Новости

Новости ЕАД

Адвентисты Москвы приобщились к храмовым праздникам[:en]Moscow adventists introduced to the temple celebrations

Праздник труб
Рассказывая друзьям о программе «Храмовые праздники – древняя мистика или исполнившиеся пророчества?» Александра Болотникова, доктора богословия, специалиста по иудаизму и христианству, писателя и кинодокументалиста, которая проходила 5-12 мая в Москве, я все пыталась сформулировать свои впечатления в двух словах.

Что это было? Может быть, так: обращение к истокам христианства. Возвращение к истине Слова Божьего в ее кристальной чистоте.

Но в двух словах не получилось.

 

ХРАМ КАК БОЖИЙ ТЕАТР

Все храмовые ритуалы и праздники – это театрализованное, костюмированное действо, для которого сценарий написал Сам Господь. Только не игра это была, а жизнь. Священники по-настоящему закалывали животных, лилась настоящая кровь. А чтобы показать, как с кающегося грешника снимается грех, они ели сваренное без соли и перца мясо баранов и козлов. Невкусное мясо. Но у них там был не банкет, знаете ли. Решался вопрос о жизни и смерти грешника.

Если священники пренебрегали своими обязанностями, они могли погибнуть (такие случаи были). Но из века в век они ежедневно разыгрывали этот спектакль в Иерусалимском Храме – для наставления своего поколения.

Проповедует Александр Болотников
Каждому празднику были посвящены две лекции – одна об историческом событии, которое следовало помнить, вторая – о пророческом смысле этого события. Исход из Египта в землю обетованную указывал на то, что однажды человечество избавится от рабства греха и войдет в Божье царство, где нет греха, зла и смерти. Две лекции о Пасхе, две о Пятидесятнице, две о Кущах, в центре – об истории праздника Йом Киппур (День очищения), в пятницу –  все о Субботе, единственном не храмовом празднике, но, как и другие, заповеданном не только евреям – всему человечеству.

Чтобы наглядно показать, как иудеи в древности праздновали Пейсах (Пасху) и Пятидесятницу, пастор Болотников включил в программу несколько инсценировок (сценарии написали и роли исполнили члены московских общин адвентистов).

Вот перед нами семья египетского вельможи, благополучно пережившая девять казней египетских благодаря вере жены. Муж упрямо взывает к Осирису, чтобы защитил от страшных бедствий, которые навел на Египет Бог евреев. Скоро грядет десятая казнь. Сумеет ли жена убедить мужа отказаться от идолов и возложить надежды на живого Бога? Решится ли египтянин на глазах соседей и евреев заколоть ягненка и помазать его кровью косяки дверей, чтобы спасти своего первенца? Мы знаем, что многие решились, вместе с евреями из Египта вышло множество иноплеменников.

В другой инсценировке ожили страницы книги «Руфь». Романтическая история сватовства моавитянки Руфи и израильтянина Вооза, записанные в этом свитке, происходит в период от Пасхи до Шавуота (Пятидесятницы). Во время этого праздника евреи вспоминают о том, как Бог на горе Синай дал народу Закон.

Постановка о храмовых праздниках
А вот группа евреев возлегла в горнице и празднует Пасху. Таким же образом Иисус праздновал Пасху вместе со Своими учениками. Леонардо да Винчи, кстати, в своей картине «Тайная вечеря» эту деталь не учел.

Чтобы слушатели смогли прикоснуться к празднику и даже прожить его вместе с героями инсценировок, им было предложено ритуальное угощение. На Пасху все отведали мацу (пресный хлеб) с горькими травами (петрушкой и листом салата) и харосет, который  поручили готовить мне.

Харосет – это сладкая смесь из перемолотых сухофруктов и орехов, цветом и консистенцией напоминающая глину. Ту глину, которую пришлось месить еврейским рабам в Египте, делая кирпичи для фараона. Я обнаружила, что существует с десяток рецептов харосета, в том числе  иерусалимский, американский, ашкеназский… Сделать его нетрудно (все составляющие есть на московском рынке), одна проблема – накормить надо было около 200 гостей, которые собирались в зале Духовного центра церкви адвентистов на Нагатинской улице! Как я молилась, чтобы всем хватило! Все получилось. А я решила каждый год готовить харосет для своей семьи: вкусно и поучительно.

