«Истории вечной любви»: даже если вы атеист, есть вопросы бытия, которые вам небезразличны

Именно таким вопросам был посвящен очередной блок лекций 5 – 7 апреля в духовно-просветительской программе «Истории вечной любви» на телеканале «Надія». Начался он с размышления о наибольшем и наименее оцененном богатстве человека — здоровье. Ведь мы склонны ценить его только тогда, когда теряем. А потеряв — найти уже невозможно.

Божье исцеление

Казалось бы, прогресс науки в XXI веке должен был давно покончить с болезнями и перебраться в сектор «смерть». Но это далеко не так! При наличии десятков наименований лекарств на одну болезнь — болезни уверенно «бегут впереди», как бы посмеиваясь над тщетностью человеческих усилий. Почему же мы в таком невыгодном положении? Многие болезни, особенно эпидемии прошлого, считались ни чем иным, как «карой Божьей». Так ли это?

Василий Костюк

Пастор Василий Костюк обращает зрителей к Библии. И здесь выводит очень важную мысль: Бог является Творцом всякого блага. Он не автор и не источник болезней. Но Он — автор законов жизни и здорового функционирования человеческого организма. И когда человек нарушает Божьи инструкции — он рискует заболеть. Что же это за «инструкции»? Оказывается, они доступны даже для самого простого человека! Ведущий представляет 8 важных принципов, стоящих на страже нашего здоровья:

  1. Солнечный свет. Известно, что его недостаток провоцирует усталость и депрессию. А это, в свою очередь, причина множества заболеваний.
  2. Свежий воздух. Вряд ли нужно много говорить о его значении. Самими несчастными в этом отношении являются жители больших городов, где воздух никогда не бывает «свежим».
  3. Вода. Наш организм не просто потребитель этой жидкости. Он в большой мере состоит из неё. Поэтому для нормального функционирования нужна своевременная «дозаправка» чистой водой. Здесь важным является и количество, и качество.
  4. Отдых. Большинство людей перестали отдыхать. Сегодня распространяется новейшая эпидемия — синдром хронической усталости. А ведь еще при творении Бог определил для человека цикл его жизни: шесть дней для труда, один — для отдыха.
  5. Физические упражнения. Очень важно, чтобы каждая мышца нашего организма чувствовала, что она нужна телу. Сидячий и малоподвижный образ жизни — причина многих болезней.
  6. Умеренность. Даже «доброе» в больших количествах может стать злом. Поэтому во всем нужно чувство меры.
  7. Чистая пища. Наш организм — сложнейший по своему устроению комплекс, и для правильного функционирования  важно правильное питание. Богом определено при творении, а позже — прописано в Библии, что «можно», а что «нельзя» вкушать человеку. К большому сожалению, этот принцип отвергнут многими людьми. В том числе и многими христианами. И при этом люди надеются на Божье исцеление!
  8. Доверие Богу. Из всех перечисленных факторов этот — важнейший. Ведь Бог — жизнедатель, Он же — целитель. И нам очень важно во всем доверять Ему — и в здравии, и в болезни. Ведь кроме физической жизни есть еще и сфера духовная. И кому, как не Богу, лучше знать, что же на самом деле благо для нас — быть здоровым или переносить боль?  Важно в любой ситуации строить жизнь по принципу, когда-то представленному Христом в молитве «Отче наш» и в Своей жизни: «Да будет воля Твоя».

Интерес вызвал и вопрос исцеления: как отличить исцеление по воле Божьей от исцеления вопреки Его воле? В 90-е годы большой популярностью пользовались экстрасенсы, проводившие сеансы исцелений.  Здесь звучит определенный ответ: Бог никогда не проводил сеансов массового исцеления. Христос никогда не исцелял человека, не обращая внимания на его принципы жизни. Иначе исцеление было бы утверждением того, что библейские принципы не важны, их можно игнорировать. Но Христос говорил: «Не греши, чтобы не случилось с тобою хуже» (Иоан.5.14). Он учил принимать волю Божью и каждого направлял к Нему. Ложные же целители, даже используя некую христианскую атрибутику, не делают различия между святостью и беззаконием, не ставят главным принципом соблюдение Божьих законов. Мы не можем отрицать чудес, но Христос определенно заявил: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:22,23).

Их чудеса носят не божественный, а демонический характер. Поэтому для человека, который хочет жить в гармонии с Творцом, остается единственный принцип: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31).

Лекция вызвала немалый интерес у зрителей, посыпались вопросы, на которые ведущий дал исчерпывающие ответы на основании Библии. Очень гармонично с темой рассуждений слились музыкальные произведения: «Приди к Иисусу — и живи» и «Ты не одинок, с тобою рядом Бог».

Александр Антонюк

А как же смерть?

