СШ

Субботняя Школа

Урок 1. 29 сентября – 5 октября. Великая борьба: основание

Аудио Урок 1 (MP3, 79.1 MB) Аудио все уроки (MP3, 681.7 MB)

Видео СШ Урок 1 (MOV, 217 MB)

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ IV квартал (PDF, 1.6 MB)

С комментариями для учителей (PDF, 7.0 MB)

Библейские тексты для исследования: Быт. 3:15; Откр. 12:1-17; Ис. 14:4-21; Иез. 28:12-19; Ис. 53:6; Рим. 1:20-28; Ин. 16:2.

Памятный стих: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Ключевая мысль: Идея великой борьбы является всеобъемлющей концепцией, которая объединяет основы вероучения адвентистов седьмого дня.

Говорят, что нужда — мать всех изобретений. Слово «мать» в данном контексте означает: «источник», «движущая сила», «основание». Фактически необходимость, или нужда в чем-то, побуждает людей к действию. Например, нужда в чистом воздухе является основанием, движущей силой, побуждающей искать другие источники энергии помимо ископаемого топлива.

Система вероучения наравне с физическими изобретениями также нуждается в основании, в принципе, объясняющем ее.

Адвентисты седьмого дня исповедуют 28 основ библейского вероучения. Эти доктрины построены на концепции под названием «великая борьба». Каждый из 28 пунктов касается определенного аспекта этой грандиозной борьбы. Доктрины, которые мы будем изучать в течение квартала, раскроют смысл идеи великой борьбы. На этой неделе мы рассмотрим некоторые ключевые моменты данного учения.

На протяжении всей известной нам истории люди ощущают, что человечество вовлечено в какую-то битву, войну, борьбу между противодействующими силами. Поэт Т. С. Элиот написал:

«В моей жизни неизменно одно. Как бы вы это ни маскировали, оно не меняется: Вечная борьба добра и зла». (T. S. Eliot: The Complete Poems and Plays (New York, San Diego, London: Harcourt Brace & Company, 1952), p. 98).

Хотя подобное понимание довольно распространено, люди имеют разные взгляды относительно сути конфликта и того, кто в него вовлечен, что поставлено на карту и чем все закончится. Как адвентисты седьмого дня мы придерживаемся такого взгляда, который основан на библейском учении о великой борьбе между Христом и сатаной.

Прочитайте Быт. 3:15 и Откр. 12:1-17. Кто главные участники этой борьбы? Почему мы верим, что описанные здесь силы реальны, что это буквальные существа? Что произойдет со всей нашей системой вероучения, если мы не будем воспринимать как реальность великую борьбу между Христом и сатаной и нашу роль в ней?

Люди нередко используют такие слова, как «дьявол», «ангелы» или даже «Бог», когда хотят сказать о чем-то, что абсолютно не соответствует значению этих слов. Например, некоторые употребляют слово «Бог» только как языковую связку; их вообще не интересует, существует ли Бог. Какие бы символы ни использовались для описания упомянутых личностей, Библия учит, что они реально существуют и вовлечены в реальный конфликт. И именно так это понимают адвентисты седьмого дня. Бо́льшая часть доктрин, которые мы будем изучать в этом квартале, лишится смысла, если не рассматривать участников великой борьбы буквально, хотя такое понимание зачастую выставляет нас несколько странными в глазах господствующей культуры.

Хотя за последние два столетия секуляризация не раз меняла свои формы и очертания, одна из ее характеристик осталась неизменной, а именно — исключить из человеческого языка все «потустороннее». Благодаря успешному продвижению науки люди в некоторых культурах все больше и больше тяготеют к мировоззрению, основанному на научной точке зрения. Ангелы и демоны не пользуются популярностью в научном методе мышления. Итак, современная культура свидетельствует о том, что люди постепенно перестают верить в сверхъестественное.

Как сильно на вашу культуру влияет научное и секуляризованное мировоззрение? Насколько этому влиянию подвержены лично вы? Каких аспектов такого мировоззрения мы должны особенно остерегаться?

Хотя Библия подробно не рассказывает о событиях, связанных с борьбой между Богом и сатаной, мы можем узнать о ней из некоторых отрывков Писания, таких как Ис. 14:4-21 и Иез. 28:12-19. При беглом прочтении этих библейских текстов можно подумать, что они повествуют о языческих царях Тира и Вавилона. Но более внимательный читатель заметит, что приведенные отрывки содержат детали, которые никак не могут относиться к древним ближневосточным правителям. Несомненно, они указывают на происхождение, занимаемое положение и падение сатаны.

