СШ

Субботняя Школа

Урок 6. 3 — 9 ноября. Победа над силами зла

Аудио Урок 6 (MP3, 65 MB) Аудио все уроки (MP3, 681.7 MB)

Видео СШ Урок 6 (MOV, 222 MB)

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ IV квартал (PDF, 1.6 MB)

С комментариями для учителей (PDF, 7.0 MB)

Библейские тексты для исследования: Еф. 1:18-22; Рим. 8:26-39; Иак. 4:7; 1 Петр. 5:6-10; Лк. 10:1-20; Деян. 5:12-16.

Памятный стих: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).

Ключевая мысль: Во Христе мы обретаем победу над всеми довлеющими над нами силами.

В некоторых уголках нашего мира религия является главным образом источником силы, единственное призвание которой — помочь человеку справиться с повседневными трудностями. Христианское представление спасения от греха, например, чуждо многим традиционным религиям. В таких регионах христианство рискует стать просто одним из методов решения повседневных проблем.

Несмотря на то, что христианский образ жизни несет в себе множество практических преимуществ, мы всегда должны помнить, что его нужно рассматривать с неземной перспективы. Христианство представляет другое измерение реальности, не касающееся материального мира. Конечно, обе сферы важны и обе противодействуют друг другу. Насколько же благодарными мы должны быть за обетования победы, дарованные нам в обеих сферах.

И снова мы подчеркиваем, что всеобъемлющее повествование о великой борьбе между Христом и сатаной должно сформировать некую фоновую модель для понимания мира и нашего места в нем как христиан. В этом конфликте христианство не оставляет своих сторонников на милость противника. Напротив, во Христе мы имеем обетование победы над врагом.

Христиане не имели бы надежды на победу над силами зла, если бы для этого не была подготовлена почва. В уроке за прошлую неделю мы увидели, что Своей смертью на кресте и воскресением из мертвых Христос одержал победу над всяким злом и всеми противящимися Богу «силами». Разоблачение и обезоруживание этих «сил» напрямую ограничило их возможности. Они были приведены в подчинение, и этот факт подготовил почву для победы христиан.

Исследуйте отрывок Еф. 1:18-22. Павел молится о просвещении очей сердца христиан в Ефесе. Согласно словам апостола, что Христос совершил для нас? Как мы понимаем эти слова в контексте великой борьбы? Что нам обещано в приведенных текстах? Как мы применяем эти обетования в своей жизни?

Павел молится о том, чтобы христиан сопровождал новый глубокий духовный свет. Когда это произойдет, их жизнь наполнится христианской надеждой. Как Божьи наследники они узнают о своих преимуществах и на личном опыте испытают в своей жизни Божью силу, столь же великую, как и сила, воскресившая Иисуса из мертвых.

Обратите особое внимание на Еф. 1:20-22. О чем мы можем просить на основании этих обетований для себя и нашей борьбы с силами врага?

Результатом распятия и воскресения Христа явилось то, что все в этом мире, включая силы и власти, стало подвластно Ему. Иисус действительно подготовил почву для нашей индивидуальной победы над всем, что оказывает на нас духовное давление.

Прочитайте предложенные на сегодня тексты. Какие бы переживания ни одолевали вас в данный момент, что вы можете почерпнуть для себя из прочитанных стихов? Что нам обещано во Христе? Как мы можем применить в нашем реальном опыте глубокие теологические истины, изложенные в текстах?

Для победы христиан над силами зла не только подготовлена почва, но Библия также выразительно дает нам надежду на эту победу.

Изучите Рим. 8:26-39. На что Павел пытается обратить внимание своих читателей? Какие причины он называет, приглашая христиан с уверенностью смотреть в будущее? Проанализируйте все чудесные обетования и слова ободрения, содержащиеся в стихах. Каким образом мы можем не только воспринимать их как теологию, но и жить в соответствии с представленным здесь ясным библейским учением?

Тексты Рим. 8:29, 30 — это поле боя, на котором разворачиваются дискуссии по вопросу предопределения. Но этот отрывок представлен в контексте великого обетования. Павел приводит по крайней мере две основательные причины, позволяющие христианам быть уверенными в Господе. Во-первых, Дух помогает нам в наших испытаниях и скорбях (ст. 26). Во-вторых, согласно Божьей вечной цели, всё, даже испытания, способствует окончательному благополучию христиан (ст. 28) (независимо от всей сложности этих испытаний в настоящем). Доверие Богу в трудных обстоятельствах действительно является важнейшим компонентом жизни по вере, а не по видению.

