14-20 июля. Фессалоника во дни Павла.


Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

Pdf-файл СШ III квартал (4 MB) Mp3-архив СШ III квартал (621 MB)

3 урок СШ (mp3, 51 MB)

ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» (1 Кор. 9:19).

БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: Ин. 11:48-50; 1 Ин. 2:15-17; 1 Кор. 9:19-27; Ин. 3:3-8; 1 Кор. 16:19.

КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ: Краткое исследование исторической ситуации в древней Фессалонике показывает, что подход Павла к жителям этого города был уникален и тщательно спланирован.

Главная цель урока — провести небольшой обзор исторических, литературных и археологических сведений о Фессалонике.

Этот материал важен по двум причинам.

Во-первых, он помогает нам понять, как первые слушатели Павла воспринимали его, что в свою очередь прояснит смысл написанного апостолом и объяснит влияние, которое он оказывал на Церковь и общество.

Во-вторых, чем больше мы узнаем о представлениях и убеждениях фессалоникийцев, тем лучше сможем понять, против чего выступал Павел. Неся Евангелие людям, апостол также должен был исправлять ошибочные взгляды.

Итак, хотя урок не построен исключительно на Библии, а на исторических фактах, он формирует основу, опираясь на которую мы будем читать послания к Фессалоникийцам.

Прочитайте Ин. 11:48-50. Каким образом римская оккупация Палестины и Иерусалима в первом веке н. э. повлияла на политические и религиозные решения относительно служения Иисуса? Подумайте над логичностью этих решений. В чем опасность такого подхода?

Во время гражданской войны между греческими городами-государствами, примерно в 168 году до н. э., фессалоникийцы пригласили римлян вступить в их город и защитить его от окружающих врагов. Римляне вознаградили Фессалонику за такую «правильную позицию» в гражданской войне, позволив ей в значительной степени самостоятельное правление.

Фессалоника стала свободным городом внутри империи, самостоятельно решающим свои внутренние дела и распоряжающимся своей судьбой. В результате богатые и более влиятельные классы в городе могли жить так же, как и раньше. Поэтому во дни Павла они были сторонниками Рима и императора.

Но для простых людей, особенно для рабочего класса, жизнь не была такой же легкой и приятной.

Существовало три главных отрицательных аспекта римского правления в Фессалонике.

Во-первых, римская оккупация привела к экономическому дисбалансу. Обычные рынки были разрушены войной и сменяющимся правительством на местном и региональном уровнях. Такие сбои ударили по бедным слоям населения сильнее, чем по богатым. Со временем этот негативный аспект стал менее значимым.

Во-вторых, хотя Фессалоника оставалась городом с относительно независимым самоуправлением, по-прежнему присутствовало ощущение политического бессилия. Некоторые местные руководители были замещены чужестранцами, хранившими большую преданность городу, который был гораздо дальше, то есть Риму, чем Фессалонике. Какой бы милостивой и доброй ни была оккупация, она не могла оставаться популярной долгое время.

В-третьих, имела место неизбежная колониальная эксплуатация, которая всегда сопровождает оккупацию. Римляне требовали сбора определенной суммы налогов. С собранного урожая, полезных ископаемых и других местных продуктов взимался определенный процент и отправлялся в Рим на поддержание растущих нужд империи.

Итак, хотя Фессалоника была гораздо более состоятельным городом, чем, например, Иерусалим, римское правление и оккупация неизбежно создавали немалое давление на местное население. Особенно тяжелым этот гнет был для бедных людей. Спустя несколько десятилетий недовольство фессалоникийцев значительно усилилось, и они жаждали изменения сложившейся ситуации.

Каким образом политическая ситуация в вашей местности влияет на служение церкви? Что может или должна сделать ваша община, дабы улучшить свое положение и репутацию в обществе?

Ответом на бессилие, которое испытывали многие фессалоникийцы, стало движение, названное учеными культом Кабируса. Основатель культа, человека по имени Кабирус, выступал в поддержку гражданских прав и в конце концов был убит двумя своими братьями. Он был похоронен с царскими почестями, и к нему стали относиться как к герою-мученику.

Низшие классы верили, что при жизни Кабирус обладал сверхъестественной силой. Они также считали, что время от времени он незаметно возвращается к жизни, дабы помочь людям, и что он вернется, принесет справедливость для бедняков и восстановит город, возвратив ему полную независимость и былое величие. Считалось, что культ Кабируса давал угнетенным надежду.

Все становится еще интересней, когда мы узнаем, что поклонение Кабирусу включало кровавые жертвоприношения, якобы возвеличивающие его мученичество. Люди верили, что посредством жертвоприношений Кабирусу можно освободиться от вины и упразднить классовые различия.

В культе Кабируса все классы общества требовали к себе равного отношения. Но и это еще не все. Когда во времена Августа возникает культ императора, римляне заявляют, что Кабирус воплотился в личность Цезаря. Другими словами, оккупанты прибрали к рукам и надежду угнетенных.