В 1 Тим. 3:6 апостол Павел советует не посвящать в духовный сан новообращенного человека, дабы он «не возгордился и не подпал осуждению с диаволом». Как высказывание Павла проливает свет на два вышеприведенных отрывка и каким образом все три отрывка помогают нам понять некоторые причины великой борьбы?

В приведенных выше текстах освещены по крайней мере две проблемы: гордость и независимость. Ветхий Завет изображает созданное, зависимое существо, стремящееся стать самодостаточным и независимым. Но независимость всегда подразумевает независимость от чего-то или кого-то. В 1 Ин. 3:8 сказано, что дьявол согрешил от начала; текст 1 Ин. 3:4 определяет «грех» как беззаконие. Следовательно, грех сатаны, проявившийся в стремлении к независимости и автономии, фактически выражал желание освободиться от «ограничений» со стороны Бога и Его Закона. Таким образом, отказавшись подчиниться авторитету Божьего Закона, сатана продемонстрировал свое желание жить согласно другим нравственным принципам. Этот бунтовщик пытался опорочить праведное правление Бога, заявляя, что Божий Закон несовершенный и его необходимо изменить. Но, поскольку Закон Бога является отражением Его характера, недостаток в Законе равнялся бы недостатку в Божьем характере. В общем, восстание сатаны было направлено против Самого Бога.

Гордость, автономность, независимость. Какие ассоциации эти слова вызывают в вашем сознании? Каким образом каждый из нас может попасть в ловушки, порой очень незаметные, расставленные для нас гордостью, автономностью и независимостью? В конце концов, в чем опасность каждого из этих понятий?

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Каким образом в этом тексте раскрывается великая борьба?

Таинственный язык текста Быт. 3:15, в котором предсказана борьба, содержит намек на Божьи правила ведения «боевых действий». Мы можем увидеть, что конфликт, только что возникший на земле между змеем и женщиной, должен был вовлечь в себя последователей и потомков этих первых противников: «семя» жены и «семя» змея. Спустя четыре тысячи лет конфликт достиг кульминации в смертельной схватке между сатаной и потомком жены, Иисусом из Назарета. Божьим оружием стал Иисус, Которому надлежало сразиться за «жену», жестоко пострадать, но в конце концов нанести смертельное поражение змею. Точнее, оружием стала жертва Иисуса, акт Его бескорыстной любви.

Как следующие тексты помогают нам понять некоторые вопросы, связанные с великой борьбой? Почему план спасения находится в центре этой борьбы?

Сравните Быт. 4:4 и Евр. 11:4

Сравните Быт. 12:3; 22:18 и Гал. 3:16

Сравните Исх. 25:8 и Евр. 4:2

Сравните Ис. 53:6 и Рим. 5:8

Мф. 16:18; 18:16-20

Евр. 8:1, 2

Если вы внимательно изучали вчерашний урок, то, наверное, увидели, как с помощью Писаний Бог постепенно открывает Свой характер и Свою истину в великой борьбе. Бог открывал Себя через служение в святилище в древнем Израиле, через жертвенную, искупительную смерть Христа, через Церковь и служение Христа в небесном святилище.

Однако сатана неустанно пытался разрушить планы Господа. Великая борьба продолжается и по сей день, преследуя те же самые цели.

Система жертвоприношений, практикуемая патриархами и занимавшая ключевое место в служении ветхозаветного святилища, была установлена Богом, чтобы напоминать людям о Создателе и поддерживать в них надежду на искупление.

Как сатана пытался узурпировать и извратить весть о плане спасения, явленную в системе жертвоприношений? См. Рим. 1:20-28; Втор. 32:17, 18.

Воплощение Христа, Его служение на земле и искупительная жертвенная смерть на кресте были центральными составляющими Божьего плана победы над сатаной в великой борьбе. Смерть Христа гарантирует гибель сатаны, который неустанно противодействует Ему.

Прочитайте Мф. 2:1-18; 4:1-11; 16:21-23; 27:39-42. Что эти тексты говорят о противодействии сатаны?

После Своей смерти и воскресения Христос оставил на земле Свою Церковь, чтобы провозглашать падшему человечеству Благую весть спасения. Со дня основания Церкви сатана стремится ослабить и уничтожить ее. Приведенные ниже отрывки открывают некоторые приемы сатаны, направленные против Церкви: Деян. 5:17, 18; 7:54-60; 2 Фес. 2:1-4; 1 Tим. 4:1; 2 Петр. 2:1; Откр. 12:13-17.

