СШ

Субботняя Школа

Урок 13. 22 — 28 декабря. Когда все станет новым

Аудио Урок 13 (MP3, 73.5 MB) Аудио все уроки (MP3, 681.7 MB)

Видео СШ Урок 13 (MOV, 225 MB)

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ IV квартал (PDF, 1.6 MB)

С комментариями для учителей (PDF, 7.0 MB)

Библейские тексты для исследования: 1 Фес. 4:16-18; Откр. 20; 1 Кор. 4:5; Рим. 8:20-22; Откр. 21:11-22:5; Откр. 21:3.

Памятный стих: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Ключевая мысль: Что такое тысячелетнее царство, когда оно будет установлено и какими событиями закончится?

Английский писатель Томас Мор (1478-1535) придумал слово «утопия». Этим словом он хотел изобразить фантастический остров с совершенной на первый взгляд социальной и правовой системой. С тех самых пор слово «утопия» часто используется в ироническом смысле, чтобы указать на невозможность идеи совершенного общества. В конце концов, посмотрите, как часто люди пытались создать «утопии». Но конец таких попыток всегда жалок.

Однако Библия также содержит учение о совершенном обществе, Божьем Царстве, хотя многим людям это кажется утопией. В определенном смысле Царство Божье — это цель, к которой Бог шел со времени грехопадения человека в Едемском саду. Бог желает снова возвратить человечество в совершенное общество, которое Он изначально создал для нас.

В небесном святилище Христос завершит работу по спасению человечества. После этого Он во второй раз придет на землю в сопровождении невиданной прежде славы, воскресит умерших святых, восхитит живых, и все вместе они будут царствовать с Господом Иисусом на небесах тысячу лет. Это время мы называем тысячелетним царством.

Если тысячелетнее царство открывает начало вечности для Божьего народа, мы желаем знать, когда оно начнется и каким будет. Концепция тысячелетнего царства берет свое начало в Откр. 20, где о нем упоминается шесть раз (стихи 2-7). Чтобы узнать время тысячелетнего царства, необходимо определить место Откр. 20 в общем повествовании этой книги. Хотя она не выдерживает прямой временной линии, в данном случае не так сложно определить время, когда начнется тысячелетнее царство.

Сравните 1 Фес. 4:16-18 и Откр. 20. Каким образом упомянутое в этих отрывках воскресение помогает определить начало тысячелетнего царства? О каких сопутствующих событиях повествуют отрывки?

Книга Откровение предсказывает, что перед Вторым пришествием Иисуса три силы (дракон, зверь и лжепророк) соберут народы, чтобы противодействовать работе Христа и Его народа (Откр. 16:13). Во время пришествия Христа (Откр. 19:11) народы соберутся, чтобы воевать против Него, но в этой битве зверь и лжепророк будут уничтожены (Откр. 19:19, 20). Затем в Откр. 20 говорится о судьбе третьей силы — дракона. В то время, когда мертвые во Христе воскреснут (в стихе 5 это событие названо первым воскресением), дракон (сатана) будет низвергнут в бездну на тысячу лет (стихи 1—3).

Некоторые из этих удивительных событий также описаны в 1 Фес. 4:16-18 и 2 Фес. 1:7-9. Соединив вместе все отрывки, мы находим объяснение событий, которые произойдут перед началом тысячелетнего царства. Конечно, это начало совпадает со Вторым пришествием Христа. Мертвые во Христе будут воскрешены, чтобы вместе с верными живыми быть взятыми на небеса. Нечестивые во время пришествия Христа будут убиты «явлением пришествия» Господа (2 Фес. 2:8). А опустевшая земля станет для сатаны тюрьмой, где он в течение тысячи лет будет связан цепью обстоятельств. «Дабы не прельщал уже народы» (Откр. 20:3) — в этом состоит цель его заключения. Многие усматривают параллель между отведением в пустыню козла отпущения в День искупления (Лев. 16:22) и обстоятельствами, которыми будет связан сатана в период тысячелетнего царства.

Еще раз проанализируйте приведенные выше стихи. Они сообщают о сверхъестественных явлениях, в которых раскрываются величие и сила Бога в отличие от слабости и бессилия человечества. Почему мы должны всегда помнить об этом контрасте? Каким образом осознание такого контраста является хорошим средством от гордости и высокомерия?

Еще раз прочитайте Откр. 20:4-6. Что в этих текстах свидетельствует о том, что дни тысячелетего царства спасенные проводят на небесах?

Особой группой участвующих в тысячелетнем царстве являются «души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою». Как адвентисты седьмого дня мы понимаем, что Библия не учит, будто существует отдельная бессмертная сознательная душа. Напротив, этот текст изображает людей, прошедших через опыт гонений и преследований (Откр. 12:17-13:18). При Втором пришествии (когда происходит первое воскресение, то есть воскресение праведных) эти пережившие преследования личности возвращаются к жизни и после этого царствуют на небе с Христом (ср. с 1 Фес. 4:15-17).

