15-21 сентября. Антихрист.


Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

Pdf-файл СШ III квартал (4 MB) Mp3-архив СШ III квартал (621 MB)

12 урок СШ (mp3, 48 MB)

БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: 2 Фес. 2:1-12; Мф. 24:1-14; Захария 3:1; Дан. 8:8-11; Деян. 2:22.

ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2:3).

КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ: Исправляя ошибочные теологические представления фессалоникийцев о событиях последнего времени, Павел рассказывает об обмане последних дней. Помимо слов ободрения и увещевания Павел также писал о событиях последнего времени, включая и величайшее из всех этих заключительных событий — Второе пришествие Иисуса.

В изучаемом на этой неделе отрывке Павел говорит о событиях конца, но на сей раз его акцент несколько смещается. С одной стороны, апостол уже подробно раскрыл эту тему фессалоникийцам, когда был с ними. С другой стороны, в данном тексте он преследует пасторскую цель, которая состоит в том, чтобы успокоить их и призвать проявлять больше терпения в связи с заключительными событиями, а также предупредить о ложных учениях по этому вопросу. В начале изучаемого отрывка (2 Фес. 2:1, 2) мы встречаем несколько греческих слов, которые возвращают нас к 1 Фес. 4:13-5:11.

Это слова о пришествии Господа (1 Фес. 4:15), собрании (1 Фес. 4:17) и дне Господнем (1 Фес. 5:2). В определенной степени данный отрывок является пояснением того, что Павел сказал раньше. В нем он раскрывает истины, которые необходимо знать сегодня и нам.

Какую тему поднимает Павел во второй главе Второго послания к Фессалоникийцам? Как эти слова относятся к нам сегодня? В чем выражаются проблемы, связанные с неправильным пониманием событий последнего времени (установление дат, теория о тайном восхищении и т. п.), хотя мы живем в другую эпоху? Что советует Павел? 2 Фес. 2:1-3.

В отрывке нет ясного свидетельства о том, что церковь задавала вопросы о Втором пришествии Иисуса. Павел сам осознает наличие проблемы и говорит о ней. Концепция «собрания к Нему» перекликается с тем, что Павел писал в предыдущем послании (1 Фес. 4:15-17). В данном отрывке слова Павла перекликаются с предупреждением, провозглашенным Самим Иисусом (Мф. 24:1-13).

Очевидно, фессалоникийцы были смущены некоей информацией, полученной ими вскоре после того, как Павел написал свое первое послание. Павел не определяет конкретную причину их замешательства. Возможно, она не была открыта даже ему. Под духом (2 Фес. 2:2) он скорее всего подразумевает пророческое учение, исходящее либо от лжепророка, либо из-за непонимания первого письма Павла. Второй возможный источник замешательства верующих — слово, то есть учение, передаваемое из уст в уста среди членов церкви.

Упоминая о послании, «как бы нами посланном», Павел либо имеет в виду поддельное письмо, подписанное его именем, либо неправильное отношение к его настоящему письму. Независимо от бдительности пастора существует множество путей, которыми в церковь могут проникнуть ошибочные взгляды. Членам общины порой легче принять чей-то рассказ или поверить слухам, чем самостоятельно с усердием исследовать Писание. Судя по всему, именно последнее и стало причиной возникновения проблем в Фессалонике.

Фессалоникийцы получили много правильной информации о Втором пришествии Иисуса и предшествующих ему событиях. Но они были склонны впадать то в одну, то в другую крайность, нарушая равновесие. Они не обращали должного внимания на предостережение Иисуса об опасности «погони» за признаками Его возвращения (Мф. 24:4-8). В результате они сокрушались о том, что пришествие Иисуса задерживается (1 Фес. 4:13-15), а в сегодняшней главе мы видим, что они пришли к выводу, будто заключительные события уже начались.

В короткий промежуток времени между первым и вторым посланиями к фессалоникийцам члены этой церкви утратили ясное понимание написанного Павлом в первом письме. Они пришли к заключению, что Второе пришествие либо при дверях, либо уже произошло каким-то тайным образом (2 Фес. 2:2). Каков краткий ответ Павла на эту проблему? Он таков: Этого просто не может быть, поскольку слишком многое еще должно произойти. Замешательство в Фессалонике побудило Павла написать самое длинное из его разъяснений относительно заключительных событий.

Прочитайте 2 Фес. 2:3, 4. Что Павел говорит в этих стихах о «человеке греха»? Какие мы находим здесь принципы, помогающие нам понять, о чем говорит Павел?

В оригинале стихи 2 Фес. 2:3 и 2 Фес. 2:4 — это одно неполное предложение. В греческом оригинале нет фразы «ибо день тот не придет». Павел перечисляет то, что должно произойти до Второго пришествия. Сначала будет «отступление» (греческое слово апостасиа), а затем откроется «человек греха». Его приход назван во 2 Фес. 2:8-10 действием сатаны непосредственно перед пришествием Иисуса (более подробно этот вопрос мы рассмотрим в уроке за среду). Но перед открытием этого нечестия будет период «тайны» и удерживания (2 Фес. 2:6, 7).

