Адвентистские школы – великий миссионерский потенциал

В этом убеждены участники Второй конференции учителей христианских школ, состоявшейся в поселке Заокский 25-26 июня.

На конференцию  собрались преподавательские коллективы трех российских адвентистских школ – Тульской, Заокской и Нижегородской, их коллеги из Абхазии и Киргизии и Украины, а также руководители отделов образования восьми объединений Западно-Российского униона и Украины, где уже около десятка образовательных учреждений.

Образование обладает огромным миссионерским потенциалом, который успешно используют адвентисты во всем мире, об этом свидетельствуют факты. По исследованию университета Эндрюса, 96% всех выпускников христианских школ остаются в церкви, а из адвентистов, которые учились в светских школах – только 34 %.

Христианские школы возникли вместе с церковной организацией – не только в ответ на желание членов церкви воспитывать детей в христианской среде, но и как миссионерский проект. В 1863 году, в самом начале, когда  в церкви насчитывалось 70 тысяч членов, было открыто 18  школ и один колледж в Баттл Крик.

В своем обращении к преподавателям школ и церковным сотрудникам Владимир Ткачук, директор Отдела образования Евро-Азиатского дивизиона, сказал, что цель христианского образования – привить ребенку христианские ценности, имеющие Библейское основание, и призвал смотреть на христианское образование как на метод евангелизации. Он убежден: необходимо включить развитие образовательных учреждений в программу развития Церкви. Пастор Ткачук пожелал преподавателям школ хранить верность своему призванию, чтобы «ваши видение и планы никогда никто не принизил, не погубил, чтобы адвентистские школы брали новые академические высоты, стремились стать лучшими в своей местности». Перед директорами школ и объединениями поместных церквей Западно-Российского униона поставлена задача – создавать новые школы, по примеру Украинского униона, где принято решение попытаться в ближайшие годы открыть начальные школы в каждой конференции.

Это проект долгосрочный, но он будет приносить эффект практически сразу, ведь каждая христианская школа  становится центром влияния. Нельзя считать вложения в образование напрасными расходами, это инвестиция в детей и молодежь – будущее Церкви.

Образование и искупление – две стороны одной медали, цель образования – процесса длиною в жизнь! – привести человека к Христу, привить детям христианские ценности. Пастор Ткачук привел в пример людей, сделавший ставку на образование: библейского царя Езекию и его религиозную реформу; художника Василия Поленова, чьи картины на евангельские сюжеты уже более 100 лет проповедуют Благую весть и оказывают влияние на людей; Елену Уайт, которая в 1885 году убеждала собратьев: «Нужно строить школы». К ее видению прислушались, и к 1890 году появилось 220 церковных школ.  И это оказалась одна из самых успешных евангельских программ Церкви.

Сегодня в  145 странах мира 120 адвентистских вузов, в которых учатся 150 000 студентов, 1800 средних и около 6 000 начальных школ, общее число учащихся приближается к двум миллионам, профессорско-преподавательский состав составляет свыше 90 00 человек, каждый год число учащихся увеличивается на 65 000, в большинстве учебных заведений около половины учащихся – не являются адвентистами. В Евро-Азиатском дивизионе на 120 тысяч членов церкви 18 школ, два вуза и еще открываются два колледжа (в Киргизии и Украине), всего около двух тысяч учащихся.

Конечно, на постсоветском пространстве имеются объективные трудности для создания христианских школ. Но пример тех, которые уже существуют, свидетельствует – для верующих нет ничего невозможного. В христианских школах работают исключительно жертвенные люди, великие энтузиасты, их опыт вдохновляет и достоин подражания.

В некоторых странах строить и открывать христианскую школу – практически единственная возможность донести до местного населения Благую весть. И это именно тот путь, которым следует идти и нам, убеждена Ольга Владимировна, директор христианской школы «Наследие» в городе Токмак, Киргизия, отметившей в нынешнем году 16-летие. Ольга Владимировна решилась стать директором христианской школы, несмотря на предостережения, что «это ведь Азия». Но проект получился более чем успешным. Всего в школе 250 учащихся, в большинстве своем это дети  коренных национальностей. Родители учеников готовы выполнить все условия, только бы их детей взяли в школу. Во-первых, их устраивает качество образования. Школа «Наследие» заключила договор с республиканским центром тестирования, чтобы сравнить уровень образования с другими школами своего города и школами Бишкека. И оказалась в середине рейтинга лучших школ столицы Киргизии. Во-вторых, школа славится как островок безопасности и хорошего морального климата, родители могут не бояться за физическое и духовное здоровье своих детей.