Инсценировки, угощение, видеопрезентации – целый арсенал наглядных средств задействовал автор программы, чтобы донести суть и важность храмовых праздников для нас, христиан, ожидающих скорого второго пришествия Мессии.

 

НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ

Александр Владимирович задает своей аудитории, считающей себя народом Книги, неудобные вопросы. Вот, кажется, все это прекрасно знаешь, ан нет! Все не так просто. Он убеждает слушателей пересмотреть свои знания, чтобы избавиться от мифов, стереотипов и заблуждений и понять волю Божью для нас сегодня.

Мы, протестанты, привыкли думать о традиционном христианстве немного свысока: наша-то вера основана только на Библии, solo Skriptura! Но, увы, знания наши порой слишком поверхностны, и могут не выдержать кризиса.

Программа Александра Болотникова транслировалась в интернете, видеосъемка доступна в архиве некоторых адвентистских сайтов (ссылка). Это здорово – можно снова их пересмотреть, спокойно во всем разобраться. И, значит, эти лекции могут посмотреть не только адвентисты. Я, например, очень хочу, чтобы их посмотрели все мои друзья и родственники, христиане и иудеи.

Восемь лекций цикла о храмовых праздниках обязательно стоит посмотреть, чтобы увидеть: иудаизм и христианство – это не две, а одна религия. Кому-то (мы знаем, кому!) выгодно было развести иудеев и христиан по разные стороны баррикад. Мои родственники, живущие в Израиле, гневно отвергли мое приглашение посмотреть программу о праздниках в интернете, узнав, что ее автор – выкрест, еврей, крестившийся в христианство. К сожалению, мои хорошие отношения с родственниками регулярно испытываются религиозной темой. Им почему-то удобно не знать правды, питаться слухами, мифами, стереотипами.

Но я уверена, что тем, кто всерьез строит отношения с Богом, не уйти от вопроса: нет ли и меня в этом навязанном нам противостоянии иудаизма и христианства?

Христианство в России (да и в других странах примерно так же) выглядит как новогодняя елка, которую нарядили всеми игрушками, скопленными несколькими поколениями семьи. Тут тебе и фарфоровые куклы из бабушкиного детства, и пластмассовые шары, сработанные постперестроечным кооперативом, и хрупкие стеклянные зверушки 1980-х, и ватные снежинки, сделанные детскими руками, и рубиновая кремлевская звезда на макушке, которая, оказалась рождественской. Язычество так глубоко проникло в христианство, а вся эта смесь обрядов, верований и ритуалов так прочно вписалась в культуру, что без специального образования мало кто способен отделить пшеницу от плевел.

В молитвенном доме одной протестантской церкви я увидела растяжку со словами: «Христос воскрес!». Разве они не знают, что Пасха – это праздник жертвоприношения, а не воскресения? Знают, надо полагать. Но протестанты, празднуют Пасху в один день с православными вполне сознательно: по их мнению, чтобы быть понятыми и принятыми в России, надо уважать местные обычаи.

В Адвентистской церкви также устраивают программы на Рождество и Пасху, чтобы привлечь аудиторию, традиционно отмечающую эти праздники, и рассказать о Господе, о том, что остается за рамками ритуалов. Кто-то ведь должен поставить перед людьми неудобный вопрос: «Какое отношение имеет елка к рождению Мессии?»

Но по поводу соблюдения храмовых праздников у самих адвентистов единого мнения нет. В общинах, ориентированных на диалог с иудеями, отмечаются праздники еврейского религиозного календаря. Если же такая задача не ставится, чаще всего акцента на храмовые праздники не делают.

