СШ

Субботняя Школа

8-14 сентября. Обетование для преследуемых.

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

Pdf-файл СШ III квартал (4 MB) Mp3-архив СШ III квартал (621 MB)

11 урок СШ (mp3, 51 MB)

ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе» (2 Фес. 1:11).

БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: 2 Фес. 1:1-12; Ин. 1:18; Рим. 2:5; 12:19; Откр. 16:4-7; 20:1-6; Ин. 14:1-3.

КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ: Второе пришествие Иисуса — кульминация всей христианской надежды.

Во времена Павла не было современных способов передачи информации, поэтому коммуникация осуществлялась крайне медленно. Если, например, церковь желала пообщаться с Павлом, сначала она должна была узнать, где он находится, затем послать ему письмо. Все это было довольно непросто. Если письмо все же удавалось доставить, апостол должен был написать ответ и найти человека, который отнесет его церкви.

Весь этот процесс занимал не один месяц. А тем временем в церковь могли проникнуть заблуждения. Очевидно, именно это и произошло в фессалоникийской церкви, так как там возникли новые проблемы. Эти проблемы могли даже усугубиться в результате неправильного понимания того, что написал Павел в первом послании. Второе послание к Фессалоникийцам представляет собой попытку Павла исправить ситуацию.

Слова Павла, на которые мы обратим внимание в уроке, сводятся к следующему: верующие будут спасены Богом во время величественного Второго пришествия Христа. Урок дает дополнительную информацию о природе этого пришествия.

«Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (2 Фес. 1:1, 2). Какую надежду и какое обетование мы можем увидеть даже в таком простом приветствии? Сколько здесь теологии, надежды, обетования? Как мы можем применить эти обетования и надежду в своей жизни?

Павел, как обычно, говорит о благодати и мире. С одной стороны, разве эти понятия не связаны? Разве осознание благодати Божьей и обетование прощения в Иисусе не должны приносить душевный мир в нашу жизнь? Как важно, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств, мы все находили время для размышлений над удивительным даром спасения и благодати, который получаем, невзирая на нашу недостойность. Как еще можно прочувствовать обещанный мир? Мы должны смотреть не на себя, а на Иисуса и на то, что нам было даровано в Нем.

Сравните 1 Фес. 1:1 и 2 Фес. 1:1, 2. Мы замечаем небольшую разницу в порядке и подборе слов. Какое значение может скрываться в этом различии?

Между вступлениями в первом и втором посланиях к фессалоникийцам существует только одна разница. Павел изменяет фразу «в Боге Отце» (1 Фес. 1:1) на фразу «в Боге Отце нашем» (2 Фес. 1:1). Это привносит оттенок родства. Некоторые люди чувствуют свою близость с Иисусом, но в то же время испытывают страх перед Богом Отцом.

Павел уверяет фессалоникийцев, что они могут иметь такие же доверительные взаимоотношения с Отцом, как и с Иисусом. Иисус приходил на землю, чтобы явить нам Отца.

Прочитайте Ин. 1:18 и 14:7-11. Какую уверенность и надежду мы можем почерпнуть из этих стихов, особенно в контексте 2 Фес. 1:1, 2?

Павел любил составлять довольно длинные предложения. Отрывок 2 Фес. 1:3-10 — это одно предложение, сфокусированное в основном на событиях, связанных со Вторым пришествием Христа. Однако главная мысль предложения сосредоточена не на Втором пришествии, а на благодарности: «Мы должны благодарить Бога за вас» (2 Фес. 1:3).

Прочитайте 2 Фес. 1:3, 4. Какой важный духовный принцип относительно веры содержится в текстах? Что происходит с верой, если она не растет?

«Мы должны благодарить Бога за вас». Глагол «должны» показывает, что Павел чувствует обязанность благодарить Бога за фессалоникийцев, ибо их вера возрастает, то есть становится все сильнее и сильнее. В то же время их любовь друг к другу умножается. В оригинале оба глагола (возрастает и умножается) стоят в настоящем времени. Это значит, что возрастание фессалоникийцев в вере и любви было устойчивым и постоянным.