В прошлом году министерство поставило выпускной экзамен на субботу, и переносить наотрез отказались. Ученики сдавали экзамен поздним вечером после окончания субботы, и никто из родителей, не являющихся адвентистами, и из учеников – не возражал. Школа поддерживает районные и городские социальные проекты, устраивают праздники для родителей и соседей, стараясь всех подружить.

Нижегородская школа «Нарния»  существует всего пять лет, но уже завоевала любовь детей и родителей. Начали с 15 учеников и трех классов, теперь в школе 54 ученика с 1 по 6 классы. Получить лицензию на старшие классы пока нет возможности, но дети и родители не хотели покидать школу,  учителя – отпускать своих детей, и нашли выход: дети продолжают учиться в «Нарнии», а зачеты сдают, кстати, только на «хорошо» и «отлично», экстерном в соседней общеобразовательной школе.

Участники конференции  обменялись  опытом интеграции христианства в образование.  Оказалось, что, прежде всего интеграция веры в образование (наряду с ежедневными молитвенными собраниями и библейскими уроками) выражается в построении  добрых, уважительных взаимоотношений отношений учителей и учеников, индивидуальный подход к каждому  ученику. Самая лучшая светская школа ставит перед собой цель сделать учеников  успешными  людьми, профессионалами, способными зарабатывать деньги. Христианское образование также воспитывает лидерские качества в ребенке, однако развивает не только умственную и физическую, но и духовную стороны личности. Сущность христианского лидерства –  научиться бескорыстному служению  ближним, принять служение не как часть жизни, а как путь жизни.

В Заокской школе дети с первого класса участвуют в благотворительных программах. Пример жертвенного служения показывают ребятам учителя. Один только факт. В старших классах учатся ребята, которым пришлось уехать далеко от своей семьи. Так вот, учителя стали устраивать по субботам, когда студенческий кафетерий не работает, обеды для старшеклассников. В учительской стоит копилка, в которую преподаватели собирают деньги на обед и сами его готовят, а потом трапезничают вместе с учениками. Как в семье! Приобщение к радостному служению – сверхзадача всех классных и внеклассных занятий, пикников и экскурсий, уроков рукоделия и кулинарии, летнего лагеря, спорта.

Каждая школа показала свой педагогический мастер-класс. Заокская школа, пользуясь тем, что находится ближе всех к месту проведения конференции, представила свой ансамбль цветных колокольчиков. Дети из младших классов сыграли и пропели библейские тексты. А потом колокольчики раздали всем присутствующим, чтобы  показать – играть на них совсем нетрудно и очень весело, конечно, если ансамблем руководит такой опытный аранжировщик и дирижер Наталья Лозовская.

О тульской христианской гимназии, отмечающей в этом году 20-летие, рассказал ее директор Олег Гришуткин. Школе приходится выдерживать серьезную конкуренцию в городе, и она справляется: 80% выпускников поступают в вузы, 15% поучают профессионально-техническое образование. Отличительная черта школы – сравнительно молодой преподавательский коллектив, очень активный и творческий. В этой школе, одной из немногих  области, внедрено инклюзивное образование: вместе с обычными детьми здесь учатся дети «с особыми потребностями». Таких детей становится, к сожалению, все больше. С ребятами занимаются педагоги, психологи и дефектологи, и доказывают, что гораздо большего успеха в социализации добиваются дети, которых помещают не в специализированные учреждения, а обычный детский коллектив. И еще одно важное условие успеха – верующие педагоги. Вера открывает источники мудрости, любви, терпения и милосердия. В них нуждаются, конечно, все дети, но особенно ребята с серьезными нарушениями здоровья.

Есть ли место религии в светской школе? Ректор Заокского христианского гуманитарного университета Евгений Зайцев проанализировал результаты  введения в школьную программу уроков по религиозной культуре, сделал вывод: главная цель – повлиять на нравственность учеников – в светской школе, где по определению нельзя приобщать детей к вере в живого Бога, не  достигается, да и не может быть достигнута. Привить высокие стандарты нравственности детям возможно только в условиях христианского образования, где преподаватели не только говорят о религии, но показывают пример христианской жизни. А это значит, что христианских школ должно стать больше, чтобы все семьи, заинтересованные в качественном  образовании и воспитании своих детей, могли получить такую возможность. Сегодня в обществе есть спрос на христианское образование. Церковь христиан адвентистов седьмого дня не может не принять этот вызов.

Елена Копылова,
Заокский, Тульская обл., Россия
25 – 26 июня 2013 г.
Администрация сайта оставляет за собой право утверждать и отклонять комментарии, и не будет в состоянии ответить на запросы относительно этого. Пожалуйста, пишите все комментарии в уважительной и вежливой форме по отношению к авторам и посетителям сайта.