А напрасно, считает Александр Болотников. Опыт показывает, что, если мы оставляем без внимания повеления Божьи относительно храмовых праздников, ясно записанные в 23 главе книги Исход и 23 книге Левит, то нам трудно понять смысл пророчеств и евангельских текстов.

 

КАК ХРИСТИАНАМ НЕ ЗАБЫТЬ ХРИСТА

Идея переодеть скульптуры языческих богов в христианские одежды восходит к IV веку нашей эры. В 321 году вселенский собор при поддержке императора Константина изменяет праздники: еженедельный день поклонения – субботу – перенесли на первый день недели, назвав его воскресеньем, и учредили пасхалии – расчет дат церковных праздников, главная задача которого – не допустить, чтобы христианские и иудейские праздники совпадали.

Однако, двигаясь навстречу язычникам, отцы церкви далеко отошли от Христа. Христианство оказалось выхолощено, лишено истины, а значит, духа и силы. В итоге под знаменем Христа развязывали войны, гонения инаковерующих, политические распри, экономические проблемы, насилие и вражда. Короче, нажили себе темное средневековье с его суевериями и невежеством. Антисемитизм, получив богословское обоснование, открыл двери жестоким гонениям на евреев – от крестовых походов до погромов и Холокоста XX века.

Недавно в сувенирном киоске я рассматривала пасхальные яйца. На одной полочке стояли произведения в стиле Фаберже, другую занимали яйца с палехской росписью, на третьей – их украшала Богоматерь с Младенцем. Все вполне обычное. Но четвертый ряд меня просто поразил: на пасхальных изделиях красовались танцующие дамы, похожие на Марию Магдалину до ее обращения к Богу. В таком виде их точно ни в какую церковь бы не пустили. Но я подумала, что такие картинки гораздо лучше соответствуют истинному смыслу сакральных предметов, на которых они изображены. Конечно, никакого отношения к христианству эти изделия не имеют. Но это, почему-то, мало кого волнует. Люди привыкли верить мифам, а не искать Бога.

 

БУДЕМ ПРАЗДНОВАТЬ!

Храмовые праздники – не древняя мистика, а сбывшееся пророчество, в них наглядно показан план спасения человечества от греха. Александр Болотников в своих восьми лекциях рассказал о двух измерениях весеннего и осеннего цикла праздников, установленных Господом в пустыне для народа Израильского. Весенние – Пасха, праздник потрясения снопов и Шавуот (Пятидесятница) – напоминают  об историческом событии – освобождении евреев из египетского рабства и пророчески указывают на  грядущего Мессию. Осенние – праздник труб, Йом Киппур (Судный день, День очищения) и Кущи – рассказывают о Божьем суде и о том, чем завершится Великая борьба добра и зла на земле.

Трижды в год – на Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей – народ Израильский должен был являться в Иерусалим пред лицо Господа, Который обитал в Святом Святых Храма, над престолом благодати – крышкой ковчега завета, между двумя херувимами. В Библии подробно рассказывается, что следует делать в эти праздники.

Что же нам осталось после того, как Храм разрушен? Кто-то мечтает о его восстановлении. Но в Божьем сценарии написано, что земной Храм отыграл свою роль. В утешение нам осталось свидетельство Иоанна – он увидел в видении храм и ковчег на небе. И праздники остались, чтобы помочь нам приобщаться к Слову Божьему. Чтобы мы знали, помнили – и жили!

В церкви адвентистов давно идет дискуссия о том, надо ли нам, христианам, праздновать храмовые праздники? И если надо, то как?  Буквально? Или так, как принято  у современных иудеев?

Александр Болотников предлагает решать этот вопрос так, как советуют апостол Павел и Козьма Прутков: смотреть в корень. Суть важнее ритуалов и обрядов. Поскольку игнорировать храмовые праздники нельзя, а исполнить буквально невозможно, надо поступить  по примеру Иисуса. Мы читаем в Евангелиях о том, что Иисус три раза в год приходил в Иерусалим на праздник Пасхи, Шавуот и Кущи. Но ни разу, обращает внимание пастор Болотников, мы не видим Его у жертвенника, приносящим жертву.

