Урок 10. 1 — 7 декабря. Закон и Евангелие


Аудио Урок 10 (MP3, 59.4 MB) Аудио все уроки (MP3, 681.7 MB)

Видео СШ Урок 10 (MOV, 214 MB)

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ IV квартал (PDF, 1.6 MB)

С комментариями для учителей (PDF, 7.0 MB)

Библейские тексты для исследования: Пс. 18:8, 9; Исх. 23:1-9; 1 Ин. 5:3; Рим. 3:19, 20; Исх. 20:11, 12; Втор. 5:15.

Памятный стих: «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:3, 4).

Ключевая мысль: Нравственный Божий Закон открывает наши грехи и нашу нужду в Спасителе. Поэтому Закон и Евангелие неразделимы.

Закон и характер Бога находятся в центре великой борьбы, и, когда она закончится, Божий характер и Закон будут оправданы перед всей вселенной. А пока борьба продолжается, и каждый человек принимает либо одну, либо другую сторону, и это определяет, за кем мы следуем. Как пел Боб Дилон: «Кому-то должен ты служить, может быть, дьяволу, может быть, Богу. Но кому-то должен ты служить».

Люди, избирающие служение Господу, делают это из любви к Нему и признания того, что было совершено для них через Христа. Будучи погребены с Христом через крещение, крестившись в Его смерть, они знают, что им не надо больше служить бывшему господину, греху. Теперь им дарована свобода, чтобы повиноваться Богу и Его Закону.

В уроке этой недели мы проанализируем природу Закона, его назначение и взаимосвязь с Благой вестью Божьей спасительной благодати. Ибо правильно понимаемый Закон Божий помогает увидеть, что именно предлагает нам Божья благодать во Христе.

«Тора» — еврейское слово, обычно используемое в Ветхом Завете. Оно часто переводится как «закон». В Новом Завете для перевода слова «тора» используется греческое слово номос (закон). «Тора» означает «направление» или «руководство». Поскольку Библия повествует о взаимоотношениях Бога с человеком, закон в Библии обычно указывает на Божьи повеления для Его народа. Поскольку Сам Бог добр и праведен, а также ведет и наставляет Свой народ в добродетели и праведности, Его Закон раскрывает Его добродетель и праведность. Или, как мы говорим, Закон — отражение Божьего характера.

Что следующие тексты говорят нам о Божьем Законе и о Самом Боге? Пс. 18:8, 9; Рим. 7:12; Пс. 118:151, 152, 172.

Через Библию Бог открыл Себя человечеству. Читая священные тексты, человек встречается с различными темами, которые в основном являются инструкциями, затрагивающими многочисленные аспекты человеческой жизни: нравственность, этику, здоровье, сексуальность, питание и так далее. Некоторые из этих наставлений, несомненно, универсальны; другие имеют временные и пространственные рамки. Но поскольку все они являются Божьими наставлениями, необходимо очень тщательно подходить к развитию принципов, помогающих нам понимать, что универсально, а что ограничено. Адвентисты седьмого дня и многие другие христианские церкви различают церемониальные законы (инструкции, излагающие план спасения в символах и ритуальной практике), санитарно-гигиенические (предписывающие нормы гигиены и здорового питания), гражданские законы (инструкции, касающиеся общественной жизни древнего израильского народа) и нравственные законы (наставления относительно поведения человека, основанные на Божьих принципах).

Книга Левит содержит большое количество церемониальных законов, особенно относительно служения в святилище и его обрядовой системы. Природу гражданских законов и принцип справедливости, лежащий в их основе, можно увидеть, например, в Исх. 23:1-9. И, наконец, есть нравственный Закон, Десять Заповедей, которые большинство христиан (по крайней мере, теоретически) все еще почитают как Божий Закон для всего человечества.

Прочитайте Исх. 23:1-9. Какие универсальные нравственные принципы мы можем почерпнуть из повелений, данных древнему Израилю?

Большинство христиан считает, что Десять Заповедей являются Божьим универсальным моральным кодексом. Такая позиция видна, например, в различных судебных тяжбах в Соединенных Штатах, где христиане стремятся добиться права развешивать плакаты с изображением Десяти Заповедей в общественных местах, особенно в средних школах. Несколько лет тому назад власти штата Алабама были вовлечены в судебную тяжбу с главным судьей штата, отказавшимся убрать монумент Десяти Заповедей из зала суда, невзирая на приказы высшего суда сделать это. В сознании многих людей Десять Заповедей не лишены своей законной силы и остаются Божьим законным стандартом нравственности. И не без причины. Хотя Десять Заповедей (Декалог) были кодифицированы (то есть собраны в один систематизированный свод) на Синае, Книга Бытие показывает, что большая часть заповедей была известна и раньше.

