СШ

Субботняя Школа

Урок 4. 20 – 26 октября. Спасение — единственное решение

Аудио Урок 4 (MP3, 57.7 MB) Аудио все уроки (MP3, 681.7 MB)

Видео СШ Урок 4 (MOV, 224 MB)

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ IV квартал (PDF, 1.6 MB)

С комментариями для учителей (PDF, 7.0 MB)

Библейские тексты для исследования: Ин. 2:24, 25; Иер. 17:9; Тит. 1:1, 2; Рим. 3:19-24; Деян. 2:37; Лк. 7:47; Еф. 2:1-5.

Памятный стих: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Основная мысль: Проблема греха очень велика, но мы должны быть благодарны Богу за то, что Он нашел величайшее решение этой проблемы.

Грехопадение Адама и Евы в Едемском саду принесло на землю великую борьбу между добром и злом. В этой борьбе Бог стремится остановить и окончательно устранить опасное влияние греха на все творения не только на земле, но и во всей вселенной. Божьи действия по спасению творения от пагубных последствий греха составляют доктрину о спасении. И хотя эта битва, по крайней мере, что касается спасения, действительно разворачивается и уже подходит к своему концу на земле, основная идея великой борьбы открыла нам проблемы, затрагивающие буквально всю вселенную.

Доктрина о спасении главным образом касается Бога и Его деяний, направленных на наше спасение, однако в этом деле человечеству также отведена определенная роль. Бог со Своей стороны сделал невероятное для спасения людей, а наше участие заключается в личном отклике на Божьи действия. От этого отклика зависит вечная участь человека.

Поскольку спасение является Божьим решением порожденной грехом проблемы, объем нанесенного грехом вреда определяет и масштабы решения.

Что приведенные ниже тексты сообщают о масштабах проблемы греха? Испытали ли вы это на личном опыте? Замечаете ли исполнение этих текстов в жизни других людей?

Ин. 2:24, 25

Пс. 58:2

Иер. 17:9

Рим. 5:12

Иак. 5:1, 2

Ис. 5:23

2 Фес. 2:10

Кто из нас не испытал на личном опыте всю тяжесть проблемы греха? Каждый момент нашей жизни мы живем с осознанием реальности греха и его последствий. Каждый аспект человеческого существования на земле испытывает на себе давление греха. Грех инфицировал все, начиная с потаенных уголков нашего сердца и заканчивая глобальными вопросами. Ситуация настолько плоха, что кроме Божьего решения не существует другого выхода. Насколько же благодарными мы должны быть за это решение! Оно называется «план спасения», и его целью является разрешение проблемы греха.

Последствия греха не ждали «благоприятного времени». Они обнаружились сразу же и потребовали немедленного вмешательства. Но Бог заблаговременно составил определенный план на случай, если грех себя проявит. Елена Уайт очень четко говорит об этом: «Как только обнаружился грех, явился Спаситель. Христос знал, что Ему придется пострадать, но, несмотря на это, стал Заместителем человека. Как только Адам согрешил, Сын Божий представил Себя как Поручителя за человеческий род. У Него была сила отвратить назначенную виновным судьбу, когда Он умер на Голгофском кресте» (Библейский комментарий АСД. Комментарии Е. Уайт, т. l, с. 1084).

Что сообщают нам приведенные тексты о плане спасения и о том, когда он был принят? Какую великую надежду и обетование мы можем почерпнуть из этих текстов?

Тит. 1:1, 2

Еф. 1:3-5

2 Фес. 2:13, 14

Откр. 13:8

Поразмышляйте над прочитанными текстами. О чем они говорят? В сущности, Бог от вечности позаботился о разрешении проблемы греха. Хотя Бог не предопределял появление греха, Он знал, что грех может появиться, поэтому от вечности предусмотрел решение этой проблемы.

Такое библейское предопределение радикально отличается от «предопределения» в общем понимании. Это был план Бога от вечности, и Его предопределение состоит в том, чтобы все люди могли получить спасение в Иисусе. Тот факт, что некоторые отвергают спасение, не отменяет его силы и масштабности, а лишь усиливает бессмысленность вечной гибели, ведь так много было сделано для спасения.

