СШ

Субботняя Школа

Урок 5. 27 октября — 2 ноября. Возрастание во Христе

Аудио Урок 5 (MP3, 59 MB) Аудио все уроки (MP3, 681.7 MB)

Видео СШ Урок 5 (MOV, 226 MB)

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ IV квартал (PDF, 1.6 MB)

С комментариями для учителей (PDF, 7.0 MB)

Библейские тексты для исследования: Ис. 35:10; Мк. 10:45; Рим. 6:12-23; Еф. 6:12; Кол. 1:16; Гал. 4:1-11; Кол. 2:15.

Памятный стих: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15).

Основная мысль: Победа Христа на кресте определила горизонты возрастания христиан.

Дополнение, внесенное в основополагающие доктрины Церкви, принятое голосованием на 58-й сессии Генеральной Конференции в 2005 году, было озаглавлено: «Возрастание во Христе». Анализ этой доктрины выявляет некоторые важные составляющие: 1) Иисус победил сатану и силы зла; 2) через Христа стала возможной победа над этими силами, включая их проявления в жизни человека, имевшие место в прошлом; 3) существуют условия реализации этой победы в опыте человека.

Данным вопросам посвящены последующие три урока. На этой неделе мы рассмотрим природу победы, одержанной Христом на кресте. Благодаря этой победе — не только над грехом, но и над любой другой силой, действующей против человека и Божьего творения, — Христос сделал возможным наше спасение.

Стремясь постигнуть, что Христос совершил для нас, мы лучше подготовимся к пониманию тех изменений, которые могут произойти в нашей жизни сейчас. Его победа может стать нашей победой, если мы уповаем на нее и сознательно принимаем Его подвиг ради нас. Победа никому не будет дарована автоматически.

Христианство — это «религия искупления», ибо благодаря подвигу Иисуса люди могут получить искупление от рабства греха и спастись от гибели. Таким образом, христианскую религию можно отличить от «религии закона», где человек пытается изменить свою участь собственными усилиями, совершая добрые дела. Мы нуждаемся в искуплении, поскольку, согласно Библии, люди без Христа являются рабами греха (Ин. 8:34) и должны умереть (Рим. 6:23). Они не могут освободить себя ни от греховного рабства, ни от смерти. Положение грешника требует вмешательства извне, и такое вмешательство досталось очень дорогой ценой. Согласно ясному учению Нового Завета, этой ценой стала смерть Иисуса на кресте.

Что приведенные тексты говорят нам об искуплении? Ис. 35:10; Мк. 10:45; Гал. 4:4, 5; Тит. 2:14; Евр. 9:12; 1 Петр. 1:18, 19.

С точки зрения Нового Завета искупительная смерть Христа является жертвенной и заместительной смертью. Иисус занял наше место, принес Себя в жертву ради нас, понес на Себе наше наказание за грех, чтобы мы могли быть избавлены от смерти. Хотя некоторые отвергают эту идею, поскольку им не нравится мысль о том, что кто-то страдал вместо кого-то (особенно вместо виновного), тем не менее она является сердцем и душой Евангелия.

«Когда Новый Завет говорит об искуплении… это значит, что Христос заплатил цену нашего выкупа. Приобретение должно соответствовать заплаченной цене. В данном случае идет указание на эквивалентность, замещение» (Leon Morris, The Apostolic Preaching of the Cross (Grand Rapids: Wm. B. Eerdman Publishing Co., 1965), с. 61).

Подумайте о том в вашей жизни, что вы не в состоянии изменить, что вызывает у вас осознание своей полной беспомощности. Точно так же мы совершенно не способны спасти себя. Как осознание своей беспомощности помогает нам лучше понять, что Христос совершил для нас на кресте? Более того, как эта удивительная истина об искуплении должна влиять на нашу жизнь?

Если мы воспринимаем искупление как освобождение из рабства, потребовавшее помощи «извне», то можем заключить, что грешное человечество порабощено более могущественной силой, чем человеческая. Какой же силой было порабощено человечество?