Текст Откр. 20:4 привлекает наше внимание к другому событию, которое будет иметь место в период тысячелетнего царства. Здесь говорится о суде. Зная, что верные будут царствовать с Господом, а нечестивые погибнут при виде великолепия пришествия Христа, скажите, какова природа и цель этого суда?

Одной из трех тем, на которые мы обращали внимание на прошлой неделе (в понедельник), была тема суда, связанного со служением Христа в небесном святилище перед Вторым пришествием. Этот суд отличается от суда в Откр. 20:4, который действительно является исполнением Господнего обетования, данного в Мф. 19:28. Это обетование также согласуется с утверждением Павла о том, что святые будут судить мир (1 Кор. 6:2, 3).

Концепция суда в Библии богата и многогранна. Последний суд имеет три фазы, первая из которых относится к священническому служению Христа в небесном святилище. Адвентисты седьмого дня называют ее следственной фазой последнего суда. Далее следует фаза тысячелетнего пересмотра (анализа) суда, о которой говорится в Откр. 20:4 и 1 Кор. 6:2, 3. На этом этапе искупленные получат возможность исследовать деяния Бога и Его суд над нечестивыми. Третья фаза последнего суда представляет собой исполнительный этап, включающий ряд событий, которые произойдут в конце тысячелетнего царства.

В контексте сегодняшнего материала исследуйте 1 Кор. 4:5. Принимая во внимание факт, что сегодня у нас есть много вопросов, на которые мы не находим ответов, какая важная надежда содержится в стихе?

Прочитайте Откр. 20:7-9. Какое событие ознаменует окончание тысячелетнего царства и какую возможность оно откроет сатане?

Когда воскреснут умершие, которые «не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (стих 5), «заключение» сатаны прекратится и он будет «освобожден». Фраза «Гога и Магога» используется здесь метафорически, как и в Иез. 38:2, чтобы описать тех, кого сатане удастся обмануть, — нечестивых всех времен. Это множество людей из всех времен и народов сатана вдохновит на попытку захватить город Божий. Текст Откр. 20:8 предполагает, что этот город, Новый Иерусалим, к тому времени уже спустится с небес на землю (по-видимому, вместе с Христом) и сатана со своими легионами выступит против него. Детальное описание города дано в Откр. 21.

Как было сказано ранее, в Книге Откровение не всегда соблюдается строгий хронологический порядок. Прочитайте Откр. 20:11-15. Каким образом здесь передана идея суда? В чем состоит значимость факта, что окончательное наказание произойдет после того, как святые примут участие в суде? Откр. 20:4.

«Во время тысячелетнего царства святые участвуют в совещательном суде, исследуя дела погибших людей и падших ангелов. Этот суд крайне необходим в контексте вселенской природы проблемы греха. Ход развития греховного мятежа был предметом беспокойства и интереса других миров (Иов 1; 2; Еф. 3:10). Вся история греха должна быть так разобрана, чтобы умы и сердца всех обитателей Божьей вселенной остались удовлетворенными вынесенным греху приговором и оправданием Божьего характера. Для искупленных от земли особенно важно понимать Божий вердикт, вынесенный тем, которые взывали к скалам, прося пасть на них и скрыть от „лица Сидящего на престоле” (Откр. 6:16). Они должны быть полностью удовлетворены Божьей справедливостью Его решения, принятого относительно нечестивых» (Handbook of Seventh-day Adventist Theology (Maryland: Review and Herald® Publishing Association, 2000), p. 932).

Что нам говорит о Божьем характере факт нашего участия в суде над нечестивыми? Как эта концепция согласуется с идеей великой борьбы в целом?

Откр. 20 заканчивается уничтожением сатаны и его сторонников. Откр. 21 начинается с описания нового неба и новой земли.

В Откр. 21:1-5 содержится обетование о том, что Бог сотворит все новое. Каким образом это обетование перекликается с повествованием о творении в Книге Бытие? (Быт. 1, 2). А в чем они отличаются?

Слово, переведенное в Откр. 21:1 как «новое», подчеркивает нечто новое по виду или качеству, а не что-то очередное, как, например, «новое» событие во времени. Божья цель творения в Книге Бытие остается нереализованной, пока на новой земле не исполнится обетование о том, что будет сотворено все новое. Поэтому все творение стенает и мучается в ожидании освобождения (Рим. 8:20-22). Божье новое творение будет заключаться в освобождении земли и вселенной от настоящего несовершенства и приведении их в соответствие с Его замыслом. Следовательно, хотя новое творение будет определенно отличаться от старого, между тем и другим будет существовать некая параллель. Подобно старой, новая земля будет реальным, осязаемым местом, населенным настоящими, физическими существами. Новая земля будет землей обновленной, очищенной огнем (2 Петр. 3:10-13).

Прочитайте Откр. 21:11-22:5 и обратите внимание на физические аспекты нового Иерусалима, столицы новой земли. Каким образом в описании Иоанна изображена реальность этого города?

