СШ

Молодежная Субботняя Школа

Урок 2. 6 — 12 апреля. Любовь и суд — Божья дилемма (Осия)

"Великие уроки из Малых пророков" - пособие по изучения Библии для молодежи на II квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию молодежного урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ II квартал 2013 год (PDF, 1.1 MB) Аудио Урок 2 (MP3, 37.4 MB)

Аудио все уроки (MP3, 437 MB)

«Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Ос. 12:6)

ВСТУПЛЕНИЕ

Ос. 12:6

Как мы выбираем себе спутника жизни? Какие черты характера мы ищем в другом? Какие черты характера мы не хотели бы видеть в этой особой личности? Мы склонны сначала судить, а только потом любить. И часто эта склонность помогает нам сориентироваться в период ухаживания. Но когда люди вступают в брак, им необходимо полностью перестроиться. В браке сначала — любовь, а потом суд. Такую модель поведения показал нам Бог в Своих отношениях с израильтянами.

В Ос. 12:6 написано: «Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда». Какая часть этого текста имеет для вас большее значение? К чему побуждает вас этот текст? Надейся? Это довольно сложно, особенно когда мы в своей жизни сталкиваемся с трудностями. Сегодняшний мир невероятно сложен. Несправедливость и жестокость стали обыденным явлением. Оценка того, что приемлемо и допустимо, постоянно меняется, и часто мы не знаем, на что ориентироваться в бушующем мировом потоке. В итоге как естественная реакция на совершенно ненормальный мир возникают гнев и разочарование. И все же Бог говорит надеяться.

Бог нас призвал, несмотря на сложную обстановку в этом мире. И это не пассивный зов. Это срочный вызов. Этот мир все сложнее любить. И все же мир отчаянно нуждается в христоподобной любви. Потому Он зовет нас пробиваться через хаос безусловной любовью. Как, должно быть, Осия был сбит с толку, когда после неверности жены Бог призвал его оставаться верным в своей любви к ней. Он должен был переждать свой гнев и разочарование и вернуться к любви. Это символизирует Божьи отношения с Израилем. Несмотря на слабость израильтян, Бог любил их. Когда они отвращались от Него, что было подобно прелюбодеянию, это ввергало Его в боль и отчаяние. Но в результате Божья безусловная любовь к ним привела к прощению и восстановлению.

Этот мир ужасен. Этот мир сложно любить. Люди в этом мире могут не оправдывать надежды, смущать и быть несправедливыми. Проявление любви к этому миру может принести нам боль и разочарование. Божьи отношения с Израилем в книге Осии показывают нам, что даже Он не имеет иммунитета от боли, которую приносит безусловная любовь. Но Он все равно любит и с нетерпением ждет возможности прощать.

Лиззетт Харпер Маттсон, Броккен-Эрроу, Оклахома, США.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

3 Цар. 15:19; Рим. 5:8

Книга Осии — первая из серии книг, называемых «Малыми пророками». Ученые полагают, что она была написана между 750 и 725 годами до н. э. Это говорит о том, что Осия пророчествовал в самый беспокойный период израильской истории. «Внешне при Иеровоаме II Израиль был процветающим и успешным царством, похожим на то, что было во время правления Давида и Соломона… Его северные границы были настолько же обширными, как и при первых царях (см. 4 Цар. 14:25, 28)»1. Несмотря на внешнее преуспевание, духовно и морально Израиль был разрушен до основания. Среди народа царило идолопоклонство, прелюбодеяние, пьянство и принесение детей в жертву. Бог Авраама, Исаака и Иакова был заменен похотью, насилием и жадностью.

Социальные волнения в Израиле вскоре привели к политической нестабильности. Правление царя Иеровоама II было омрачено серией убийств. Начиная с царя Захарии в 747 г. до н. э., пять последующих царей Израиля получали власть, убивая правящего царя, открывая, таким образом, дверь для нашествия ассирийцев, северных соседей Израиля. В 722 г. до н. э. ассирийские войска вошли в Северное царство, Израиль, и нанесли по нему сокрушительный удар. Из-за внутреннего морального разложения и отвращения от Бога великое царство пало, и начался период, известный как ассирийское пленение.

