СШ

Молодежная Субботняя Школа

Урок 2. 6 — 12 октября. Откровение и открытый в нем Бог

Аудио Урок 2 (MP3, 46.6 MB)

Аудио все уроки (MP3, 502.1 MB)

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию молодежного урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ IV квартал (PDF, 9.4 MB)

ВСТУПЛЕНИЕ Евр. 1:1, 2

Бог поручил Марии задачу, казавшуюся невыполнимой. Судя по всему, она не настолько обрадовалась, как, возможно, ожидал Гавриил. Сначала она испугалась величественного архангела и того, что с ней произойдет. Но потом она приняла Божье поручение: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Так она приняла самое важное поручение в земной истории: воспитать Божьего Сына, Царя царей и нашего Спасителя.

Мария знала, Кем был Иисус. Она не забывала знамения, окружавшие Его рождение: обетование, данное Гавриилом, ангельское пение, поклонение волхвов и пастухов. На ее глазах Он превращался в мудрого, праведного и скромного молодого человека. Потом Он разрушил ее представление о том, для чего Он пришел (Лк. 2:19, 51). Потом вместе с учениками, которые до самого воскресения не могли понять миссию Иисуса, Мария наблюдала за Сыном и пыталась понять, является ли Он исполнением ветхозаветных пророчеств. Всю жизнь она верила в Божье обетование. Ее двоюродная сестра Елизавета предсказала ей: «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1:45). И Иисус многократно продемонстрировал ей силу веры (Мк. 9:23, 24; Ин. 3:12; 20:29).

Сами по себе библейские строки не представляют собой ничего особенного. Их ценность в том, что они говорят нам о Боге, о том, как древние пророчества исполнились в Иисусе Христе. Нам следует хорошо усвоить эти истины и ценить то, что Иисус сделал и продолжает для нас делать. Это и есть самый большой подарок от Бога.

ДИСКУССИЯ

  • Как взаимоотношения с Богом отразились на вашей жизни, в чем это проявилось сильней всего, почему?
  • Может ли человек, который сомневается в существовании Бога, получить исцеление от Него? Поясните свой ответ.
  • Где именно Бог призывает вас распространять Благую весть?

Джимми Селф, Итауа, Теннесси, США.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Мф. 4:4, 7, 10; 2 Тим. 3:16, 17; 2 Петр. 1:19-21.

Во Втором послании Петра (2 Петр. 1:19-21) говорится, что слова пророка принадлежат Святому Духу. Слово «пророк» происходит от греческого слова профитис, которое переводится как «предсказатель». Задачей библейских пророков было донести вести, данные Святым Духом. Таким образом, пророк был, по сути, прямым представителем Бога. Какой бы величественной и возвышенной ни казалась эта роль, пророков на каждом шагу подстерегали опасности. Например, см. Иер. 11:18-23.

Дух Святой использовал пророков, несмотря на их несовершенную память, бедный язык и всевозможные страхи, чтобы донести до Своего народа вполне определенную и ясную весть от Бога. Само Писание, уподобляясь пророку, приписывает авторство Своих истин Богу. Во 2 Тим. 3:16, 17 говорится, что все библейские Писания происходят от Бога. Мы можем поражаться содержанию некоторых из библейских книг, гадать об их происхождении и даже спорить об их каноничности. Однако в каждой из них прослеживается Божественное присутствие. Божий лик с легкостью просматривается в этом сборнике книг, которые писались, изучались и передавались из поколения в поколение в течение нескольких тысячелетий. Но Библия — это не просто текст, не просто повествование об исторических событиях и удивительных чудесах. Учение Библии об ее Авторе — Боге — лучше всего выражено в Иак. 1:17. О чем же говорит этот текст? Бог — наш неизменный помощник и милосердный благодетель.

Представьте себе переписчиков, которые копировали Тору и многостраничные кодексы, авторов и пророков, которым была поручена задача воплотить Божественное откровение в тексте. Сложнейшая задача! И все же каким-то чудом наш всеблагой Творец явственно присутствует в каждой библейской книге. Божье откровение сияет сквозь столетия, достигая нашего времени. И, подобно пророкам, мы тоже должны — ко благу или злу — прислушаться всем сердцем к вести, которую Он нам несет.

