Урок 6. 3 – 9 августа. Исповедание и покаяние — условия возрождения


"Возрождение и Преобразование" - пособие по изучения Библии для молодежи на III квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию молодежного урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ III квартал 2013 год (PDF, 2.3 MB) Аудио Урок 6 (MP3, 37.9 MB)

Аудио все уроки (MP3, 437 MB)

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).

Вступление

2 Цар. 11 и 12; Пс. 50

В одной мощной державе был когда-то президент. Он много лет правил этой страной. Граждане уважали его и ценили. Бог любил этого президента и дал ему силу подчинить окружавшие его развращенные страны. Поскольку президент любил Бога, Он благословил его многочисленной армией, роскошным дворцом, множеством слуг и замечательной семьей.

Как-то раз президент увидел красивую женщину, принимавшую душ в соседнем дворе. Он быстро приказал одному из слуг разузнать, кто она такая. Чуть позже слуга доложил, что зовут ее Елена и она является женой Марка, преданного президенту солдата. Похоть быстро заполнила его сердце, и он велел слуге немедленно привести к нему Елену.

Очень скоро страсть вылилась в насилие, а насилие повлекло за собой убийство. Президент приказал главному военачальнику поставить Марка на переднюю линию фронта, хотя туда посылали только опытных командиров. На следующий день после сражения помощник доложил президенту, что Марк был убит в бою.

Не кажется ли вам эта история знакомой? Это современная версия истории о Давиде и Вирсавии. В этой истории царь, поставленный Богом, чтобы управлять Его народом, совершает то, что большинство из нас посчитает непростительным. Однако в 1 Цар. 12 мы читаем о том, что Давид покаялся в своих грехах и Бог его простил. (Но, конечно, Бог не мог устранить последствия грехов Давида.) Бог знает о каждом совершенном нами грехе. Но Он хочет прощать нас, когда мы смиренно признаемся и каемся. Он знает, что накопление вины и боли ведет к разрушению жизни. Поэтому Он призывает вас поделиться с Ним тем, что с вами происходит. На этой неделе пусть Святой Дух руководит вами, когда вы будете изучать сущность и красоту покаяния — исцеляющей силы исповедания.

Никки Валентин, Барри, Онтарио, Канада.

Доказательства

Пс. 50:19; Евр. 4:12

Если сокрушенный дух и кающееся сердце — это те дары, которые радуют Бога, почему мы так часто боремся против своей надменной, лицемерной человеческой природы? Освальд Часберс обращался к этому вопросу, когда писал, что «осознание греха — это то, что наиболее редко происходит с человеком». Может быть, нашему поколению не хватает плодов смирения, которые приносят в нашу коллективность такие составляющие, как осознание, исповедание и покаяние?

Один из примеров, когда Святой Дух обличает, записан в Ин. 8:1–9. Иисус попросил обвинителей женщины исследовать свои сердца и обратить внимание на свои грехи. Промежуток между застывшими в руках «праведников» камнями и тихими удаляющимися шагами — это процесс обличения. Эта работа достаточно сильна, чтобы остановить нас на наших путях и возвратить к Господу в поисках преобразования, стремления соответствовать Его воле.

К сожалению, современное общество утверждает, что в обличении нет никакой необходимости. Роберт Шуллер заявляет: «Я думаю, что ничто совершенное во имя Христа и под знаменем христианства не оказалось более губительным для человеческой личности… чем часто применяемая грубая, неотесанная и нехристианская стратегия, заключающаяся в попытках довести до людей осознание их падшего, греховного состояния». Если губительно осознание того, что мы находимся во грехе, то тогда губительным можно назвать и то, что порой человек узнает о том, что он серьезно болен. В Библии неоднократно говорится об обличающей силе Святого Духа. Подобное обличение причиняет боль, которая необходима для того, чтобы привести нас к исповеданию и покаянию. Это единственное средство исцеления нашего греховного состояния.

Ами Реджестер, Гринбриер, Арканзас.

Слово

Пс. 50:1–10; Откр. 3:14–20; Иак. 2:17

Подлинное покаяние (Пс. 51:1–12; Мф. 27:1–5)

Многим людям известно, что такое генеральная уборка. В это время те вещи, которые нами никогда не используются, выбрасываются или отдаются нуждающимся, а дом внутри и снаружи тщательно убирается. Покаяние и исповедание — это время очищения души. И то и другое необходимо для того, чтобы возрождение и преобразование могли произойти в нашей жизни и в церкви. Во-первых, должно быть сожаление и праведная скорбь о том вреде, который мы причинили окружающим и себе, а затем полная перемена к лучшему (Иез. 14:6; 2 Кор. 7:10). Также должно иметь место исповедание — признание своего греха. Исповедание — это «веник», «грабли» или «пылесос», который удаляет мусор и грязь из наших сердец (1 Ин. 1:9).

