СШ

Молодежная Субботняя Школа

Урок 8. 18 — 24 мая. Суббота — Доверяя Божьей благости (Аввакум)

"Великие уроки из Малых пророков" - пособие по изучения Библии для молодежи на II квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию молодежного урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ II квартал 2013 год (PDF, 1.1 MB) Аудио Урок 8 (MP3, 36.3 MB)

Аудио все уроки (MP3, 437 MB)

«Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14).

Вступление

Пс. 24:15; 33:18—21; Ис. 41:10

– Доверься Мне.

– Но я не вижу! Мне нужно видеть.

– Смотри на Меня.

Нелегко просить людей, особенно молодых, полагаться на Бога, Который невидим. Как мы можем испытать Его надежность? Как мы можем сравнить Его с кем-то еще или найти нечто подобное? Мы этого не можем. Однако с помощью Божьего Святого Духа и доверяя Богу мы можем обрести спасительные отношения с Ним. Затем, если мы это сделаем, мы поймем, что нет нужды измерять Его благость и Его Слово.

Всегда «взирать на Господа» — непростая задача для любого человека, особенно когда наше духовное внимание развивалось всего лишь последние пару лет. Однако мы обнаружим, что, когда мы взираем на Него, исчезают все наши страхи. Это происходит по нескольким причинам, но вот, вероятно, наиболее важные из них.

1. В Боге нет ничего отрицательного, поэтому, когда мы взираем только на Него, мы не можем не замечать добро во всем, даже среди суеты! «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118:165).

2. Бог есть любовь, и Его любовь верна. Поэтому, когда вы взираете на Него, а не на ваши проблемы, Он «извлекает из сети ваши ноги». Тем не менее часто мы желаем диктовать Ему, как нас надо спасать. «Хорошо, Господи, может Ты мог бы разделить это море для меня и дать мне пройти по сухой земле. Или, может, Ты мог бы просто предоставить мне маленькую лодочку, чтобы я его переплыл. Или, может, на вертолете?!» Однако не наше дело требовать, как Он должен нас спасать. Мы должны просить веры, чтобы принимать всякую помощь, предоставляемую Им.

Поэтому, изучая урок этой недели и в течение всей жизни, давайте учиться доверять Богу на практике, со всеми нашими самыми темными секретами и тяжелейшими бременами. Пусть каждый день нас утешает следующее обещание: «Не беспокойся, Я с тобой, Я — Бог твой, Я тебе дам силы и поддержу тебя Своею правою рукой» (Ис. 41:10; современный перевод).

Потому давайте немного сильнее стараться, закрыв наши близорукие глаза, по-настоящему доверять Ему день ото дня. И не подглядывать!

Лиза Мунро, Кингстон, Ямайка, Вест-Индия.

Доказательства

Авв. 1:12—17; 3:16—19

«Когда разрушены основания, что сделает праведник? Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих» (Пс. 10:3, 4).

Давид был человеком по сердцу Бога, которого Он избрал, чтобы «быть вождем Его народа», потому что он соблюдал Божьи постановления (1 Цар. 13:14). Несмотря на незаконные отношения Давида с Вирсавией и убийство Урии, он все равно выделяется из всех, и не только из-за того, что обещанный Мессия был из его родословной, но и потому, что Давид знал Бога, и Бог знал Его. Только благодаря личному знакомству с Богом мы можем научиться доверять Ему в любых обстоятельствах. Установив личные отношения с Ним, мы узнаем, что Он остается неизменным, несмотря на трудности, с которыми мы встречаемся. Среди волнения общества, природных катаклизмов и экономических спадов Бог все держит под контролем и остается Тем же Богом. «Так как Бог — на небе, псалмопевцу нечего бояться. У гонимого есть Защитник, к которому можно всегда обратиться. Псалмопевец отвечает своим советникам с явной убежденностью. Он знает своего Бога».

Давид является примером того, как человеческие недостатки могут быть покрыты Божьей несравненной любовью. Когда пророк Нафан пришел к нему с обличением, он не стал придумывать отговорок. Напротив, он признал свой грех (2 Цар. 12:1—25). Бог требует от нас доверять Ему и подчиняться Ему, несмотря на обстоятельства, так, чтобы каждый день мы могли видеть свидетельства Его Божественной любви и благости. Божья любовь неизменна. Единственный путь пребывать в уверенности в Его любви состоит в том, чтобы каждый день осознавать, что Он готовит нас к вечности, которую мы проведем вместе с Ним.