Такой рост — основа любой здоровой церкви. Церковь можно сравнить с растением, и если она духовно не растет, значит, постепенно умирает. Во второй и третьей главах своего послания Павел вновь будет излагать церкви конструктивную своевременную критику. Но он знает: чтобы люди приняли критику с пониманием, им необходимо услышать одобрение и получить поддержку.

В первой главе он выражает и то, и другое. Фессалоникийская церковь нуждалась в поддержке и одобрении, поскольку продолжала переживать гонения. Павлу были известны обстоятельства фессалоникийцев, поэтому он особенно хвалит их «терпение», проявляемое в скорбях. Вместо веры, надежды и любви Павел говорит об их вере, любви и терпении. Поскольку «терпение» здесь заменило «надежду», это подводит Павла к дальнейшему описанию Второго пришествия в первой главе.

Результатом возрастания в вере и любви является то, что сила духа фессалоникийцев перед лицом скорбей стала для апостолов причиной хвалиться ими во всех церквах, которые они посещали. Фессалоникийцы стали образцом христианского посвящения во время испытаний.

Как испытания и скорби умножают нашу веру? В то же время кто не боролся за сохранение своей веры во время испытаний?

Отрывок 2 Фес. 1:5-10 при прочтении на греческом языке очень напоминает некоторые цитаты из Ветхого Завета (Библией большинства христиан новозаветного периода была Септуагинта — греческий перевод Ветхого Завета, сделанный за три столетия до христианской эры). Во Втором послании к Фессалоникийцам мы встречаем гораздо больше ссылок на Ветхий Завет, чем в первом.

Прочитайте 2 Фес. 1:5, 6. О чем говорит Павел? Какие обетования содержатся в этих стихах?

Слово «доказательство» означает «подтверждение» чего-то или «явное указание» на что-то. Что доказывают гонения на христиан (ст. 2 Фес. 1:4)? Конечно, они не свидетельствуют о суде Бога над Своим народом. Наоборот, они указывают на будущий суд, на котором Божий народ будет оправдан, а его преследователи получат то, что посеяли.

В этом содержится весть и для нас. Насилие порождает насилие, и те, кто применяет силу по отношению к другим, должны бояться будущего. Божий суд все расставит по местам. Преследователи Божьего народа однажды узнают, что такое Божья справедливость. А терпящие сегодня несправедливость из-за своей веры могут с уверенностью взирать на грядущий Божий суд.

В тот день всем станет ясно, что Бог относился к ним благосклонно. Новый Завет побуждает верующих проявлять к окружающим милость, сострадание и дух прощения. Но когда эти действия наталкиваются на сопротивление, проклятия, побои и тюремное заключение, тогда следует помнить, что несправедливость не будет длиться вечно.

Поэтому Священное Писание призывает Божьих святых сохранять терпение (см. также Откр. 14:12). По этой причине в текстах 2 Фес. 1:5, 6 Павел напоминает гонимым фессалоникийцам, что будущий «праведный суд Божий» продемонстрирует одобрительное отношение Бога к ним сегодня, в настоящем. Более того, их терпение и вера перед лицом испытаний подтверждают, что их избрал Бог.

Таким образом, страдания христианина могут быть поводом для радости (1 Фес. 1:6, 7). Это реальное доказательство того, на чьей стороне мы окажемся во время пришествия Христа. Стих 5 открывает праведный суд Божий в одобрении, которое фессалоникийцы получают от Бога. Стих 2 Фес. 1:6 указывает на осуждение и уничтожение их преследователей. В обоих случаях суд подведет итог поведения человека в настоящем.