Подлинное покаяние ведет к подлинному исповеданию (Пс. 50:1–12). Также и ложное покаяние ведет к ложному исповеданию (Мф. 27:1–5; Нав. 7:18–21). Иуда и Ахан исповедали свои грехи только потому, что они обнаружились, а не потому, что они действительно сожалели о содеянном (см. Э. Уайт. Желание веков, с. 721, 722 и Патриархи и пророки, с. 498).

Разница между истинным покаянием и исповеданием (Лев. 5:5; Притч. 28:13; Лк. 19:8; Ин. 16:8–11; Деян. 19:18, 19; 2 Кор. 7:9–11; Откр. 3:14–20)

Можно ли сказать, что, если человеку плохо от совершенных им грехов, значит, он раскаивается? Можно ли назвать исповеданием признание своих грехов? Какое место занимает Святой Дух в покаянии и исповедании? Прочитайте Ин. 16:8–11. Библия говорит о том, что лаодикийская церковь находится в теплом состоянии (Откр. 3:14–20). Ее поклонение было мертвым, холодным и формальным. Почему она стала такой? Почему мы становимся такими? «Самая большая проблема лаодикийского превозношения в том, что эту ситуацию невозможно исправить. Такая самоуспокоенность имеет роковые последствия, ибо Дух Божий никогда не приходит туда, где не испытывается нужда в Его присутствии, но без Его присутствия невозможно испытать новизну жизни».

Мы становимся теплыми, когда отворачиваемся от Бога, когда Он не живет в наших сердцах. Что нужно для того, чтобы возрождение и преобразование произошли в наших церквах, домах, школах и в нашей жизни? Прежде чем Святой Дух сможет жить в наших сердцах и преобразовывать нашу жизнь, мы должны покаяться и исповедать свои грехи.

«Истинное покаяние подразумевает радикальную перемену в отношении к греху и к Богу. Божья милостивая благость ведет нас к покаянию (Рим. 2:4), трудясь в людях, производя в них „хотение и действие по Своему благоволению“ (Флп. 2:13). Покаянию предшествует обличение Святого Духа, Который запечатлевает в сердце грешника безграничную Божью праведность и его собственное безнадежное положение»…

Когда мы исповедуем свои грехи, «мы должны признать каждый совершенный нами грех (Лев. 5:5), наряду с покаянием (Мф. 3:2, 6, 8; Деян. 2:28; Пс 37:19), возмещением ущерба (если это необходимо и возможно) (Лев. 6:4; Лк. 19:8) и преобразованием (3 Цар. 8:35; Притч. 28:13; Ис. 55:7; Деян. 19:18, 19)».

Как узнать, что человек действительно раскаивается? (Мф. 7:15–21; Евр. 11:16; Иак. 2:17)

Подлинное покаяние и исповедание всегда приводит к переменам. Те, кто считают себя детьми Божьими, но в чьих сердцах не происходит заметной перемены в отношении к окружающим и поведении в других сферах жизни, не спасены. Зачастую они просто ищут выгоды и власти (см. Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 357).

«Вера в Бога должна сопровождать поступки, или же они останутся лишь формой. Правда то, что „вера, если не имеет дел, мертва сама по себе“ (Иак. 2:17), но правда также и то, что дела, не сопровождаемые искренней, живой верой также „мертвы“ (Евр. 11:16). Незнающие воли Божией не несут за это ответственность (Лк. 12:47, 48), но слышавшие голос Божий, говорящий к их сердцам, но упорствующие в своих путях „не имеют извинения во грехе своем“ (Ин. 15:22) и подвержены самонадеянности».

В то же время мы должны помнить, что нам не дано судить. Только Бог имеет полное право и возможность определять, кто искренен, а чье исповедание и покаяние поверхностно. Наше дело удостовериться в том, чтобы наши отношения с Богом были в порядке.

Дискуссия

Что мешает Святому Духу принести возрождение и преобразование в вашу жизнь?

Что говорят ваши поступки и привычки о необходимости очищения души?

Как вы пытаетесь прикрыть свои грехи?

Почему важно помнить о том, что только Бог «имеет полное право и возможность определять, кто искренен, а чье исповедание и покаяние поверхностно»?

Испытываете ли вы нужду в присутствии Святого Духа? Если нет, то почему?

