СШ

Субботняя Школа

Урок 7. 9 — 15 февраля. Сквозь тусклое стекло

"Начало" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды». Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2013 год (PDF, 2.3 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.7 MB) Аудио Урок 7 (MP3, 37.8 MB) Аудио все уроки (MP3, 514.2 MB)

Видео (MOV, 360 MB)

Библейские тексты для исследования: Иов 12:10; 1 Кор. 6:19, 20; Быт. 3:17; Ин.12:31; 1 Кор. 1:18-21.

Памятный стих: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: “уловляет мудрых в лукавстве их”» (1 Кор. 3:19).

Теолог Уильям Палей в 1802 году написал книгу «Естественная теология», в которой доказывал, что люди, наблюдая за природой, могут лучше понять Божий характер. Он много писал о том, что животным свойственно проявлять заботу и другие положительные качества, заложенные Творцом. Возможно, Палей утрировал некоторые качества животных, поскольку не учел влияние на природу грехопадения и греха, но в целом его аргументы никогда не были опровергнуты, чего нельзя сказать о многочисленных шумных противоположных заявлениях!

В отличие от Уильяма Палея, Чарльз Дарвин считал, что Бога, создавшего природу, нельзя назвать хорошим и благим. Доказывая свою точку зрения, он приводил в пример паразита, съедающего изнутри своего хозяина, и кошку, играющую с мышкой. Для него эти примеры были свидетельствами того, что не существует любящего Бога-Творца.

Хотя очевидно, что Палей был ближе к истине, чем Дарвин, на этой неделе мы постараемся увидеть, что говорит Библия относительно открытого и неоткрытого в природе о Боге.

В одной притче рассказывается о том, как некий ученый решил, что ему не нужен Бог. Он заявил, что может сам, подобно Богу, создать человека. Бог сказал: «Хорошо, попробуй». Ученый начал сгребать землю, но Бог остановил его: «Минуточку! Сначала создай свою землю!»

Хотя это лишь притча, суть ясна: только Бог может творить из ничего. Бог создал все вещества вселенной, включая наш мир, все, чем мы обладаем, и нас самих. Он является законным Владельцем всего.

Какова основная весть, обращенная к нам в приведенных текстах? Что эта весть говорит нам о том, как мы должны относиться к миру, друг к другу и к Богу? Пс. 23:1, 2; Пс. 49:10; Ис. 43:1, 2; 1 Кор. 6:19, 20.

Один популярный христианский гимн начинается словами: «Это мир моего Отца». Это действительно мир нашего Отца, так как Он его создал. Нет более законного требования на право собственности, чем факт, что ты являешься создателем чего-либо. Бог создал вселенную, поэтому владеет ею, небом, землей и всем, что в них.

Бог не просто владеет миром, Он также претендует на господство над каждым живым существом на земле. Никто другой не владеет способностью создавать жизнь. Бог является единственным Творцом и абсолютным Господином всего творения. Наше существование полностью зависит от Бога. Мы не можем предложить Богу ничего, кроме нашей верности; все остальное на земле и так принадлежит Ему.

Более того, мы принадлежим Богу не только потому, что Он нас сотворил, но, что еще более важно, потому что Он искупил нас. Однако несмотря на чудесный Божий дар, жизнь человека серьезно искажена грехом и заканчивается смертью — перспективой, лишающей жизнь всякого смысла и цели. Жизнь в ее настоящем обличье не так уж и прекрасна. Наша единственная надежда — удивительное обетование искупления, единственное, что может опять все сделать «правильным». Таким образом, мы принадлежим Христу по праву творения и искупления.

Одно несомненно: мир, в котором мы сейчас живем, разительно отличается от мира, который вышел из рук Господа в конце недели творения. Конечно, могущественные свидетельства красоты и дизайна существуют почти везде. Однако мы являемся искаженными грехом существами, живущими в искаженном грехом мире и пытающимися его понять. Еще до потопа грех оказал свое губительное воздействие на мир. «Во дни Ноя на земле лежало двойное проклятье, ставшее результатом греха Адама и убийства, совершенного Каином» (Е. Уайт. Борьба и мужество, с. 32).

Каким образом был проклят мир и каковы результаты этих проклятий? Быт. 3:17; 4:11, 12; 5:29.