Вопрос, вокруг которого строилась лекция, был раскрыт пастором Александром Антонюком. Тема смерти, особенно то, что «за ее порогом» — весьма дискуссионная.  Есть много гипотез, домыслов, теорий. Но вся проблема в том, что, как верно подметил ведущий, никто не возвратился из-за пределов смерти, поэтому все теории и гипотезы относительно этого вопроса должны критически рассматриваться во свете Библии. Ведь даже клиническая смерть, опыт которой чаще всего приводится для того, чтобы подтвердить теорию «выхода души», перехода в рай или ад, — это не смерть физиологическая, поэтому ставить знак равенства между переживаниями во время одной и другой — по меньшей мере нелогично.

Итак, что же такое смерть? Есть ли у человека некая вечная субстанция, называемая обычно «душой», которая во время смерти отделяется от тела и улетает к Богу, или же попадает в ад? Что происходит с телом умершего?

Эти и многие другие вопросы очень наглядно и многогранно были рассмотрены как во время лекции, так и в дискуссии со зрителями программы. Например, известная история из Библии о вознесении на небо пророка Илии. Его плащ упал на землю во время вознесения, но тело его, то есть он сам, в теле (а не только душа!) было восхищено к Богу! А Моисей? Он умер, но был воскрешен Господом. На горе преображения со Христом беседовали не «духи» или «души», а реальные Моисей и Илия!

Обращаясь к истории творения человека из книги Бытие 2 главы, пастор Александр очень наглядно показал простую формулу «живой души»: «прах земной» + «дыхание жизни» = «душа живая» — живой Адам. Нет в Библии и намёка на то, что Бог дал человеку душу! Он дал дыхание жизни. Кстати, Екклесиаст, открывая истину о смерти, приводит именно эту формулу, но в обратной последовательности: «душа живая» – «дыхание жизни» = «прах» (Еккл. 12.7)

Кроме того, множество библейских текстов показывают, что в момент смерти человек перестает принимать какое-либо участие в жизни живых: он перестает мыслить, чувствовать… его просто нет. Поэтому все теории о переходе в иное измерение не имеют никакого основания! Это — не больше, чем людская философия, основанная на первой проповеди о бессмертии, сказанной Еве дьяволом у дерева познания добра и зла: «нет, не умрете». Но Слово Господне определенно говорит: единый, кто имеет в Самом Себе бессмертие — Бог (1 Тим.6.16).

Где же находятся наши умершие родственники, знакомые, друзья? Опять же ответ от самого Творца: они находятся во гробах, и «Я воскрешу их в последний день» (Ин.6.39). В это верила и Мария, сестра Лазаря, которого воскресил Иисус. С таким учением согласны были апостолы, которые проповедовали о воскресении во время второго пришествия Иисуса Христа. Именно с воскресением мертвых в пришествие Христа в Евангелии связано еще одно событие — суд, во время которого каждый получит праведное воздаяние: одни — вечную жизнь, бессмертие со Христом, другие же — подвергнутся вечной смерти. Логичен в таком случае вопрос: если умершие уже получили воздаяние — какой смысл воскресения и суда? И не обманул ли Бог Даниила, великого пророка, которому сказал: «А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан.12:13)?

Конечно же, Бог верен, Он не может ни лгать, ни ошибаться. Ошиблись люди, которые привнесли в христианство из язычества чуждое ему учение о естественном бессмертии, а с ним — учение о вечных муках в аду, чистилище, попытки избавить душу от мук адских и многое другое. Верные же Богу христиане всех веков понимали, что смерть — это сон, в конце которого — пробуждение «при гласе Архангела и трубе Божьей» для вечной жизни там, где «смерти уже не будет».

Очень активной была дискуссия после лекции, и опять Слово Божье развеяло предрассудки и людские страхи.

Леонид Волощук

Судьбоносное решение

Вместе с пастором Леонидом Волощуком аудитория продолжила исследование этого блока лекций. Ведь логично — узнав истину о важности здорового образа жизни, затем — правду о смерти и о том, что за её порогом изменить ничего невозможно — порассуждать о том, как же построить свою жизнь и отношения с Господом так, чтобы встретиться с Ним в Его царствии!

В самом начале пастор Волощук предлагает слушателям историю о том, как в племени древних индейцев решался вопрос со старыми и немощными людьми. История эта описана Джеком Лондоном в рассказе «Закон жизни». Непросто для жителей 21 века без возмущения читать рассказ о том, как на снегу, возле небольшого костерка, с охапкой хвороста племя оставляет умирать старика — немощного, слепого. Это не просто старик, это — отец вождя, сам бывший вождь! Очень интересен диалог межу старым Коскушем и его сыном — вождем:

«— Тебе хорошо? — спросил сын.

И старик ответил:

— Да, мне хорошо.

