Адвентисты Симферополя совершили экскурс в 100-летнюю историю своей общины

Необычное по своей масштабности оживление наблюдалось в субботу, 13 октября 2012 года возле молитвенного дома Адвентистов седьмого дня в г. Симферополе по улице Левкина, 9. Члены трех симферопольских общин, гости из разных уголков Крыма и Украины радостно и торжественно приветствовали друг друга с двойным праздником — с субботним днем и столетием первой общины. Всем, кто по разным причинам не посещал собрание, были разосланы открытки с фотографиями общины и приглашением на праздник. Около 50 человек откликнулись и посетили торжество.

Вспомнить историю церкви приехали пасторы и служители, которые здесь трудились в разные годы: Павел и Константин Тепферы, Тимофей Чипчар, Владимир и Владислав Кучерявенко, Иван Гандабура, Дмитрий Поправкин, Андрей Шамрай, Юрий Денисенко, Игорь Вовк. С 2010 г. в первой симферопольской общине пасторское служение совершает Виктор Верещак. Каждый делился воспоминаниями и наставлениями с дорогими для них членами церкви.

От городских властей общину поздравил с юбилеем Александр Селевко, начальник отдела по делам религий Министерства культуры Автономной республики Крым.

Особым вниманием были окружены ветераны общины, которые вписали в церковную летопись немало страниц, пронизанных стойкостью и верой, пропитанных слезами радости и горестных переживаний. Они порадовали своей активностью на уроке субботней школы, отвечая на вопросы пастора Владимира Залевского, цитируя наизусть стихи из Священного Писания, делясь опытами своего познания библейского откровения.

История этой маленькой общины началась тогда, когда Император Николай II 17 октября 1905 года подписал Манифест, провозглашающий свободу совести, слова и собраний. В 1906 году во все губернии был разослан специальный циркуляр о легализации Церкви Адвентистов седьмого дня на всей территории Российской Империи. Служители Божьего Слова понимали, что время, отпущенное им для благовестия, очень коротко. Они спешили с Божьей вестью в города и села, не жалея времени и сил. Именно с того времени начинается краткая предыстория симферопольской общины. Около 1910 года в Симферополь прибывает адвентистский служитель Фёдор Солодуха, который проводит активную миссионерскую работу среди православных, баптистов и евангельских христиан. Благодаря его деятельности одними из первых обращенных в адвентизм стали казак Игнат Сакун и его жена Ульяна Матфеевна. На протяжении двух лет служитель Солодуха вместе с новообращенным Игнатом Сакуном посещает молитвенные собрания различных евангельских групп. Там он выступает с проповедями, проводит личные беседы и распространяет духовную литературу. В результате образовывается целая группа присоединившихся к Церкви АСД. В 1912 году все они крещены разъездным адвентистским проповедником из Одессы Ильей Гореликом.

Основание церкви. 1914 г.

В 1914 г. численность симферопольской общины составляет уже около 20 человек, а ее пресвитером становится Густав Фриц. С началом войны положение адвентистов резко ухудшается, так как большинство проповедников в то время были немецкого происхождения и о них распространяются слухи, что они якобы являются «шпионами» и «германскими агентами». Аресту подверглись как служители, так и активные члены симферопольской общины.

Густав Фриц был выслан из страны, братья Федор Солодуха и Иван Ткаченко мобилизованы в действующую армию и отправлены на фронт. Другие, «за вредную для государственного порядка и общественного спокойствия деятельность» сосланы на Кавказ и в Сибирь. Но церковь продолжала жить и трудиться, и никакие жестокие меры не могли остановить распространение Евангелия.

Оставшиеся в Симферополе адвентисты собирались на субботние служения за городом на природе, возле деревни Дубки. Власти знали об этих собраниях и установили за ними гласное наблюдение. С этой целью они поручили приставу Никулину «осуществлять надзор и внимательно следить за высказываниями сектантов». Никулин настолько «ревностно» исполнял данный ему приказ, что спустя короткое время вместе со своей женой принял адвентистскую весть и стал прилежным членом общины.

Большевистская революция 1917 года на короткое время принесла свободу и облегчение Церкви. Из тюрем и поселений вернулись некоторые служители и члены общин, продолжилось издание печатной литературы, стали проводиться собрания. Но вскоре революционный ветер перемен повернул исторический процесс в другую сторону… За первыми годами свободы наступили годы голода, террора, гражданской войны и анархии, которые принесли невыразимо тяжелые страдания.

Церковь. 20-е гг.

В это страшное время с 1918 по 1922 годы в Симферополе совершает работу разъездной адвентистский евангелист И. Е. Петухов, бывший моряк Черноморского флота. Нанимая школьные помещения и театральные залы, он посредством пригласительных билетов собирает сотни людей на свои проповеди о законе Божьем, Втором пришествии Христа и конечной судьбе этого мира. Чтобы оценить посвященность служителя Петухова, достаточно посмотреть его отчет, согласно которому за 1925 год он «произнес 279 проповедей, провел 462 библейские беседы и иных 70 собраний, совершил 397 посещений, крестил 17 человек… дорожные и другие расходы составили 279 руб. 47 коп.». К 1927 году община насчитывала около 40 членов.