Послание к Евреям сообщает о реальном святилище на небесах, в которое вошел Христос после Своего вознесения (Евр. 4:14-16; 8:1, 2; 9:24), чтобы ходатайствовать за грешное человечество (Евр. 7:27). В Дан. 8:11-14 мы можем увидеть, как действует сатана по отношению к священническому служению Христа в небесном святилище, и его попытки узурпировать это служение.

Прочитать 1 Петр. 5:8, 9 и понять содержащееся в нем предостережение — это лишь полдела; необходимо жить в соответствии с этим предостережением. Как мы противостоим дьяволу? Часто ли в течение дня вы замечаете нападки сатаны?

«Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Ис. Нав. 24:15). Как этот текст раскрывает один из главных вопросов великой борьбы?

Пророчества изображают заключительные события конфликта между Богом и сатаной. В течение 1260 лет (Дан. 7:25; 12:7; Откр. 11:2, 3; 12:14; 13:5) сатана жестоко преследовал Божий народ. В заключительном решающем поединке, описанном в Откр. 12 и 13, сатана задействует две земные силы: зверя, подобного барсу (Откр. 13:1-10), и зверя с двумя рогами (Откр. 13:11-17). Они используют тактику сатаны, о которой мы говорили вчера.

В Откр. 14 дано описание Божьего противодействия маневрам сатаны во время завершающих событий борьбы. Что отрывок Откр. 14:6-13 говорит о том, каким образом должны будут проясниться некоторые вопросы великой борьбы?

Прежде чем конфликт подойдет к своему завершению, Бог стремится наиболее полно осветить поднятые в конфликте вопросы (здесь Он совершает это через трехангельскую весть). Чтобы понять происходящее, человечество должно быть соответствующим образом проинформировано. В заключительном конфликте будут люди, которые останутся верными Богу. В Откр. 14:1—5 они символически представлены числом 144000 (см. также Откр. 7:4). Они остались послушными Божьим заповедям во время великой скорби и всецело преданными своему Создателю — Богу. Они получают Божье одобрение и побеждают с Ним, в то время как нераскаявшиеся будут уничтожены во время последующей жатвы (Откр. 14:14-20). Главная же весть Библии состоит в том, что однажды великая борьба закончится.

В великой борьбе никто не сможет занимать нейтральную позицию. Мы окажемся либо на одной стороне, либо на другой. Каждый может заявлять, что находится на Божьей стороне (см. Ин. 16:2). Но как узнать, где находимся мы? Поделитесь своим ответом на уроке в субботу.

«Библия сама себя разъясняет. Для этого необходимо один стих сравнивать с другим. Научите своих учеников видеть цельность Библии, ее взаимосвязанность. Помогите открыть центральную величественную тему Библии — Божий первоначальный план для мира, возникновение великой борьбы и процесс искупления. Помогите понять природу двух принципов, борющихся за превосходство, научите прослеживать их действие в истории и пророчестве до славного завершения человеческой истории. Научите наблюдать, как эта борьба проникает во все сферы человеческой деятельности, как в каждом своем поступке они сами обнаруживают ту или иную противоборствующую силу и что независимо от того, хотят они того или нет, им уже сейчас нужно решать, чью сторону принять» (E. Уайт. Воспитание, с. 190).

Вопросы для обсуждения:

1. В приведенной выше цитате из книги «Воспитание» E. Уайт пишет, что великая борьба проникает в каждую сферу человеческой жизни. Насколько это отражено в вашем личном опыте? Когда вам приходится справляться с проблемами повседневной жизни в мире греха и страданий, ваше понимание великой борьбы служит для вас источником силы или разочарования и уныния?

2. Некоторые говорят о том, что Второе пришествие Христа «задерживается». Учитывая всю несправедливость и всю бессмысленность страданий, кажется, что каждый лишний день жизни на земле — это слишком много. Пусть ученики поделятся своим мнением относительно идеи великой борьбы с точки зрения так называемой задержки.

3. Насколько мы можем быть уверены в заключительном разрешении конфликта между добром и злом? Почему вы уверены, что зло будет побеждено? На основании чего мы в это верим? Как, например, пророчество Дан. 2 помогает обрести уверенность в окончательном исходе борьбы?

4. Вернитесь к вашим ответам на вопрос урока за четверг. Ответ особенно важен, поскольку касается нашего понимания того, кто будет преследовать Божий народ в последние дни. Как мы можем быть уверены, что окажемся на правильной стороне?

  • anatolij

    большое спасибо за аудио уроки и Божиих вам благословений в вашем нелегком труде