СШ

Субботняя Школа

Урок 8. 17 — 23 августа. Проницательность – защита возрождения

"Возрождение и Преобразование" - пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды». Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ III квартал 2013 год (PDF, 1.1 MB) С комментариями для учителей (PDF, 2.5 MB) Аудио Урок 8 (MP3, 46.1 MB) Аудио все уроки (MP3, 506 MB)

Видео (MOV, 568 MB)

Библейские тексты для исследования:

Ин. 17:3; 1 Ин. 2:3–6; Мф. 23:27, 28; 2 Фес. 2:9–12; 1 Кор. 12:4–7.

Памятный стих:

«Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня. Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей» (Пс. 118:159, 160).

Как-то раз, в начале моего пасторского служения, я проводил библейский урок в одной семье в сельской местности штата Теннесси. Вдруг в комнату вошел высокий мужчина, дымя огромной сигарой, и объявил, что Бог исцелил его от рака легких!

Я часто размышляю над тем опытом. Этот человек искренне верил, что Святой Дух чудесным образом исцелил его. Однако было ли исцеление истинным только потому, что он в это верил? Всегда ли знамения и чудеса свидетельствуют о действии Святого Духа? Можем ли мы основывать свою веру только на знамениях и чудесах? Какую роль знамения и чудеса могут сыграть в ложном возрождении?

В контексте возрождения нам нужно задать себе вопрос: может ли дьявол вызывать ложное религиозное пробуждение, убеждая людей в том, что произошло истинное возрождение?

На этой неделе мы будем исследовать духовные индикаторы подлинного возрождения и сопоставлять их с очевидными проявлениями ложных знамений. Зная, чем одни отличаются от других, мы сможем обезопасить себя от обмана врага.

Всякая истинная духовность сосредоточена на познании Бога и исполнении Его воли (Ин. 17:3; Евр. 10:7). Любое так называемое возрождение, которое больше сосредоточено на опыте, чем на стремлении повиноваться Божьему Слову, лишено смысла. Святой Дух никогда не поведет нас в направлении, противоположном Библии. Он ведет нас к Слову (2 Тим. 3:15, 16; 1 Кор. 14:32). Слово Божье — фундамент и сердце каждого подлинного возрождения.

Что говорят нам приведенные отрывки из Пс. 118 о возрождении и Слове Божьем? Перечислите все духовные качества, которые развивает в нашей жизни Слово Божье. Пс. 118:25, 28, 49, 50, 67, 81, 105, 116, 130, 154. Каково значение этих обетований в нашем практическом жизненном опыте с Господом?

В Своей проповеди о Слове жизни Иисус объяснил суть возрождения и определил основание духовной жизни. Он провозгласил: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Утверждение Иисуса чрезвычайно важно. Святой Дух, являющийся источником всякого духовного возрождения, говорит через Слово Божье, чтобы даровать глубокую духовную жизнь всем принимающим его верой. Возрождение происходит тогда, когда Святой Дух запечатлевает слова Иисуса в нашем разуме. Вот почему Спаситель сказал: «Написано: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”» (Мф. 4:4).

«Во многих религиозных движениях, происходивших за последние полвека, в большей или меньшей степени видно действие той самой силы, которая проявит себя в более широких движениях будущего. Мы видим: люди испытывают эмоциональный подъем, истина смешивается с ложью, что многих вводит в заблуждение. Но обмана можно избежать. В свете Слова Божьего не так уж трудно определить природу этих движений. Мы можем с уверенностью сказать, что нет благословения Божьего там, где люди пренебрегают свидетельством Библии, отворачиваются от тех ясных и испытывающих душу истин, которые требуют самоотречения и отказа от мирских удовольствий» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 464).

Суть подлинного возрождения заключается в выявлении воли Бога, открытой в Его Слове. Жизнь Иисуса была наполнена Святым Духом. От рождения и до смерти Его вел и укреплял Святой Дух.

Возрождение неразрывно связано с познанием Иисуса. Это пробуждение духовных способностей души, личный живой опыт общения со Спасителем. Суть всякого возрождения — познание Иисуса, настоящее знакомство с Ним как с Другом. Исходя из своего глубокого личного опыта общения с Иисусом, апостол Павел молился о ефесянах, чтобы они могли «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19).