В стихах 29, 30 Павел объясняет свою уверенность, выраженную в стихе 28. В этих стихах он показывает развитие Божьего намерения в отношении любящих Его. Эта цель включает в себя все процессы спасения.

Каким образом довод Павла, обосновывающий уверенность христиан, достигает своей кульминации в стихах 31-34? Обратите особое внимание на стих 31. Что мы можем почерпнуть из него лично для себя в контексте великой борьбы?

В Рим. 8:35-39 Павел перечисляет то, над чем христиане могут одержать победу. Заметьте, что в этот список также включены «Начала и Силы». Столь полный список Павла указывает на то, что во вселенной нет ничего, над чем христиане не могли бы одержать победу благодаря Иисусу.

Прочитайте Иак. 4:7. Какое ясное обетование даровано тому, кто противостоит дьяволу? Как человек может противостоять силе, которая намного могущественнее его силы? Рим. 8:37. См. также Втор. 4:4.

Христианин не является беспомощной жертвой, отданной на милость дьявола (теперь вы понимаете, почему так важно понимать буквальное существование сатаны и падших ангелов?). Но христианин не призван к самостоятельному сражению с дьяволом. Слово, переведенное как «противостаньте», греческое антистэми, означает «отстаивать свою точку зрения вопреки чему-либо». Позиция, которую занимает христианин, заставляет дьявола отступить. Эта позиция заключается в полном посвящении Иисусу, ибо только Он может заставить дьявола отступить от нас.

Прочитайте 1 Петр. 5:6-10. Какое обетование дано христианам перед лицом врага, который сравнивается с рыкающим львом, ищущим, кого бы поглотить? Как эти тексты помогают нам понять приведенные выше слова Иакова? См. также Еф. 4:27 и Еф. 6:11.

Петр написал эти слова как совет христианам, переживавшим гонения. Несомненно, он знал, что за всеми гонениями, через которые проходили его читатели, скрывался их заклятый враг, сатана. Апостол призывает своих читателей противостоять дьяволу. Здесь Петр, как и Иаков, использует слово антистэми, но добавляет фразу стэрэой тэ пистэй, означающую твердой (или крепкой) верой. Таким образом, он заверяет, что дьявол убежит от тех, кто твердо и непоколебимо противостоит его нападкам. Малодушие здесь не поможет. Но Петр знает, что, несмотря на твердую позицию христиан, страдания могут еще какое-то время продлиться. Тем не менее Сам Бог усовершенствует, укрепит, упрочит и соделает христиан непоколебимыми (1 Петр. 5:10).

Несмотря на все обетования, нам не обещано, что мы не будем страдать, не так ли? Какой христианин на собственном опыте не переживал страданий? Наверное, жизнь всякого человека в той или иной мере наполнена страданиями, но какое решающее значение имеет наша вера, проявляемая среди боли и страданий?

До этого момента мы уже неоднократно говорили, что Библия предлагает надежду и обетования победы, которые могут стать достоянием христиан. Но помимо этого у нас есть реальные примеры, как последователи Христа одерживали победы над силами зла, и эти примеры записаны на страницах Библии. Мы начнем с примеров служения первых учеников Иисуса.

Прочитайте Мф. 10:1-8; Мк. 6:7, 12, 13; Лк. 9:1, 2; Лк. 10:1-20. Проанализируйте, что было поручено этим людям. Как следует понимать приведенные стихи в контексте великой борьбы? Кроме того, о чем эти стихи говорят сегодня нам, призванным проповедовать миру весть об Иисусе?

Довольно интересен такой факт: когда Иисус послал двенадцать учеников провозглашать весть о приближении Царства Божьего, Он посчитал необходимым дать им силу над нечистыми духами. И это неудивительно, поскольку проповедь Евангелия непременно влечет за собой разоблачение этих сил. При провозглашении Евангелия ожидалось, что силы зла проявят себя, следовательно, двенадцати апостолам необходимо было даровать власть над ними. И действительно, нечистые духи проявляли себя, когда ученики пошли проповедовать, однако многие бесы были изгнаны, а силы зла повержены.

Насколько мы можем видеть из Писания, Иисус не давал семидесяти ученикам конкретного поручения изгонять демонов (Лк. 10:9). Тем не менее именно этот аспект миссии, судя по всему, наиболее воодушевил их (Лк. 10:17). С радостью семьдесят учеников доложили, что, когда они ходили и проповедовали, демоны повиновались им. Конечно, они понимали, что это было возможно только благодаря действующей в них силе Иисуса.