В 1929 г. свобода вероисповедания резко ограничивается. Ровно 10 лет Церковь Адвентистов седьмого дня была гонима со стороны властей. Быть христианином становится не только унизительно, но даже и опасно. С 1929 г. власть распускает все религиозные общины. Верующим официально запрещено собираться в молитвенных домах, а также распространять какую-либо духовную литературу. И только после начала Великой Отечественной войны и оккупации Крыма фашистскими войсками, чтобы вызвать доверие у местного населения, немецкое командование дает разрешение возобновить богослужения, создавая иллюзию религиозной свободы. Не только адвентисты седьмого дня посещают собрания — на них также приходят немецкие солдаты, и, повесив автоматы на крючки для верхней одежды, присоединяются к Божьему народу, вместе с ним молятся, поют псалмы и слушают проповедь. В конце войны над многими нависла угроза репрессий, все же на некоторое время Церковь могла вздохнуть относительно свободно. В этот недолгий период политика государства в отношении религиозных конфессий становится более терпимой.

Парфентий Дмитриевич Костомский совершает крещение

17 июля 1954 г. на духовную работу в Симферополь с полномочиями областного проповедника приезжает Парфентий Костомский. По его приезду почти сразу, в октябре было принято решение о покупке помещения под дом молитвы. С этой целью в Москву, в канцелярию Всесоюзного Совета АСД были откомандированы с письмом от общины братья Тепфер и Костин. Вернувшись, они привезли 200.000 рублей, на которые в том же 1954 году по адресу пер. Сельский, 9 (ныне Левкина, 9) на имя Петра Кулакова было куплено помещение и начаты работы по его реконструкции. Во дворе молитвенного дома был сооружен баптистерий для крещения, а брат Георгий Гурнак изготовил кафедру.

Старый молитвенный дом

Но в 1959 году государство вновь взяло «решительный курс на уничтожение духа буржуазно-мещанской религиозности в народных массах и рядах интеллигенции». В 1961 году симферопольская община пережила потрясение. Незаконным решением горисполкома у неё был отнят едва отремонтированный молитвенный дом, а имущество конфисковано.

Церковь. 1958 г.

В нем поместили детское дошкольное учреждение, а затем библиотеку. Общине предоставили возможность проводить служение в молитвенном доме Евангельских христиан-баптистов по адресу Бахчисарайская, 5. Обе христианские конфессии оказались в стеснённых обстоятельствах, но что-либо изменить было невозможно. К этому времени легальной адвентистской организации уже не существовало.

Церковь. 60-е гг.

В декабре 1960 года Всесоюзный Совет АСД как руководящий орган Церкви в СССР был ликвидирован, а духовная литература и материальные ценности изъяты. В этот период многие пасторы, преодолевая страх перед арестом и тюрьмой, совершали вверенное им Господом служение нелегально, без регистрационных справок. Только в июне 1968 года собрание вновь открыли.

Церковь. 80-е гг.

К концу 80-х годов стала меняться политическая ситуация в СССР. Перестройка, начатая в стране, коснулась и религиозной сферы. Давление на церковь постепенно ослабевало, начался конструктивный диалог между церковью и государством, открывший новые возможности для проповеди Евангелия и благотворительного служения людям.

В сентябре 1991 года симферопольская церковь приняла решение о проведении большой евангельской программы, было роздано более 15 000 пригласительных билетов. А затем ещё три месяца проходили занятия по урокам «Так говорит Библия», которые посещали около 300 человек. Церковь начала расти. На сегодняшний день членами первой симферопольской общины являются 470 человек. А в результате евангельских кампаний, проведенных членами общины, были созданы вторая община в Симферополе и община в Белогорске.

Церковь в наши дни

Праздник, посвященный 100-летнему юбилею, продолжался весь день. Он сопровождался прекрасным пением оперной певицы Соны Манукян, выступлением сводного симферопольского хора, мужского квартета. После утреннего служения продолжилось братское общение за праздничным столом, ведь в этот день в симферопольских церквах прошел и праздник жатвы. Вся церковь и гости остались на вечернее богослужение. Пастор Андрей Шамрай сказал проповедь о воле Божьей в нашей жизни. Торжественное служение закончилось произведением Моцарта «Аллилуйя» в исполнении Соны Манукян, тихими молитвами и словами благословения. А радость от прославления Господа, Его водительства в церкви, встречи с родными лицами надолго останется в сердцах.

Валерия Ягодинская,
Олег Арутюнов
Симферополь, Украина
13 октября 2012 г.
Администрация сайта оставляет за собой право утверждать и отклонять комментарии, и не будет в состоянии ответить на запросы относительно этого. Пожалуйста, пишите все комментарии в уважительной и вежливой форме по отношению к авторам и посетителям сайта.