ДИСКУССИЯ

  • Почему Библия так отчетливо указывает нам на своего Божественного Автора?
  • Как получилось так, что библейские книги, записанные столь разными людьми, неизменно говорят об одном Боге?

Бен Протасио, Салем, Орегон, США.

СЛОВО Быт. 1:1; Мал. 3:6; Мф. 4:4, 7; 28:19; Ин. 3:16, 17; 2 Тим. 3:16, 17; 2 Петр. 1:19-21

Неоднократно говорилось о том, что Бог вынужден скрывать Себя, ведь в противном случае нам осталось бы смотреть только на Него. Неудивительно, что Бог продолжает оставаться тайной для мира, погрязшего в мелочах. Мы не можем общаться с Богом лицом к лицу, как Адам и Ева или как двенадцать апостолов, однако у нас есть Писание, а Дух Святой научает и направляет нас в верную сторону.

ДРЕВНИЙ ИСТОЧНИК (БЫТ. 1:1)

Самые древние отрывки Библии были написаны более трех тысяч лет назад. Самые «свежие» — около двух тысяч лет назад. Несмотря на столь солидный возраст, археологами доказано, что библейский текст оставался неизменным на протяжении столетий. К удивлению ученых, библейские тексты свитков Мертвого моря (а эти рукописи были созданы в первом столетии нашей эры и даже раньше) не слишком сильно отличаются от современных — намного меньше, чем аналогичные тексты других произведений древней литературы, даже написанных намного позже, чем Библия. Бог хранил и оберегал Свое Слово.

ЧТО ТАКОЕ БОГОДУХНОВЕННОСТЬ (ИНСПИРАЦИЯ)? (2 ТИМ. 3:16, 17)

2 Тим. 3:16, 17 — сам по себе весьма богодухновенный текст. Однако природа этого богодухновения, а также проблема различного толкования текстов, обращенных к разным читателям, продолжает будоражить умы ученых.

В исторических книгах Ветхого Завета нередко цитируются официальные исторические хроники (например, 2 Цар. 13:12). Синоптические Евангелия — от Матфея, Марка и Луки — во многом схожи между собой (первоисточником, вероятно, был труд Марка), однако каждый из апостолов подчеркивает разные особенности личности Иисуса. Автор Книги Екклесиаста говорит, что старательно подбирал притчи, «приискивал изящные изречения», чтобы точней выразить свои мысли (Еккл. 12:9-11). Библейский текст не был инспирирован дословно, авторы не записывали его под диктовку Бога. Вместо этого Святой Дух вдохновлял авторов выражать определенные истины в определенном историческом контексте. Если же рассматривать каждую из книг в контексте всего Писания, то открывается поразительная картина.

Во 2 Петр. 1:20, 21 говорится, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Нельзя недооценивать роль Святого Духа в процессе инспирации. С первого дня существования этого мира (Быт. 1:2) Дух работал над тем, чтобы связать небо и землю.

ПРИРОДА БОГА (МФ. 28:19)

Вероятно, последней из основных христианских доктрин, принятых Церковью АСД, было учение о Троице. Мы долго недооценивали значение этой доктрины. Однако, когда Елена Уайт описала роль Святого Духа и назвала Иисуса несотворенным и равным Отцу (в таких поздних работах, как «Путь ко Христу» и «Желание веков»), всем стало ясно, что мы забыли о важной доктрине. Иудаизм строится на ветхозаветном положении «Бог один» (Втор. 6:4). Божественный статус Иисуса — одно из первых великих учений ранней христианской Церкви. В Мф. 28:19 и других текстах перед нами предстает Троица из Отца, Сына и Святого Духа, однако их взаимодополняющие и при этом уникальные функции до сих пор для богословов остаются загадкой.

