Урок 9. 24 — 30 ноября. Церковь: обряды и ритуалы


Аудио Урок 9 (MP3, 44 MB)

Аудио все уроки (MP3, 502.1 MB)

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию молодежного урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ IV квартал (PDF, 9.4 MB)

ВСТУПЛЕНИЕ Мф. 26:26-29; Деян 1:5-8

Будучи сыном пастора, я с самого рождения и до учебы в колледже ходил в церковь каждую неделю. Еженедельное пребывание в церкви с самого раннего детства запечатлело в моей памяти особое время, когда мои родители с друзьями «перекусывали» во время богослужения. Я был еще ребенком, но я все равно им завидовал и был расстроен, когда видел, как они запивают крекеры фиолетовым соком. У меня было много своего печенья, но мне все равно хотелось попробовать чего-нибудь нового! А мне говорили, что нельзя есть эти крекеры и пить фиолетовый сок. Причина заключалась в том, что я не был крещен. В моем детском представлении крещение было всего лишь отговоркой для того, чтобы искупаться во время богослужения (что заставляло меня завидовать отцу, когда он это делал). Я не понимал, почему взрослые получали все удовольствия. Некоторые не только купались во время служения, но у них еще и было особое время для полдника! Все это казалось очень несправедливым.

Когда я рос, моя зависть испарялась, но я все еще не понимал, почему не могу получить эти запретные угощения. Затем в пятом классе я смог посещать занятия подготовки ко крещению и с радостью ухватился за предложение «искупаться». Я не уверен, что стало причиной моей подготовки ко крещению: знание того, что означает крещение, или я желал быть похожим на друзей, или же я хотел крекера и фиолетового сока. Тем не менее я прошел подготовку и был крещен к радости моих родителей и друзей. Теперь, оглядываясь назад, я не чувствую, что был готов ко крещению. Я не был готов посвятить себя тому, что означает крещение. Крещение означает приглашение Иисуса в свое сердце, ты желаешь, чтобы Он руководил тобой, и будешь стараться ставить Его на первое место во всех аспектах жизни. На самом деле, будучи ребенком, я это не понимал. Теперь же, когда я лучше понимаю, что означают эти монументальные шаги на самом деле, я хочу улучшить взаимоотношения с Богом и креститься снова, теперь уже имея правильные мотивы. Не потому что мои друзья это делают или потому что я хочу крекеров и фиолетового сока, а потому что я люблю Иисуса и принял Его как моего Спасителя.

Натан Золман, Смитсбург, Мэриленд, США.

СЛОВО Ин. 13:1-17; Рим. 6:3-8; 1 Кор. 11:23-26

— Я не всегда помню, о чем вы проповедуете, — сказала однажды женщина своему пастору в конце служения Вечери. — Но, я всегда помню, что я делаю.

Это признание раскрывает силу ритуалов и обрядов. Они подкрепляют духовную жизнь значением и энергией. Они могут быть моментами, изменяющими жизнь, которые мы будем всегда помнить.

Во всяком обществе и религии есть обряды, которые помогают перейти от одной стадии к другой. Некоторые вводят участвующего в новое место в обществе — «переходный обряд». Другие подтверждают место в обществе. В христианстве имеется три обряда, которые Бог дал нам, чтобы укрепить Свою любовь к нам и помочь нам ответить верой: крещение, ногоомовение и Вечеря Господня.

КРЕЩЕНИЕ (Деян. 2:38, 41; Рим. 6:3-8)

Крещение — это переход от тьмы к свету, от смерти к жизни. Как течение истории разделено на время до Христа (до нашей эры) и после (наша эра), так и жизнь каждого христианина. Было время до того, как в нашей жизни появился Христос. Мы были потеряны. Затем, когда Христос нашел нас, мы считаем годы на основании того, как долго мы служим Ему. Так как крещение отмечает изменение нашей жизни, то будет хорошо праздновать день крещения как второй день рождения, потому что мы были рождены заново (см. Ин. 3:1-21 и 2 Кор. 5:17)! Петр рассказывает об удивительных изменениях, происходящих во время крещения. В Деян. 2:38 он говорит, что при крещении прощаются наши грехи. Они омываются водою. Хотя внешне вода до крещения и после может и не отличаться, но после крещения она, в действительности, становится водой из духовной выгребной ямы. Как прекрасно осознавать, что наши грехи омыты, навсегда ушли благодаря благодати Божьей.

В Рим. 6:3-8 Павел сравнивает крещение со смертью, погребением и воскресением Иисуса. Подобно тому как Иисус умер, умираем также и мы для нашей прежней греховной жизни. И более того, подобно как Иисус воскрес из мертвых, мы после крещения также воскресаем духовно, чтобы ходить в обновленной жизни. В этой иллюстрации Павел заявляет, что наша новая духовная жизнь имеет гарантию в смерти и воскресении Иисуса. Все это благодаря тому, что сделал Он. Через крещение мы можем разделять с Ним вечную жизнь.

