28 июля – 3 августа. Апостольский пример.


Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

Pdf-файл СШ III квартал (4 MB) Mp3-архив СШ III квартал (621 MB)

5 урок СШ (mp3, 61 MB)

БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1 Фес. 2:1-12; Деян. 16; Втор. 10:16; Пс. 50:1-10; 2 Кор. 8:1-5; Лк. 11:11-13.

ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1 Фес. 2:4).

КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ: Открывая, каким должен быть истинный мотив служения, Павел помогает нам проанализировать свое сердце и жизнь в свете Евангелия.

В данном уроке мы рассмотрим важнейший переход от аргументов к дальнейшим темам, который Павел делает в Первом послании к Фессалоникийцам. Он переводит внимание с церкви (1 Фес. 1:2-10) на апостолов и их опыт в Фессалонике (1 Фес. 2:1-12).

В предыдущей главе Павел благодарит Бога за то, что верующие в Фессалонике брали пример с него и сами стали примером верности. Теперь, в 1 Фес. 2:1-12, Павел акцентирует внимание на жизни апостолов, которая дает им возможность быть образцом для подражания. Хотя для учительства, проповедования и служения есть много разных мотивов, Павел указывает на один из самых главных, а именно: истинное служение приятно Богу.

Павел не столько беспокоился о численном росте Церкви, сколько о ее возрастании в Божьей благодати, в правильных духовных принципах. Изучая урок, мы внимательно посмотрим на жизнь Павла. Он обнажает свою душу, поддерживая наши надежды, мечты и мотивы, побуждая нас доставлять радость Богу и оказывать благотворное влияние на окружающих.

Прочитайте 1 Фес. 2:1-2 в свете Деян. 16. Какую параллель проводит Павел между служением в Филиппах и в Фессалонике?

В 1 Фес. 2:1 Павел снова касается тем первой главы. Слова «вы сами знаете» из этого стиха перекликаются с аналогичными словами из 1 Фес. 1:5. А упоминание Павлом о «входе» в церковь ассоциируется с 1 Фес. 1:9.

Таким образом, мы видим, что Павел продолжает темы, которые поднял в первой главе своего послания. В конце первой главы говорилось о том, что всем стало известно о фессалоникийцах и их вере в Бога. Во второй главе он обсуждает, что известно читателям об апостолах и их преданности вере. Павел вспоминает, как жестоко обошлись с ним и Силой в Филиппах из-за того, что они проповедовали Евангелие.

На долгом пути из Филипп в Фессалонику каждый шаг напоминал им о пережитом. На их телах, несомненно, оставались следы этой боли даже тогда, когда они пришли в Фессалонику. Поэтому, казалось бы, в то время апостолам было бы проще выбрать в евангельском служении в новом городе не такой прямой подход.

В конце концов, кто бы осудил их после того, через что они прошли? Но фессалоникийцы оказались открытыми для принятия истины. Окружающая действительность как бы повелевала апостолам: «Никогда больше не проповедуйте Евангелие!»

Но в боли и страданиях Павел и Сила слышали Божий голос: «Будьте мужественны, сильны». Поэтому они «дерзнули в Боге нашем проповедовать» (1 Фес. 2:2) несмотря на вероятность очередной вспышки гонений. Между их человеческим состоянием и полученной от Бога духовной силой было очевидное яркое различие.

В итоге Господь использовал эти внешние обстоятельства для Своей славы. Видимые раны проповедников свидетельствовали фессалоникийцам о двух важных вещах.

Во-первых, апостолы лично убеждены в истине проповедуемого ими Евангелия. Они делали это не для собственной выгоды (1 Фес.2:3-6).

Во-вторых, слушателям было ясно, что могущественный Бог пребывал с Павлом и Силой. Проповедуемое ими Евангелие не было вымыслом. Оно сопровождалось живым присутствием Господа, которое открывалось в самой жизни апостолов (см. ст.1 Фес. 2:13).

Изменил ли Бог вашу жизнь? Если да, какие доказательства такого изменения вы можете представить? Видят ли это окружающие? Можно ли изменение христианина назвать видимым?

Прочитайте 1 Фес. 2:3. Что говорит здесь Павел о мотивах?