Одно ясно: мы говорим о буквальном, физическом месте. Писание вновь развенчивает языческую ересь о том, что все физическое плохо, а духовное хорошо. Хотя даже вдохновенные слова не могут передать всю картину вечного будущего, они сообщают о том, что нас ожидает реальное наследие. Как важно помнить, что этот мир со всем своим несовершенством не таков, каким должен быть; он отклонился от нормы, поэтому Христос приходил исправить его. Но описание в Книге Откровение, каким бы непостижимым для понимания оно ни казалось (ведь мы знаем только этот падший мир), — это вечная реальность, ожидающая нас впереди. Какая великая надежда, особенно на фоне безнадежности, сопровождающей убежденных в том, что смерть — конец всего!

Прочитайте Откр. 21:3. Как этот самый важный факт изменит жизненный опыт обитателей новой земли?

Возможно, в Библии нет другого столь впечатляющего видения, как это. Новая земля будет не только домом для людей, но и домом Божьим. Святой непревзойденный Творец вселенной удостоит общество искупленных Своим присутствием. Конечно, Бог всегда будет отличаться от Своего творения, но на новой земле уже не будет вызванного грехом разделения между Богом и человечеством.

Также будут восстановлены правильные отношения не только между Богом и людьми, но и между людьми и природой и внутри самой природы. Иоанн описывает, что уже не будет ничего проклятого (Откр. 22:3). Пророческое слово предсказывает прекращение всякой вражды в мире животных (Ис. 65:25).

Помимо полного восстановления гармонии исчезновение стенаний и мучений, которые сейчас испытывает все творение, означает, что все губительное — обветшание, болезни, смерть и горести — останется в прошлом (Рим. 8:21; Откр. 21:4).

Прочитайте Псалом 8. Какая весть содержится в нем для нас, особенно в контексте уроков этого квартала?

Значение пребывания Бога вместе с нами на новой земле непостижимо, особенно теперь, когда наука открывает неизмеримые масштабы Божьего творения. Предполагаемые размеры «видимой» Вселенной составляют много биллионов световых лет. Однако ученые считают, что это огромное, необъятное космическое пространство составляет около 7% той Вселенной, которая на самом деле существует за его пределами!

Подумайте: Бог, создавший эту Вселенную, не только умер за нас, но будет пребывать с нами во веки веков! Поскольку наш падший разум ограничен, мы не должны теряться в догадках, как это произойдет, но вместо этого упасть на колени и воздать славу и поклонение Тому, Кто не только создал нас, но и искупил, а теперь возвращается за Своими детьми, обещая жить с нами всю вечность.

«В прообразном служении, осуществив искупление Израиля, первосвященник выходил к народу и благословлял его. Так и Христос после окончания Своего посреднического служения „явится не для очищения греха, а… во спасение“ (Евр. 9:28), чтобы ввести ожидающих Его в жизнь вечную. И подобно тому, как священник, удаляя грехи из святилища, исповедовал их над головой „козла отпущения“, так и Христос возложит все грехи на сатану — виновника беззакония и зачинщика зла. Козел отпущения, на которого образно возлагались грехи Израиля, отсылался в „землю непроходимую” (Лев. 16:22), так и сатана, неся на себе вину за все грехи, к которым он побуждал народ Божий, будет обречен в течение тысячи лет пребывать в безжизненной пустыне и наконец получит полное наказание за грех в том огне, который уничтожит всех нечестивых» (Е. Уайт. Великая борьба, с. 485, 486).

«Из опасения, что будущее наследие святых покажется слишком материальным и приземленным, многие пытались дать лишь духовное толкование грядущей реальности и, таким образом, свести на нет те истины, которые позволяют нам смотреть на нашу будущую отчизну как на свой дом. Христос обещал Своим ученикам, что Он идет приготовить обители для них в доме Отца. Те, кто принимает учение Слова Божьего, не будут находиться в полном неведении о небесных обителях… Человеческий язык не способен описать награду праведных. Она станет понятной только тем, кто увидит ее. Ограниченный разум не в состоянии постичь славу Божьего рая» (Е. Уайт. Великая борьба, с. 674, 675).

Вопросы для обсуждения:

1. В христианской Церкви существует три основные версии (с некоторыми различиями) относительно периода в тысячу лет: (1) этот период представляет собой время между Первым и Вторым пришествием Христа; (2) это эпоха мира и правды на земле до появления Христа, возникшая частично благодаря проповеди Евангелия и социальным реформам; (3) это период в тысячу лет, который начнется после пришествия Христа и будет проходить на небе. Адвентисты седьмого дня, как мы увидели, придерживаются последней точки зрения, считая, что дни тысячелетнего царства будут проходить на небесах, а не на земле. Почему другие взгляды ошибочны?

2. Прочитайте Откр. 21:27. Как вы считаете, почему многие люди не будут допущены в Новый Иерусалим? (См. Ис. 26:10).

3. Поразмышляйте над человеческими попытками создать «утопию». Какие примеры вы можете вспомнить? Каковы были результаты? Почему такие попытки всегда терпели крах и как эти неудачи открывают нашу полную зависимость от Божьего сверхъестественного вмешательства в наш мир?