Урок 9. 24 — 30 ноября. Церковь: обряды и ритуалы


Аудио Урок 9 (MP3, 52.9 MB) Аудио все уроки (MP3, 681.7 MB)

Видео СШ Урок 9 (MOV, 224 MB)

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ IV квартал (PDF, 1.6 MB)

С комментариями для учителей (PDF, 7.0 MB)

Библейские тексты для исследования: Мф. 28:19, 20; Рим. 6:3-8; Мф. 26:26-28; Ин. 13:1-17; 1 Кор. 11:24-26.

Памятный стих: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

Ключевая мысль: Бог установил служения, которые, если их правильно понимать, укрепляют нашу веру. Во многих культурах существуют свои обряды инициации, которые иногда называют «обрядами перехода». Эти обряды были созданы для того, чтобы помочь людям перейти от одной ступени жизни к другой. Например, обряд совершеннолетия совершают в связи с наступлением половой зрелости. Подобные обряды варьируются в зависимости от региона, но все они преследуют одну цель — убедиться, что молодой человек стал полезной, ответственной, общественно-ориентированной личностью. Готовясь к «новой жизни», мальчики и девочки учатся быть взрослыми, то есть им показывают, чего от них ожидают как от взрослых членов общества.

В христианском обществе также есть особые обряды и действия, придающие определенную форму вере, исповедуемой людьми. Эти священные действия не только подтверждают факт того, что человек становится полноправным участником всего происходящего в общине, но и помогают подготовить его к тому, чтобы он стал верным и полезным членом общины. Они также являются средством, помогающим членам церкви яснее понимать, к чему их обязывает посвящение Христу. На этой неделе мы рассмотрим три обряда, выражающих нашу веру: крещение, омовение ног и Вечерю Господню.

В ранние периоды христианской Церкви верующие на востоке, где был распространен греческий язык, использовали слово мистерион (тайна), чтобы описать священные христианские обряды. В западной части Церкви, где преобладал латинский язык, использовали слово таинство (лат. сакраментум). Сакраментум — так именовалась присяга, которую давали римские солдаты, обязуясь подчиняться военачальнику. Христиане, перенявшие это слово, осознавали, что оно точно описывает природу священных обрядов. Однако со временем эта идея стала передавать действие, наделенное внутренней невидимой силой. Средневековая Церковь установила семь действий, названных таинствами, которые рассматривались как средство излития благодати в душу человека.

В период Реформации таинства подверглись тщательному рассмотрению и критике. Многим казалось, что термин «таинство» уже не подходит, поэтому вместо него учредили термин «обряд». Английское слово ordinance (обряд, постановление) происходит от глагола to ordain (предписывать), что делает обряд особым действием, которое установил Сам Христос. Предпочтение термина «обряд» термину «таинство» передает идею того, что человек участвует в этих священных действиях, ибо они являются Божественно установленными средствами, чтобы мы могли выразить свое послушание и верность Иисусу как нашему Господу. Адвентисты седьмого дня рассматривают крещение, ногоомовение и Вечерю Господню как обряды — действия, в которых открывается наша верность Христу. Это символический путь выражения нашей веры.

Прочитайте Мф. 28:19, 20; Ин. 13:14; 1 Кор. 11:23-26. Насколько эти отрывки подтверждают идею о том, что священные действия должны называться обрядами (постановлениями)?

Не преуменьшая важность обрядов, мы всегда должны помнить, что это не средства, с помощью которых мы зарабатываем спасение. Грех и его последствия требуют гораздо более серьезных действий, чем обряды. Только смерть Иисуса на кресте была достаточной, чтобы совершить спасение таких падших существ, какими являемся мы. В нашем понимании обряды остаются внешними символами нашего признания того, что совершил Христос для нас и нашего союза с Ним, а они хорошо служат своей цели. Это средства, ведущие к цели, но не цель сама по себе.

Новый Завет использует несколько образов для описания сути крещения. Во-первых, крещение — это символ духовного единения с Христом (Рим. 6:3-8), включающий в себя участие в Его страданиях, смерти и воскресении, а также отречение от прошлого образа жизни. Таким образом, крещение связано с покаянием и прощением грехов (Деян. 2:38), новым рождением и принятием Духа (1 Кор. 12:13) и, следовательно, присоединением к Церкви (Деян. 2:41, 47).

Крещение — символ завета и духовных взаимоотношений с Богом через Христа (Кол. 2:11, 12). Крещение в Новом Завете — это заключение завета, которое в Ветхом Завете представляло обрезание. Крещение показывает, что теперь человек будет верен Богу, он становится частью общины, освященной для служения Христу. Принятие Духа в крещении дает верующим возможность служить Церкви и трудиться для спасения людей (Деян. 1:5, 8).