В древнем мире были хорошо известны три основных аргумента, позволяющих убедить людей изменить свои идеи или привычки. Люди судят о силе довода по характеру говорящего (на греческом этос), по качеству или логике самого довода (логос), по силе призыва, обращенного к слушателям, их эмоциям (пафос).

В 1 Фес. 2:3-6 Павел сосредоточивается на характере апостолов как на ключевом элементе проповеди, ведущей к коренным переменам в жизни фессалоникийцев. В этих стихах Павел противопоставляет себя популярным философам, которые зачастую проповедовали из-за личной выгоды.

В третьем стихе Павел использует три слова для описания возможных неверных мотивов в проповеди или служении.

  • Первое слово — «заблуждение» (интеллектуальная ошибка). Проповедник может воодушевленно провозглашать ошибочную идею. Он может быть абсолютно искренним, но находиться в состоянии самообмана. Он думает, что делает добро окружающим, но при этом движим ложными идеями.
  • Второе слово — «нечистых» (то есть испорченных, аморальных). Людей привлекают личности, широко известные своей властью, идеями, выступлениями. Некоторые общественные деятели могут быть движимы желанием расширить свой круг интимных партнеров, которые появляются вместе с успехом и славой.
  • Третье слово — «лукавство» (также означает приманка, ловушка, западня). В этом случае говорящий знает, что представляет ложные идеи, но сознательно пытается ввести людей в заблуждение, чтобы извлечь из этого какую-то личную выгоду.

Павел и Сила не были движимы ни одним из вышеперечисленных мотивов. Если бы это было так, то их опыт в Филиппах скорее всего послужил бы поводом для прекращения благовествования.

Смелость, которую они проявили в Фессалонике, была результатом действующей в них Божьей силы. Сила, с которой Евангелие прозвучало в Фессалонике (1 Фес. 1:5), была частично обусловлена характерами апостолов и воссияла в их проповеди. Только логических доводов и эмоциональных призывов было бы недостаточно. Характеры и жизнь апостолов находились в гармонии с их проповедью.

Такая аутентичность имеет великую силу в современном мире, то же самое было и в те далекие времена.

Подумайте о ваших мотивах во всем, что вы делаете. Чисты ли они? Свободны ли вы от заблуждений, лукавства и нечистоты? Если нет, как можете это исправить? См. также Втор. 10:16; Флп. 4:13; Пс. 50:1-10.

Прочитайте 1 Фес. 2:4-6. Сравните мотивы Павла, побуждающие его к служению, и мирские альтернативы, о которых он упоминает. Почему не всегда просто увидеть различия, другими словами, как люди могут обманывать самих себя относительно чистоты собственных мотивов? Почему это так легко получается?

Слово, переведенное как «удостоил» (1 Фес. 2:4), передает идею проверки или испытания (см. перевод под редакцией М. П. Кулакова — прим. переводчика). Апостолы позволили Богу проверить чистоту их жизни и намерений.

Целью этого испытания было стремление убедиться в том, что проповедуемое ими Евангелие не будет искажено контрастом между тем, что они проповедуют, и тем, как живут.

Популярные философы тех дней писали о важности самоисследования. Если вы хотите что-то изменить в мире, учили они, вам нужно постоянно исследовать свои мотивы и намерения. Павел идет дальше. Помимо самоисследования, его исследует и Бог.

Бог следит за тем, чтобы проповедь Павла была согласована с его внутренней жизнью. В конечном счете только Он достоин того, чтобы Ему угождать. Людям необходимо чувство собственного достоинства, чтобы эффективно трудиться.

Мы часто ищем этого достоинства в накоплении богатства, достижениях или положительных мнениях, которые имеют о нас окружающие люди. Но все эти источники самоуважения хрупки и весьма недолговечны. Подлинное и устойчивое самоуважение можно обрести только через Евангелие.

Познавая истину о том, что Христос умер за нас, мы начинаем испытывать такое чувство собственного достоинства, которое ничто в этом мире не сможет поколебать.

Еще раз прочитайте 1 Фес. 2:5, 6. Что данный отрывок добавляет к трем мотивам, перечисленным в третьем стихе?

Лесть связана со стремлением угодить людям, а это — жалкое основание для евангелизма. Служение Павла не зависит от того, что о нем думают другие люди. Он исключает и другой мирской мотив совершения служения — деньги.

