18-24 августа. Умершие во Христе.


Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

Pdf-файл СШ III квартал (4 MB) Mp3-архив СШ III квартал (621 MB)

8 урок СШ (mp3, 53 MB)

ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фес. 4:16).

БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1 Фес. 4:13-18; Деян. 17:3; 1 Кор. 15:20-23, 51-58; Ин. 5:28, 29; Откр. 20:4-6.

КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ: Павел предлагает фессалоникийцам (и нам) великую надежду — обетование Второго пришествия Христа.

С помощью отрывка, который мы будем изучать в течение недели (1 Фес. 4:13-18), Павел вносит некоторые поправки в неправильное теологическое представление, бытовавшее среди фессалоникийцев. Хотя нам точно неизвестно, в чем заключалась их ошибка, очевидно, что некоторые члены церкви глубоко переживали о судьбе верующих, умерших до возвращения Иисуса.

Судя по всему, вопрос заключался в разнице между умершими до Пришествия и теми, которые живыми встретят этот великий день. В уроке мы проанализируем ситуацию, побудившую Павла написать 1 Фес. 4:13-18. В этих текстах Павел не только исправляет ошибочные взгляды, распространенные в первом веке, но и утверждает истинное основание, на котором могут стоять христиане двадцать первого века.

«Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7). Через пророческое служение апостола Павла Господь открывает нам чудесные истины о природе Второго пришествия. С молитвой исследуя эти стихи, мы прикоснемся к содержащейся в них великой надежде.

Прочитайте 1 Фес. 4:13-18. Найдите в этом отрывке указания на неправильные взгляды в фессалоникийской церкви, которые принесли ненужную скорбь тем, кто их придерживался.

В иудаизме во времена Павла были распространены различные взгляды относительно последнего времени. Один из них в определенной форме получил распространение и в фессалоникийской церкви. Сегодня у нас нет точных данных относительно этого взгляда, однако можно предположить, что он заключался в следующем: хотя все верные Богу наследуют грядущий мир, но только те, кто живым встретит Христа, будут взяты на небеса. А умершие до Второго пришествия воскреснут, но останутся на земле.

Такое мнение ставило умерших до Второго пришествия в весьма невыгодное положение и разделяло взятых на небеса и оставшихся на земле. Фессалоникийцы, которым писал Павел, считали: если они доживут до конца, то обязательно будут вознесены на небеса при Втором пришествии Иисуса, но им придется покинуть своих умерших близких, которые навсегда останутся на земле (см. 1 Фес. 4:13, 14).

Поэтому неудивительно, что вместо фразы «вы достоверно знаете», встречающейся в других местах (1 Фес. 5:2, см. также 1 Фес. 4:2), в 1 Фес. 4:13-18 Павел начинает говорить о неосведомленности верующих. Члены церкви не знали важных истин относительно Второго пришествия, а кое-какие взгляды им нужно было изменить.

Размышляя о пророчестве, мы должны помнить, что оно дано не для удовлетворения нашего любопытства относительно сроков и деталей событий последнего времени. Пророчество имеет этическую и нравственную цель. Согласно Божьему намерению, оно должно научить нас правильно жить. Оно должно нести ободрение и указывать цель, особенно среди страданий и смерти.

Правильно понимаемые библейские пророчества обладают силой изменять жизнь. Другими словами, хотя важно признавать адвентистское вероучение (что подразумевает и веру в библейские пророчества), еще важнее жить в соответствии с ним.

Что значит «жить, как адвентист»? Поделитесь ответами на уроке в субботу.

Согласно 1 Фес. 4:13, с какой целью Павел написал стихи 1 Фес. 4:13-18? Почему этот отрывок очень важен для нас сегодня?

Почему фессалоникийские верующие скорбели, как будто у них не было надежды? Возможно, главная причина заключалась в том, что Павел провел с ними недостаточно времени. Мы знаем, что апостол проповедовал о смерти и воскресении Иисуса (Деян. 17:3). Имеются свидетельства и о том, что он говорил о событиях последнего времени, хотя его наставления были неправильно поняты. Но, наверное, ему не хватило времени для разъяснения вопросов, затрагивающих тему воскресения верующих.

