Урок 9. 25 — 31 мая. День Господень (Софония)


"Великие уроки из Малых пророков" - пособие по изучения Библии для молодежи на II квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию молодежного урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ II квартал 2013 год (PDF, 1.1 MB) Аудио Урок 9 (MP3, 36.3 MB)

Аудио все уроки (MP3, 437 MB)

«Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов» (Соф. 2:11).

Вступление

Соф. 2:1—3

Джеррод Пейн по прозвищу Зверь сидел прикованный наручниками к стальному шесту, который намертво был прикручен болтами к полу. Прокурор, меряя шагами зал суда, зачитывал список преступлений Джеррода. Одним из последних было убийство маленького Энтони Карсона.

– Этот человек представляет опасность для общества. Подумайте о других беззащитных Энтони Карсонах в этом мире. Настало время показать пример. Люди, подобные Пейну, никогда не изменятся. Он должен умереть.

В зале раздается одобрительный шепот. Но Джеррод тихо сидит со склоненной головой. После того, как прокурор потребовал смертного приговора за убийство первой степени, в зале раздались аплодисменты.

«Плохо дело, парень», — прошептал адвокат Джеррода. Он подмигнул. Теодор Престон был хорошо известен своей способностью находить лазейки в самых сложных делах. С довольной улыбкой Престон шагнул к центру зала суда и начал отвергать обвинения, выдвинутые прокурором. Этот свидетель ненадежный. Та улика не подходит для суда.

Процесс прерывается из-за возражений, раздающихся в зале. Судья стучит молотком, призывая к порядку. «Извините, — вздыхает судья Фридмонт. — Но я боюсь, что мне придется согласиться с уликами, предоставленными господином Престоном. Мне придется освободить господина Пейна». Зал суда снова наполняют гневные выкрики.

– Ваша честь, — раздается голос. — Разрешите сказать мне?

– Да, господин Пейнс.

– Я совершил все эти преступления, включая убийство маленького мальчика и принимаю наказание. Я не могу передать, насколько сожалею, что сделал все это. Я заслуживаю смерти.

Судья несколько секунд смотрит на убийцу.

– Властью, данной мне, я объявляю тебя невиновным во всех предъявленных тебе обвинениях.

Слеза стекает по щеке Джеррода, когда он начинает возражать. Судья Фридмонд поднимает руку.

– Ты мог и не просить о помиловании, я и так сказал бы, что ты действительно изменившийся человек.

Освобожденный от оков Джеррод падает на колени, рыдая: «Спасибо!» Затем он поднимается и идет к семье Карсонов.

– Я не могу ввернуть вам сына, говорит он, — но навсегда буду вашим покорным слугой.

Хотя это выдуманная история, она о каждом из нас. Суд близок. Смиритесь пред Богом в покаянии. Доверьтесь Его милости. Время близко.

Тамара Наджа, Боулинг-Грин, Кентукки, США.

Слово

Соф. 1—3

День тьмы (Соф. 1)

В первой главе книги Софонии изображена картина, которая некоторым может не понравиться: суровый Бог, говорящий Своему народу, что Он «все истребит» (ст. 2). Нам больше нравится представлять Бога любящим Отцом. Однако вопрос здесь касается не Бога, а нашего понимания любви. Отец, любящий своих детей, не будет кричать на детей просто ради того, чтобы покричать. Тем не менее, если он увидит, что ребенок бежит под машину, он закричит, чтобы предупредить об опасности. Он кричит, потому что любит и хочет спасти.

Так же и Бог желает спасти Своих детей. И иногда крик является единственной возможностью привлечь наше внимание. Проблема, с которой столкнулась Иудея, очень похожа на наши сегодняшние трудности. Люди в Иудее были самодовольными. И в Откр. 3:14—18 мы читаем, что христиане в Лаодикии были тоже самодовольными, или «теплыми». Поэтому Бог предупреждал их (кричал на них), что Он собирается извергнуть их из уст Своих (ст. 16). Так как весть Христа к Лаодикийской церкви рассматривается как «особая весть, обращенная к Церкви с 1844 года и до конца времен», то Его зов, обращенный к членам Лаодикии, чтобы они перестали быть самодовольными, обращен также и к нам. Таким образом, Он кричит нам, чтобы мы не выбегали на дорогу, иначе попадем под машину.