Что следующие тексты сообщают о существовании Закона до событий на горе Синай? Быт. 35:1-4; 2:3; 4:8-11; 39:7-9; 44:8; 12:18.

Простая логика не позволяет рассматривать Десять Заповедей как сугубо иудейское установление, касающееся исключительно одного народа в определенном месте и в определенное время. Разве такие нравственные проблемы, как воровство, убийство, прелюбодеяние и лжесвидетельство, не рассматриваются как что-то неправильное в целом, независимо от культуры? Кроме того, если Библия абсолютно ясно утверждает, что грех определяется посредством Закона (Рим. 7:7), для любого верящего Библии христианина идея о ненужности Закона покажется бессмысленной и непоследовательной.

Как текст Иак. 2:11 помогает нам понять вечность Божьего Закона?

В 1 Ин. 5:3 говорится, что послушание заповедям Бога — это выражение нашей любви к Нему. Что это значит? Каким образом послушание заповедям является выражением любви?

Хотя многие люди понимают, что Десять Заповедей обязательны для христиан, тем не менее роль Закона в плане спасения для многих остается непонятной. Если мы не спасаемся соблюдением Закона, тогда какова его цель?

Как следующие тексты помогают нам понять роль Закона в жизни людей, спасаемых по благодати?

Рим. 3:19, 20

Пс. 118:5, 6

Рим. 7:7

Закон никогда не был средством спасения. Посредством действия Святого Духа Закон вызывает в грешнике осознание нужды в благодати (Евангелии) Христа. Показывая, что правильно, хорошо и истинно, Закон помогает людям, не соответствующим этим стандартам (то есть нам всем), осознать нужду в спасении. Таким образом, Закон указывает нам на нужду в Евангелии, нужду в благодати. Эта благодать даруется через Иисуса. Назначение Закона, даже в Ветхом Завете, — указывать человеку на нужду в спасении; Закон никогда не являлся средством обеспечения спасения.

«Спрашивать, может ли Закон даровать спасение, значит задавать неправильный вопрос, насколько можно судить об этом из Писания как Ветхого, так и Нового Заветов! Нигде оба Завета не подтверждают, не предполагают и даже не намекают на то, что подобное когда-либо имело место… Так же ошибочно утверждать, что автор Послания к Евреям (10:1-4) откорректировал Закон, как будто бы он учил, что кровь тельцов и козлов может упразднить грех… Жертвы были отображением, прообразом, моделью той единственной совершенной жертвы, которая будет принесена» (Walter C. Kaiser, Five Views on Law and Gospel (Mich.: Zondervan, 1993), pp. 394, 395).

Проанализируйте, что принесло человечеству нарушение Божьего Закона. Как нарушение Божьего Закона повлияло на вашу жизнь? Что говорит ваш ответ о том, насколько актуальным остается этот Закон?

Как мы увидели в уроке за понедельник, многие христиане по-прежнему верят, что Божий Закон необходимо соблюдать. Еще раз необходимо отметить: до тех пор, пока человек понимает реальность греха, иное положение вещей невозможно.

В то же время, как нам хорошо известно, весь вопрос послушания христиан Закону внезапно сводится на нет, когда заходит речь о повиновении четвертой заповеди, то есть соблюдении субботы. Ирония заключается в том, что судья Алабамы, навлекший на себя большие неприятности, настаивая на том, чтобы в зале суда оставили Десять Заповедей, сам жил, нарушая этот Закон. Как бы строго он ни подходил к соблюдению воскресного дня, он не соблюдал библейскую заповедь о покое в седьмой день. А сама Библия через апостола Иакова ясно говорит: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Поэтому судья был виновен в нарушении каждого принципа Закона, который по его настоянию должен был оставаться в зале суда!

В Исх. 20:9, 10 изложено объяснение относительно заповеди о субботе. Текст определенно сообщает, когда появилась суббота (седьмой день) и как ее нужно соблюдать (прекращение регулярной работы), чтобы хранить в святости. «Суббота — это не день восстановления сил для тех, кто слишком слаб, чтобы трудиться без отдыха день за днем. Скорее, она представлена как правильная для всех остановка, цель которой — сосредоточиться на святом (все дело в принадлежности Богу, это и есть святость), чтобы насладиться Божьими благословениями этого дня и его возможностями» (Douglas K. Stuart, The New American Commentary, Exodus, vol. 2 (Broadman & Holman Publishers, 2006), p. 460).