Кроме того, необходимо учитывать языческое прошлое большинства верующих, которым пишет Павел (1 Фес. 1:9). Хотя мистические религии того времени имели свое представление о загробной жизни, все же большинство язычников не питали надежды на жизнь после смерти.

Примечательный тому пример найден в письме, датируемом вторым веком: «Ириний — Таоннофрису и Филону, утешьтесь. Я скорблю и рыдаю о покойном Дидимосе. Все полагающееся я сделал, а также со мной мои Эпафродит, Термутион, Филион, Аполалон и Плантас. Но, тем не менее, есть то, против чего человек не может сделать ничего. Итак, утешайте друг друга. Доброго вам здравия» (Adolf Deissmann, Light From the Ancient East (New York: George H. Doran Company, 1927), p. 176).

Интересно заметить, что в этом письме, адресованном матери, потерявшей сына, те же слова, что и в 1 Фес. 4:18, хотя смысл совершенно разный. Утешайте друг друга, хотя нет никакой надежды? Именно об этом говорится в письме. Какой контраст с тем, о чем Павел пишет фессалоникийцам!

Две фразы Павла подчеркивают цель исследуемого нами отрывка. В начале он пишет, чтобы верующие не скорбели, как не имеющие надежды (1 Фес. 4:13), а в конце апостол желает, чтобы истина о природе Второго пришествия даровала им славное основание для утешения друг друга, когда кто-то уходит из жизни (1 Фес. 4:18).

Некто однажды сказал: «В конечном счете мы все мертвы». С человеческой точки зрения так оно и есть. Однако с библейской точки зрения такой взгляд весьма близорук. Какую великую надежду мы имеем в Иисусе и как она утешает и обнадеживает нас уже сейчас?

Прочитайте 1 Фес. 4:14. Какую надежду относительно умерших сообщает Павел?

В 1 Фес. 4:14 Павел предлагает решение проблемы безнадежной скорби. Он описывает умерших верующих как «уснувших в Иисусе». В то время как в новозаветный период сон считался общепринятой метафорой смерти, обычная фраза, указывающая на смерть верующего человека, звучала как «уснул в Иисусе» или «во Христе».

Хороший тому пример мы находим в 1 Фес. 4:16, где говорится: «Мертвые во Христе». Вопрос вызывает еще одно выражение в 1 Фес. 4:14 «Умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». Некоторые считают: эта фраза указывает на то, что умершие во Христе (предполагается, что они отправились после смерти на небо) возвратятся с Иисусом во время Его пришествия. Но подобная интерпретация противоречит учению Павла в 1 Фес. 4:16, где он говорит, что умершие верующие воскреснут при Втором пришествии, не раньше.

Как тексты из 1 Кор. 15:20-23, 51-58 помогают нам понять стих 1 Фес. 4:14?

Мы сможем понять слова Павла, если будем очень внимательны к его главной мысли. Апостол проводит параллель между смертью и воскресением Иисуса, с одной стороны, и воскресением верующих — с другой.

Для Павла недавнее воскресение Иисуса из мертвых служило гарантией того, что все верующие также будут воскрешены при Втором пришествии (см. 1 Кор. 15:20-23). Теология Павла последовательна. «Если мы веруем» (1 Фес. 4:14) в смерть и воскресение Иисуса, значит, должны также верить в воскресение тех, кто умер истинным последователем Иисуса.

Итак, Павел использует фразу «через Иисуса» таким же образом, как и фразу «во Христе» в стихе 1 Фес. 4:16. Он пытается показать фессалоникийцам, что их покойные братья и сестры не останутся на земле, когда живые верующие вознесутся на небеса. Все будут вознесены на небеса вместе (см. Ин. 14:1-3). Бог не «приведет» воскрешенных христиан на землю во время пришествия Христа, наоборот (как это было с Иисусом), Он выведет их из могилы и затем вместе с оставшимися в живых восхитит на небеса.