Приходилось ли вам несправедливо страдать, в то время как ваши мучители не понесли заслуженного наказания? Если да, то какое утешение дарует вам обетование о Божьем суде? А теперь подумайте: обращались ли вы с людьми плохо, не- честно и это сходило вам с рук (по крайней мере, до сих пор)? Если да, то каково ваше отношение к обетованию о последнем Божьем суде?

Прочитайте 2 Фес. 1:7-9. Какова главная причина уничтожения нечестивых при Втором пришествии Иисуса? Как мы должны понимать эти стихи в свете великой любви Бога, Его милости и всепрощения?

Многих людей смущает язык этих текстов. Они чувствуют, что «воздать», отомстить, наказать — все это недостойно Бога любви, милости и благодати. Но Павел довольно часто говорит о наказании и воздаянии (Рим. 2:5; 12:19). Павел утверждает: придет день, когда Божья справедливость будет явлена во всем своем величии.

Слово, переведенное как «отмщение», в оригинале означает наказание в смысле взыскания и возмещения за причиненное зло. Оно является однокоренным со словами праведность, законность, правда, оправдание. То есть Божье воздаяние на суде — это оправдание незаслуженно угнетаемых праведников и возмещение тем, кто грубо попирал правду и Закон. А почему в Божьем правлении должна быть только милость без справедливости?

Любое хорошее правительство в современном мире рано или поздно должно принимать меры для обуздания зла. Хотя применение силы не всегда насильственно (как, например, в случае, если вас останавливают за нарушение правил дорожного движения или проверяют, как вы платите налоги), в некоторых случаях, особенно когда преступники сами прибегают к насилию, необходимо принимать соответствующие меры.

Зачастую зло не проявляет себя только потому, что ему не дают такой возможности. Чем сильнее зло и жестокость, тем большая нужна сила для их обуздания. И хотя мы не можем сравнивать Божье правление с земными властями, однако принцип справедливости означает, что наступит время, когда нужно будет дать ответ за свои поступки и когда зло будет остановлено. Образы в этом отрывке послания нельзя назвать приятными, но они уверяют нас в том, что Бог сделает все необходимое, чтобы остановить насилие и угнетение.

Прочитайте Откр. 16:4-7 и Дан. 7:21, 22. Как эти стихи помогают нам лучше понять слова апостола Павла во Втором послании к Фессалоникийцам?

Иисус знает цену страданий из Собственного опыта. Мы можем не сомневаться в Его Божественной справедливости, в которой нет места крайностям. Если мы во всем доверяем Богу, то можем быть уверены, что в Его справедливости будет явлена мудрость и честность, которых мы не можем постичь в настоящее время.

Цель данного отрывка — не вызвать радость мщения, а ободрить оскорбляемых и угнетаемых. День справедливости приближается. Нам не нужно брать правосудие в свои руки.

Прочитайте 2 Фес. 1:10-12. Что означают слова: «Он приидет прославиться во святых Своих»?

Изучаемый на этой неделе отрывок (2 Фес. 1:3-10) открывает нам ряд важных деталей о Втором пришествии Христа. Когда Иисус вернется, Он накажет делающих зло и дарует покой страдающим (см. 2 Фес. 1:6, 7). Спаситель придет с небес в сопровождении величественных ангелов (2 Фес. 1:7). Он придет «в пламенеющем огне» и произведет суд над теми, кто отверг Бога и Евангелие Иисуса Христа (2 Фес. 1:8).

Нечестивые будут уничтожены (2 Фес. 1:8, 9), а праведные воздадут славу Христу (2 Фес. 1:10). События Второго пришествия сменятся тысячелетним царством, во время которого земля будет оставлена на тысячу лет (Откр. 20:1-6). Хотя в изучаемом нами отрывке не говорится о том, что произойдет с праведниками, тексты 1 Фес. 4:16, 17 сообщают, что спасенные поднимутся на небеса, дабы встретиться с Иисусом во время Его возвращения. В отрывке Ин. 14:1-3 говорится, что Иисус возьмет праведников с Собой на небеса.