Проанализируйте отрывок Рим. 6:12-23. Заметьте, что в стихах 18, 20 и 22 Павел говорит о свободе. Какова природа этой свободы? О чем говорит здесь апостол?

Поразмышляйте над тем, что сказал Павел в приведенных выше стихах, а также в Рим. 6:1-11. Павел говорит о том, что происходит во время крещения. Здесь он показывает, что именно должно умереть со Христом при крещении. Иными словами, Павел желает, чтобы христиане, связавшие свою жизнь со Христом, на деле являли господство Христа, освободившего их от силы греха.

Павел подчеркивает: независимо от того, насколько наша природа испорчена грехом, во Христе мы можем быть свободны от его порабощающей силы. Кто из нас не был свидетелем разрушительных последствий такого рабства? Кто не видел разрушенных грехом жизней? Кто не боролся с силой греха в собственной жизни? Это, несомненно, величайший враг, с которым мы как люди когда-либо сталкивались.

Ситуацию усугубляет еще и то, что это рабство не приходит исключительно извне, оно скорее проистекает из нас самих. Как же нам освободиться от рабства, порабощения, обитающего в нас, в самой нашей природе?

Ответ, как мы увидели в вышеприведенных стихах, кроется исключительно в силе Иисуса, одержавшего победу для нас и предлагающего нам эту силу. Через Христа нам не только прощаются грехи, но мы умираем для них, освобождаемся от них. Они уже не должны более господствовать над нами. Это удивительные обетования, могущественные обетования, к которым может обращаться каждый, исповедующий имя Христа.

Ощутили ли вы на собственном опыте жестокую порабощающую силу греха? Как вы можете научиться крепче держаться за чудесные обетования о свободе, предложенные нам в Иисусе?

Согласно Библии, мир находится под господством злых сил, которые стремятся контролировать и окончательно уничтожить нас. Великая борьба — это не что иное, как результат Божьего противодействия этим силам. Благая весть заключается в том, что благодаря подвигу Спасителя на кресте победа над злыми силами гарантирована, хотя ожесточенная борьба продолжается. Это вселенский драматический, жестокий конфликт, но победа принадлежит Богу, и мы можем верой разделить ее.

Изучите следующие тексты: 1 Ин. 3:8; 5:19; Ин. 12:31; 16:11; Еф. 6:12; Кол. 1:16; 2:15; Рим. 8:38, 39. Что они говорят нам о реальности этой вселенской борьбы? Какую великую надежду и обетования даруют нам эти тексты?

Многие люди XXI века, формируя свое мировоззрение, опираются только на научную точку зрения. Это значит, что все исследуется главным образом с натуралистической перспективы, которую многие люди считают единственно правильной. Для них наполненный злыми силами и управляемый демоническими полчищами мир представляет собой пережиток времен суеверия и невежества. В отличие от этого Библия представляет вражеское войско, в которое входят демонические власти и силы как реальность нашего мира. Хотя библейский взгляд включает в себя натуралистическую и научную концепции, он тем не менее не строит на них все свое понимание реальности. Библейский взгляд на мир достаточно обширен, чтобы вместить как естественное, так и сверхъестественное.

Например, в Рим. 8:38 слово «начала» (греческое «архай») можно отнести как к гражданским правителям, так и к сверхъестественным силам, которые пытаются осуществлять свое злое господство над человеком. В Еф. 6:12 буквальная фраза «мироправителей тьмы века сего» также может быть переведена как «мировых правителей этой темноты».

«Павел ясно говорит о злых духах, которые в определенной степени властвуют над миром. Сравните с фразой „князь мира сего”, описывающей сатану в Ин. 12:31; 14:30; 16:11. Дьявол не был мифом и для автора Книги Откровение (Откр. 2:10; 12:9, 10)» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1044).

Ощущаете ли вы реальность великой борьбы в своей жизни? Как все же можно потерпеть поражение в этой борьбе, несмотря на одержанную Христом победу ради нас?