Проклятие земли из-за греха Адама легло на растительный мир, и в результате начали произрастать колючие растения и сорняки. Все творение несет на себе проклятие греха. Приведенная выше цитата Е. Уайт недвусмысленно утверждает, что проклятие Каина не ограничивалось им одним, но легло на весь мир.

К сожалению, проклятия греха на этом не закончились, потому что мир испытал на себе еще одно проклятие, которое наложило на него неизгладимый отпечаток. Это, конечно, был всемирный потоп. «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Быт. 8:21).

Потоп нарушил систему орошения, установленную Богом при творении, сорвав почву с некоторых частей земли и уложив ее в других частях. Даже сейчас дожди продолжают вымывать почву, лишая ее плодородия и неуклонно снижая урожайность. Бог по Своей милости пообещал не проклинать землю снова, но наследованная нами почва весьма отличается от богатой, плодородной почвы, созданной изначально Богом.

Прочитайте Рим. 8:19-22. Как эти стихи относятся к тому, что мы видим сегодня? Какую надежду мы можем почерпнуть из них?

«И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле и обошел ее» (Иов 1:7).

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8).

Мы знаем, что мир принадлежит Богу по праву творения и искупления. Но мы также не должны забывать о сатане, великой борьбе и желании дьявола контролировать все, что только возможно. Хотя на кресте над ним была одержана неоспоримая победа, он не уходит спокойно и тихо. Его ярость и разрушительная сила, хотя и сдерживаемые Богом, никогда не стоит недооценивать. Также не стоит забывать: какие бы трудности и переживания у нас ни возникали, основная битва сводится только к двум личностям — Христу и сатане. Нейтральной территории нет. Как мы знаем, многие в этом мире встали под знамя врага, на его сторону, поэтому неудивительно, что наш мир так изувечен.

Прочитайте Ин. 12:31; 14:30; 16:11; Еф. 2:2; 6:12. Какая важная истина о реальности и силе врага содержится в этих текстах?

В Книге Иова приоткрывается занавес, скрывающий реальность великой борьбы и показывающий, что сатана действительно в состоянии причинять огромный ущерб человеку и миру природы (см. Иов 1, 2). Что бы ни подразумевалось под фразой «князь мира сего», очевидно, что в этой роли сатана по-прежнему оказывает могущественное губительное влияние на землю. Эта истина помогает нам осознавать, что мир природы был жестоко искажен и нам нужно быть весьма осторожными, черпая из природы уроки о Боге. В конце концов, посмотрите, как ошибочно истолковал состояние мира Дарвин.

В каких сферах своей жизни вы отчетливо видите губительное влияние сатаны? Почему крест и обетования Божьего Слова даруют вам надежду?

Мы, люди, обрели невероятные знания и бесчисленное количество информации, особенно за последние двести лет. Однако знания и информация — это необязательно мудрость. В отличие от наших предшественников мы также получили более обширное понимание мира природы. Но и «более обширное понимание» — это также не синоним мудрости.

Прочитайте 1 Кор. 1:18-21; 3:18-21. Как великие истины, представленные в этих стихах и написанные почти две тысячи лет тому назад, проявляют себя в наше время и в современном контексте?

Человек в своих мудрствованиях часто бросает вызов Слову Божьему. Идет ли речь о воскресении Иисуса, творении или любом другом чуде, человеческая «мудрость» (даже подкрепленная научными «фактами») оказывается глупостью, если противоречит Слову Господню.

Сегодня основной тенденцией в науке, особенно в вопросах происхождения человека, является чисто натуралистическая перспектива. Хотя многие гениальные ученые прошлого, такие как Ньютон, Кеплер, Галилей, были верующими людьми и считали, что их работа помогает объяснить деяния Бога в творении (Кеплер однажды написал: «О Боже, я думаю Твоими мыслями вслед за Тобой»), сегодня некоторые представители научного мира высмеивают подобные чувства.

А иные даже пытаются объяснить описанные в Библии чудеса тем, что это якобы были обычные явления, просто люди того времени не знали о законах природы и воспринимали все как вмешательство свыше. Например, существует множество натуралистических теорий, пытающихся представить разделение Чермного моря как нечто, не имеющее отношения к Божьему чуду. Несколько лет тому назад один «ученый» предположил, что Моисей принимал наркотики, поэтому идея о том, что Бог дал ему написанные на скрижалях Десять Заповедей является лишь его галлюцинацией!