Как Павел советует верующим готовиться ко Второму пришествию Иисуса? 2 Фес. 1:11.

В стихе 2 Фес. 1:10 Павел снова обращается к участи праведников в день Второго пришествия. В стихах 2 Фес. 1:10–12 изображена слава Иисуса, явленная в характере верующих в Него людей. Павел радуется, что плоды его молитв и усилий будут явлены в фессалоникийцах во время явления Иисуса (см. 1 Фес. 2:19, 20).

Далее апостол переходит ко второй главе, в которой утверждает, что день Господень еще не наступил, поскольку еще нет ни пламенеющего огня, ни уничтожения нечестивых, ни полного прославления Иисуса, свидетелями которого должны стать все. В изучаемом сегодня отрывке Павел переводит внимание с Бога Отца на Иисуса, используя попеременно оба термина. Согласно Библии, Иисус есть Бог. Это учение очень важно для нас.

Чем величественнее Иисус, тем величественнее спасение, которое Он совершил, и яснее представление о Боге, которое мы получаем, размышляя о жизни, смерти, воскресении и возвращении Христа. Если Иисус воистину Бог, тогда Отец такой же, как Он.

Как мы можем научиться жить в ожидании Второго пришествия, несмотря на наши повседневные дела? Почему так просто забыть о Его пришествии, погрузившись в суету? Как мы можем научиться, занимаясь своими делами, помнить об этом удивительном обещании, выделять время для размышлений о нем, уделять ему должное внимание и осознавать всю его важность?

«Библия написана людьми по вдохновению Святого Духа, но это не означает, что она отражает способ мышления и выражения мысли, присущие Богу. Стиль ее написания характерен для человека. Бог не представлен как писатель. Люди часто говорят, что те или иные выражения не могут быть Божьими. Но Бог и не дает возможность судить о Себе в словах, в логике, в риторике, изложенных в Библии. Авторы Библии были Божьими писцами, но не Его пером…

Не слова Библии, но люди, ее писавшие, были вдохновляемы Богом. Вдохновение воздействует не на слова или выражения человека, но на него самого, и разум его под влиянием Святого Духа наполняется определенными мыслями. Конкретные же слова, в которые облекаются эти мысли, несут отпечаток индивидуальности. Так распространяются Божественные наставления. Божественный разум и воля объединяются с разумом и волей человеческой; таким образом, написанное человеком становится словом Бога» (E. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 21).

«Наставление, которое Павел дал фессалоникийцам относительно Второго пришествия Христа, полностью согласовывалось с его прежним учением. Однако его слова были неправильно поняты некоторыми фессалоникийскими братьями… В своем Втором послании Павел попытался внести ясность, растолковав свою точку зрения» (E. Уайт. Деяния апостолов, с. 264).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как истины Священного Писания открываются лучше: через глубокий анализ каждого слова или в исследовании обширных тем, которые предстают перед нами, когда мы прочитываем большие отрывки? Или же в зависимости от времени и места уместно и то, и другое? Обсудите ответы в классе.

2. Прочитайте приведенную выше цитату Елены Уайт о действии вдохновения. Как это помогает нам понять «человеческий фактор», который временами прослеживается в Библии?

3. Мысли о Втором пришествии пугают вас или вселяют надежду? Что ваш ответ говорит о ваших взаимоотношениях с Богом и о вашем понимании Евангелия?

4. Хотя истина о том, что испытания могут укрепить нашу веру и наш характер, верна, что бы вы сказали людям, которые в испытаниях не только ожесточились, огорчились и обозлились (то есть испытания не облагородили их характер), но и вовсе потеряли веру?

ВЫВОД:

В первой главе Второго послания к Фессалоникийцам Павел радуется тому, что фессалоникийские верующие остаются верными, невзирая на скорби. Он ободряет их, указывая на великие перемены, которые произойдут при Втором пришествии Христа. Что бы ни происходило сейчас, у нас есть обетование о том, что Бог восстановит Божественную справедливость.