется «глупостью»?

ВЫВОД:

Всего за три недели Павел чрезвычайно привязался к новообращенным в Фессалонике. Не имея возможности вернуться к ним, он послал Тимофея. Под действием силы Святого Духа апостол вложил в эти два послания всю свою душу. Евангелизм не должен сводиться только к принятию христианского учения. Христианская вера включает в себя все аспекты жизни — физические, умственные и эмоциональные.