Взыщите Господа (Соф. 2:1—3)

В Соф. 2:1—3 Бог умоляет Свой народ взыскать Его. Однако мы можем задаться вопросом: если они являются Его народом, то почему они должны искать Его? Возможно, следующая иллюстрация поможет нам понять это. Парень каждый день видит в классе девушку. Она очень ему нравится, но пока он не станет искать с ней встречи и знакомства, они никогда не подружатся. Соседство не имеет ничего общего с отношениями. То, что народ в Иудее был Божьим народом, ничего не значило, потому что они прекратили поддерживать с Ним отношения. Иисус много говорил о людях, ищущих спасение. Обратите особое внимание на Мф. 7:7, 8 и Лк. 15:11—32.

Оскверненный и нечистый город (Соф. 3:1—5)

Бывают моменты в нашей жизни, когда любящие и знающие нас лучше всех люди указывают на недостатки нашего характера. Бывает больно, когда они указывают на то, что мы горды, непослушны и на нас нельзя положиться. И все же подобные моменты могут стать шансом измениться, прежде чем мы сделаем больно кому-то другому или совершим ошибку, о которой будем жалеть. Божья весть, обращенная к Иерусалиму в Соф. 3:1—5, была похожей вестью. Он описывает Иерусалим как город «притеснителей, мятежный, оскверненный» (ст. 1; МБО). Они не слушались Его, а судьи были «вечерними волками, не оставляющими до утра ни одной кости» (ст. 3), но они могли покаяться и вернуться к Нему.

В Мф. 23:13—39 Христос обращается к книжникам и фарисеям подобным же образом. Как Он обратился бы к Церкви и лично к вам сегодня?

Божье величайшее наслаждение (Ис. 62:5; 65:19; Соф. 3:9—20)

Последняя часть книги Софонии наполнена ликованием и надеждой об Иерусалиме. Бог больше не судится против Своего народа. Он с ними, и Он изгнал их врага. В третьей главе книги Софонии мы читаем о кротких и смиренных людях, полагающихся на своего Бога и желающих возвещать правду. Здесь Бог говорит Своему народу, как Он будет обращаться с теми, кто за Ним последует. Он их «успокоит любовью» и будет радоваться о них «с ликованием» (ст. 17; МБО). Сравните это описание с описанием нового Иерусалима и Божьего народа в 21-й и 22-й главах книги Откровение.

Какой у нас удивительный Бог! Он настолько сильно желает быть с нами, как жених желает быть со своей невестой! У него разработан план для великих свершений в нашей жизни. Поэтому давайте взыщем Его и найдем, чтобы Он мог дать нам силу следовать за Ним и быть Ему послушными.

Дискуссия

Какова наша часть в плане спасения?

Есть ли в вашей жизни такие моменты, которые Бог призывает изменить?

Кроме того, чтобы увидеться с Иисусом, какое самое большое желание будет у вас на небе?

Лисси Болманн, Флетчер, Северная Каролина, США.

Свидетельство

Ис. 65:19; Соф. 3:9—20

«В самые мрачные дни длительной борьбы Церкви Божьей с силами зла ей были даны откровения о вечных намерениях Иеговы. Его народу было позволено увидеть за испытаниями настоящего славное будущее — время, когда борьба окончится и искупленные овладеют обетованной землей. Эти видения будущей славы, картины, написанные Божьей рукой, должны быть особенно дороги Его Церкви сегодня, когда близится к концу борьба веков и обещанные благословения вскоре исполнятся во всей своей полноте.

Древние пророки принесли Церкви многочисленные утешительные вести… В каждом столетии отверженные людьми, гонимые, всеми оставленные дети Божьи тем не менее находили поддержку в Его верных обетованиях. С верой ожидали они времени, когда Он исполнит для Церкви Своей обещание: „Я соделаю тебя величием на веки, радостью в роды родов“ (Ис. 60:15).

Борющаяся Церковь часто вынуждена переносить страдания и испытания, ибо Церковь не без жестокой борьбы выйдет победительницей. „Хлеб в горести и воду в нужде“ (Ис. 30:20) — вот общий удел всех, но никто, всецело полагающийся на Могущего избавить, не будет окончательно сражен. „Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя… Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святой Израилев, Спаситель твой“».

Дискуссия

Как вы себя чувствовали, когда в последний раз переживали трудности? Находили ли вы утешение в Божьих обещаниях? Или вы терялись в депрессии?