Анжела Джилфиллан, Санкт Катрин, Ямайка.

Свидетельство

Пс. 33:19

«Покаяние подразумевает сокрушение о соделанном грехе и оставление его. Мы не откажемся от греха, если не осознаем его пагубность; до тех пор, пока наше сердце не отвернется от него, в нашей жизни не произойдет настоящей перемены».

«Молитва Давида после его падения являет собой пример истинной печали о грехе. Его покаяние было искренним и глубоким. Он не пытался смягчить свою вину и молился не ради того, чтобы избежать нависшего над ним наказания. Давид понимал чудовищность своего преступления и порочность своей души, он чувствовал отвращение к своему греху. Он молился не только о прощении, но и об очищении сердца. Он жаждал испытать радость святой жизни, восстановить согласие и общение с Богом. Посмотрите, в каких идущих из глубины сердца словах выражает он пережитое им: „Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства” (Пс. 31:1, 2).

„Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои… Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда передо мною… Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега… Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня… Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою” (Пс. 50:3–16).

Совершить такое покаяние своими силами невозможно; его можно получить только у Христа, Который „восшел на высоту и дал дары человекам”».

«Как бы ни совершалось признание своего греха — в обществе или наедине с Богом, это нужно делать искренно, от всего сердца. Принуждение здесь недопустимо так же, как и легкомысленное, брошенное мимоходом признание своей неправоты. Нельзя настаивать на исповедании, если человек не понимает, насколько отвратителен его грех. Только исповедание, исходящее из глубины сердца, может быть принято Богом, Который весьма благ и сострадателен. Псалмопевец говорит: „Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет” (Пс. 33:19)».

Дискуссия

1. Есть ли у вас тайный грех, о котором не знает никто, кроме Бога? Как Бог может вам помочь?

2. Подумайте о таких библейских персонажах, как Самсон, фараон, Иуда и Петр. Поговорите о тех грехах, которые они совершили против Бога, а также о том, каким было их покаяние, искренним или ложным.

Стефани Валентин, Барри, Онтарио, Канада.

Практика

Пс. 31:1–8; Ис. 1:16–19; Деян. 2:38; 24:16; 2 Кор. 7:9; 1 Ин. 1:9

Моя мама часто рассказывала нам с сестрой истории из своего детства. Одна из таких историй производила на меня глубокое впечатление. В ее городе были дети, которым приходилось носить на голове ведра с водой, вязанки дров и сумки с продуктами, все это входило в их повседневные обязанности. Я всегда удивлялась тому, как им удавалось ходить с такими тяжелыми ношами. Какой груз!

Представьте, каково ходить каждый день с грузом греха в вашей жизни, не зная, что с ним делать или к кому обратиться за помощью. Как это было бы обременительно! Но, к счастью, нам не нужно самостоятельно нести эти ноши. Ниже приведены три совета, которые помогут нам обрести духовное возрождение.

Примите в свою жизнь Святого Духа. Покаяние не обретается благодаря нашим собственным заслугам. Это дар от Бога. В Деян. 2:38 мы читаем о том, что, если мы раскаиваемся в наших грехах и крестимся, мы получаем Святого Духа.

Обретите зависимость от Святого Духа. Для того чтобы по-настоящему раскаяться, мы должны зависеть от руководства Святого Духа. В 2 Кор. 7:9–11 покаяние описывается как благочестивое сожаление о содеянных грехах. Когда мы раскаиваемся, мы освобождаемся от груза и готовы совершать дело Божие.

Будьте искренни. «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как вóлну убелю» (Ис. 1:18). Независимо от того, когда мы грешим, где мы грешим или как мы грешим, Бог приглашает нас прийти! И когда мы с искренним сердцем приходим к Нему, Он омывает наши грехи и уже о них не вспоминает (1 Ин. 1:9).

Исповедуя грехи, мы исцеляемся (Пс. 31:1–8). В Деян. 24:16 Павел писал, что он всегда стремился иметь чистую совесть перед Богом и людьми. А что можно сказать о вас? Можете ли вы похвалиться чистым сердцем? В Пс. 31:1, 2 Давид писал: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства!» Как замечательно иметь возможность прийти к Господу и получить прощение и исцеление через истинное покаяние и исповедание.

Дискуссия

Как мир может увидеть наше истинное покаяние?

Каким образом покаяние является ежедневным процессом?

Клаудия Шоу-Мартин, Барри, Онтарио, Канада.