НОГООМОВЕНИЕ (Лк. 22:24-27; Ин. 13:1-17)

Понятно, что большинство людей принимают крещение лишь раз в жизни, но Иисус, зная, что нам понадобится постоянное очищение от грехов, учредил обряд омовения ног. В последнюю ночь, когда Он отмечал с апостолами Пасху в верхней горнице, там кого-то не было — слуги для омовения ног. Хотя каждый из апостолов понимал, что они могут и должны сделать это, никто из них не мог на это решиться. Почему? Ответом на этот вопрос послужит их постоянный спор между собой: кто из них будет большим. Никто из них не хотел получить титул «великого раба». Несмотря на это, Иисус был рад принять подобный титул. Понимая, что происходит, Он встал из-за стола и омыл всем им ноги, таким образом показывая, что больший среди них должен быть для всех рабом. Это было смыслом всей Его жизни, но они этого до сих пор не понимали. Здесь Ему представилась последняя возможность указать на их грех гордости и зависти. После того как Он окончил мыть им ноги, Он просто сказал: «Вы чисты». Таким образом, Он открыл смысл очищения в обряде омовения ног. То же самое чудо происходит всякий раз, когда мы склоняемся, подобно Ему, и омываем ноги брату или сестре во Христе. Он сказал, что если Он, Господин, омыл им ноги, то и мы должны омывать ноги друг другу. Адвентисты седьмого дня понимают эти слова буквально.

ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ (Мф. 26:26-29; Ин. 6:54; 1 Кор. 11:23-26)

Иисус понимал, что обряд помогает запомнить то, что легко забывается. Поэтому Он учредил обряд Вечери. Иисус сказал, что, когда мы едим хлеб, мы вспоминаем Его тело, за нас ломимое. Чаша напоминает нам о Его крови, пролитой подобно крови жертвенного агнца, символизируя очищение грехов. Павел рассказывает нам, что без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9:22). Участие в Вечере Господней помогает нам сконцентрироваться на ужасной и в то же время удивительной жертве, которую Иисус принес за нас на кресте.

Каждый раз, когда мы принимаем участие в символах страдания Иисуса (хлеб и вино), это помогает нам обновить нашу веру и выразить Ему нашу любовь. Это дает нам возможность сказать еще раз «да!». Иисус учредил этот удивительный обряд, чтобы связать нашу веру в то, что Он уже сделал, с тем, что Он собирается сделать в будущем. Мы будет провозглашать это «доколе Он придет». И когда Он придет, мы сможем сесть с Ним за стол и получить из Его рук хлеб и вино.

ДИСКУССИЯ

  • Вспомните ваше крещение. Что вы помните? Помните дату? Если нет, то как ее можно узнать?
  • Какой из обрядов ногоомовения вам запомнился больше всех?
  • Как Вечеря Господня может иметь для вас больший смысл?

Франк Золман, Смитсбург, Мэриленд, США.

СВИДЕТЕЛЬСТВО Деян. 2:38

«Обряды крещения и Вечери Господней — это два монументальных столпа, один из которых находится вне, а другой внутри Церкви. На этих священнодействиях Христос начертал имя истинного Бога.

Христос сделал крещение знамением вхождения в Его духовное Царство. Он поставил его определенным условием, с которым должны согласиться все желающие признать авторитет Отца, Сына и Святого Духа. Прежде чем человек обретет дом в Церкви, прежде чем он переступит порог Божьего Царства, он должен принять печать Божественного имени: „Господь — оправдание наше!” (Иер. 23:6).

Крещение — это самое торжественное отречение от мира. Люди, крещаемые в триединое имя Отца, Сына и Святого Духа, в самом начале своей христианской жизни публично заявляют, что они отказываются служить сатане и становятся членами царственной семьи, детьми Небесного Царя. Они повинуются повелению: „Выйдите из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому”. И для них исполняется обетование: „Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель” (2 Кор. 6:17, 18).

Обеты, которые мы принимаем во время крещения, включают в себя многое. Во имя Отца, Сына и Святого Духа мы погружаемся в подобие смерти Христовой и восстаем в подобие Его воскресения, дабы жить обновленной жизнью. Наша жизнь должна быть связана с жизнью Христа. Отныне верующий должен помнить, что он посвящен Богу, Христу и Святому Духу. Принимая во внимание эти новые отношения, верующий должен отодвинуть все мирские соображения на задний план. Публично он заявляет, что больше не хочет жить в гордости и самоугождении. Он больше не вправе жить беспечной, равнодушной жизнью. Он заключил завет с Богом. Он умер для мира. Он должен жить для Господа, использовать для Него все доверенные ему способности, никогда не упуская из виду, что он носит Божью печать, является подданным Царства Христа и причастником Божественного естества. Он должен предать Богу всего себя и все, что у него есть, используя все свои дарования во славу Его имени».