Что же Он делал? Учил народ! И сегодня нам стоит обратить внимание на главные составляющие праздника – учение и молитву. Остальные ингредиенты (трапезу, спектакль, пение и т.п.) добавить по вкусу и постараться не пересолить.

Мы, достигшие последних веков, не меньше древних евреев нуждаемся в том, чтобы план спасения постоянно представал перед нашими глазами. Чтобы не сбиться с пути в нашем путешествии к Небу.

Каждая лекция завершалась призывом к слушателям отдать свою жизнь Богу и молитвой. Встречи посещали 11 новых людей – им вручили в подарок книги и пригласили продолжить изучение Библии с пастором церкви.

Субботним вечером во время беседы о празднике Суккот (Кущей), празднике первых плодов, Александр Болотников привел самую красивую иллюстрацию – состоялось крещение двух молодых людей. Ведь заключение завета с Господом – и есть исполнение этого праздника. Обращенные люди – это плоды Божьей любви.

Пока не протрубила последняя труба, есть еще время принять решение – войти в Кущу (шалаш, скинию), где Бог обитает вместе с человеком.

Елена Копылова
 
 
[:en]
The Festival of the Trumpets
While trying to tell my friends about Alexander Bolotnikov’s (PhD, Expert in Judaism and Christianity, author and maker of documentary films) program “Temple Celebrations. Ancient Mysticism or Fulfilled Prophecies?” thattook place on May 5-12, I tried to state my impressions in a couple of words. I was thinking to myself, “What was it, really? I should probably say something like “Turning to the origins of Christianity. A return to the truth of the Word in its purity.” Well, I could not do it in a just a couple of words.

 

THE TEMPLE AS GOD’S THEATRE

All temple rituals and celebrations were theatrical dress-up events with a plot written by God Himself. The only difference was that they were not fictional dramas, they were life. Animaldeathswereforreal. Realbloodwasshed. In order to show how a sinner was rid of his sins the priests ate the meat. Plain boiled goat and sheep meat, cooked without salt and pepper. Notappetizing. Buttheywerenotatabanquet, youknow. They were witnessing a life or death decision in regard to a sinner.

If priests neglected their responsibilities they could die (some did.) From century to century they acted out a drama in the Jerusalem Temple which served as an admonition for their generation.

Alexander Bolotnikov
During Bolotnikov’s program two lectures were dedicated to each celebration. One covered the historic situation, the second lecture dealt with the prophetic meaning of the event. Israel’s exodus from Egypt to the Promised Land pointed to the future deliverance from the slavery of sin. One day mankind would enter the Kingdom of God where there would be no evil, no sin and no death.

Two lectures about Passover, twoaboutShavuot (Pentecost) andtheFestivalofTabernacles. Yom Kippur was inserted in the middle, and finally on Friday – everything about Sabbath. Sabbath was the only non-Temple celebration, but it was given to all men, not just Hebrews, similar to the temple holidays.

In order to show the audience how Israelites celebrated Passover and Shavuot,Bolotnikov included several skits into his lectures, written and acted out by members of Moscow churches.

We sawan Egyptian nobleman’s family that had survived the nine plagues thanks to his wife’s faith in God of Israel. Her husband, however, kept appealing to Osiris for a protection from the calamities sent by the God of Jews. The tenth plague was inevitably coming. Would his wife be able to convince the nobleman to abandon his idols and rely on the Living God? Would the Egyptian have courage to sacrifice a lamb in front of his neighbors and put its blood on the doorframe? We know that at the time of the Exodus a lot of strangers joined Hebrews and fled Egypt.

Another skit “revived” the Book of Ruth. A romantic story of a courtship between Moabite Ruth and Israeli Boaz took place during the time between Passover and Pentecost. Pentecost celebrated the Law given to Jews on Mount Sinai.

Thena group of Jews reclined in the upper room to celebrate Passover. Jesus and His disciples reclined around the table in a similar manner. By the way, Leonardo da Vinci did not reflect that detail in “The Last Supper” painting.