— Около тебя есть хворост, — продолжал молодой, — костер горит  ярко. Утро серое, мороз спадает. Скоро пойдет снег. Вот он уже идет.

— Да, он уже идет.

— Люди спешат. Их тюки тяжелы, а животы  подтянуло  от  голода.  Путь далек, и они идут быстро. Я ухожу. Тебе хорошо?

— Мне хорошо. Я словно осенний лист, который еле держится  на  ветке.

Первое дуновение ветра — и я упаду…»

Остается на снегу одинокий слепой старик. Он ни на что не жалуется — ему хорошо…? Он спокойно воспринимает свое положение: ведь так совершается «круг жизни». Так когда-то он поступил со своим отцом, а его отец — со своим… так было всегда. Значит так — правильно!?

Для нас это выглядит очень дико. Особенно если дочитать рассказ до конца и попробовать прочувствовать то, что чувствует старый слепой Коскуш, когда его окружают волки…

Затем возмущенное внимание слушателей ведущий переводит на реалии нашей жизни: не похожи ли мы на этих диких кочевников, упрямо следуя традиции — только потому, что так делалось раньше? Чем тогда мы отличаемся от них? Только тем, что наши предки не оставляли стариков умирать в  лесу?

Что же влияет на наши решения? Вопрос выгоды? То, как к этому относятся другие люди? А может, мы ищем того, кто бы за нас принял решение?  Или хотим одновременно быть в двух положениях: приняв решение — быть как те, кто не принял?

Самое страшное в том, что в наших решениях мы не спрашиваем о главном: а что по этому поводу думает Господь? И даже тогда, когда понимаем, что Бог ждет от нас именно этого шага — мы всё еще ищем советников. Часто среди тех, кто далек от того, чтобы понимать волю Божью. Таким образом мы пытаемся вещи духовные решать на уровне материальном. И попадаем в проблему.

Одним из важнейших решений в жизни человека является крещение. Но и оно, как явления, рассматриваемые в предыдущих лекциях, обросло различными значениями, традициями, обрело разные формы. И снова Слово Божие расставляет всё на свои места:

  1. Пример самого Христа показывает и то, как креститься — Он крестился у Иоанна полным погружением в воду, — и то, когда креститься — Он не был крещен в детстве, а крестился в возрасте около 30 лет, то есть в полном осознании Своего шага.
  2. Суть крещения — «обещание Богу доброй совести» (1 Петра 3.21), что делает бессмысленным крещение младенцев.
  3. Крещение невозможно без научения: Матф. 28.19,20.
  4. Наученный через Слово Божье должен осознать свою греховность и покаяться. Без покаяния крещение бессмысленно.
  5. Крещение  это не магическое деяние, дающее какие-либо гарантии. Это действие глубоко символично: мы крестимся в смерть Христову, смерть для греха, погружается в водную могилу и воскресаем для новой жизни. Поэтому никакая иная форма крещения, никакой другой мотив не может быть приемлем.
  6. Крещение — это «узаконивание» наших отношений с Богом. И вся последующая жизнь должна проходить в верности нашему завету.
  7. Недостаточно только принять водное крещение. Ведь сам Христос говорит о необходимости «рождения от воды и Духа» (Иоан. 3.5) Поэтому важнейшим решением должно быть ежедневное и постоянное исполнение Святым Духом, подчинение нашей жизни Ему.

Вопрос крещения и обновленной жизни напрямую связан с гражданством в Царствии Божьем. Туда Господь никого не заставляет входить. И если жизнь наша показывает, что мы живем иными ценностями, не принципами  Вечности — Бог не станет «мучить» нас в Своем Царствии. Тогда какой смысл нашей жизни? Чем мы отличаемся от тех диких индейцев?

Вспоминается вопрос, который до начала лекции был поставлен Леониду Трофимовичу ведущим программы Олегом Харламовым: «Что бы вы попросили у золотой рыбки, если бы поймали её?». К большому сожалению, множество людей «рыбачат» в надежде поймать «золотую рыбку», которая подарит им счастье. А в конце земного пути видят, что гонялись за пустотой. Гонялись, всё время игнорируя нежный голос Христа, который и сегодня снова прозвучал призывом «Приди!» из уст певицы Снежаны Кушнир. И как счастливы те, кто не только услышал этот Голос, но и откликнулся на Его призыв, приняв судьбоносное решение — идти за Господом. Ведь по большому счету, другого пути нет. Сам Христос сделал это заявление: «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Иоан. 14.6) Блаженны те, кто нашли этот Путь и пошли по нему.

Александр Рыбачук,
Киев, Украина
5 – 7 апреля 2013 г.
Администрация сайта оставляет за собой право утверждать и отклонять комментарии, и не будет в состоянии ответить на запросы относительно этого. Пожалуйста, пишите все комментарии в уважительной и вежливой форме по отношению к авторам и посетителям сайта.