Подобно тому, как воскресение Иисуса предшествовало Его вознесению на небеса, так будет и с Его верными последователями.

Истины, излагаемые в 1 Фес. 4:13 по 1 Фес. 5:11, Павел основывает на учении Иисуса.

Существует множество параллелей между этими текстами о последнем времени и высказываниями Иисуса, записанными в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Однако, говоря о «слове Господнем» в 1 Фес. 4:15, Павел ссылается на слова Иисуса, не вошедшие в четыре Евангелия, а переданные нам через него (такой же пример можно найти в Деян. 20:35).

Прочитайте 1 Фес. 4:15, 16. Согласно словам Павла, что произойдет во время возвращения Христа? См. также Откр. 1:7; Мф. 24:31; Ин. 5:28, 29; Деян. 1:9-11.

Второе пришествие Иисуса — событие громогласное. Оно сопровождается гласом архангела и звуком Божьей трубы. Все живущие увидят и услышат это событие (см. приведенные выше тексты). Здесь не последнюю роль играет последовательность событий, сопровождающих пришествие Христа. Фессалоникийцы верили, что смерть, наступившая до возвращения Иисуса, влечет за собой некоторые неблагоприятные моменты, возможно, вечную физическую разлуку с теми, кто дожил до возвращения Иисуса.

В исследуемых текстах Павел уверяет фессалоникийцев, что живые верующие не «предупредят», то есть не опередят умерших и не будут иметь перед ними каких-либо преимуществ. Умершие во Христе воскреснут прежде (см. Откр. 20:4-6). Это происходит до того, как оставшиеся в живых возносятся, чтобы встретиться с Иисусом «на воздухе» (1 Фес. 4:17).

Умершие праведники воскрешены, и им даруется бессмертие наряду с теми, которые встречают Его живыми. Эти тексты не учат, что верующие попадают на небеса сразу после своей смерти. Если бы Павел хотел сообщить фессалоникийским верующим, что их умершие возлюбленные находятся на небесах, зачем тогда им скорбеть и почему бы апостолу просто не сказать им об этом? Предложенное здесь Павлом утешение заключается в понимании того, что воскресение праведников воссоединит их с теми, кого они любили.

Подумайте обо всем, что будет происходить при Втором пришествии Христа: Иисус грядет с небес, все Его видят, мертвые праведники возвращаются к жизни, живым даруется бессмертие, и все вместе возносятся на небеса. С одной стороны, это не вписывается ни в какие рамки, полностью противоречит здравому смыслу, опыту и даже науке. Но в это мы должны верить, иначе у нас нет надежды. Если вы верите, что Господь силен совершить такое, почему же сомневаетесь в Нем, когда сталкиваетесь с ежедневными неурядицами?

Прочитайте 1 Фес. 4:13, 17, 18. Какова цель этого сообщения о Втором пришествии Христа?

Как уже было сказано, цель пророчества — не удовлетворить наше любопытство относительно будущего, а научить нас жить сегодня надеждой. Для Павла последовательность событий последних дней имеет практическое значение в повседневной христианской жизни. Пророчество ценно настолько, насколько оно влияет на наше отношение к Богу и к людям.

В данном случае Павел хотел использовать события последних дней, чтобы утешить тех, кто потерял своих близких.

Прочитайте 1 Фес. 4:16, 17. Какие важные аспекты библейского учения о Втором пришествии не затронуты в этих текстах? См. Ин. 14:1-3; Мф. 24:31; Деян. 1:9-11.

Прочитанные тексты из Послания к Фессалоникийцам сообщают о том, что верующие присоединятся к Иисусу в воздухе, чтобы вечно пребывать с Ним. Ключевая тема вести — воссоединение друг с другом и вечное пребывание с Иисусом. Текст ничего не говорит по поводу того, куда они отправятся после первой встречи в воздухе. Павел вообще ничего не говорит о том, что Иисус и верующие сойдут когда-либо с небес на землю и будут царствовать на ней. Фактически в самом отрывке показано движение святых только вверх.