В результате духовная жизнь Фессалоники больше не несла облегчения бедному народу. Простые люди остались без значимой для них религии. Культ императора подразумевал: если в городе появлялся кто-то схожий с настоящим Кабирусом, то сразу же становился угрозой для правящих кругов. Политика римлян образовала в сердцах людей духовный вакуум, который могло заполнить только Евангелие.

Христос был истинным исполнением надежд и ожиданий, которые фессалоникийцы возлагали на Кабируса. Евангелие обеспечивало внутренний мир в настоящем и окончательное изменение уклада жизни при Втором пришествии.

Прочитайте 1 Ин. 2:15-17 (см. также Еккл. 2:1-11). Какие важные истины изложены в текстах? Испытали ли вы реальность этих слов, то есть мимолетность всего мирского и неудовлетворенность им?

Учитывая изложенную вчера информацию, нетрудно понять, почему многие фессалоникийцы-неиудеи приняли Евангелие, проповедуемое Павлом. Знал ли Павел о культе Кабируса или нет до того, как прибыл в город, но его мессианская проповедь в синагоге отвечала духовным чаяниям местных язычников.

Когда Евангелие пришло в Фессалонику, простые рабочие люди были расположены принять его, поэтому многие откликнулись. Они оказались также готовы к экстремальному истолкованию Евангелия. Культ Кабируса взращивал в людях дух восстания против власти, и этот дух мог стать источником беспорядков, о которых говорит Павел в двух своих посланиях к этой церкви (см. 1 Фес. 4:11, 12; 1 Фес.5:14; 2 Фес. 3:6, 7, 11).

Прочитайте 1 Кор. 9:19-27. Какую фундаментальную миссионерскую стратегию представляет Павел в этом отрывке? Какие сложности могут встретиться во время ее осуществления? Как можно поддерживать правильный баланс в следовании двум принципам, представленным в отрывке?

Евангелие оказывает огромное влияние, когда затрагивает нужды, надежды и мечты людей. Святой Дух наводит мосты для Евангелия, но нельзя умалять значения прилежной молитвы и хороших взаимоотношений.

Мировой опыт показывает, что люди особенно открыты для адвентистской вести во времена перемен. Это могут быть экономические неурядицы, политические разногласия, войны, свадьбы, разводы, переезды, проблемы со здоровьем или смерть близких людей. Фессалоникийцы пережили и перемены, и трудности, которые помогли Евангелию пустить в этом городе глубокие корни.

Но люди, принимающие крещение во времена неурядиц, склонны проявлять и непостоянство, по крайней мере в первое время. Отступничество чаще всего происходит в первые несколько месяцев после обращения. Письма в Фессалонику свидетельствуют о большой нестабильности в церкви, и эта нестабильность сохранялась в течение нескольких месяцев после первоначального визита Павла.

Что мы можем сделать, чтобы помочь членам церкви, которые все еще не утвердились в своей новой жизни во Христе? Познакомьтесь с кем-то из новообращенных или посещающих церковь и по возможности помогите этому человеку утвердиться в Господе. Вы удивитесь, увидев, как это служение укрепит вас самих!

В первом веке в греко-римском мире было немало популярных философов, которые, выступая на различных собраниях, на улицах и площадях, оказывали огромное влияние как на отдельных граждан, так и на целые группы людей. Примерно то же самое сегодня делают различные общественные деятели и уличные проповедники.

Эти философы верили, что люди имеют внутреннюю способность изменить свою жизнь. Они прибегали к публичным выступлениям и частным беседам, чтобы произвести перемены в своих учениках. Философы стремились вызвать в своих слушателях сомнения в привычных идеях и правилах и открыть их умы для принятия новых взглядов и перемен.

Окончательной целью таких философов было возрастание уверенности в своих силах и нравственное развитие. Философ получал право говорить другим только тогда, когда сам обретал моральную свободу в собственном внутреннем мире.

«Врач, исцели себя сам» — это была хорошо знакомая концепция в древнем мире. Философы также знали о необходимости представлять свою весть так, чтобы она находила отклик у разных людей, и в то же время понимали важность сохранения целостности своего характера и проповедуемой ими вести.

Таким образом, существует целый ряд параллелей между популярными учителями того времени и работой Павла, который также путешествовал и выступал в общественных местах (Деян. 17:17; 19:9, 10). Однако существовало два важных отличия между методами Павла и других популярных философов.

Во-первых, Павел не только трудился в общественных местах, но также стремился организовывать местные общины. Это требовало некоторого отделения от мира наряду с созданием эмоциональных уз между членами общины и глубокого посвящения себя этой общине.

Во-вторых, Павел учил, что обращение не является внутренним решением, появившимся в результате мудрой речи, напротив, это результат сверхъестественной работы Бога, которая проявляется в человеке (см. Гал. 4:19; Ин. 3:3-8; Флп. 1:6).

Учение Павла было несравненно больше, чем философия; это было провозглашение небесной истины и откровение великих деяний Бога по спасению человечества. Нечестность некоторых популярных философов заключалась в том, что, прикрываясь своим учением, они просто зарабатывали деньги.