Несколько лет тому назад объединенный комитет англиканской Церкви по вопросам крещения, конфирмации и святого причастия сделал впечатляющее заявление. В нем говорится: «Принимать крещение должны взрослые люди, а не младенцы. Мы должны признать, что в Новом Завете нет убедительного свидетельства, говорящего о крещении младенцев» (Baptism and Confirmation Today (London: SCM, 1955), с. 34), цитировано (Millard J. Erickson, Christian Theology (Mich.: Baker Book House, 1988), с. 1102). Суть крещения не допускает участия в нем младенцев, поскольку библейское крещение требует от крещаемых веры и покаяния. Также роль Слова Божьего в развитии веры (Рим. 10:17) указывает на то, что покаяние должно происходить в соответствии с библейским и духовным наставлением. Эти составляющие необходимы, дабы крещаемые могли принести «достойные плоды покаяния» (Лк. 3:8) как свидетельство своих взаимоотношений с Христом.

Природа крещения помогает нам понять разницу между обрядом (постановлением) и таинством. Если люди рассматривают крещение как таинство, для них оно является средством, преобразующим человека, воскрешающим его от духовной смерти к жизни. В этом понимании возраст человека не имеет значения, так как все происходит сверхъестественным образом и независимо от человека. С другой стороны, крещение как обряд является указателем или символом внутренней перемены (сверхъестественного события), которая уже произошла в жизни верующего человека благодаря его опыту общения с Иисусом. С такой точки зрения кандидаты на крещение уже должны верить во Христа, поэтому вопрос о том, кто и когда принимает крещение, становится весьма важным.

Если вы уже крещены, вспомните об этом событии. Понимая, что оно означает, скажите, почему (в определенном смысле) мы должны переживать «крещение» каждый день? (См. 1 Кор. 15:31). Как это можно воплотить в жизнь?

Невозможно представить себе боль, которую испытывал Иисус, приближаясь к крестной смерти — самому великому из всех возможных унижений — и видя среди Своих учеников зависть и внутреннюю борьбу за первенство.

Прочитайте Лк. 22:24-27 (см. также Мф. 18:1; 20:21). Какую важную истину не понимали ученики?

Наш мир настолько пропитан грехом, что все в нем превратно, хотя это превратное представляется нам вполне «разумным» и «правильным». Кто, будучи в здравом уме, предпочтет стать «служащим», а не «возлежащим»? Разве не заложено в каждом человеке желание стать успешным, богатым, которого везде ждут и обслуживают? Неудивительно, что Иисус решил омыть ноги Своим ученикам во время Вечери. Никакие произнесенные Им слова не смогли бы так красноречиво передать истину о том, что такое подлинное величие в глазах Божьих, поэтому вместо проповеди Иисус омыл ноги тем, которые должны были целовать Его ноги.

Что отрывок Ин. 13:1-17 говорит о ногоомовении как о части служения Вечери Господней?

Так много удивительных истин звучит в этих стихах. В 3-м стихе говорится: Иисус знал, что Отец «все отдал в руки Его». А что происходит дальше? Полностью сознавая, «что Он от Бога исшел и к Богу отходит» (стих 3), Иисус встал с Вечери и начал омывать ноги ученикам (стих 4, 5). Даже не понимая до конца, Кем действительно являлся Иисус, они были поражены. Разве могли они не усвоить этого урока?

Также важно отметить, что служение ногоомовения предшествовало Вечери Господней. Прежде чем претендовать на все, что совершил для нас Христос, нам необходимо подходить к Вечере Господней с чувством смирения и кротости, сознавая нужду в Божественной благодати.

Кому лучше всего омывать ноги, чтобы получить б€ольшую духовную пользу?

Прочитайте Мф. 26:26-28. Какую истину открывает здесь Иисус? Почему важно увидеть ее в использованных Господом символах?

Вечеря Господня заменила собой праздник Пасхи ветхозаветных времен. Пасха нашла свое исполнение во Христе, пасхальном Агнце, Который отдал Свою жизнь. Перед Своей смертью Христос Сам установил это служение — великое празднество Церкви Нового Завета. Как праздник Пасхи был символом избавления Израиля от египетского рабства, так и Вечеря Господня указывает на избавление от духовного Египта, от рабства греха.