Умершие праведники сначала восстают из могил, затем они и оставшиеся в живых верующие вместе поднимаются, чтобы встретиться со своим Господом в воздухе. Дальнейшую последовательность событий Павел излагает в 1 Кор. 15:23, 24. Здесь он проводит четкую параллель между тем, что пережил Иисус, и тем, что случится с верующими, которые «во Христе».

Иисус воскрес и вознесся на небеса, а это подразумевает, что пребывающие в Нем переживут такой же опыт. Непосредственное место обитания святых обозначено не Павлом, а Иисусом в Евангелии от Иоанна 14:1-3. Когда придет Спаситель, Он возьмет Своих учеников туда, где пребывает Он (на небеса). Он идет не для того, чтобы присоединиться к ним на земле.

Поэтому адвентисты верят, что во время тысячелетнего царства, после возвращения Иисуса (Откр. 20:4-6), праведники пребудут с Ним на небесах, нечестивые будут мертвы, а сатана будет заточен на земле без возможности искушать или озлоблять кого-либо. Только после всех событий, связанных с тысячелетним царством, верные возвратятся на землю, чтобы жить на ней (2 Петр. 3:13; Откр. 3:12).

Подумайте, насколько «сверхъестественна» наша надежда. Но разве может быть иначе? В конце концов, какую надежду предлагает нам мир? Как нам научиться не полагаться на то, что не несет никакой надежды?

«Слова Павла, что „и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним”, многие понимают как приход усопших с небес вместе с Христом. Но Павел имел в виду другое: как Христос был воскрешен из мертвых, так и почившие святые будут вызваны Богом из могил и взяты на небо вместе с Христом» (E. Уайт. Деяния апостолов, с. 259).

«Фессалоникийцы жадно ухватились за мысль, что Христос скоро придет, дабы преобразовать верных, живущих на земле, и взять их к Себе. Они тщательно оберегали жизнь своих друзей, чтобы они не умерли и не лишились благословения, которое они все надеялись получить во время пришествия Господа. Однако их близкие один за другим уходили из этой жизни, и фессалоникийцы с невыразимой тоской смотрели в последний раз на лица умерших, не смея надеяться на то, что встретят их в будущей жизни.

Когда письмо Павла было вскрыто и прочитано, его слова о подлинном состоянии умерших чрезвычайно обрадовали и утешили всю церковь. Павел свидетельствовал, что люди, которые будут жить во время пришествия Христа, не встретят Господа раньше почивших в Иисусе» (Е. Уайт. Деяния апостолов, с. 258).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Обсудите в классе, что значит жить «по-адвентистски». Означает ли это, что наши верования должны отражаться на нашем образе жизни?

2. Поразмышляйте о грехопадении человека, плане спасения и обетовании вечной жизни. Что совершил Иисус, дабы даровать нам надежду и обетование, что смерть не будет царствовать вечно? Почему мы можем доверять Ему? Каким образом воскресение Иисуса дает нам надежду на то, что мы также будем воскрешены, если умрем до Его возвращения? Какое утешение мы можем найти в плане спасения перед лицом смерти, которая кажется нам чем-то конечным, завершенным и неумолимым?

3. Все вместе прочитайте вслух отрывок, предложенный для изучения на этой неделе (1 Фес. 4:13-18). Затем поговорите о его значении, о том, какие чувства вызывает у вас прочитанное, а также о надежде и обетовании, содержащихся в отрывке.

ВЫВОД: В исследованном нами отрывке Павел исправляет ряд неправильных взглядов относительно состояния мертвых и событий, сопровождающих Второе пришествие Христа. Когда Иисус вернется, умершие во Христе воскреснут первыми, затем все верующие вознесутся вместе, чтобы встретиться с Иисусом в воздухе. Верующие могут получить глубокое утешение, зная, что разлука с любимыми и дорогими их сердцу верующими людьми временна.