Какими бы глупыми ни казались подобные заявления, но если человек отвергает Бога и все сверхъестественное, он старается объяснять все по-своему. Отсюда проистекает то «­безумие», о котором так ясно пророчески написал Павел.

Псалом 8 — один из наиболее любимых псалмов. Давид как верующий человек видит в творении величие и любовь Господа. Какие особые уроки извлек для себя Давид из творения, как об этом записано в Пс. 8? Также учитывая то, что мы знаем о творении сегодня: о Луне, звездах и т. д., в отличие от того, что было известно тогда, почему слова Давида должны казаться нам еще более удивительными?

Только в последние сто лет мы действительно начали осознавать бесконечность космического пространства и, следовательно, нашу физическую ничтожность в сравнении с ним. Невозможно представить себе человека, подобного Давиду, который имел бы представление о том, насколько велики «небеса», если бы ему это не было открыто свыше. Если он испытывал благоговейный трепет тогда, насколько же больше должны испытывать такой трепет мы, зная, что, несмотря на бесконечность вселенной, Творец этой вселенной — Бог любит нас любовью, которую мы даже не в состоянии постичь?

Прочитайте Пс. 18:1-4. Что Давид видел в небесах?

Многие, смотря на звезды, осознают величие Бога и ничтожность человечества, поэтому воздают Ему славу за Его заботу. Другие же сосредоточены на проблеме зла в природе и обвиняют Бога в том, что на самом деле является результатом их собственных решений и деятельности сатаны.

Для верующего человека творение действительно свидетельствует о Божьей заботе, хотя мы окружены созданным сатаной злом. Тем не менее даже столь могущественное свидетельство, как сотворенный мир, это неполное откровение, особенно если учесть последствия грехопадения и проклятий, которые оно принесло.

Прочитайте Ин. 14:9 и подумайте о распятом Иисусе. Почему Голгофский крест всегда должен быть для нас главным откровением природы и характера Бога?

«Я была предупреждена (1890 г.), что с этого времени у нас будут постоянные споры. Так называемая наука и религия будут противопоставлены друг другу, потому что ограниченные люди не смогут понять всемогущества и величия Бога. Мне были представлены такие слова Священного Писания: „И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою”» (Е. Уайт. Медицинское служение, с. 98).

Вопросы для обсуждения

1. Подумайте о «тройном проклятии» земли (Е. Уайт. Духовные дары, т. 3, с. 88) (проклятие по причине грехопадения Адама, вследствие греха Каина и из-за греховности допотопного мира). Общий результат этих проклятий, умноженный тысячелетиями, означает, что современный мир разительно отличается от сотворенного Богом в начале. Поэтому почему мы, жители современного мира, должны быть осторожными в своих выводах относительно первого мира?

2. Подумайте о совершаемой наукой работе, особенно в сфере происхождения жизни. Не существует написанных табличек, которые бы объясняли то, что мы видим. Наука — это чисто человеческое изобретение, а человеческий разум ограничен в своих возможностях и склонен противостоять Божественному авторитету. Более того, влияние сатаны сильно чувствуется в природе, так что многое из того, что мы видим, несовместимо с Божественным самооткровением в Библии. Почему так важно больше доверять Писанию, чем науке, особенно в отношении таких исключительных событий, как сотворение нашего мира?

3. Мы не понимаем всех аспектов противоречия между Писанием и так называемой наукой, но Бог гораздо мудрее, чем мы, и нам нужно понимать, что творение содержит в себе гораздо больше, чем когда-либо сможет обнаружить наука. Почему нам не следует удивляться некоторым несоответствиям между сверхъестественными событиями, описанными в Библии, и материалистическим научным подходом?

4. Еще раз прочитайте приведенную выше цитату Е. Уайт. Каким образом мы видим исполнение этих слов в нашей Церкви? Как мы можем справиться с такими серьезными опасностями для нашей миссии и вести, не уступая в нашей позиции относительно творения и Слова Божьего? Как нам при этом сохранить Церковь «безопасным местом» для тех, кто борется с этими трудными проблемами?

5. Прочитайте Рим. 11:33-36 и Иов 40:1, 2. Насколько надежна человеческая мудрость в попытках понять Божьи замыслы? Какую позицию мы должны занимать по отношению к трудностям, с которыми сталкиваемся, пытаясь согласовать науку и Писание?