To make the temple experience more realistic the audience was offered ceremonial meals. For Passover people were offered matzoh (unleavened bread) with bitter herbs (parsley and romaine lettuce) and charoses, which I was responsible for.

Charoses is a sweet mixture of ground nuts and dried fruits. Its color and texture reminds clay. The clay that Jewish slaves had to puddle making bricks for the pharaoh. I found out that there was at least a dozen ways for making charoses including American, Jerusalem and Ashkenazi recipes. None of them were hard to make. The ingredients could be easily found at the market. The only problem was the quantity. I needed to make enough charoses for 200 people that attendee Bolotnikov’s program at the church building on Nagatinskaya Street! I earnestly prayed that every guest could taste some of the dish. And we did it! I decided that I would make charoses every year for my own family – tasty and meaningful.

In order for us (Christians who are looking forward to the Second Coming of the Messiah) to understand the importance of temple rituals the speaker utilized skits, video presentation, food – a whole arsenal of visual aids.

 

One of the skits
DEEP QUESTIONS

Alexander Vladimorovich asked deepe questions from his audience, who considered themselves a people of the Book. Here they were, thinking they knew everything. But they did not! Things were not that easy. Bolotnikov convinced them to review their knowledge and get rid of myths, stereotypes and delusions. He encouraged them to learn God’s will for themselves.

 

Protestants are used to consider traditional Christianity inferior to theirs. “Protestants base their beliefs on the Bible only.” Solo Scriptura! However, our knowledge is very often superficial and might not survive a crisis.

Alexander’s program was streamed online and is available on some Adventist sites. It is so great that we can go back and watch it again and try to digest everything in peace and quiet. It also means that Bolotnikov’s lectures are available for other believers, not just Adventists. As for me, I want all my Christian and Jewish friends and relatives to see it.

Eight lectures about the Temple celebrations are worth watching in order to see that Judaism and Christianity are not two, but one religion. Someone (we know who) purposely separated Jews and Christians and put them on the opposite sides of barricades. My Israeli relatives categorically rejected my invitation to watch the program when they found out that its author was a “vykrest” — a Jew converted into Christianity. Unfortunately, my good relationships with my relatives always get tested by religious subjects. For some reason they find it convenient to reject the truth and to live by myths, stereotypes and rumors.

However, I am positive that a person who is serious about their relationship with God will ask themselves if they are part of the confrontation between Christianity and Judaism

Christianity in Russia and much the same in other countries looks like a Christmas tree that has been decorated with ornaments collected by different generations of one family. One will see grandma’s childhood porcelain dolls, fragile glass animals from the eighties, plastic baubles made at a perestroika cooperative store, as well as cotton snowflakes made by little kids, and, finally, a red Kremlin pentagram turned a Christmas star on top of the tree. Paganism and a whole concoction of beliefs and rituals have deeply penetrated modern culture. Very few people can separate wheat from weeds without special training.

I visited a Protestant church at Easter and saw a banner which said, “Jesus resurrected!” Don’t they know that Passover is the time for sacrifices, not resurrection? (In Russian Easter is called Passover. Same word is used for the Jewish holiday and Christian Easter.) Protestants purposely celebrate Easter on the same day with the Russian Orthodox Church. They think that in order to be understood and accepted in the country they must respect local traditions.

Adventist churches also organize special programs at Christmas and Easter. They hope to attract people who traditionally celebrate these holidays and tell them about the Lord, something that goes beyond the rituals. Someone has to ask an uncomfortable question, “What does a decorated tree have to do with the birth of the Messiah?”

Adventists, however, do not have a unified opinion about Jewish celebrations. Churches that emphasize a dialog with Jewish people do follow Hebrew religious calendar. If that is not a priority for a congregation, they do not celebrate the Temple holidays. Bolotnikov thinks everyone should. His experience suggests that if we neglect God’s instructions regarding the Temple days recorded in Exodus 23 and Leviticus 23, we find it difficult to understand the meaning of prophecies and Bible texts.