Ежедневное посвящение Богу и подчинение руководству Духа Святого является единственным путем для того, чтобы «я» исчезло, а Бог вошел в нашу жизнь. Помните, что Он неизменен во время бурь, Его не испугать тем, что пугает нас, и Он имеет достаточно силы, чтобы обратить трагедию в триумф. То же, что Он сделал для сидящего в тюрьме Иосифа, Он может сделать и для каждого, каждого из нас, находящихся в оковах греха. Его благости, любви и милости нет границ (Пс. 3).

Дискуссия

Как каждый день вы можете познавать Бога и открывать Ему себя?

Алексия Фрэнсис, Сент-Эндрю, Ямайка, Вест-Индия.

Слово

Пс. 12:2; Авв. 1:12—17; 2:2—4; 3:13; Рим. 1:16, 17; Гал. 3:10—14; Флп. 4:11; Евр. 10:38

Несправедливость за несправедливостью, а Бог все ждет (Авв. 1:12—17)

Аввакум начинает с вопросов к Богу: «Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святой мой?» Затем пророк словно повторяет по памяти то, что знает о Божьем суде над теми, кто от Него отвернулся. Однако стиль Аввакума лишен убежденности. Он сразу же переходит к вопросам Богу о плохом обращении к окружающим его людям, тем, кто больше не боится Бога. Как и многие из пророков, Аввакум жил в стране, которая отвернулась от Господа. Вера в Него больше не имеет значения, когда нет никакого внешнего знака Его присутствия. Несправедливость накладывается на несправедливость, что заставляет Аввакума взывать в отчаянии. В конечном счете он никогда не оставит свою веру в силу Господа освободить заблудших. Не является ли это наивысшим проявлением веры?

Аввакум оставался верным до конца своей жизни, хотя он и не дожил до того, чтобы увидеть исполнение Божьих обещаний. Он показывает, как можно иметь веру в Бога, даже когда кажется, что Господь ничего не делает, чтобы исправить зло. В конце своей книги Аввакум написал: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха» (Авв. 3:13). Хотя он и не видит последствий своей молитвы в жизни, он упорен, и в конце своей книги пишет, словно предсказывая Божью окончательную победу над злом.

Как жить верой (Авв. 2:2—4; Рим. 1:17)

Аввакум предполагает, что прежде чем Бог спасет Свой народ от злых людей, может быть промедление. «Ибо видение относится еще к определенному времени, и говорит о конце, и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Авв. 2:3). Божье освобождение происходит по Его расписанию, а не по нашему. Он держит под контролем исход наших проблем, каким бы страшным он ни был. Бог делает акцент на том, что мы должны оставаться верными до конца. Аввакум также сравнивает два взгляда, царившие в его время, — верность и неверность. В четвертом тексте он говорит, что нечестивые думают только о себе, и их души не стремятся к Богу. В тоже время верующие живут верой. Павел вторит Аввакуму в Послании к Римлянам, когда говорит, что «открывается правда Божия от веры в веру».

Как нам с вами стать верными? Неверующие поворачиваются спиной к Богу. Они нетерпеливы, не склонны ждать, когда Его слово полностью осуществится. Напротив, верующие обращаются к Богу даже в самых тяжелых обстоятельствах. Они смотрят на Него. Они доверяют Его обещаниям, даже если эти обещания не избавляют их от настоящих переживаний.

Почему закон не может спасти? (Гал. 3:10—14; Евр. 10:36—38)

В Послании к Галатам Павел пишет, что проклят всякий, кто полагается на закон и желает получить через него спасение. Иисус взял это проклятие на Себя, когда умер на кресте. Павел утверждает, что мы все получаем оправдание верой, так как не можем быть послушны закону. Верой мы получаем Духа Святого. По вере Христос нас спасает. Однако жизнь веры требует постоянства. Аввакум пишет о том, как тяжело ему видеть несправедливость, происходящую перед ним, но он не может видеть зло нечестивых так, как видит его Господь.

В еврейском мы читаем, что праведные живут только благодаря вере, а если человек отворачивается от Бога, то он стремится к неправедности и, если не раскается, может быть навсегда потерян. Однако вера — это не твердое знание того, что есть верное, правильное, истинное или доказуемое. Напротив, вера касается тяжелых моментов жизни, когда ответы и доказательства размываются сомнением, грустью и стенанием. Вера есть истинное посвящение Богу и Христу.

Полагаться на Бога, несмотря на вопросы (Пс. 12:2; Флп. 4:11—13)

Павел узнал, как быть довольным во всяких обстоятельствах. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Кажется, что этот текст говорит о выполнении какого-то большого дела. Однако намерение Павла состоит не в этом. Он проясняет в контексте окружающих этот стих текстов, что, несмотря на обстоятельства, в которых он находился, он научился довольствоваться и что Господь может дать ему силу преодолеть все сложности жизни. В Пс. 12:2 звучит вопрос: «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твое от меня?» Это тот вопрос, который мы тоже время от времени задаем. Господь слышит это, но, как мы видели во времена Аввакума, Он решает исполнять обещания в Свое время. А нашей обязанностью является оставаться ему верными, держась верой за эти обещания.