Духовный потенциал субботы воплощен в том, что она символизирует. Что следующие тексты говорят нам о духовном значении субботы? Как ваш собственный опыт соблюдения субботы помог вам больше ценить то, чему учат эти тексты? Исх. 20:11; Втор. 5:15; Исх. 31:13; Иез.20:20; Евр. 4:3-9.

В последнем вопросе вчерашнего урока мы рассматривали тексты Исх. 20:11, 12 и Втор. 5:15. Мы видим, что суббота указывает на два события: творение и искупление. Это две крепко связанные библейские концепции. Бог — не только наш Творец, Он также наш Искупитель. Обе эти важные духовные истины запечатлеваются в нас каждую неделю, каждый седьмой день, когда мы покоимся в субботу «по заповеди» (Лк. 23:56), подобно женщинам, пришедшим «с Иисусом из Галилеи» (Лк. 23:55).

Прочитайте Кол. 1:14-16 и Ин. 1:1-14. Как эти тексты показывают, что Иисус — наш Создатель и Искупитель?

«Поскольку Божественный Закон так же свят, как и Сам Бог, только равный Богу мог искупить нарушивших его. Никто, кроме Христа, не мог искупить падшего человека от проклятия Закона и вновь привести его к гармонии с небесами» (Е.Уайт. Удивительная благодать Божья, с. 42). Только Создатель, только равный Богу, только сотворивший «все… что начало быть» (Ин. 1:3), только Иисус мог искупить падшее человечество.

Указывая на Христа как на нашего Творца и Искупителя, суббота является могущественным символом Евангелия благодати. Фактически наш покой в субботу свидетельствует о том, что мы действительно спасаемся не делами Закона, а благодаря тому, что совершил для нас Христос. Поэтому субботний покой становится символом покоя, который мы имеем в Иисусе (см. Евр. 4:3-9).

Спасение — это также восстановление; это воссоздание, процесс, который не просто начинается теперь, когда мы приняли Иисуса (см. 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15), но который достигает своей кульминации с воссозданием неба и земли (см. Ис. 65:17; Откр. 21:5). Эти стихи еще более ясно показывают, как творение и искупление связаны между собой; обе эти важные истины воплощены в одной из Десяти Заповедей — в заповеди о субботе.

Одно дело — сказать, что вы чтите субботу и даже отдыхаете в этот день. Так поступали книжники и фарисеи. Но другое дело — в своей жизни испытать полноту и силу субботы. Что можно сказать о вашем соблюдении субботы? Что вы можете сделать, дабы пожать больше духовных и физических благословений, которые посылает нам Бог в субботний день?

Прочитайте из книги Елены Уайт Торжественный призыв с. 140-146; из книги Великая борьба главу «Незыблемость Закона Божьего», с. 433-450.

«Бог желает, дабы мы осознали, что у Него есть право на наши разум, душу, тело и дух — на все, что у нас есть. Мы Его посредством творения и искупления. Как наш Создатель Он ожидает от нас преданного служения. Как наш Искупитель Он по праву ожидает от нас любви, безраздельной любви… Наши тела, души, жизни принадлежат Ему не только потому, что являются Его безвозмездным даром, но и потому, что Он постоянно восполняет наши нужды, дает силы использовать наши способности…» (Е. Уайт. Удивительная благодать Божья, с. 245).

«Господь говорит: „Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым… то будешь иметь радость в Господе” (Ис. 58:13, 14). Всем, кто принимает субботу как знамение созидательной и спасающей силы Христа, она станет отрадою. Видя в ней Христа, они возрадуются в Нем. Суббота указывает на дела творения как на свидетельство Его могущественной силы искупления. И хотя суббота напоминает об утраченном Едеме, она также возвещает мир, обретаемый через Спасителя. И всё в природе повторяет Его призыв: „Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11:28)» (Е.Уайт. Желание веков, с. 289).

Вопросы для обсуждения:

  1. В стихе Иер. 31:33 написано: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». Некоторые люди пытаются использовать этот текст как доказательство, что Закон (а в действительности седьмой день — суббота) был отменен в Новом Завете. Что не так в этой цепочке рассуждений? Более того, каким образом этот текст защищает истину о Законе и субботе?
  2. Веря, что Закон (в том числе и субботу) нужно соблюдать, почему мы должны быть осторожны, дабы не впасть в законничество? Поговорите в классе о том, что такое законничество и как мы можем избежать его?
  3. Подумайте о роли Закона в великой борьбе. Почему в борьбе с Божьим Законом сатана более всего атакует заповедь о субботе? Почему ему удалось обольстить столь многих людей?