Андре Сауседа, Дайтон, Огайо, США.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Ин. 13:1-17

Наша культура не ценит смирение и унижение. Ни в каком телевизионном шоу не будут превозносить смирение. Нет в его честь стихов. Вы когда-нибудь слышали, как родители после великолепного фортепианного концерта говорили бы: «Смирись, Джонни»? Единственное место, где вы можете это услышать, это когда победившая спортивная команда «унижает» команду противника.

Подобное отношение к смирению было и во времена Иисуса. Не было ни одной настолько унизительной работы, как мыть ноги. Когда Иисус преклонился и отмывал глубоко въевшуюся грязь с ног Своих друзей, притча, которую Он им показывал в действии, заставила их сидеть с широко открытыми глазами! Петр единственный, кто был смел настолько, что смог говорить. Мягкий ответ Иисуса убрал грязь, которая въелась глубже, чем пыль на ногах Петра.

Нормально, что во время проведения Вечери Господней не так много посетителей. Некоторые остаются дома из-за слишком длинного богослужения. Другие же не желают принимать участие «недостойными» по предостережению Павла (1 Кор. 11:27). А может, большинство из нас смущает унизительный акт ногоомовения? И не может ли быть, что мы боремся не с унижением Христа, а с унижением, которое чувствовал Петр?

Недавно на уроке субботней школы мы говорили об унижении, и я задал вопрос о том, что есть такого в ногоомовении, что делает его некомфортным. Один студент со страстью ответил: «Я лучше сто раз вымою кому-то другому ноги, чем позволю мыть мои!» Да, современная культура высоко ценит благородство. Поезжайте в миссионерское путешествие… выкопайте колодец в стране третьего мира… помогите ребенку другой национальности научиться читать… и получите похвалу. Омовение чьих-то ног может пробуждать в нас хорошие чувства о самих себе. Мы можем без проблем смотреть на ноги без педикюра или переносить ужасающий запах чьих-то носков. Но, когда кто-то другой склоняется у твоих ног и смотрит на наши мозоли, мы сжимаемся, чувствуя слабость. Не может ли быть, что мы, подобно Петру, закоснели в своей надменности, считая ее щитом от необходимости большего очищения?

ДИСКУССИЯ

  • Иисус сказал: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:8). Применимо ли это сегодня к ногоомовению? Поясните свой ответ.

Кендис Золман, Смитсбург, Мэриленд, США.

ПРАКТИКА Мф. 3:13-16; Лк. 22:7-23; Ин. 13:1-17

Библия описывает три обряда: крещение, ногоомовение и Вечерю Господню. Каждый был учрежден для связи нас с обществом верующих и укрепления веры. «Как они могут стать значимой частью моей жизни?» — спросите вы. Вот три шага, которые можно предпринять, чтобы эти обряды стали центральной частью вашей христианской жизни.

Следуйте примеру Христа. Все четыре Евангелия описывают крещение Иисуса. Хотя Иоанн Креститель и чувствовал себя недостойным, Иисус убедил его совершить обряд, чтобы Он мог «исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). В тот момент, как Он был крещен, Дух в виде голубя сошел на Него, показывая Божье одобрение того, что совершилось. Затем, незадолго до восхищения на небо, Христос повелел Своим последователям крестить людей «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Он дал нам пример, а наше дело следовать ему.

Смирите себя. Ногоомовение является наивысшим знаком смирения. В верхней горнице перед распятием Христа ученики не желали выполнять работу раба и омывать ноги. И их Учитель преклонил колени и сделал то, что никто из них не хотел. Так же и мы должны смирять себя. И не только когда мы принимаем участие в обряде ногоомовения, но и во всех аспектах нашей жизни, как это делал Христос.

Помните. Когда Иисус давал хлеб и чашу в последнюю Вечерю, Он наставлял учеников: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Всякий раз, когда мы принимаем участие в Вечере Господней, мы должны думать о том прекрасном даре, который дал нам Христос в Своей смерти — дар вечной жизни с Ним! Теперь мы можем переживать новый удивительный опыт единства с Ним. Когда мы размышляем об этом даре, это изменяет все наше естество и наш подход к жизни.

Христос не дал бессмысленных обрядов. Он очень внимательно размышлял о каждом из них, зная, что призовет нас следовать Своему примеру. Когда мы принимаем в них участие, наша вера укрепляется и обогащается и это помогает нам глубже познать нашего Спасителя.