Как мы уже говорили, слово, переведенное как «начала», может относиться и к правителям мира, и к сверхъестественным силам, пытающимся осуществлять контроль над жизнью человека. Другое древнегреческое слово, употребленное в Рим. 8:38, дюнамис, буквально означает силу, мощь, могущество, чудеса. Это могут быть «силы» как земные (см. Евр. 11:34; Откр. 3:8), так и сверхъестественные (см. Мк 12:24; Лк. 4:36; Деян. 1:8).

Помимо буквальных злых сил от чего еще мы были избавлены Иисусом? См. Кол. 2:8, 14, 20; Гал. 4:1-11, особенно стихи 3 и 9.

Новый Завет, особенно концепция апостола Павла о «началах», судя по всему, ассоциирует духовные существа с силами или властями, которые управляют человеком, живущим без Христа. Эти силы могут быть политическими, социальными и даже религиозными. Апостол также неоднократно использует в своих посланиях слово стойхеиа. Оно буквально означает «элементы», «простые вещества», «составная часть». В Гал. 4:3, 9 это слово, например, означает языческую систему, выходцами из которой были христиане Галатии. Оно также используется относительно аспектов древней иудейской правовой системы, а в Кол. 2:8, 20 метафорически касается мирских философских принципов.

«В Ис. 24:21 фраза „царей земных на земле” подразумевает, что „выспреннее на высоте“, относится к сатане и злым ангелам. Павел говорит о сатане как о князе, господствующем в воздухе (Еф. 2:2), а о невидимых вождях зла как о мироправителях „тьмы века сего“, духах „поднебесных“ (Еф. 6:12). В 1 Кор. 15:24, 25 Павел указывает на то, что они покорены Христом. Исаия предвидит время, когда все злые ангелы и злые люди понесут наказание (см. Мф. 25:41; 2 Петр. 2:4, 9; Откр. 20:10-15)» (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 198, 199).

Итак, Библия учит нас, что жизнью управляют разные силы, как личностные, так и безликие. Без Христа человек отдан в их распоряжение, в какой бы форме они ни приходили. Страх перед будущим, требования жизни, общество, традиции, идеология, давление — все может оказывать влияние, разлучающее человека с Богом. Однако через Христа мы не только получаем прощение грехов и оправдание, но и освобождаемся от рабства, в котором нас держат эти «начала». Мы должны понимать природу победы Христа и воспринимать ее также как нашу победу.

Помимо существующих в нашем мире сверхъестественных реалий с какими еще силами и веяниями, атакующими вас и вашу веру, вы боретесь? Чтобы одержать над ними победу, необходимо уповать на дарованные нам в Иисусе обетования.

Христос пришел в мир с целью разрушить дела дьявола (Евр. 2:14). Спаситель совершил это на кресте. Но если Христос одержал победу над дьяволом, властями и силами, тогда почему мы по-прежнему ведем эту борьбу? Почему дьявол по-прежнему может ходить как рыкающий лев, ища кого поглотить?

Внимательно исследуйте Кол. 2:15. Обратите внимание на три разных глагола, используемых Павлом для описания победы Иисуса на кресте. Что каждый их них означает?

Во-первых, Христос «отнял силы у начальств и властей». Греческое слово апэкдуомай буквально означает «снять (содрать) чью-либо одежду». Это слово также может означать (как в данном тексте), что у злых сил были отняты их оружие и власть.

Что это за оружие? «Победоносная жизнь Христа, кульминацией которой стала Голгофа, предрешила судьбу дьявола. Маска с сатаны была сорвана. Его методы работы были разоблачены перед ангелами и всей вселенной… На кресте Иисус Христос снял с властей и сил тьмы их одежду, лишил власти князей этого мира, а также отнял их оружие силы в борьбе против правды» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 205).

Христос «подверг их [начальства и власти] позору». Каким образом на кресте была разоблачена их сущность? Какие их цели стали очевидными? См. Ин. 8:44.