Люди, получившие благословение в результате какого-то служения, обычно охотно жертвуют средства на это служение. Для Божьих работников это может стать искушением — они могут потерять из виду главный мотив, который действительно имеет значение: стремление угодить Богу.

Как вы считаете, что в вашей жизни доставляет радость Богу и почему? А что и почему Его огорчает?

В 1 Фес. 2:4 мы видим, что главным мотивом служения Павла было желание угодить Богу. О какой дополнительной мотивации говорит Павел в 1 Фес. 2:6-8?

В современном мире деньги, секс и власть часто становятся главными мотивами, обуславливающими поведение человека. В 1 Фес. 2:3-6 Павел использует различные слова, чтобы показать, что в его служении подобным мотивам не было места.

Жадности, безнравственности, лжи и лести нет места в христианской жизни и служении. Апостолы были движимы желанием угодить Богу во всем, что делали. В девятом стихе Павел замечает, что апостолы не были бременем для фессалоникийцев или, буквально, не отягощали их.

Как апостолы и учителя они могли бы потребовать признания своего статуса. Они могли бы ожидать материальной поддержки и особо почтительного обхождения. Но в Фессалонике Павел отбрасывает все, что могло бы поставить под вопрос его мотивы или стать камнем преткновения на пути новообращенных.

В то время как основным мотивом апостола было желание угодить Богу, в стихах 1 Фес. 2:7 и 1 Фес. 2:8 он говорит о еще одном мотиве — его великой любви к самим фессалоникийцам. Восьмой стих наполнен эмоциональной теплотой. Проповедь Евангелия была для Павла больше, чем простой обязанностью, — он отдавал свое сердце, всего себя людям.

Как церкви в Македонии, одной из которых была и церковь в Фессалонике, отреагировали на нежность апостолов? 2 Кор. 8:1-5. Чему это учит нас относительно важности характера тех, кто свидетельствует окружающим?

В уроке за понедельник мы упоминали о трех ключевых аргументах, позволяющих убедить людей в древнем мире: характер говорящего (этос), логичность представляемого довода (логос) и обращение к эмоциям или самолюбию (пафос).

В стихах 1 Фес. 2:4-6 Павел указывает на характер апостолов как причину следования за ними. В стихах 1 Фес. 2:7 и 1 Фес. 2:8 мы видим обращение к чувствам, пафос, эмоциональные узы, возникшие между апостолами и фессалоникийцами. Евангелие имеет особую силу, когда касается сердца.

Подумайте о характере человека, оказавшего на вас хорошее духовное влияние. Что было в нем такого, что особым образом коснулось вашего сердца? Как вы можете научиться проявлять такие же качества?

Помимо проповеди Евангелия чем еще занимался Павел в Фессалонике и почему? 1 Фес. 2:9, 10.

Если слова Павла о том, что он работал «ночью и днем», понимать буквально, они могут показаться некоторым преувеличением. Однако здесь скорее передается качественная идея, чем фактическое количество затраченного времени.

Фактически Павел говорит, что он работал сверх чувства долга, дабы не отягощать их; апостол не хотел, чтобы что-то встало на пути его свидетельства. Более того, апостол вел себя так, чтобы никого не обидеть — ни Бога, ни людей (см. 1 Фес. 2:10; Лк. 2:52).

Павел и другие апостолы старались поступать «безукоризненно» перед верующими, чтобы Евангелие стало центром их внимания.

К какой аналогии прибегает Павел в 1 Фес. 2:11, 12, чтобы описать свое отношение к фессалоникийцам? См. также Лк. 11:11-13. Чему учит эта аналогия?

Хороший отец не просто любит, он ставит границы и оказывает поддержку. Он приспосабливает воспитание и дисциплину к характеру и эмоциональному состоянию каждого ребенка. В зависимости от личности ребенка и ситуации отец может поддержать, отчитать или наказать его.

В миссионерском подходе Павла присутствует некоторое напряжение. С одной стороны, он всегда стремился приспособить свой подход к характеру и ситуации людей, с другой — он был очень чуток к сохранению аутентичности, то есть своей подлинности, чтобы внешнее поведение и внутреннее состояние находились в гармонии.