Стих 2 Фес. 2:4 описывает «человека греха», который определенное время действует под прикрытием, но в итоге проявляет себя. Он противодействует Богу, превозносится, восседает в храме и провозглашает себя Богом. Этот стих полон ссылок на тексты Ветхого и Нового Заветов. Слово «противящийся» указывает на сатану из Захарии 3:1.

То, что человек греха превозносит себя выше Бога и присваивает себе право на Его место в небесном храме, указывает на малый рог из Дан. 8. Фраза «выдавая себя за Бога» указывает на сатану из Ис. 14 и Иез. 28, а также на богохульную силу, о которой говорит Даниил в Дан. 11:36-39. Таким образом, в описании человека греха есть элементы, указывающие как на самого сатану, так и на его нечестивого представителя на земле.

Как современные люди пытаются превозноситься над Богом? В чем это проявляется?

По словам Павла, какие две силы влияли на ситуацию в мире в его время? Как в этих стихах раскрывается великая борьба? 2 Фес. 2:6, 7.

Сопоставляя эти тексты с предыдущими, мы видим, что Павел очерчивает три исторических периода, начиная от своего времени и до конца дней. Последний период начинается при Втором пришествии. До него происходит открытие человека греха (2 Фес. 2:3), также известного как «беззаконник» (2 Фес. 2:8). А перед этим периодом — время тайны и удерживания (2 Фес. 2:6, 7).

Кто такой «удерживающий» или удерживающая сила в этих стихах? Она присутствует во дни Павла, поддерживает Закон (сила, сдерживающая беззаконие, ст. 2 Фес. 2:7), и она достаточно могущественна, чтобы сдерживать работу сатаны (ст. 2 Фес. 2:9).

Согласно другим отрывкам Нового Завета, что удерживает Второе пришествие? Мф. 24:14; Мк. 13:10; Откр. 14:6, 7.

Новый Завет не раз свидетельствует о том, что события, ведущие ко Второму пришествию, следуют после окончательного всемирного провозглашения Евангелия (Мф. 24:14; Мк. 13:10; Откр. 14:6, 7). Тогда вполне возможно, что Сам Бог есть Тот Удерживающий, о Котором говорит Павел. Бог удерживает заключительные события, пока каждый не получит возможность услышать Благую весть.

Как нам научиться уповать на силу Божью, когда мы искушаемы сделать что-то неправильное?

Прочитайте 2 Фес. 2:8-10. Как мы понимаем эти события? Что особенно важное подчеркивает фраза «они не приняли любви истины»?

Человек греха представлен в текстах 2 Фес. 2:3, 4. На протяжении всей христианской истории он желал уничтожить Закон Божий (особенно заповедь о субботе) и присвоить себе власть, принадлежащую только Христу.

В Дан. 7:20-25 (малый рог) и Откр. 13:1-7 (зверь, выходящий из моря) представлена та же самая сила, которая действует после падения языческой Римской империи, сочетая в себе религиозную и мирскую власть, и которая преследует святых Божьих. Единственная в истории сила, которая подходит под все составляющие этих пророчеств, — папство.

Многие истолкователи, начиная от средних веков и вплоть до наших дней, называли и называют эту власть (или систему) антихристом. (Только несколько столетий назад подавляющее большинство христиан ушло от такого истолкования. Это интересный поворот в свете нашего понимания событий последнего времени). Отождествление с папством согласуется с условиями, обозначенными во второй главе Второго послания к Фессалоникийцам, что человек греха должен быть мужского рода (личность) и среднего рода (мировое господство).

В стихе 2 Фес. 2:7 обозначена его деятельность — «тайна беззакония». Но в конце истории земли, перед самым Вторым пришествием, Богу и Его Закону будет брошен еще более масштабный и открытый вызов. Этот отрывок и другие места (Дан. 7 и Откр. 13) указывают на то, что папство будет играть значительную роль и в конце времени.

Какие деяния Бога, которые Он совершал в ходе истории, будут подделаны во время последнего обмана? Сравните 2 Фес. 2:9 с Деян. 2:22.

Сегодняшний отрывок отодвигает занавес, показывая, кто стоит за антихристом, действующим среди народов в ходе истории. Сам сатана является автором и ключевым игроком в обмане последнего времени. По мере приближения Второго пришествия события спровоцируют его на последнее отчаянное действие. Он отбросит всякую осторожность и явится лично, чтобы подделать земное служение Иисуса (смотрите урок за пятницу).

Ложными чудесами он попытается отвлечь внимание людей от Евангелия (жизни, смерти и воскресения Иисуса) и даже от самого Второго пришествия.

Поразмышляйте над выражением «не приняли любви истины». Как можно принять эту любовь? Почему для каждого, кто не хочет стать жертвой любого духовного обмана, особенно в последние дни, так важно иметь эту любовь? Как сегодня мы можем научиться принимать любовь истины? (2 Фес. 2:10).

Прочитайте 2 Фес. 2:10-12. Почему Бог позволяет многим людям оказаться обманутыми? Согласно приведенному отрывку, что отвергли погибающие?

