Может ли Бог раскаяться?

И не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему (1 Цар. 15:29).

Царь Саул, несмотря на проявленную в начале царствования скромность, вскоре перестал прислушиваться к Божьим повелениям. К примеру, когда началась война с амаликитянами, Самуил особо указал ему предать мечу все живое, то есть никого и ничего не оставлять в живых. Однако Саул пощадил царя Агага и лучший амаликский скот. Когда Самуил обличил его в непослушании Богу, царь стал оправдываться, переложив вину на своих воинов. И тогда Самуил провозгласил, что Бог передаст его царство другому.

В ходе этого разговора Самуил произнес слова, взятые нами сегодня в качестве памятного текста. Именно на этот текст ссылаются богословы, утверждающие, что все будущие события предопределены и изменить уже ничего невозможно. Причины, почему будущее нельзя изменить, приводятся разные.

Люди, убежденные в предопределении, уверяют нас, что будущее отлито в гранит, потому что Владыка Вселенной повелел тому быть и случиться иного не может. Так или иначе любое событие — в прошлом, настоящем и будущем — происходит по воле Божьей. Куда же, в таком случае, девать свободную волю человека? А ее попросту нет. Люди поступают так, а не иначе, потому что Бог определил заранее, как им себя вести. Людям может казаться, будто они вольны выбирать, что им делать, но это лишь ощущение, не отражающее реального положения вещей.

Люди, отрицающие предопределение, твердо уверены, что Бог не довлеет над Своими разумными творениями и многое оставляет на их усмотрение. Просто Он, будучи всеведущим, знает, что будет, до мельчайших деталей. Именно поэтому будущее — величина постоянная. Люди действительно обладают свободой воли, но Богу точно известно, как они будут ею пользоваться.

Есть у нас свобода воли или нет, будущее остается неизменным 1) либо потому, что таковым ему Бог определил быть от вечности, 2) либо потому, что Он предвидел его от вечности.

Впрочем, с использованием 1 Цар. 15:29 в качестве доказательного текста есть одна проблема. В том же самом повествовании — до и после этого стиха — утверждается, что Бог вполне мог передумать, изменить Свое решение: «Жалею, что поставил Я Саула царем» (стих 11); и «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (стих 35).

И это не просто отдельный случай. В Библии хватает текстов, ясно указывающих на то, что Бог отнюдь не пленник собственной суверенной воли или Своего всезнания. Он волен менять Свой подход, когда Его творения пользуются своей свободой воли, которой Он Сам же их и наделил. Впрочем, желание преображать и избавлять Его никогда не покидает.

"Мозаика Божьего величия" - вечерние чтения для семьи на 2013 год

Электронный вариант Вечернего Стража предоставлен издательством «Источник жизни». Вы можете приобрести Вечерний Страж в Книжных центрах вашего региона.
 
Скачать чтения «Мозаика Божьего величия» (2.6 MB)
 
 
Администрация сайта оставляет за собой право утверждать и отклонять комментарии, и не будет в состоянии ответить на запросы относительно этого. Пожалуйста, пишите все комментарии в уважительной и вежливой форме по отношению к авторам и посетителям сайта.