Мнение

Суд. 16:28–30; Пс. 50; Мф. 26:69–75

Давид является автором одного из самых знаменитых псалмов, псалма 50. В этом псалме покаяния и исповедания он излил свою скорбь за грехи, которые он совершил против Вирсавии и ее мужа. В ответ Бог удалил мучившую его вину и боль.

Самсон хорошо известен благодаря своей силе и тем неразумным поступкам, которые он вытворял, пользуясь ею. Но в Суд. 16:28–30 мы читаем о том, как Бог даровал ему в последний момент невероятную силу. Несмотря на неосмотрительность, проявляемую в прежние годы, складывается впечатление, что он использовал эту силу «для того, чтобы в последний момент своей жизни искупить потерянные им возможности. Насмешки, сопровождавшие победу филистимского языческого божества Дагона, могли вызвать в его душе желание оправдать имя Бога Израилева, Которому он сам принес такое бесславие».

Петр — рыбак, которого Христос избрал быть одним из Своих учеников. Подумайте о том, как Иисус сказал ему, что он трижды отречется от своего Спасителя. Подумайте о том, насколько Петр был уверен в том, что этого не произойдет! И наконец, подумайте о том, как Петр рыдал, когда он действительно отрекся от Христа (Мф. 26:69–75). Одна цитата гласит: «Слезы — это слова, которые не может выразить сердце».Слезы Петра были исповедью, для которой он не мог найти слов.

Чувство вины — это пятно греха. Прощение Христа может вывести это пятно. Давид, Самсон, Петр и многие другие люди, о которых написано в Библии, учат нас тому, что Бог праведен и милостив к нам, когда мы исповедуем наши грехи и каемся в них. Он всегда рядом, когда мы молим Его о прощении. Он ждет возможности удалить наши грехи и печали. Он готов даровать нам Свою благодать. Как только мы сможем исповедать свои грехи и раскаяться в них всей душой, а не просто разумом, мы испытаем утешение Святого Духа. Тогда мы узнаем, что Бог близок к нам и Он рад, что мы Ему доверяем. Как прекрасно почувствовать Его исцеляющую силу!

Дискуссия

Почему Богу так легко простить нас, но нам так тяжело простить окружающих?

Как мы можем прощать окружающих также легко, как Бог прощает нас?

Юджин Валентин, Барри, Онтарио, Канада.

Исследование

Рим. 10:10; 2 Кор. 7:8–11

Заключение

Бог устраняет барьеры, препятствующие нашим взаимоотношениям с Ним также легко, как солнце рассеивает утренний туман. Через покаяние и исповедание мы признаем и принимаем то, что совершил ради нас Бог. Нам больше не нужно полагаться на свою предполагаемую невиновность или внешнее поведение. Мы признаем, что наша праведность как запачканная одежда и исповедуем свою вину, признавая, что ничто, кроме Божественной благодати, не может разрешить эту проблему. Как только посредством исповедания и покаяния мы оставляем свою гордость и самоправедность, мы проходим последний барьер, мешавший нашему возвращению к Богу.

задания

Проиллюстрируйте Божье прощение, используя небольшой кувшин с водой, пищевую краску и отбеливатель. Добавьте красную пищевую краску (наши грехи) в воду и устраните цвет, используя хлор (отбеливатель), тем самым показывая Божью очищающую силу.

Напишите поэтическую молитву, в которой вы сможете выразить ваше исповедание и покаяние.

Найдите десять библейских историй, иллюстрирующих исповедание и покаяние, которые оказали влияние на вашу жизнь. Распределите эти истории от самой впечатляющей, оказавшей на вас наибольшее влияние, к наименее впечатлившим вас историям.

Спойте ваши любимые песни, прославляющие Божью неизмеримую благодать в контексте исповедания и покаяния.

Нарисуйте картину на тему знаменитого исповедания греха, о котором написано в Библии, например, Давида, исповедующего свой грех, или Даниила, исповедующего грехи всего народа.

Найдите в природе картины, которые бы иллюстрировали свободу, чувство избавления, ощущаемое людьми, когда они перестают испытывать чувство вины и стыда благодаря покаянию и исповеданию.

Поговорите с другом или руководителем в церкви о том, как покаяние и исповедание помогло ему или ей в его (ее) духовной жизни.

Для изучения

3 Цар. 8:22–61; Ис. 59; Флп. 3:4–14.

Э. Уайт, Путь ко Христу, гл. 2–5.

Edward Heppenstall, Salvation Unlimited, chapter 5, (Откр.iew and Herald Publishing Association®, 1974).

Даниил Солис, Колледж Плейс, Вашингтон, США.