Страшно подумать, но, несмотря на весь свой опыт пережитых с Богом отношений, Израиль все равно отошел от Него. Нельзя не отметить, что грехи нации достигли наивысшей точки именно во время социального и экономического благополучия. Насколько сегодня мир похож на Израиль времен Осии? Не разрушают ли современные удобства и роскошь наши отношения с Богом?

Ирония истории заключается в том, что, когда цивилизация достигает своего величайшего процветания, социальный компас человечества отходит от Бога и поворачивается к человеку. Когда происходит подобное, моральные принципы забываются, и общество скатывается от процветания к хаосу. Как и предсказывал Осия, непослушание Израиля привело к ним иноземных захватчиков. И все же Осия пишет о неизменной любви Бога к людям.

ДИСКУССИЯ

  • Что в современной жизни отнимает у вас время, которое вы могли бы провести вместе с Господом?
  • Какие современные удобства вы готовы оставить ради более глубоких отношений со Христом?

Крейг Мэттсон, Броккен-Эрроу, Оклахома, США.

СЛОВО

Ос. 7:11, 12; 10:11—13; 11:1, 3

С самого начала начал Бог желал общаться со Своими детьми. С момента грехопадения Он предусмотрел многочисленные средства связи, чтобы Его воля была нам известна. Он использует язык и терминологию, которая проникает через нашу ограниченную способность понимать духовное и способна убедить даже самое упрямое сердце.

В книге Осии Бог использовал разнообразные метафоры, чтобы помочь Израилю понять свое духовное состояние. И даже сейчас эти метафоры, аналогии и притчи открывают читателю или слушателю фундаментальные духовные истины. Не ограничиваясь метафорой муж-жена, которую мы рассмотрели на прошлой неделе, Бог, открывая глаза Своего народа, представляет ему и другие образы.

ГЛУПЫЙ ГОЛУБЬ (ОС. 7:11, 12; ПРИТЧ. 1:4)

В седьмой главе книги Осии Бог обращается к образу глупого голубя, чтобы показать халатность Своего народа. Считается, что у этой птицы не слишком много ума. «Совершенная простота голубя, летящего прямо в сеть ловца и не замечающего ее (Притч. 1:4) очень точно проиллюстрировала недальновидность Ефрема»2. Израиль обратился за помощью к язычникам, а не к Богу. Они не понимали, что, отвергая Божий совет, они, в конечном счете, вели себя к уничтожению.

Мы не должны повторять историю Израиля. Давайте будем благоразумными, а не простыми, потому что, ища легкие пути, мы становимся легкой добычей. Когда же мы становимся мудрыми, боясь Господа, наши мысли и действия будут выполнять Божью волю «благую, угодную и совершенную» (Рим. 12:2).

ОБУЧЕННАЯ ТЕЛИЦА (ОС. 10:11—13; МФ. 11:28—30)

В десятой главе книги Осии мы находим, что Бог использует сельскохозяйственный образ жизни среднего израильтянина, чтобы описать условия, в которые попал Израиль из-за греха. В древние времена быков обычно использовали, чтобы молотить зерно «копытами или же волоча по нему молотилку или тележку»3. Размышляя об этом образе, Господь говорит Израилю, что Он возложил ярмо ему на шею (Ос. 10:11). Затем в 12-м стихе «Осия призывает к покаянию и преобразованию, которые принесут истинное раскаяние. Бог заверяет Свой народ, что, если они приведут свою жизнь в соответствие с Его волей и будут обращаться справедливо с ближним, они получат награду»4. Однако они так и не прислушались к Его зову. Поэтому Он делает им замечание, чтобы они не надеялись только на свои силы. Независимость завела их в порочный круг, описанный в 13-м стихе: они (1) возделывали нечестие, (2) пожинали беззаконие и потому (3) ели плод лжи. Бог больше не руководил ими. Это делали другие народы.