Многих людей крайне озадачивает и смущает 11-й стих. Павел утверждает очень прямо: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес. 2:11). Иногда непроизвольная реакция на этот текст отражается в вопросе: «Как Бог всякой истины может послать заблуждение? Разве Он может действовать так же, как сатана в конце времени?» (Чтобы получить ответы на эти вопросы, исследуйте следующие тексты: Пс. 80:13; 140:4; Ис.63:17; Деян. 14:16, 17).

В сегодняшнем отрывке Павел позволяет нам увидеть великую борьбу между Христом и сатаной, которая гораздо шире, чем проблемы земли и ее истории. Сатана обвинил Бога в том, что Он жесток, запугивает и обманывает всех. В последнем кризисе земной истории Бог «пошлет» заблуждение нечестивым не потому, что Он хочет обмануть их, а потому, что позволит нечестивым выбрать ложь вместо истины и таким образом явить результаты уже принятых ими решений (2 Фес. 2:12).

Он просто позволяет им пожать плоды их неправильных действий. События последнего времени ясно показывают всем намерения и характер сатаны и его последователей. Заблуждение начинается с того момента, когда люди отвергают Евангелие Иисуса Христа. В 2 Фес. 2:10 показано, что нечестивые отказываются принять любовь истины.

Дар спасения в Евангелии является подтекстом, который стоит за апокалиптическими силами, изображенными во второй главе Второго послания к Фессалоникийцам. Своим учением и практикой папство нанесло удар Евангелию. Эта работа будет продолжаться до тех пор, пока не станет видимой в последних событиях, описанных во 2 Фес. 2:8-12.

Таким образом, заключительное провозглашение Евангелия (Мф. 24:14; Откр. 14:6, 7) подготавливает почву как для последнего суда, так и для заблуждений последнего времени. Какими бы важными ни казались политические и религиозные проявления великой борьбы, решающим критерием, разделяющим добро и зло на протяжении христианской истории, было Евангелие Иисуса Христа, а не политические события. Антихрист раскрывает свой подлинный характер, присваивая себе заслуги жизни, смерти и небесного царствования Иисуса. Все остальные участники этой драмы играют второстепенные роли.

Внимательно прочитайте 2 Фес. 2:12. Какая главная причина того, что люди не принимают истину? Как этот принцип проявляется в вашей жизни? То есть как «привлекательность» нечестия, пусть даже незаметно, мешает вам быть до конца открытыми для истины?

«Апостол Павел предостерегал Церковь не ожидать пришествия Христа в его дни. „Ибо день тот не придет, — говорил он, — доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха” (2 Фес. 2:3). Мы не можем ожидать пришествия нашего Господа раньше великого отступления от веры и длительного правления „человека греха”. „Человек греха”, который также назван „тайной беззакония”, „сыном погибели” и „беззаконником”, — это папство, которое, как говорит пророчество, должно было господствовать над миром в течение 1260 лет» (E. Уайт. Великая борьба, с. 356).

«Заключительным актом великой драмы обольщения станет попытка сатаны выдать себя за Христа… Голос у него мягкий, приглушенный и вместе с тем мелодичный. Словами, полными нежности и сострадания, он повторяет некоторые из благодатных небесных истин, сказанных когда-то Христом; он исцеляет болезни людей и затем, подражая Христу, объявляет, что перенес субботу на воскресенье, и повелевает всем святить день, благословленный им… Только усердно исследующие Писания, те, кто принял любовь истины, будут защищены от силы обольщения, которая пленит весь мир» (там же, с. 624, 625).

«Неся весть, избегайте личных выпадов в адрес иных церквей, даже в адрес Римско-католической церкви. Ангелы Божьи видят в различных конфессиях людей, при обращении с которыми следует соблюдать величайшую осторожность. Поэтому тщательно следите за своими словами… В этих темах молчание красноречивее слов. Многие люди обмануты, так проповедуйте истину словами любви и в духе любви» (E. Уайт. Евангелизм, с. 576).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Сегодня многие люди считают, что папство изменилось, и в чем-то это действительно так. Но что касается главных вопросов спасения, оно по-прежнему стремится узурпировать все, что сделал и делает для нас Христос. Оно остается силой, изображенной в пророчестве. Как мы можем твердо держаться библейской позиции относительно папства и в то же время проявлять христианскую любовь, терпение и тактичность?

2. В церкви постоянно появляются люди, которые высчитывают новые даты последних событий, составляют новые схемы, новые тайные замыслы, касающиеся той или иной группы. Как нам следует реагировать на эти вопросы, оставаясь при этом открытыми для нового света?

ВЫВОД:

Исправляя некоторые неправильные взгляды фессалоникийцев относительно последних событий, Павел открывает нам драгоценные истины по этому вопросу. Мы всегда должны помнить: главное — не то, когда настанут последние события, и не детали этих событий. Главное — какую сторону в великой борьбе займем мы.

  • http://adventist.ru/ adventist.ru

    Добрый день, Людмила,

    спасибо за ваши отзывы. СШ в видео-формате производиться ТК Надiя, полный архив передач можете найти и скачать на сайте телеканала по этой ссылке: http://www.hopechannel.info/ru/video/SCR