Хотя приведенные тексты можно долго обсуждать и над ними можно много дискутировать, сегодня мы как христиане, призванные провозглашать Евангелие миру, должны понимать, что также обладаем силой, которую дарует нам Христос.

Прочитайте Лк. 10:20. Какую важную истину мы должны усвоить из слов Иисуса? Как Его ответ показывает, что должно быть для нас на первом месте? Как нам убедиться, что мы действительно следуем этому наставлению?

Победы над дьявольскими силами, о которых мы говорили в уроке за среду, имели место в те дни, когда Господь был на земле. Но они не ограничились тем периодом. В Книге Деяния мы находим, что последователи Иисуса продолжали сокрушать силы зла. Конечно, нас не должно это удивлять, ведь Иисус оставил Своим последователям обетование о присутствии Святого Духа (см., например, Ин. 14:16).

В то же время мы знаем, что великая борьба между Христом и сатаной, хотя и была окончательно решена на кресте, продлится до конца времени. Таким образом, последователи Христа, даже после того как Он вознесся на небеса, должны были участвовать в этом конфликте, особенно когда стремились исполнить евангельское поручение.

Проанализируйте приведенные примеры побед над силами зла. Какой урок для себя мы можем почерпнуть из них в современном контексте свидетельства и евангелизма?

Деян. 5:12-16 Деян. 3:1-11 Деян. 16:16-18

В Деян. 16:16-18 описан необычный случай. Когда служанка кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего», она говорила истину. Но Павел запретил ей делать это. Он видел, что происходит на самом деле. Сверхъестественная сила, владевшая служанкой и приносившая доход ее хозяевам, не была Господней силой, и Павел знал это. Когда женщина кричала, что эти мужи — «рабы Бога Всевышнего», она скорее всего говорила не об истинном Боге, а о хананейском божестве, которое также называли Элион (всевышний). Обратите внимание, как легко, просто с помощью созвучных терминов, сатана желал скомпрометировать истину.

Просмотрите еще раз Деян. 5:12-16. Обратите внимание на удивительный факт: люди надеялись получить исцеление, даже будучи осененными тенью проходящего Петра. Какое в этом содержится предостережение для любого христианина, служащего Господу, особенно когда его труд считается успешным?

Прочитайте из книги Елены Уайт Желание веков главу «Да не смущается сердце ваше», с. 662-680; из книги Вера и дела главу «Принятие праведности Христа», с. 93; из книги Избранные вести, т. 3 главу «Наука и откровение», с. 310.

«Иисус победил, подчинившись и доверившись Богу, и через Своего апостола Он говорит нам: „Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам” (Иак. 4:7, 8). Сами мы не можем противиться искусителю, он победил человечество, и, если мы пытаемся полагаться на собственные силы, мы станем жертвами его происков. Но „имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен” (Притч. 18:10). Сатана трепещет и бежит прочь от самого немощного человека, который находит убежище в этом могущественнейшем имени» (Е. Уайт. Желание веков, с. 130, 131).

«Всесильная власть Святого Духа — это защита для всех борющихся. Христос не позволит ни одному из тех, кто с покаянием и верою просит у Него защиты, оказаться под властью врага в искушении и испытании. Спаситель находится рядом со Своими детьми. С Ним невозможны неудачи, потери, бессилие или поражение. Мы можем совершить все через Того, Кто укрепляет нас. Когда приходят искушение и испытание, не ждите, пока уладятся все проблемы, но взирайте на Иисуса — вашего помощника.

Есть христиане, которые думают и говорят слишком много о силе сатаны. Они думают о своем противнике, они вспоминают его в молитве, они говорят о нем, и он кажется им все более и более могущественным. Сатана и в самом деле силен, но — благодарение Богу! — мы имеем всемогущего Спасителя, Который изгнал лукавого с небес. Сатана доволен, когда мы превозносим его силу. Почему бы не говорить об Иисусе? Почему бы не превозносить Его силу и Его любовь?» (Е. Уайт. Желание веков, с. 490, 493).

Вопросы для обсуждения:

  1. Вспомните из пройденного урока некоторые библейские примеры победы. Происходит ли нечто подобное и сегодня? Что мы можем сделать, дабы в наши дни увидеть больше подобных примеров?
  2. Что означает призыв: «Приблизьтесь к Богу» (Иак. 4: 8)? Как мы можем приблизиться к Нему? А что происходит после этого? Обсудите ваши ответы в классе.
  3. Представьте себе, что вы — Петр и люди жаждут, чтобы ваша тень осенила их. Подумайте, чем это может обернуться для вашей духовности. Какой существует единственный путь, чтобы обезопасить себя в подобной ситуации?