Кровь пасхального агнца, нанесенная на косяки и перекладину дверей, защитила обитателей дома от смерти; а плоть агнца напитала их и дала силы уйти из Египта (Исх. 12:3-8). Так и смерть Христа принесла свободу от смерти: верующие спасаются, принимая символы Его Плоти и Крови (Ин. 6:54). Вечеря Господня провозглашает, что смерть Иисуса на кресте дарует нам спасение, прощение и победу над грехом.

Прочитайте 1 Кор. 11:24-26. Какая важная доктринальная истина о кресте раскрыта в этих стихах?

Здесь мы ясно видим заместительный аспект смерти Христа. Его тело было сокрушено, Его Кровь пролилась за нас; на кресте Он принял на Себя то, что должно было постигнуть нас. Каждый раз, участвуя в Вечере Господней, мы должны помнить, что совершил для нас Христос.

Когда Вечерю Господню предваряет ногоомовение, оно подготавливает наши сердца к причастию. Также мы должны понимать, что этот обряд объединяет нас. Крест, так ярко представленный в символах хлеба и вина, напоминает нам: какие бы земные сложности нас ни разделяли, мы все — грешники, постоянно нуждающиеся в благодати. Вечеря Господня помогает нам всем осознавать наш долг не только перед Господом, но и друг перед другом.

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:26). Какая великая надежда представлена в этом тексте?

Приведенный стих открывает, насколько тесно связаны между собой Второе пришествие и служение Вечери Господней. Это имеет особый смысл еще и потому, что Второе пришествие действительно является кульминацией того, что произошло на кресте. Можно даже сказать, что Первое пришествие Христа, когда Его тело было сокрушено и Его Кровь пролилась за нас, не имело бы смысла без Второго пришествия. Первое пришествие подготовило путь для второго.

Что дало бы нам Первое пришествие Христа, если бы не было Второго пришествия?

В определенном смысле служение Вечери — это мост между Голгофой и Вторым пришествием. Каждый раз, участвуя в Вечере, мы останавливаемся у креста, размышляя о подвиге Христа ради нас. В то же время Голгофский подвиг не может быть отделен от Второго пришествия. Фактически крестный подвиг Иисуса не достигнет своего окончательного апогея до Второго пришествия.

Прочитайте Мф. 26:29. О чем говорит Иисус в этом стихе?

Подумайте об обетовании, уверенности и надежде, предложенных нам Господом в данном тексте. В этих словах ощущается близость между искупленными и Искупителем, которая продолжится в вечности. Иисус обещает нам, что не будет пить от виноградного плода до тех пор, пока не будет пить с нами новое вино в вечном Царстве. Если мы осознаем, что Он является Творцом Вселенной (Кол. 1:16), тогда это обетование становится для нас еще более изумительным. Итак, помимо всего прочего, служение Вечери должно указывать на великую надежду, ожидающую нас при Втором пришествии Иисуса.

Вы разочарованы, подавлены? Не забывайте, что обитаете в падшем мире. Почему человеку так важно во всех жизненных обстоятельствах взирать на крест? Какое значение это имеет для нас и сейчас, и в будущем?

Прочитайте из книги В начале было Слово… главу 15 «Крещение» и главу 16 «Вечеря Господня».

«Крещение — это самый священный и важный обряд, и люди должны вполне понимать его значение. Он означает покаяние в грехах и начало новой жизни во Христе Иисусе. Здесь не должно быть неуместной поспешности в принятии таинства. Пусть родители и дети принимают во внимание необходимую цену» (Е.Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 93).

«Пасха указывала на освобождение детей Израиля, а также символически указывала на Христа, Агнца Божьего, распятого ради искупления падшего человека. Кровь, покропленная на косяки дверей, служила прообразом искупительной Крови Христа. Она также свидетельствовала о постоянной зависимости грешного человека от заслуг этой Крови, дабы обрести защиту от силы сатаны и окончательное искупление» (Е.Уайт. Дух пророчества, т. 1, с. 201).

Вопросы для обсуждения:

1. Когда вы последний раз участвовали в служении ногоомовения? Почему это так важно?

2. Прочитайте 1 Петр. 3:20, 21. Какую аналогию использует Петр, чтобы объяснить значение крещения?

3. Против первых христиан выдвигали разные несправедливые обвинения, включая и обвинение в каннибализме. Одной из причин такого обвинения служили стихи: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56). Чему Иисус учит нас? Почему важно понимать духовное значение подобных текстов?

4. Подробно обсудите в классе общинный аспект Вечери Господней. Каким образом можно помочь членам церкви лучше понять, в чем состоят наши обязательства по отношению друг к другу и обществу в целом?