Каким образом человек может быть подлинным и искренним и в то же время стать всем для всех людей? Ответом является любовь, которую Павел испытывал к новообращенным. Он делал все возможное, чтобы быть для них примером искренности; в то же время он сознавал, что не все они были готовы принять весть (см. также Ин. 16:12).

Итак, апостол трудился своими руками и адаптировал свои наставления, чтобы избежать ненужных барьеров на пути людей, которые должны были принять Евангелие. Это действительно великий урок самопожертвования!

«Каким бы возвышенным ни было внешнее исповедание, но, если сердце человека не наполнено любовью к Богу и ближним, он не является истинным учеником Христа… Пусть он окажется очень щедрым человеком и раздаст свое имение бедным, но, если им движет не бескорыстная любовь, а иное побуждение, ему не снискать благоволения Божьего. По своей ревности он может даже принять мученическую смерть, однако, если в его сердце не будет любви, Бог сочтет его обманутым фанатиком или тщеславным лицемером» (Е. Уайт. Деяния апостолов, с 318, 319).

«Павел не упускал случая изложить перед обращенными ясное учение Писания о поддержке дела Божьего… тем не менее в разные периоды своего служения в крупных городах он занимался ремеслом, чтобы заработать себе на жизнь…

Мы читаем о том, что Павел впервые начал трудиться своими руками в Фессалонике, чтобы прокормить себя, одновременно проповедуя Слово Божье… (1 Фес. 2:5, 9; 2 Фес. 3:8, 9)…

Но Павел не считал это время потерянным… Своих соработников он наставлял в духовных вопросах, подавая им пример трудолюбия и тщательности. Он был находчивым опытным работником, прилежным в делах; он пламенел духом и служил Господу (Рим. 12:11)» (Е. Уайт. Служители Евангелия, с. 234–236).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Подумайте о тяжелом времени, которое вам пришлось пережить (физические, духовные, эмоциональные страдания). Как вам удавалось сохранять радость и мужество несмотря на переживания? Почему на словах гораздо легче сохранять радость и мужество, чем на деле?

2. Вспомните человека, жизнь которого не соответствует званию христианина. Какое влияние оказал этот человек на ваши взаимоотношения с Господом?

3. Какие опасности могут таиться в эмоциональной привязанности к людям, которым мы благовествуем? Какие разумные границы необходимы в развивающихся взаимоотношениях с людьми, с которыми вы работаете?

ВЫВОД:

В исследуемом нами отрывке Павел открыл свое сердце, чтобы показать истинные мотивы в служении. Самым главным мотивом является желание угодить в первую очередь Богу, а не людям, которым мы служим. Таким мотивам, как деньги, секс и власть, не должно быть места в сердце человека, желающего порадовать Бога. Другим важным мотивом в служении является сердечная любовь к погибающим людям. Оба этих мотива четко представлены в 1 Фес. 2:1-12.

  • Оксана Тишина

    Спасибо огромное!Очень интересно с Вавми общаться!Благослови Вас Бог!

  • Алена

    просмотрела любимую программу, но хочу уточнить. Слово «панибратство» в толковом словаре объясняется иначе. Там не идет речь о корысти, использовании кого-то. Например, цитата из интернет-словаря: «панибратство — неуместная, порой граничащая с грубостью и бестактностью дружелюбность и простота общения по отношению к старшим по возрасту, рангу, или же по отношению к малознакомым людям». Если не права я, исправьте, аргументируя.

    • Даниил

       Вы правы, Алена, что значение слова «панибратство» — это скорей всего своего рода фамильярность, это быть на «короткой ноге» с кем-либо. Но, думаю, что и то, что сказал гость программы, связывая слово панибратство с некоторыми не совсем искренними побуждениями, может иметь место. Ведь стараться показать, скажем своему руководителю, начальнику, что я с ним на «ты», что я в любой момент могу позволить себе попросить у него то, что другие бы себе не позволили… А он зная, что я ценный сотрудник — позволяет такому быть…  И мне видится, что гость программы именно эту сторону отношений взял в основу, своего рассуждения о взаимоотношениях в церквной среде, что они не должны строиться на принципе поиска какой-то выгоды, я это сделаю, а что мне за это будет (от своих собратьев в общине или от Господа). Мотивы должны быть искренними и поступки безкорыстными