Дискуссия о богослужебной музыке с пастором Львом Вертыло

Тема музыки стала одной из самых популярных сегодня среди харьковской молодежи. Прошедшие молодежные мероприятия, такие как форум «220» и музыкальный фестиваль в Кривом Роге, вызвали широкий интерес к этому вопросу. Чтобы разъяснить харьковчанам официальную позицию Адвентистской церкви, из Киева приехал пастор Лев Вертыло, руководитель Музыкального отдела Украинского униона.

Молодежная встреча в восьмой общине 15 декабря началась со вступительных слов о том, каково значение музыкального служения в церкви и как оно должно совершаться. В зале присутствовали не только молодые люди, но и представители старшего поколения, служители харьковских общин. Главной частью вечера была дискуссия. Аудитория задавала гостю самые разнообразные вопросы.

Лев Вертыло

«Если Господь — Бог порядка, и любое служение должно быть подготовлено с высочайшим качеством, как поступать в случае, когда человек, который должен был участвовать в служении, утром в субботу сообщает, что не подготовлен? Не пускать таких на сцену?» — спросил один из молодых пасторов Харьковской области. На что Лев Вертыло ответил: «Бог — это не университет, не преподаватель, здесь все намного серьезнее. Примитив в музыкальном служении Богу — грех. А если кто-то не подготовлен, служитель должен вовремя проконтролировать ситуацию».

Далее — диалог участников встречи в виде вопросов и ответов.

В Слове Божьем написано, что при храме было четыре тысячи музыкантов, которые там же и жили, но что же делать нам, когда все работают, учатся, а в маленьких городах не так много музыкантов, чтобы добиться высокого уровня или качественного хорового пения?

Самое важное музыкальное служение — общее пение. Сделайте песенные служения, насыщенные общим пением, это очень объединяет церковь, и хотя бы в этом достойно прославьте Бога.

Какой стиль музыки, среди множества существующих, приемлем для церкви?

Это, наверное, самый ключевой вопрос сегодня. Не всякая музыка приемлема для Адвентистской церкви и также для Бога, так как Церковь и Бог неразделимы. Общий принцип — музыка должна разбудить в человеке все самое чистое, святое, вдохновить его на слышание Бога. Есть музыка, которая не вдохновляет — не включает, а отключает мозги.

Какая музыка естественна для человеческого слуха? Что отличает музыку, которая приемлема и благословенна для церковного служения, для жизни христианина? Можно выделить четыре пункта:

1. Мелодия. Если в музыке нет мелодии — это не музыка.

2. Гармония. Музыка должна быть гармонизирована, без диссонансов, без интервалов, которые раздражают нервную систему человека. Это малые секунды, увеличенные квинты, уменьшенные терции, кварты, — такая «гармония» раздражает человека с нормальной психикой.

3. Динамика. Музыка не может быть без смены нюансов. Наверное, и проповедь не интересна, когда ее говорят монотонно. Музыка — это динамика. От тихого звучания к громкому, нарастание и затухание, движение, но в рамках, в «коридоре» допустимых звуковых эффектов для слуха человека.

4. Ритм. Ритм, который созвучен с биением сердца человека. Как сердце бьется? Акцент идет на сильную долю.

Любая музыка, которая написана согласно этим четырем принципам, называется романтической или классической музыкой. Молодежь страшно не любит классику, потому что не понимает, что это такое. Бах, Чайковский тоже много написали в классическом стиле, но в их произведениях также присутствует много раздражающих интервалов.

Текст — тоже очень важный элемент, нужно чтобы он не противоречил адвентистской доктрине. Мы не можем петь о загробной жизни или воскресном дне. Бетховен, Бах или Чайковский тоже могут звучать в церкви, но их исполнение требует профессионализма. Но можно исполнять произведения наших, современных, адвентистских композиторов, написанные в классическом стиле. Главное, чтобы в музыке преобладала красивая мелодия. Если это есть — вы в контексте богослужения, если нет — все мимо…

Что касается ударных, я не против их применения. Это хороший инструмент для ритма, и в Библии упоминаются в том числе и тимпаны. Но ударные — это аккомпанирующий инструмент, а главенствовать в песне все же должны текст, мелодия и гармония, солист должен быть ведущим в музыкальном произведении. Адвентистская церковь — за такую музыку, которая помогает услышать Бога. Нам нужна такая музыка, которая обрамляет слово — не закрывает, не отрезает, не заглушает, а именно обрамляет — к ней и стремитесь.

Многие песни харизматических церквей исполняются нашей молодежью, они их любят, опасно ли это?

Я бы не делил песни по конфессиональному признаку, а вот стили следует различать — ведь есть дьявольский стиль, а есть приемлемый, есть музыка духовная, а есть светская. Если музыка написана харизматическим автором в классическом стиле, и текст, который он взял, не противоречит адвентистской доктрине, то это нормальная песня, мы можем ее петь. Там тоже есть талантливые люди, которые из любви написали хорошие песни, вполне приемлемые для нас. Чтобы подтвердить свою мысль, хочу задать вопрос, что такое сборник “Псалмы Сиона”? Этот сборник пришел к нам большей частью из Германии, хотя содержит произведения и авторов из других стран. Туда вошли песни разных конфессий, просто за 80 лет существования в адвентизме это стало нашей классикой. Не конфессиональность определяет музыку, а ее стиль и содержание.

Встреча закончилась приятным общением и чаепитием, во время которого была возможность сделать выводы по дискуссии.

Евгений Кутя,
Фоторепортаж Максима Балаклицкого
Харьков, Украина
15 декабря 2012 г.
Администрация сайта оставляет за собой право утверждать и отклонять комментарии, и не будет в состоянии ответить на запросы относительно этого. Пожалуйста, пишите все комментарии в уважительной и вежливой форме по отношению к авторам и посетителям сайта.