Чтения

Вечерний Страж

О Троице — I


Электронный вариант Вечернего Стража предоставлен издательством «Источник жизни».
Скачать Вечерний страж «Чтобы нам не забыть» (11.2 MB)

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мф. 28:19.

Многие современные адвентисты удивились бы, узнав, что большинство основателей Церкви не смогли бы сегодня стать ее членами, если бы должны были согласиться с 28 фундаментальными доктринами. Точнее, они отвергли бы доктрину номер два (о Троице), потому что были антитринитариями. Они отвергли бы и номер четыре (о Сыне), потому что считали, что Сын не вечен. Они также опротестовали бы номер пять (о Духе Святом), потому что для них Дух был скорее силой, нежели личностью.

В большой степени понимание этих вопросов было сформировано Христианским объединением. В 1835 году Джошуа Хаймс, ведущий служитель Церкви объединения, писал, что «сначала они [коннекционисты] в основном были тринитариями», но отошли от этой концепции, обнаружив, что она «небиблейская». Хаймс отмечал, что только Отец «безначален, независим и вечен». Следовательно, Христос имел начало, был зависим и был вызван к существованию Отцом. Коннекционисты также были склонны видеть в Святом Духе «силу и энергию Бога, святое влияние Бога».

Джозеф Бейтс, Джеймс Уайт и другие приверженцы коннекционизма привнесли эти взгляды в адвентизм. Уайт, например, в 1846 году говорил о Троице как о «старом небиблейском веровании тринитариев», а в 1852 году — как о «старой нелепости тринитариев».

Дж. Н. Андрюс разделял взгляды Уайта. В 1869 году он писал, что «Сыну Божьему… Бог приходился Отцом, и в один из прошлых моментов вечности [Сыну было положено] начало дней».

Урия Смит также отвергал Троицу, доказывая в 1865 году, что Христос есть «первое сотворенное Существо», а в 1898 году — что Бог Один не имеет начала.

Вот вам справка по лидерам адвентизма касательно их взглядов на Троицу. Как вы могли заметить, не хватало только одного имени — Елены Уайт. Дело не в том, что ей нечего было сказать по данному вопросу, а в том, что из ее слов нельзя сказать наверняка, во что она верила, по крайней мере, в первые годы движения.

Как могло большинство лидеров раннего адвентизма заблуждаться в таком важном вопросе?

Вот вам часть ответа. Бог ведет Свой народ шаг за шагом, и по мере продвижения их видение становится все более ясным. В ближайшие несколько дней мы увидим, какие изменения претерпело адвентистское мышление в вопросе Троицы.