Как часто среди испытаний вы перестаете обращать внимание на «победы» в будущем?

Джессика Мари Уайт, Ултюа, Теннесси, США.

Доказательства

Соф. 1; 2:1—3; 3:1—5; 9—20

Имя Софония означает «Яхве сокрыл» или «Яхве защитил». Софония начал проповедовать, когда царем Иудеи был Иосия. Хотя точные даты его пророчеств не известны, он точно обозначил ошибки того времени.

Софония принес весть от Бога о грядущих великих трудностях. Он проповедовал о грядущем суде, неверности руководителей и нежелании Иуды получать исправление от Бога. И в то же время он говорил о надежде.

«Его твердое порицание грехов народа и его пылкие призывы к покаянию послужили тому, что его прозвали „пуританин“» (Хестер. Сердце еврейской истории). «Исходя из слов Соф. 1:12, средневековые художники постоянно изображали Софонию человеком со светильником, ищущим в Иерусалиме грешников для наказания» (Джэк П. Льюис).

«День Господень является центральной точкой пророчества Софонии. В этот день, близость и суровость которого акцентируется, Господь придет как сильный и правый воин-судья, чтобы наказать весь мир, включая и Иуду. Через это очищающее наказание народы станут искренними последователями одного истинного Бога».

Дискуссия

Реформа — положительное или отрицательное переживание? Поясните ваш ответ. Что вы можете сделать, чтобы она стала положительной?

Разве послушание Богу всегда ведет к реформам? Или вы можете слушаться Бога и продолжать жить, как прежде?

Если вы проигнорируете Бога и Его призыв к переменам, насколько далеко вы можете зайти в неверном направлении?

В какие моменты правильно говорить людям о грядущем суде? Как мы можем это сделать так, чтобы побудить их прислушаться к Божьим вестям?

Карен Пирс, Пенделтон, Южная Каролина, США.

Практика

Ис. 65:19; Соф. 2:3

Однажды, когда мы с подружкой ходили по магазинам, нам на глаза попалась одна блузка. Мне показалось, что она темно-розовая. Подружка же настаивала, что она красная. К счастью, как мы узнаем из пророчеств Софонии, Бог видит вещи не просто в другом оттенке, а в корне иначе. Потому что Он смотрит взором благодати и милосердия. Когда мы приходим к Нему в смирении, Он обнимает нас и показывает, как отражать Его образ. Подумайте об оттенках цвета как о путях поиска Господа. Затем представьте, что вы погружаетесь в эти Божественные цвета.

Белый. Библия наставляет нас искать праведность. Это значит слушаться Его в любом событии жизни, стоять за правду и избирать незапятнанность в запятнанном мире. Красьте вашу жизнь в белый цвет, делая то, что правильно. Не избирайте легких путей и не идите на компромисс с совестью. Не делайте ничего, если чувствуете, что Дух Святой вас беспокоит и говорит, что вы можете быть неправы, как будто совершаете открытый грех. Позвольте Христу направлять вас, чтобы Его праведность сияла в каждом принимаемом вами решении и в каждом вашем действии.

Пурпурный. Мы — дети Всевышнего Царя! Каждый день проводите с Ним, учась, как представлять Его лучшим образом. Каждое действие, каждое слово, каждый взгляд должны показывать, что вы — Его примерные дети. Подобное мы сможем совершать, только если будем проводить с Ним каждый день, лучше познавая Его через изучение Библии и молитву.

Коричневый. Божьи дети должны быть смиренными. Мы очень сильно нуждаемся в Спасителе, чтобы Он омыл наши грехи. Мы не лучше других, потому что без Бога все наше самое лучшее стоит меньше праха. Помните, что вы должны полагаться во всем на Бога. Смирите перед Ним ваше сердце.

Красный. Божья любовь — вот то, что нас спасает. Любовь побудила Его послать Своего Сына, чтобы Он пролил за нас Свою кровь. Подобная любовь переполняет нас, смиряет и освобождает. Это должно стать центром нашей жизни. Пусть Его любовь сегодня смирит ваше сердце. Взыщите Того, Кто любит вас намного больше, чем вы можете это понять, а затем делитесь этой любовью с миром.

Дискуссия

Как Бог наградит тех, кто ежедневно в смирении ищет Его?

Могут ли не христиане без Бога иметь настоящее смирение в сердце?