Как часто мы попадали в подобный порочный круг? Мы доверяем себе и земному, но не Богу. А потом ходим с тяжелым ярмом на шее, удивляясь, отчего мы пожинаем подобные плачевные обстоятельства. Но даже в такие моменты Бог приглашает нас освободиться: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28—30). Это не предположение, а призыв нести иго Христа вместо ига этого мира.

СЫН, УЧАЩИЙСЯ ХОДИТЬ (ОС. 11:1, 3)

В Ос. 11:1 и 3 мы становимся свидетелями близости, которая может существовать между Богом и Его народом. В этих текстах Бог говорит о Своем народе, как о Своем ребенке. Насколько удивительно то, что, несмотря на наше восстание, Бог нас не оставляет. Он учит нас ходить Его путями. Он исцеляет нас от наших грехов. И когда мы сбиваемся с пути, Он по-отечески терпеливо заботится о нас с нежной любовью и наставлением, формируя наш характер (Евр. 12:6).

БОЖЬЯ ПРЕИЗОБИЛУЮЩАЯ ЛЮБОВЬ (ОС. 11:8, 9; РИМ. 5:8)

Мы не должны забывать, что даже в праведном гневе к Израилю Бог всегда был готов прощать и сострадать. Невзирая на наше восстание и грех, Бог проявил Свою любовь в даре Своего Сына (Рим. 5:8). Мы не должны принимать Божью преизобилующую любовь к нам как нечто само собой разумеющееся. Все, что нам остается сделать, это довериться тому, что Его любовь к нам действенна и может произвести перемены в нашей жизни.

ДИСКУССИЯ

  • Какую метафору вы бы использовали, чтобы описать вашу сегодняшнюю жизнь с Богом?
  • Как Бог проявлял к вам терпение?
  • Каким должен быть ваш ответ на Божью любовь?

Даниэл Ортега, Тулса, Оклахома, США.

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Осия 11

Очень часто Израиль колебался между верностью и глупостью. Осия проводит сравнения, которые указывают на нежелание Израиля следовать Богу. Эллен Уайт использует язык Осии, когда показывает, как выглядит истинная верность Богу:

«За садом сердца необходим уход. Его почву необходимо взрыхлять глубоким раскаянием во грехе. Следует постоянно вырывать губительные сатанинские сорняки. Почву, заросшую тернием, удается восстановить лишь упорным трудом. Так и порочные склонности нашего природного сердца могут быть преодолены лишь долгими ревностными усилиями во имя Иисуса и с Его помощью. Господь призывает нас словами Своего пророка: „Распашите себе новые нивы и не сейте между тернами” (Иер. 4:3; Ос. 10:12). Он хочет сделать для нас эту работу, и Он просит нас сотрудничать с Ним»5.

«Как корни всех растений укрепляются в почве, так и нам следует укореняться во Христе. Как растение питается солнечным светом, росой и дождем, так и мы можем подкрепляться силой Святого Духа. Если в наших сердцах пребывает Христос, то Святой Дух „как дождь, как поздний дождь оросит землю”. Как Солнце Праведности, Он взойдет над нами, „и исцеление в лучах Его”. Тогда мы „расцветем, как лилия”, мы „расцветем, как виноградная лоза, славны будем, как вино” (Ос. 6:3; Мал. 4:2; Ос. 14:6, 8)»6.

«Молиться — значит открывать сердце Богу, как своему другу. Око веры увидит, что Бог очень близко, и просящий получит драгоценное доказательство Божественной любви и заботы о нем. Но почему же тогда так много молитв остаются без ответа? Давид говорит: „Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь” (Пс. 65:17, 18). Через другого пророка Господь дает нам обетование: „И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим” (Иер. 29:13). Еще через одного пророка Он говорит о людях, которые „не взывали ко Мне сердцем своим” (Ос. 7:14). Такие просьбы являются формальными молитвами, только лишь служением уст, которое Господь не принимает»7.