Вдумайтесь в удивительную истину: Божий план спасти именно вас был принят от вечности. Подумайте, что это значит. Каким образом эта истина должна повлиять на вашу жизнь?

Все в истории спасения: и первое библейское обетование (Быт. 3:15), и ранняя система жертвоприношений (Быт. 4:4), и завет с Авраамом (Быт. 12:1-3), и служение в святилище во времена древнего Израиля (Исх. 25:8) — все указывало на Иисуса Христа и достигло кульминации в Его жизни, смерти, воскресении и небесном служении. В этом и заключался Божий великий план решения проблемы греха.

Серьезность проблемы греха можно лучше всего понять, взглянув на ее решение — на крест. Крест показывает всю несостоятельность человека решить проблему греха своими силами. Экстремальная ситуация требует экстремального решения, и смерть Христа, Бога, понесшего на Себе наши грехи, является невообразимо экстремальной мерой.

Жертвенная смерть Христа представлена в Писании как искупление за грех, то есть средство, благодаря которому проблема греха во всех ее проявлениях полностью решена. Каким образом смерть Христа может даровать человеку спасение? Рассмотрите этот вопрос с предложенных точек зрения:

1. Оправдание/примирение (правильное предстояние перед Богом): см. Лк. 18:9-14; Ис. 53:4-7; Рим. 3:19-24, 28; Зах. 3:1-4.

2. Освящение/восстановление (правильная жизнь перед Богом): см. 1 Кор. 6:8-11; Рим. 6:1-8.

3. Прославление (уверенность в воскресении для вечной жизни): см. Ин. 5:24, 25; 1 Ин. 5:9-13; 1 Фес. 4:16, 17.

Поразмышляйте над таким фактом: грех настолько ужасен, что для нашего спасения от его последствий, от смерти, понадобился крест. Как мысли о Голгофском кресте должны удерживать нас от греха?

Грешник оправдывается и примиряется с Богом на объективной основе — искупительной жертве Христа, принесенной за всех (Рим. 5:6-10). Однако Божий план для оправдания и примирения человека с Богом через смерть Христа должен быть реализован в опыте верующего. Недостаточно иметь теоретические познания об оправдании. Мы должны испытать, что оно значит для нас.

Прочитайте Деян. 2:36-38; 3:19. Эти тексты сообщают, что опыт спасения в жизни грешника начинается с покаяния. Каким образом покаяние (по сути, чувство глубокого сожаления о грехе) помогает нам связать опыт оправдания со смертью Христа?

Поразмышляйте над таким замечанием: «Ничто так сильно не трогает наше сердце, как осознание прощающей любви Христа. Когда мы размышляем над этой непостижимой Божественной любовью, явленной на кресте, нами овладевает желание покаяться. Благость Божья ведет к покаянию (см. Рим. 2:4)» (В начале было Слово… Заокский: «Источник жизни», 2002, с. 162).

Прочитайте Рим. 3:23-25 и Eф. 2:8. Какова роль веры в опыте оправдания?

В Библии сказано, что вера приходит от слышания, а слышание — от Слова Божьего (Рим. 10:17). Мы также увидели, что размышления о любви Христа побуждают человека к покаянию. Итак, покаяние не является прерогативой привилегированного меньшинства. Ввиду этих фактов невозможно переоценить важность изучения Слова Божьего и размышления над ним в контексте опыта оправдания.

Благость Божья ведет к покаянию и оправданию, поэтому, чтобы покаяться в грехах и пережить опыт оправдания, необходимо доверять Богу и всецело полагаться на Его заслуги. Спасение воистину является милостивым Божьим даром, ибо мы спасаемся исключительно по благодати через веру (см. Еф. 2:8-10).

Каким образом вы можете реально наполнить свое сердце и разум благостью Божьей, особенно размышляя над тем, что Господь совершил для вас и от чего спас?