Дискуссия

Как можно остаться верным Богу среди ужаса навалившихся на вас обстоятельств?

Аввакум и многие другие личности Библии задавали вопросы Богу. Мы тоже это делаем. Почему?

Правильно ли будет нам ставить под сомнение Божье расписание, если мы знаем, что оно все равно исполнится? Почему да или нет?

Джереми Веттер, Москоу, Айдахо, США.

Свидетельство

Авв. 2:4

«В годы, предшествовавшие воцарению Иосии, и во время его правления верные иудеи задавались вопросом: исполнятся ли когда-либо обетования Божьи, данные Древнему Израилю?..

Эти мучительные вопросы задавал пророк Аввакум. Видя положение своих верных Богу современников, он выразил то, что тяготило его душу, вопросом: „Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь!“… Затем, с верой взирая в будущее и полагаясь на драгоценные обетования, полные любви Божьей к Его детям, пророк добавляет: „Мы не умрем!“… С этими словами, выражающими его веру, а также веру каждого искреннего израильтянина, он предал свою судьбу в руки милосердного Бога.

Вера, которая поддерживала Аввакума и всех святых и праведных в те тяжелые дни суровых испытаний, поддерживает и сегодня народ Божий. В самые мрачные часы жизни, при самых ужасных обстоятельствах христианин должен всей душой полагаться на Источник света и силы. Изо дня в день через веру в Бога. Его надежда и мужество должны обновляться. „Праведный своею верою жив будет“.

Мы должны взращивать в себе такую веру, о которой свидетельствовали пророки и апостолы. Веру, покоящуюся на Божьих обетованиях и ожидающую избавления, которое совершится так, как хочет Бог и в определенное Им время. Вернейшее пророческое слово исполнится окончательно при славном пришествии нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа как Царя царей и Господа господствующих. Время ожидания может показаться слишком долгим; душа может томиться под давлением тяжелых обстоятельств… но вместе с пророком, который пытался ободрить Иудею во время беспримерного отступничества, мы должны твердо сказать: „А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его!“ (Авв. 2:20). Будем всегда хранить в нашей памяти утешительные слова: „Ибо видение относится еще к определенному времени, и говорит о конце, и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется“».

Дискуссия

Как мы можем в своей жизни достичь такой вершины, когда будем способны жить верой даже во время самых темных жизненных обстоятельств?

Эндрю Лоуренс, Кингстон, Ямайка, Вест-Индия.

Практика

Авв. 2:3; 3:17, 18; Иов 13:15

Многие люди сегодня верят только тому, что видят. По этой причине они не верят в Бога. Как подобные люди и, конечно же, те, кто заявляют, что верят в Бога, могут распознать Его присутствие и надежность? Дальше следуют советы, как помочь нам найти основания нашей веры в Господа.

Поймите, что Бог всегда выполняет Свои обещания. Библия наполнена Божьими обетованиями. И Он сдержал их все. Из Авв. 2:3 мы узнаем, что Его обещания иногда исполняются через некоторое время. Так Он побуждает нас быть терпеливыми, верить, что хотя какие-то обетования не исполняются теперь, они обязательно будут исполнены (Авв. 2:3).

Поймите систему Божьего спасения. Большинство людей руководствуется системой ценностей «вещь за вещь». Мир, в котором мы живем, научил нас тому, что мы должны что-то отдать, чтобы что-то получить. И все же для Бога мы ничего не можем сделать или дать, что бы помогло нам заслужить спасение.

Знайте, что то, чем мы поделились с Богом, с Ним и остается. Иногда мы доверяем человеку, которого мы считаем другом, и вскоре узнаем, что он все наши секреты рассказал другим. Однако, когда мы приходим к Богу, сокрушаясь и каясь, изливая ему все наше сердце, мы не должны беспокоиться, что Он «расскажет об этом всему миру». В действительности, Он делает прямо противоположное. Он нажимает кнопку «Delete» и полностью стирает все наши грехи. Псалмист говорит об этом так: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102:12). Также прочитайте Ис. 38:17 и Мих. 7:19. Как только мы по-настоящему покаялись, мы все начинаем заново. Мы получаем Христовы одежды праведности, чтобы стоять непорочными перед Отцом!

Дискуссия

Как сегодняшний урок помог вам увидеть «невидимого» Бога в реальности?

Почему иногда нам необходимо проверять Божью надежность? Разве подобное обязательно должно расцениваться как нечто плохое? Поясните ваш ответ.

Лиза Муроэ, Кингстон, Ямайка, Вест-Индия.