Молитва, Писание и наши отношения с другими являются духовными удобрениями для души. Храня эти составляющие в центре своей жизни, мы укрепим духовный союз со Христом.

ДИСКУССИЯ

  • Как часто вы возделываете сад своего сердца?
  • Что вы можете сделать, чтобы систематизировать ваше ежедневное посвящение Богу в молитве, богослужениях и служении другим?

Мэтью Харгетт, Тулса, Оклахома, США.

ПРАКТИКА

Осия 11:1—3

Когда мне было три года, мы с младшим братом не давали маме покоя. Мы жили на ферме, и однажды я решила прогуляться по пыльной дороге, чтобы посмотреть, куда она меня приведет. Не прошла я и двухсот метров, как передо мной появилось огромное облако пыли. Это была моя бабушка, которая ехала по дороге и искала меня. В то же самое время мама искала меня в подвале дома и на близлежащих полях. Если бы не мамина благость и сострадание, я была бы хорошенько отшлепана. Но вместо наказания она нежно прижала меня к себе и твердо сказала, что со двора уходить нельзя. Ее любовь была сильнее гнева. В книге Осии Бог сравнивает израильтян с блуждающими детьми. У Бога есть все основания на них гневаться, но вместо этого Он обращается к ним с состраданием и прощением. Как мы можем ответить на подобную любовь?

Уделите минуту для молитвы. Как моя мама жалела меня, так и Бог жалеет нас, даже когда мы «испытываем» Его. Мы можем этого не понимать, но мы постоянно испытываем Его нашими грехами. Когда появляется искушение, мы сразу же за ним следуем. Чем больше мы думаем о наших грехах, тем больше мы находим способов, как обойти Божий закон. В следующий раз, когда будете думать о чем-то плохом, подумайте о Боге. Если вы почувствуете себя недостойным приближаться к Нему, молитесь сильнее! Это тот момент, когда мы больше всего нуждаемся в Боге. Когда Он приходит, грех прячется!

Думайте о других людях. Когда кто-то испытывает ваше терпение, попросите Бога помочь вам не думать о нем плохо. Ведь те, кто раздражают вас, не всегда делают это специально. Может быть, в их семье кто-то недавно умер или именно сегодня все у них идет наперекосяк. Вместо гневного или разочарованного ответа попытайтесь ответить с состраданием. Постарайтесь быть другом. Снова и снова практикуйте сострадание, которое Бог проявлял по отношению к Израилю.

ДИСКУССИЯ

  • Из-за того, что Бог жалеет нас, должны ли мы меньше внимания обращать на то, что мы делаем, говорим или думаем? Поясните ваш ответ.
  • Что вы можете сделать, когда люди в самом деле действуют вам на нервы?
  • Как Божье сострадание влияет на ваше представление о взаимосвязи веры и дел?

Алекса Фишер, Бристов, Оклахома, США.

МНЕНИЕ

Осия 7:10—15; 10:10—12

Мы обычно считаем голубя птицей мира. А Новый завет представляет Духа Святого в виде голубя. Потому интересно, что Осия использует голубя в качестве символа глупости. Да, голубь действительно не самая умная птица. Поэтому не удивительно, что при такой нравственной аморальности Израиля Осия сравнивает его с глупой бесцельной птицей. Голубей легко ловить и, следовательно, продавать, так как, будучи пойманы, они не очень сильно сопротивляются. Так, может, Осия потому и сравнивает Израиль с голубем, что они не боролись, не отстаивали свои убеждения. Израиль представляется неразумно бредущим за своими порывами и страстями.

В десятой главе Осии мы находим другую аналогию с животным. Здесь пророк использует в качестве символа упрямства телицу. Телицы не агрессивны. Они, скорее, будут следовать, а не лидировать. И их счастье состоит в том, чтобы целый день есть траву и пережевывать жвачку. А еще они легко могут заблудиться, что также похоже на поведение Израиля.