Как смиренное сердце может помочь нам лучше познавать и понимать Бога?

Аманда Ернст, Шарлотт, Северная Каролина, США.

Мнение

Ис. 65:19; Соф. 2:1—3; 3:9—20

Софония пишет о дне Господнем и Божьем суде над Его народом, а также над угнетателями Израиля. Между красочными описаниями Божьего гнева находится призыв к покаянию и смирению перед Богом (Соф. 2:1—3). В конце Софония обращается к Божьему Остатку, который Он сохранил. После того, как суд будет окончен и нечестие устранено, будет великое ликование (Соф. 3:17). Хотя то время и характеризуется обширным восстанием Израиля против Бога, но все это можно также применить и к миру сегодня, когда мы ожидаем возвращения Иисуса.

Придет день, когда Бог удалит из нашей жизни то, что ее портит. Те, кто не любит и не чтит Его или Его творение, будут уничтожны. Бог соберет Свой народ со всех концов земли и отведет домой, где не будет больше боли и слез. «В то время Я соберу вас и приведу вас домой» (Соф. 3:20; МБО).

Интересно отметить, что суд провозглашен не только над нечестивыми, но также и над Божьим народом, который не ходил в истине. Мы не являемся Божьим народом по рождению или из-за принадлежности к церкви, как считают многие. И мы также не спасемся тем, что мы делаем, хотя некоторые и пытаются. Мы — дети Божьи, потому что имеем веру и доверяем Ему, а также каждый день с Ним живем. Нам нужно помнить, что мы должны покаяться в наших грехах и ежедневно посвящать себя Ему. Это единственная возможность стать Божьим Остатком, людьми, которых будет искать Христос, когда вернется.

Дискуссия

В Библии кажется, что спасение приходит к Божьему народу после того, как они начинают искать Бога и раскаиваются. Считаете ли вы, что сегодня люди должны собраться вместе и совместно покаяться, смиряя себя перед Богом? Или это личное дело каждого?

Как вы думаете, почему Софония фокусирует внимание на суде и сохранении Остатка, а не на приобретении потерянных душ? Согласны ли вы, что христиане проводят слишком много времени евангелизируя снаружи и забывают благовествовать внутри?

Сара Уайт, Колледждейл, Теннеси, США.

Исследование

Соф. 3:14—20

Заключение

Книга Софонии помогает нам пережить весь спектр эмоций. Она начинается с описания наказания Богом Его детей, Бог подобен родителям, которые наказывают своего ребенка за непослушание. Здесь же представлен список наказаний, которым будут подвержены люди, отвернувшиеся от Господа. Однако история заканчивается не этим! Она заканчивается тем, что Божий народ умоляет о прощении. Бог, как и любой добрый отец, слышит зов Своих детей, прощает их и превозносит. Какой замечательный конец того, что могло бы быть трагической историей!

Задания

Нарисуйте картину, которая изображает презренность Божьего народа, когда он отпал от Него, и затем его радость, когда он был прощен. Дайте картине подходящее название и покажите ее вашему классу.

Перепишите в стихах Соф. 3:14—20 (в рифме или белым стихом). Оставьте стихотворение в Библии как напоминание о торжестве, когда человек вновь объединяется с Богом.

Начертите график эмоций, находящихся в трех главах книги Софонии. Используйте для каждой эмоции свой цвет.

Поделитесь с другом переживаниями, когда вы чувствовали, что Бог вас наказывает. Поясните, что вы чувствовали тогда и как прекрасно вы себя почувствовали, когда узнали, что вы вернули Божье расположение и Он вас простил.

Запишите в дневнике о том моменте, когда вы очень сильно ощущали прощение Иисуса в своей жизни. Поясните, как это повлияло на ваши чувства и какие после этого перемены произошли в вашей жизни.

Пойдите на прогулку на природу для того, чтобы немного поразмышлять о том, как Божий народ от Него отпал. Найдите что-нибудь (листок, цветок, сучок и т. п.), что вы можете использовать в качестве закладки в Соф. 3. Каждый раз, видя эту закладку, размышляйте о красоте Божьего прощения и о том, что оно для вас означает.

Для изучения

Иез. 37:24—28.

Э. Уайт. Пророки и цари, с. 389—391.

Э. Уайт. Уподобляться Иисусу, с. 197.

Эллисон Сауседа, Сентервилл, Огайо, США.