Мнение

Авв. 3:17, 18

В мире, где депрессия и боль поражает всех, словно чума, очень легко разочароваться и впасть в безнадежность. Для некоторых Второе пришествие кажется настолько далеким событием, что они не могут думать о нем как о чем-то реальном. Какие слова утешения могут принести нам тексты в Авв. 3:2, 13; Рим 1:17 и Гал. 3:13, чтобы мы оставались твердыми, когда все кажется потерянным?

Книга пророка Аввакума была написана между 610 и 605 гг. до н. э. И мы можем охарактеризовать это время пророческим воплем: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» (Авв. 1:2). Сложно верить, когда все окружающее нас говорит о страдании и боли, когда мы видим, что враги Евангелия процветают, а Божий народ с трудом пытается выжить. Однако весть Аввакума, обращенная к нам, ясна: «Праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4).

Наблюдайте за знамениями конца, окружающими нас. Кульминация духовной брани намного ближе, чем когда бы то ни было. Однако мы иногда настолько заняты земной борьбой и искушениями, что забываем об удивительной победе, которая ждет нас впереди. Прямо сейчас нам следует радоваться служению нашему Господу, как делал Аввакум (Авв. 3:17, 18). Насколько же мы ближе ко Второму пришествию, чем он! Понимая это, мы должны иметь намного больше причин, чтобы быть более стойкими в своей вере, чем был он. Если мы будем концентрировать внимание на своих страхах и переживаниях, удивляться нынешнему состоянию мира, мы рискуем потерять вечность.

Помните, что Бог использует наши переживания для того, чтобы укрепить веру нашу в Него. Поэтому вместо того, чтобы смотреть на давление и напряженные моменты в жизни, как на ловушки, смотрите на них, как на лифт, поднимающий вас на новые духовные вершины. Без дождя невозможно по-настоящему насладиться солнечным светом. Без борьбы мы не можем по-настоящему испытывать радость, приходящую со спасением.

Дискуссия

В какие ловушки вы попадали и какие переживания проходили, которые могли ослабить вашу веру в Бога?

Как вы можете превратить страхи и переживания в то, что будет укреплять вашу веру?

Как современное состояние мира может вдохновить вас надеяться?

Кэсий-энн Брэди, Сент-Кэтрин, Ямайка, Вест-Индия.

Исследование

Пс. 31:6; Плач Иер. 3:22, 23; Рим. 3:3; Иак. 1:2—4

Заключение

Даже несмотря на то, что в Израиле было много людей, решивших больше не следовать за Богом, группа верных твердо с надеждой следовала за Ним. Мы можем не понимать, почему в этом мире происходят бессмысленные события, но мы и не призваны иметь полное понимание этого. Напротив, мы призваны иметь веру, даже когда наши глаза не могут видеть. Мы призваны верить, даже когда кажется, что все рушится вокруг нас. Наша вера не может быть субъективной. Она должна основываться на Божьем Слове, которое, как мы знаем, изменяет нашу жизнь. Наградой за такую веру станет вечная жизнь.

Задания

Проанализируйте и опишите компоненты веры, включая ее объект, субъект, суть, доказательства, плод, последствия и награду. Используйте библейские тексты для подтверждения ваших ответов.

Послушайте песню «Буду славить Бога в шторм» группы «Casting Crowns» (‘I Will Praise You in This Storm’ by Casting Crowns), которая описывает, как мы можем прославлять Бога, невзирая на удары шторма жизни.

Разыграйте сценку об Израиле по книге Аввакума. Попросите друзей помочь вам, организовать значимое событие. Попросите разрешение у комитета по подготовке богослужения в вашей церкви показать сценку всей общине.

Нарисуйте ряд открыток, иллюстрирующих веру в Бога. Поделитесь ими как поддержкой для людей, которые переживают в своей жизни трудности.

Организуйте дискуссию на тему присутствия веры в моменты, когда Божьих действий не видно. Позвольте командам выбрать тему, которую они будут отстаивать: 1) почему мы должны или 2) не должны верить, когда кажется, что все вокруг рушится. Во время дискуссии обсудите группой, как вера в последние дни будет единственным средством, которое будет нас вести.

Сочините стихотворение о вашем опыте веры в Бога во время трудностей. Когда его закончите, найдите возможность прочитать его другим.

Для изучения

Book of Habakkuk Summary/Bible Survey, www.youtube.com/watch?v= wzROMqk_ad4.

Э. Уайт. Пророки и цари, гл. 32.

Э. Уайт. Служение исцеления, гл. 62.

Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 360, абзац 2, 3.

Э. Уайт. Ранние произведения, с. 72, 73.

Деена Бартел-Вагнер, Уайтсборо, Нью-Йорк, США.