ДИСКУССИЯ

  • Какой из этих обрядов имеет для вас большее значение? Почему?
  • В котором из этих обрядов вам нужно стать более похожим на Христа?
  • Как может расти ваша вера, когда вы принимаете участие в обрядах?

Аллисон Сауседа, Дайтон, Огайо, США.

МНЕНИЕ Рим. 6:3-5

Впервые меня крестили, когда мне было одиннадцать лет. Я помню, что когда я выходила из воды, то чувствовала себя новым человеком. Я горела Иисусом. Но, став старше, я уже была пресыщена своей верой. Я отошла от воли Христа. После нескольких достаточно сложных лет я в конце концов возобновила подлинные отношения с Ним. Так много всего произошло, что я вновь чувствовала себя духовным младенцем, только начинающим жизнь. Да, я знала, что Иисус любил меня и во время испытания, но, так как я чувствовала себя таким «новичком», я решила, что хочу еще раз креститься. Некоторые из моих друзей пришли ко мне обеспокоенные, потому что они знали, что я уже была крещена, и не могли понять, зачем я опять хочу принять крещение. Они предложили мне исследовать Писание и свое сердце для того, чтобы найти подтверждение тому, что я собираюсь сделать.

Библия ничего не говорит о повторном крещении. Некоторые церкви не принимают этого, другие же поддерживают. Даже среди пасторов по этому вопросу есть разные мнения. Тем не менее, исследуя этот аспект, я поняла, что вопрос повторного крещения не лежит в сфере плохого или хорошего — это вопрос посвящения жизни человека Христу. Только потому, что ты был крещен ребенком и не вырос в Иисусе с того момента, не обязательно означает, что ты больше не омыт Его кровью. Прекрасная истина дара спасения заключается в том, что для всех нас оно доступно в любое время! Нам не надо принимать крещение еще раз, чтобы получить его! После длительных исследований сердца и бесед с друзьями и членами семьи я решила, что мне не нужно повторно креститься, я отдала Ему свою жизнь, когда мне было одиннадцать, но теперь, когда я стала старше, я поняла, что должна отдавать свою жизнь Иисусу каждый день. Каждый день приносит новые действия и мне приходится делать новый выбор, чтобы быть с Ним. Делая так, я становлюсь прекрасным свидетелем и способна показать всем, с кем общаюсь, что я навсегда принадлежу Иисусу!

ДИСКУССИЯ

  • Вы когда-нибудь теряли свою «первую любовь» к Иисусу? Что это значит?
  • Вы когда-нибудь чувствовали необходимость принять крещение еще раз? Почему да или нет?
  • Если к вам придет ваш друг и скажет, что он хочет принять повторно крещение, как вы к этому отнесетесь?

Дениз Сандерс, Вашингтон, США.

ИССЛЕДОВАНИЕ Ин. 13:12-17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обряды в христианской жизни помогают нам укрепляться. Они, несомненно, важны для детей, но не менее полезны и взрослым. Иисус, Основатель трех основных обрядов (крещения, ногоомовения и Вечери Господней), ясно осознавал, насколько действия важны для духовной жизни, и Он не хотел, чтобы мы когда-либо забывали о Нем (Лк. 22:19). Крещение — это публичное заявление о принадлежности Богу. Во время ногоомовения Иисус сказал нечто важное о смирении. Вечеря связана с жертвой Христа на кресте и Вторым пришествием. Пусть каждый из этих обрядов углубляет наши отношения с Богом.

ЗАДАНИЯ

  • Послушайте песню «Дайте мне Иисуса» Фернандо Ортега или гимн «Таков, как есмь» и поразмышляйте о том отклике сердца, который Бог желает пробудить через эти ритуалы.
  • Напишите письмо Иисусу от одного из апостолов, описывая прошедшие события. Особенно опишите опыт верхней горницы, омовение ног Иисусом и последней совместной трапезы. Как этот опыт видится, переживается и звучит?
  • Проанализируйте различия в совершении крещения и Вечери в разных религиозных традициях, расскажите, что особенного в том, как ваша церковь их совершает.
  • Разыграйте события в верхней горнице согласно описанного в Евангелии от Иоанна.
  • Найдите уникальные предметы природы, которые можно использовать во время крещения, ногоомовения и Вечери Господней, усиливающие значение этих обрядов.
  • Сформулируйте три вопроса Богу относительно этих обрядов.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

  • Ин. 13:12-17; Мф. 26:26-29; 1 Кор. 10:16, 17.
  • Е. Уайт, Желание веков, с. 650, 659, 660.

Нина Атчесон, Маргейт, Австралия.