Это были своего рода спекулянты, и не более. Некоторые из них вступали в интимные отношения со своими слушателями. Хотя среди философов были и честные учителя, тем не менее к путешествующим ораторам в древнем мире относились с изрядной долей презрения.

Павел не хотел, чтобы к нему относились подобным образом, поэтому чаще всего отказывался от средств своих слушателей. Вместо этого он трудился своими руками, поддерживая себя и своих соработников. Такое поведение, наряду со всеми пережитыми им страданиями, показывает, что он действительно верил в то, что проповедовал, и совершал служение не из личной выгоды.

Во многом сама жизнь апостола была наиболее убедительной его проповедью.

Прочитайте Рим. 16:4; 1 Кор. 16:19; Кол. 4:15; Флм. 1, 2. Что общего у этих текстов?

В римском мире существовало два основных вида жилья: во-первых, «домус» — большой дом на одну семью, построенный вокруг внутреннего двора. Типичное жилье богатых людей. В таком доме могло собираться от 30 до 100 человек. Другой вид жилья назывался «инсула».

На нижнем этаже таких построек располагались магазины и производственные помещения, выходящие на улицу, а на верхних этажах — «квартиры». Это было основное городское жилье рабочего класса. Такое жилье могло обычно вместить лишь небольшую общину. Домусы и многие инсулы были местом жительства сразу нескольких поколений семьи, работников семейного бизнеса, гостей и даже рабов.

Если глава семейства обращался, это оказывало огромное влияние на всех остальных жильцов дома. Идеальным расположением городской домашней церкви было место, близкое к центру города. Связанные с домом магазины и производственные помещения содействовали поддержанию контактов с ремесленниками, торговцами, покупателями и людьми, ищущими работу.

В такой обстановке могла проходить большая часть миссионерского служения Павла. В некоторых частях мира люди до сих пор поклоняются Богу в домашних церквах, зачастую потому, что это все, что у них есть, или же им не позволяется ничего более. В таких случаях домашняя церковь остается единственным вариантом.

Прочитайте Деян. 18:1-3. Как эти стихи помогают нам понять, в каких условиях трудился Павел?

Являясь римским гражданином и в то же время членом иудейской элиты, Павел был выходцем из высшего класса. Тем не менее он работал собственными руками и не считал это чем-то унизительным для себя. Посредством такой работы он идентифицировался с простыми людьми и мог благовествовать им (см. 1 Кор. 9:19-23).

Насколько хорошо вашей церкви удается взаимодействовать с обществом? Участвуете ли вы и ваша церковь в жизни общества, или, защищаясь от «мирского влияния», вы полностью закрыты и настолько изолированы от опасностей этого мира, что вообще не оказываете на него никакого влияния?

«Провидение управляло движением народов и человеческими страстями и всеми действиями до тех пор, пока мир не был приготовлен к пришествию Избавителя…

В то время языческая религия утратила свое влияние на людей, которые устали от пышных зрелищ и легенд. Они нуждались в такой религии, которая могла бы принести удовлетворение душе… Не только среди евреев, но и среди других народов были люди, которые предсказывали пришествие Божественного Учителя.

Эти люди искали истину, и им посылалось откровение свыше. Один за другим, как звезды на темном небе, появлялись такие учители. Их пророчества вселяли надежду в сердца тысяч язычников» (Е. Уайт. Желание веков, с. 32, 33).

«Когда Павел впервые посетил Коринф, там оказались люди, подозревавшие пришельцев в нечистых мотивах. Греки морского побережья были заядлыми торговцами. Они долго занимались мошенничеством, поэтому стали считать и благочестие способом обогащения, полагая, что все средства хороши, чтобы делать деньги. Павел был знаком с их нравами и не желал дать им повода для пересудов, что он якобы проповедует Евангелие ради личного обогащения… Апостол стремился устранить любой повод для превратного истолкования своих действий, дабы не причинить вреда той вести, которую нес» (Е. Уайт. Служители Евангелия, с. 234, 235).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как вы думаете, что имела в виду Елена Уайт, когда писала, что языческим учителям посылалось «откровение свыше»? (См. выше). До какой степени Бог влияет на мир идей вне христианского контекста? Может ли человек быть спасен, если он никогда не слышал об Иисусе? Если да, то на каком основании?

2. В каких случаях сегодня церковь может эффективно использовать частный дом или квартиру? Всегда ли церковные здания — наилучший вариант? Обоснуйте ваш ответ.

3. Как ваша церковь может научиться адаптировать свое благовестие к местному обществу? Почему мы всегда должны помнить о том, что методы благовестия, успешные в одном месте, могут быть неэффективными в другом?

ВЫВОД:

Библейское повествование о миссионерском служении Павла излагается в контексте древнего Рима. Глядя на Павла, борющегося с каждодневными проблемами, мы можем эффективнее применять принципы и уроки, изложенные Богом в Писании. В посланиях к фессалоникийцам мы видим, как Павел помогает первым христианам, живущим в большом городе, преодолеть трудные времена.