КАКОВ ЖЕ БОГ? (2 ПАР. 6:18)

Во 2 Пар. 6:18 Соломон восклицает: «Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я». И все же Иисус предпочел жить среди нас. Он разделил с нами бремя человеческой природы, однако при этом не утратил своей Божественной природы. Иисус, Который не отвергает никого, уверяет нас, что если мы знаем Его, то знаем и Его непостижимого Отца.

Бог говорит, что Его характер неизменен (Мал. 3:6; Иак. 1:17), однако Писание показывает, как Он постоянно адаптирует Свои методы применительно к обстоятельствам Своего непокорного народа. Будучи источником добра (Иак. 1:17), Бог всегда ищет способ возвысить нас, Он указывает нам путь к совершенству и вовлекает нас в плодотворное общение. В одном мы можем быть абсолютно уверены: Бог есть любовь. Он сотворил нас из любви к нам. Он умер за нас и спас нас Своей любовью. Его любовь ведет нас, и она же заставляет Его страдать, когда мы испытываем боль и горе. Бог с нетерпением ждет дня, когда все мы до конца познаем Его и свергнем с себя бремя греха.

БОГ ДЕЙСТВИЯ (ИСХ. 3:1-14)

В древности люди считали богов географически ограниченными. Разные боги правили разными странами, городами и даже отдельными холмами и жилищами. Однако истинный Бог презрел все эти ограничения. Иона думал, что сможет убежать от Бога, если поплывет в направлении, обратном тому, в котором его послал Бог, однако Бог все равно разыскал его. Жители Вавилона очень удивились тому, что Бог народа, который они покорили, последовал за своими людьми в плен и даже там остался Владыкой всех народов и государств. Бог провозглашает приговор Содому и Гоморре (Быт. 19:24, 25), избавляет Свой народ из египетского рабства и вызывает Моисея из его убежища в пустыне (Исх. 3:1-14). Он даже открывает Себя — а заодно и будущее человечества — престарелому апостолу, сосланному на остров Патмос (Откр. 1:9).

Сегодня Бог желает общаться с нами не меньше, чем когда-то Он хотел общаться с новоиспеченными горделивыми чиновниками Древней Месопотамии. Он не бросает нас. Он готов проявить Свою силу в нашей жизни.

ДИСКУССИЯ

  • Почему Божественное сообщество называется «Троицей»? Как это характеризует Бога и Его характер?
  • Почему Бог не стал диктовать каждое слово Библии подобно тому, как Он записал текст Десяти Заповедей?
  • Как нам следует относиться к тем отрывкам Библии, которые, как нам кажется, противоречат друг другу? Томпол Уилер, Нэшвил, Тенесси, США.

СВИДЕТЕЛЬСТВО 2 Тим. 3:16, 17

«Человеческий ум без особого действия Духа Божия будет представлять многие библейские вопросы трудными для понимания, ибо ему недостает Божественного освящения. Люди не должны, обращаясь к Божьему Слову, устанавливать свои собственные планы, свою собственную волю или идею, но они должны прийти с кротостью, скромностью и с помощью Святого Духа.

Никогда не пытайтесь исследовать Священное Писание, пока вы не готовы слушать, пока вы не готовы быть учеником, пока вы не готовы слушать Слово Божье так, как если бы его голос прямо говорил к вам живыми, непреложными истинами. Пусть ни один смертный человек не занимается суждением, сколько в Слове Божьем богодухновенного, а сколько небогодухновенного, и не выносит решения, что одна часть из него вдохновлена больше, чем другие части. Бог предостерегает его от такого побуждения. Бог не дал человеку права на подобную работу…

Всю вечность будет открываться слава, извлекаемая из драгоценных сокровищ Слова Божия. Не позволяйте никому из людей в вашем присутствии расчленять Слово Божье и говорить, что является откровением и написано под вдохновением, а что таковым не является; обличите того, кто начнет этим заниматься. Скажите всем этим людям, что они просто не знают, что делают, и не в состоянии понять вопросы, относящиеся к тайнам Бога. Мы хотим вдохновлять и поощрять веру. Мы не хотим, чтобы кто-то говорил: „Это я отвергаю, а это принимаю”, но мы хотим безоговорочно верить в полную Библию целиком в том виде, в каком она дошла до нас.

