Библейская конференция д-ра Дж. Найта в Москве

Джордж Найт, переводит Иван Елисеев

Э. Уайт вдохновляет нас идеалом Божьих принципов, в применении которых сама она показывала пример гибкости и здравого смысла.

Один из самых известных современных адвентистских писателей, профессор церковной истории на пенсии, Джордж Найт провел библейскую конференцию для пасторов и пресвитеров московских общин. Конференция называлась  «Адвентистская идентичность перед лицом культурно-религиозных и миссиологических вызовов». В ней были затронуты три темы: история церкви, понимание трудов Э. Уайт и основополагающие принципы спасения. Д-р Найт известен интригующими названиями своих книг, поэтому заголовки его лекций и проповедей звучали гораздо интереснее: «Другой взгляд на вегетарианскую «деву Марию»», «Раньше я был совершенным», «Руководство для фарисеев по обретению совершенства» и пр. Не всякий проповедник решился бы рассказывать о таких общеизвестных истинах, как грех, закон, благодать аудитории, состоящей из пасторов и пресвитеров с многолетним стажем, имеющих не только бакалаврские, но магистерские, и даже докторские степени. Но Джордж Найт явно не разочаровал своих слушателей. И дело не только в его зажигательной (несмотря на 70-летний возраст) манере преподавания, не только в его блестящем чувстве юмора. Его внимательно слушали и напряженно конспектировали, потому что известные, даже азбучные истины были раскрыты им глубоко и порой с неожиданной стороны. Умозрительные, логические выводы были сбалансированы обилием жизненных примеров и иллюстраций. Налицо было доскональное знание предмета – волнительно было наблюдать, когда цитируя Э. Уайт, он поднимал вверх ксерокопию писем, написанных ее рукой.

Джордж Найт

Истину мы порой склонны представлять в виде сборника цитат, универсальных для всех и всегда. Но д-р Найт убежден в ошибочности такого подхода, как в отношении Священного Писания, так и в отношении трудов Э. Уайт. Для него самого наиболее убедительным является то, как сама Эллен Уайт интерпретировала написанное ею.  При ее жизни, в соседней с ней школе возникла проблема. Группа преподавателей решила открыть классы для младших школьников, но им указали на цитату вестницы Божьей, где сказано, что «родители должны быть единственными учителями своих детей, пока им не исполнится восемь или десять лет» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 138). К счастью, у них была возможность обратиться за разъяснением непосредственно к автору. И Э. Уайт ответила, что семья – это лучшая среда для обучения детей,  и если бы все матери были способны давать образование своим детям, это было бы идеальным вариантом. Но, учитывая реальные условия, нам все же «следует иметь отделения школ для 7-10 летних детей», а далее говорит даже о дошкольной программе для 5-летних. Она подчеркнула, что «Бог желает, чтобы мы подходили к таким вопросам с позиции здравого смысла».  Она также пояснила, в каких условиях было сделано вышеупомянутое утверждение – тогда еще не существовало адвентистских школ. Т.е. подчеркнула, что чрезвычайно важно изучать исторический контекст того или иного утверждения.

Пасторы и пресвитеры МО с д-ром Найтом

Этот пример, по мнению д-ра Найта, является важным прецедентом, показывающим нам, что Э. Уайт, с одной стороны, вдохновляла последователей Иисуса идеальным представлением Божьих принципов, но в то же время, в применении этих принципов она была достаточно гибкой. На примерах из жизни самой вестницы Божьей это было представлено наиболее ярко. Также доктор отдельную тему посвятил разъяснению, почему Э. Уайт делала порой прямолинейные, сильные заявления. В большинстве случаев они были адресованы конкретным людям и соответствовали их обстоятельствам. Но специально коллекционировать такие прямые свидетельства и пытаться таким образом переделывать других было бы неверным подходом уже потому, что в разных ситуациях разным людям Э. Уайт давала порой диаметрально противоположные советы, потому что того требовали обстоятельства. Д-р Найт проиллюстрировал это многочисленными примерами и отметил, что мы приучили людей оперировать цитатами вместо того, чтобы учить  их думать – размышляя над прочитанным, изыскивать откровения Божьи. Богодухновенный совет и освященный разум должны идти рука об руку.

В последней части конференции д-р Найт показал, что привычные представления о грехе, законе и совершенстве расходятся с библейскими. И, к сожалению, это можно отнести и ко многим адвентистам. Традиционно считается, что грех, равно как и праведность, – это совершение определенных действий. В таком случае совершенство становится отказом от греховного поведения. Нужно лишь приложить достаточно усилий, чтобы не делать плохих поступков, и тогда безгрешность превращается в осязаемую, достижимую цель. Но эта идея основана на ложных предпосылках. Ведь в Библии, и праведность и грех – это состояние сердца. Одну из своих проповедей д-р Найт назвал «грех – это любовь», т.е. любовь к себе, которая превосходит любовь к Богу и ближнему. В этом свете становятся ясными трудные тексты из 1 Послания Иоанна. «Рожденный от Бога не может грешить» (1Ин 3:9) – речь не о поступках, а о том, что любящий Бога не может жить в состоянии восстания против Бога, т.е. в состоянии греха. Беря во внимание особенности греческого языка в послании Иоанна, д-р Найт объяснил, что грех к смерти из пятой главы – это состояние сердца во вражде с Богом, а грех не к смерти – это поступки (в тексте оригинала используются разные глаголы).

Значительное время д-р Найт посвятил ответам на вопросы. Среди них он коснулся и неверной интерпретации своей книги «Апокалиптическое видение». На основе сказанного в этой книге были сделаны выводы, что он отрицает наличие следственного суда в книге Даниила. Д-р Найт дал подробные объяснения по этому поводу, показывая, что в основах адвентистской веры его взгляды более чем консервативны.

В окончании библейской конференции руководитель Московского объединения Музычко С. М. призвал служителей, утвердившись в основаниях адвентистской идентичности, с уверенностью нести весть окружающему миру.

С видеозаписями конференции можно ознакомиться на сайте mosadvent.ru

Роман Гейкер,
руководитель Отдела информации Московского объединения
 
 
Администрация сайта оставляет за собой право утверждать и отклонять комментарии, и не будет в состоянии ответить на запросы относительно этого. Пожалуйста, пишите все комментарии в уважительной и вежливой форме по отношению к авторам и посетителям сайта.