Опыт оправдания наполняет верующего человека духовными реалиями, которые меняют его жизнь. В оправдании грешник обретает прощение (Лк. 7:47; Еф. 1:7; Рим. 4:7), свободу от обвинений греха, получает дар праведности (Рим. 5:16, 18; Рим. 8:1) и новой жизни (Еф. 2:1-5; 2 Кор. 5:17).

В основе этого опыта лежит уверенность, что, независимо от нашего прошлого, независимо от наших грехов, независимо от того, насколько мы ошибались и оступались, мы можем стоять перед Богом прощенными, помилованными и очищенными.

Подумайте, что это значит. Смерть Христа покрывает все грехи, даже наихудшие. Как бы ваше сердце (совесть) ни осуждало вас (1 Ин. 3:20), когда вы отдаете себя Христу и верой принимаете Его совершенную жизнь вместо собственной «запачканной одежды» (Ис. 64:6), вы облекаетесь в праведность Христа. Вам вменяется Его совершенная жизнь, как если бы вы действительно ее прожили. Рассказывайте грешникам об этом даре!

Возникает вопрос: может ли подобное произойти с человеком и при этом не изменить его коренным образом? Такую перемену называют «новым рождением», и оно является неотъемлемой частью опыта спасения.

Прочитайте тексты в вышеприведенных абзацах и проанализируйте, что они говорят об оправдании. Каким образом оправдание проявляется в нашей жизни?

Опыт прощения устраняет уязвимость грешника перед гневом Божьим, низлагая любые преграды на пути примирения и дружбы между Богом и человеком. Перед грешником открывается новая жизнь, преимущество поддерживать дружеские отношения с Христом под руководством и водительством Святого Духа.

Покаяние предваряет опыт прощения и оправдания. Оно сопровождается исповеданием грехов и крещением (Деян. 2:38; 1 Ин. 1:9). Это помогает объяснить такой факт: хотя прощение доступно всем, не все будут прощены.

Имели бы мы хоть какую-то надежду, если бы не могли каждое мгновение своей жизни полагаться на обетование, что Бог принимает нас на основании того, что совершил для нас Иисус, а не благодаря нашим делам и усилиям?

Прочитайте из книги Елены Уайт Желание веков главу «С нами Бог!», с. 19-29. «План нашего искупления не был запоздалым, поспешно составленным после падения Адама. Он представлял собой откровение „тайны, о которой от вечных времен было умолчано” (Рим. 14:24). План спасения являл собой принципы, на которых основывается Божье правление от вечности… Бог не предопределил существование греха, но Он предвидел его и позаботился о том, чтобы встретить эту ужасную ситуацию во всеоружии. Так велика была Его любовь к миру, что Он согласился отдать Своего Единородного Сына, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Е. Уайт. Удивительная Божья благодать, с. 23).

Вопросы для обсуждения:

1. Подумайте над тем, насколько ужасен грех, если для его ликвидации потребовалась смерть Самого Творца. Что Голгофский крест говорит нам о полной неспособности человека спасти себя? Можем ли мы что-либо добавить к тому, что уже было сделано для нас?

2. Некоторые верят в так называемое «субъективное искупление», утверждая, что произошедшее на кресте ничего не изменило в наших отношениях с Богом. Они считают, что крест повлиял только на наше отношение к Богу. Почему эта теология ошибочна? Что она говорит о проблеме греха, если для ее решения (по мнению приверженцев этой теории) понадобилось только «урегулирование» с нашей стороны?

3. Возможно ли иметь необходимые знания о спасении и в то же время не пережить этого опыта? Обратите внимание на такие слова Е. Уайт: «Посвящение Богу должно быть живым, практическим делом; не просто обсуждаемой теорией, а принципом, проходящим через весь наш опыт» (Наше высшее призвание, с. 243). Как мы переживаем опыт спасения в своей повседневной жизни?

4. Поразмышляйте о роли спасения в контексте великой борьбы. Почему сатана препятствует людям получить спасение в Иисусе? Какие средства он использует против нас и как мы можем оградить себя от него?