Мы приглашаем вас, взять Библию в руки, но не возлагайте святотатственно на нее руку и не говорите: „Она не богодухновенна” просто потому, что кто-то сказал так. Ни одна йота и ни одна черта не должна быть изъята из этого Слова. Отнимите руки, братья! Не оскверняйте ковчега. Не возлагайте вашей руки на нее, но пусть Господь управляет. Библия является Его собственной силой, и Он будет действовать таким образом, чтобы осуществить наше спасение. Мы нуждаемся в Боге, чтобы иметь какую-либо возможность трудиться. Нам не нужны человеческие идеи, ограничивающие Его».

Девон Марч, Вашингтон, США.

ПРАКТИКА 2 Тим. 3:16, 17; 2 Петр. 1:19-21

Я помню момент, когда я осознала, что мой парень так сильно меня любит, что готов провести со мной всю свою жизнь. Это было на последнем курсе колледжа. Большинство моих друзей и мой парень уже закончили учебу. Мне было так одиноко, я не знала, что буду делать дальше. И вот в один прекрасный день я получила от него посылку — в ней было много песен и одно стихотворение. Я без конца перечитывала это стихотворение и каждый день слушала песни. После этого наши разговоры стали носить другой характер, все вдруг обрело смысл.

Подобным образом, когда мы знакомимся с Богом, мы принимаем Его крестную жертву и общий план великой борьбы, которая происходит на наших глазах. И вдруг все вокруг обретает смысл. Люцифер — опытный обманщик, однако здесь даже он бессилен. Чем больше он пытается отвлечь нас от реальности, тем осмысленней становится наше существование. Ниже вы найдете несколько советов, как снова собрать мозаику своей жизни.

Каждый день читайте Библию. Во 2 Тим. 3:16, 17 говорится, что все Писание богодухновенно. Другими словами, ваша Библия — это входящая корреспонденция от Бога.

Храните свои взаимоотношения с Богом. Не отворачивайтесь от цели: если мы забудем о том, куда идем, то легко собьемся с пути. Если вы будете каждый день беседовать с Богом, то ваши взаимоотношения будут углубляться. Представьте себе, что Бог — ваш хороший знакомый, и вы настолько хорошо знаете Его, что угадываете Его вкусы. Это вполне возможно, если вы поддерживаете тесные взаимоотношения с Небесным Отцом.

Будьте готовы откликнуться на Его зов. Иисус дал нам задание: приобретать учеников для Бога (Мф. 28:19). Часто Бог Сам создает обстоятельства для этого. Вам остается лишь не упустить свой шанс.

Помните: этот мир не единственное, что у нас есть. В Книге Иова Бог мягко и терпеливо напоминает Своему «непорочному» и «богобоязненному» слуге (Иов 1:1), что только Он знает разгадку всех тайн этого мира. А когда наступит Небесное Царство и мы воссядем у ног Иисуса, откроется подвиг нашей жизни, совершенный силой Иисуса.

ДИСКУССИЯ

  • Как великая борьба проявляет себя в вашей жизни?
  • Что мешает вам полностью использовать свои возможности? Как вам избавиться от всего, что стоит на пути?

Лиза Д. Херман, Нэшвил, Теннесси, США.