Подобные образы Божьего избранного народа представляют грустную картину, но в тоже время это урок для сегодняшней церкви. Когда я была маленькой, родители и окружающие учили меня правильному христианскому поведению. Однако некоторые из них говорили одно, а делали другое. Это заставляло меня дистанцироваться от церкви и ее лидеров. Даже теперь я иногда чувствую, что они считают меня маленькой и неважной. Иногда, когда они прилагают незначительные попытки повлиять на жизнь молодых людей, они напоминают мне глупого голубя Осии. Лидеры, которых я наиболее ценю в своей жизни, это те, кто делают сознательные попытки узнать меня, кто взвешенно и с уважением подходят к жизни молодежи. Когда я вижу подобное отношение взрослых к молодежи, это придает мне силы. Такие люди представляют прямую противоположность неразумной птице и своенравной телице. И они вдохновляют меня оставаться в церкви и приближаться к Богу!

ДИСКУССИЯ

  • Какие духовные уроки мы можем извлечь из положительных и отрицательных черт, которые являются общими для людей и животных?
  • Как вы относитесь к вашим духовным обязанностям? Действуете ли вы как неразумное, своенравное животное или как благоразумный человек?

Порш Хэнкок, Тулса, Оклахома, США.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Осия 12:6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Израильский народ часто отходил от Господа. А как часто мы отходим от Него? Мы ничуть не лучше прелюбодейки жены, глупого голубя, ребенка, который учится ходить. Но пока мы блуждаем, Бог все Тот же. Он любит нас и ищет возможность вернуть нас к Себе. Однако это не означает, что мы должны принимать Его любовь как само собой разумеющееся. Вместо этого нам следует бороться, чтобы наше сердце билось в такт с Его сердцем, Его мысли были нашими мыслями. И нам надо позволить Ему действовать через нас таким образом, как мы даже в мечтах боимся представить себе.

ЗАДАНИЯ

  • Составьте список, как вы уходили от Господа в прошлом. Рядом с каждым пунктом в этом списке подпишите, как Он «покупал» и возвращал вас.
  • Сочините музыкальное произведение (без слов или со словами), которое показывает блуждающее сердце и Отца, ждущего с открытыми объятьями. Поделитесь им с другом.
  • Выучите наизусть Ос. 12:6. Всякий раз, когда вы заметите, что ваши мысли начинают блуждать, повторите этот текст про себя. Пользуйтесь им в качестве простого подспорья вернуться к Богу.
  • Свяжитесь по телефону или электронной почте с другом, который находится вдали от Господа. Договоритесь о встрече и используйте ее как возможность послужить ему или ей и поделиться любовью Иисуса. (Попросите Господа использовать вас, и Он сделает это!)
  • Нарисуйте картину, иллюстрирующую одну из упомянутых в этом уроке аналогий: глупого голубя, упрямую телицу или учащегося ходить сына. Покажите ее другу или классу.
  • Молитесь за тех знакомых, кто ушел от Господа. Просите Его показать вам, каким образом вы можете послужить этим людям и вернуть их к Нему.
  • Проведите некоторое время, общаясь с Господом на природе. Просите Его показать вам те сферы вашей жизни, в которых вы уходите от Него, вместо того чтобы быть к Нему ближе. Используйте слова из Ос. 12:6 в качестве части вашей молитвы.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

  • Иоиль 2:12, 13; Мих. 6:8.
  • Э. Уайт. Пророки и цари, гл. 23.
  • Э. Уайт. Путь ко Христу, глава «Возрастание во Христе», с. 67—75.

Эллисон Сауседа, Сентервилл, Огайо, США.

1 Библейский комментарий АСД, т. 4. с. 885.

2 Библейский комментарий АСД. 2-е изд., т. 4, с. 907.

3 Там же, с. 919.

4 Там же.

5 Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 56.

6 Э. Уайт. Воспитание, с. 106.

7 Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, с. 533, 534.