 

HOW NOT TO FORGET CHRIST

The idea of disguising statues of heathen gods by changing them into Christian clothes goes back to the 4th century AD. In 321 the Ecumenical Council, supported by Constantine, changes the weekly day of worship – Sabbath – to Sunday, the first day of the week. They called it Resurrection day and established ecclesiastical calendar. Its main purpose was to make sure that Christian and Jewish holidays did not overlap.

However, trying to win over the heathen population the church patriarchs deviated from Christ. Christianity became petrified and deprived of the truth, thus left without spirit and power. As a result wars, persecutions, political disagreements, violence and animosity were all carried out in the name of Christ. It led to the Dark Ages with its ignorance and superstitions. Anti-Semitism was legalized and theologically “justified.” It marked the beginning of cruel persecutions of Jews – from Crusades to pogroms and the Holocaust in the 20th century.

Recently I was looking at Easter eggs at a souvenir kiosk. There were many different ones. The first row resembled Faberge’s pieces. The second row of eggs was painted in Palekh technique. Then there were eggs with Mary and the Baby painted on them. But the fourth row got my attention. I was shocked to see dancing women painted on Easter eggs. They resembled Mary Magdalene prior to her conversion. Those eggs would definitely not be accepted by any church. But I thought that those pictures were a better match to the true meaning of the “sacred” items on which they were painted. Those eggs had nothing to do with Christianity, but that did not bother a lot of people. They were used to believing into myths instead of looking for the living God.

 

LET’S CELEBRATE!

Temple rituals were not some ancient mysticism. They were fulfilled prophecies that illustrated the plan of salvation from sin. During the eight lectures Alexander Bolotnikov spoke about two groups of holidays that were established in the desert, spring and fall cycles. The spring cycle included Passover, waving of the sheaves and Pentecost. It reminded Israelites about their deliverance form the Egyptian bondage and pointed to the coming Messiah. The fall cycle (the Festival of Trumpets, the Day of Atonement and the Festival of Tabernacles) signified God’s judgment and the final outcome of the Great Controversy between good and evil.

Three times a year – for Passover, Pentecost and the Festival of Tabernacles – Israel had to gather together before God in Jerusalem. God abode in the Most Holy place of the Sanctuary, between the two cherubs over the mercy seat that covered the Ark of the Covenant. The Bible describes in detail what had to be done on those days.

What do we have left after the destruction of the Temple? Some people dream to rebuild it. But God’s plan indicates that the earthly Sanctuary fulfilled its purpose. We have John’s testimony to comfort us. He saw the heavenly Sanctuary and the Ark. We also have the temple celebrations given to us to help us stay close to the Word, to live and to remember!

Adventist church has long been discussing if we need to celebrate Jewish (temple) holidays. If we do, how? Should we literally follow all the instructions, or do what modern day Jews do?

Alexaander Bolotnikov suggested that we should follow Paul’s and Kuzma Prutkov’s advice. We must get to the root of the issue. Its meaning is more important than the ritual itself. We cannot ignore the temple celebrations, but we are not able to literally follow the instructions either. Then we should follow Jesus’ example. We read that He came to Jerusalem three times a year for Passover, Shavuot and the Festival of Tabernacles. However, as Bolotnikov points out, we do not see Him near the altar with a sacrificial offering. What did He do then? He taught people!

Today we should also emphasize the main components of a celebration – teaching and prayer. Other ingredients (meal, acting out, singing etc.) should be added as needed without overdoing. People who live in the end times need to see the plan of salvation as often as Israelites did, so that we do not stumble on our was to Heaven.

At the end of each lecture Bolotnikov made an appeal to give our lives to God with prayer. 11 new people attended the program. They were presented with books and were invited to study the Bible with the local church pastor.

On Saturday night during the lecture about the Festival of Tabernacles Bolotnikov was able to illustrate that celebration of the first fruit in the best possible way. Two young people got God’s love.

Until the trumpet sounds we have time to make a decision and enter the Tabernacle where God lives with men.

Submitted by Elena Kopylova