Текст также говорит, что Христос восторжествовал над ними. Греческое слово триамбэуо подразумевает триумфальный въезд, шествие по случаю победы. В этом заключена великая тайна: Иисус жестоко страдает и умирает на кресте, что выглядит как ужасное поражение, но Библия называет это торжеством! Что бы еще ни включал этот триумф, но он разоблачил сатану как убийцу, подтвердив слова Иисуса (Ин. 8:44).

Благодаря Голгофскому кресту приближается день, в который господство злых сил придет к своему полному концу. Это произойдет тогда, когда Христос «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор. 15:24) и последним поверженным врагом будет смерть (1 Кор. 15:26). А до того мы должны терпеть и бороться за свою веру силой Божьей, даруемой всем просящим о ней.

После смерти Христа «сатана увидел, что с него сорвана маска. Все его дела открылись перед падшими ангелами и перед всеми мирами. Он выказал себя убийцей. Пролив кровь Сына Божьего, он лишился всякого сочувствия со стороны небесных существ, и с тех пор его деятельность была ограничена. И как бы ловко он теперь ни притворялся, он уже не мог поджидать ангелов из небесных обителей и клеветать на последователей Христа, обвиняя их в том, что они одеты в запачканные одежды и осквернены грехом. Порвалась последняя нить, связывавшая сатану с небесным миром. Но сатана не был уничтожен. Ангелы и тогда еще не понимали всех перипетий великой борьбы. Принципы двух противоположных сторон предстояло осуществить более полно, для блага человека сатане было позволено жить и далее. Людям, точно так же, как ангелам, надлежало увидеть разницу между Князем света и князем тьмы. Они должны были избрать, кому служить» (Е. Уайт. Желание веков, с. 761).

Прочитайте из книги Елены Уайт Принципы христианского воспитания главу «Книга книг», с. 136; из книги История спасения главу «Спиритизм», с. 394, 395; из книги Великая борьба главу «Происки злых духов», с. 511-517.

«Разворачивается сражение, невидимое для человеческого глаза. Армия Господня воинствует, пытаясь спасти души. Сатана и его сообщники также действуют, стараясь всеми возможными путями обмануть людей и погубить их… День за днем продолжается сражение. Если бы наши глаза открылись и мы увидели добрые и злые силы в действии, то не осталось бы и следа от легкомыслия и суеты, кривляний и подшучиваний. Если бы все облеклись во всеоружие Божье и мужественно сражались в битвах Господних, тогда были бы одержаны победы, которые повергли бы царство тьмы в трепет» (Е. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 41).

«Как только люди начинают жить в согласии с Богом, они тотчас же замечают, что „соблазн креста” не прекратился. Начальства, власти и духи злобы поднебесные поднимаются против всех, кто послушен небесным законам. Поэтому гонения должны восприниматься учениками Христа не как скорбь, а как радость, поскольку они свидетельствуют о том, что последние идут по стопам своего Господа» (Е. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 29, 30).

Вопросы для обсуждения:

  1. Внимательно прочитайте Евр. 2:14, 15. Здесь четко изображена смерть как фактор порабощения. Заметьте также, ударение сделано на нашем страхе перед смертью. Почему мы так ее боимся? Каким образом этот страх, согласно тексту, держит нас в некоем рабстве? Как должны христиане, свободные во Христе, относиться к смерти?
  2. Для некоторых людей сама идея существования демонических сил представляется глупым предрассудком. Другие же полностью подавлены страхом перед этими силами. Как мы, будучи христианами, можем придерживаться сбалансированного подхода в понимании реальности этих сил и в то же время осознавать, что Христос совершил для нас в борьбе против них?
  3. Приведите примеры того, как злые силы контролируют различные земные власти или оказывают влияние на них.
  4. Как истина о великой борьбе помогает нам понять, почему существует зло, несмотря на то, что Христос победил его на кресте?