Чтения

Вечерний Страж

Разводитесь с женами вашими

Итак, покайтесь в сем… и отлучите себя… от жен иноплеменных…И они дали руки свои во уверение, что отпустят жен своих (Езд. 10:11-19).

Древние жители Ближнего Востока не были такими индивидуалистами, как современные люди. Мы гордимся своей независимостью, своей уникальностью, своей непохожестью на других. Мы считаем, что у каждого человека должно быть собственное лицо, своя индивидуальность. А вот древние (да и многие современные народы) считали иначе. Их самооценка, то, как они воспринимали сами себя, определялась не столько их внутренней самобытностью и самоанализом, сколько оценками, которые давали им их друзья и соседи. «Я тот, кто я есть, потому что так обо мне думаешь ты и так оценивают меня другие».

Кроме того, немалый вклад в самосознание человека делали его предки и родство. Отсюда возникла эндогамия — обычай вступать в брак с близкими родственниками, в рамках своего клана. В Египте фараоны нередко женились на своих сестрах или других близких родственницах. Авраам отправил своего раба на родину, чтобы тот подыскал его сыну Исааку жену среди двоюродных сестер. По той же причине Исаак и Ревекка отослали Иакова к его дяде Лавану. Вот почему многочисленные браки между израильтянами и хананеями, говорившими на одном с ними языке и во многом придерживавшимися тех же обычаев, что и израильтяне, вызывали такое неодобрение со стороны вождей народа. Вступление в брак с иноплеменниками ставило под угрозу сплоченность народа. Кроме того, подобная практика несла с собой поклонение чужим божествам, размывала и подрывала израильскую религию и разрушала завет, который Яхве заключил с евреями.

Вавилонское пленение и так уже нанесло немалый ущерб иудейскому самосознанию, закрыв пленникам доступ в обетованную землю и лишив их храма с его обрядами. И вот Ездра, посетив Иерусалим, увидел, что некоторые из местных иудеев взяли себе иноплеменных жен. И в этих смешанных браках народилось немало детей. Под угрозой оказалась национальная культура, включавшая в себя и религиозную идентичность. То есть создалось нетерпимое положение вещей.

Стоит ли удивляться, что Ездра пришел в ужас от увиденного. Выход был только один: отослать прочь иноплеменных жен вместе с родившимися от них детьми. Столь радикальное решение — распад многочисленных семейств — представляется нам варварским. Как можно из двух неправд (женитьбой на язычнице, а затем разрывом с ней и с ее детьми) получить одну правду? Но для древних столь радикальное «хирургическое» вмешательство было как раз то, «что доктор прописал».

"Мозаика Божьего величия" - вечерние чтения для семьи на 2013 год

Электронный вариант Вечернего Стража предоставлен издательством «Источник жизни». Вы можете приобрести Вечерний Страж в Книжных центрах вашего региона.
 
Скачать чтения «Мозаика Божьего величия» (2.6 MB)