МНЕНИЕ Мал. 3:6

Самый большой пазл поступил в продажу в марте 2007 года. Двадцать четыре тысячи элементов изображали землю, море, небо и схемы созвездий. Этот пазл был около пяти метров в длину и почти два метра в ширину. Честно говоря, я не большой поклонник пазлов. Точнее, единственный пазл, над которым я ломал голову, была загадка Божьего характера. Как Он может быть справедливым и милосердным одновременно? Как учение о блаженстве миротворцев из Евангелия от Матфея соотносится с рассказом о том, что Бог повелел Своему народу уничтожить хеттеев, гергесеев, аморреев и всех прочих «еев»? Как Бог может спасать блудницу во время захвата Иерихона и при этом игнорировать гибель целого города, в котором жили священники и их семьи, когда Саул отдал приказ об их убийстве (1 Цар. 22)? Почему Иисус не отменил рабство и не боролся за права женщин? Меня очень смущает, что Иисус называет Себя Богом мира (1 Ин. 4:7, 8 ) и при этом проявляет гнев и видимое пренебрежение некоторыми людьми? Почему? Неужели мы служим двойственному Божеству, для Которого люди значат не больше, чем пешки на шахматной доске?

Однако я уверен, что мы можем верить Писанию, где Бог назван верным и неизменным (Мал. 3:6, 2 Тим. 3:16). После длительных дискуссий с друзьями и наставниками, после кропотливого изучения исторического контекста всех подобных историй, после исследования древнееврейского и греческого текста я открыл весьма полезную аналогию. Когда мы пытаемся понять Божий характер, мы, по сути, собираем огромный пазл. Мы видим Его милосердие — один элемент, Его гнев — это другой элемент, и т. д. Мы собираем свидетельства Писания, Святого Духа, личного опыта, надежных внебиблейских источников. По отдельным элементам нельзя судить о целом, и чем больше элементов мы собрали, тем полнее и правильнее наш пазл. Иисус не просто справедливый или милосердный, Он объединяет в себе эти качества.

Проблемы начинаются, когда мы пытаемся увидеть целое в каком-нибудь одном элементе. Это похоже на то, как если бы вы увидели, как кто-нибудь бьет старушку по голове и тут же вызвали бы полицию, не подозревая о том, что пять минут назад эта старушка вытащила из своей авоськи кольт и приставила его к голове кассира в супермаркете. Порой мы видим только часть картины и, не зная контекста истории, делаем неверные выводы. Не стоит вызывать полицию и в случае с Богом. Изучайте, молитесь, сохраняйте веру и однажды элементы пазла обязательно сойдутся.

Эми Регестер, Гринбрайа, Арканзас, США.

ИССЛЕДОВАНИЕ 1 Петр. 1:20,21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если бы не Писание, наше знание и понимание Бога и Его Сына, Иисуса, было бы весьма ограниченным. Возможно, мы вообще не имели бы никакого представления о Боге. Но есть ли что-либо важнее, чем Бог? Библия — дар, с помощью которого Бог открывает истину о Себе и о Своем чудесном замысле относительно нашей жизни — как здесь, так и в вечности. Тематическое единство разных авторов, избранных в качестве Божьих вестников, и тот факт, что Библия так хорошо сохранилась в течение столь долгого времени — это свидетельства того, как сильно Бог желает нашего общения, как важны для Него взаимоотношения с нами и как много Он готов сделать ради того, чтобы сохранить эти взаимоотношения.

ЗАДАНИЯ

  • Выберите три «главных слова», в которых можно выразить всю весть Библии. Графически проиллюстрируйте значение этой вести.
  • Исследуйте методы, которые использовали переписчики Библии, чтобы убедиться в том, как аккуратно работали эти люди.
  • Выучите слова гимна «О Слово Божие» (Гимны надежды, гимн 23), пусть это станет вашей молитвой сегодня.
  • С помощью глины, растений, камней и других природных материалов сделайте коллаж, иллюстрирующий, как Бог открывает себя через пророческое слово.
  • Напишите личный план действий, отражающий более глубокое понимание Божьей вести.
  • Сделайте серию подкастов, посвященных следующему вопросу: актуальны ли библейские пророчества в наши дни?

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

  • Пс. 118:105; Мф. 24:35; 1 Фес. 2:13.
  • Уайт Е., Деяния апостолов, с. 583–585 (на Откр. 1:1-3).
  • Грэм Брэдфорд, И пророки тоже люди: Климовск: ЗРС, 2009, с. 42–69.

Нина Атчесон, Мэргэйт, Австралия.