Это контрастирует с историей о десяти девах, пятеро из которых имели внешний вид благочестия и религиозности, но не имели личного опыта общения с Иисусом. Указывая на их великую нужду, Иисус сказал: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25:12).

Познание Бога всегда ведет к послушанию. Закон Бога открывает Его любовь. Более глубокие взаимоотношения с Христом ведут к еще большему желанию обрадовать Его. Послушание — плод любви. Чем больше мы любим Иисуса, тем больше будем желать проявлять послушание Ему. Любое так называемое возрождение, которое не подчеркивает необходимости покаяния в грехах, когда мы осознанно нарушали Его Закон, вызывает подозрение. Религиозный пыл может вызвать временный духовный подъем, но не устойчивые духовные изменения.

По каким признакам апостол Иоанн определял, насколько человек знает Бога? 1 Ин. 2:3–6; 4:7, 8, 20, 21.

В приведенных текстах Иоанн подчеркивает два важных аспекта. Во-первых, познание Бога ведет к соблюдению Его заповедей. Во-вторых, любовь к Богу побуждает человека любить и ближнего. Мысль Иоанна ясна. Подлинная духовность приводит к изменению жизни. Суть возрождения заключается не в теплом ощущении близости к Иисусу, а в преображенной жизни, наполненной радостью служения Ему. Великая цель Бога в процессе всякого возрождения заключается в том, чтобы приблизить нас к Себе, углубить наше посвящение следовать Его цели для нашей жизни и освободить от всего, что мешает нам свидетельствовать и совершать служение для Него.

Насколько вам удается выстраивать личные взаимоотношения с людьми? Что эти взаимоотношения говорят о ваших отношениях с Господом? В чем необходимо улучшить ваши взаимоотношения как с Богом, так и с окружающими людьми?

Одна из трудностей, с которыми сталкивается истинное возрождение, заключается в необходимости вырваться из ледяных оков формализма и в то же время не попасть в раскаленное пламя фанатизма. Формализм наглухо заперт в своем статусе-кво. Он довольствуется внешней оболочкой религии, но отрицает живую реальность веры. Фанатизм же характеризуется крайностями. Он отклоняется от прямого пути, склонен к несбалансированности и обычно сосредоточен на одном аспекте веры, пренебрегая всем остальным. Часто фанатизм ведет к самоправедности и осуждению. Апостол Павел жаждал, чтобы христианские церкви «не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14).

Читая обличение, высказанное Иисусом в адрес фарисеев, что мы узнаем о холодном формализме? Мф. 23:27, 28; Лк. 11:39, 40; Мк. 7:5–9.

Что можно ответить людям, считающим, что знамения и чудеса всегда свидетельствуют о верности Иисусу? Мф. 7:21–23.

Представителям двух групп людей, упомянутых в приведенных выше текстах, не хватает посвящения сердца. Знамения и чудеса никогда не займут место подлинной библейской веры. Они не заменят исполнение воли Бога и Его Слова. Суть подлинного возрождения заключается в столь глубокой вере, что она ведет к послушанию, к исполнению воли Божьей. Библейски обоснованное возрождение созвучно словам Иоанна: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).

«Какая вера может победить этот мир? Вера, которая делает Христа вашим личным Спасителем, вера, которая, признавая свою беспомощность и полную неспособность самостоятельно себя спасти, хватается за Помощника, сильного спасать, как за свою единственную надежду» (Э. Уайт. Отражая Христа, с. 21).

К чему вы больше склонны: к формализму и традициям или к переживанию опытов и эмоциональному возбуждению? Как найти правильный баланс, если вы склонны к одной из этих крайностей?          

Ложное возрождение часто сосредоточивается на чудесах, а подлинное возрождение — на служении. Ложное возрождение акцентирует внимание на впечатляющих знамениях и чудесах, а подлинное признает факт, что величайшим чудом является измененная жизнь.

Чудеса исцеления, которые совершал Иисус, свидетельствовали о Нем как о Мессии. Будучи нашим сострадательным Искупителем, Спаситель стремился облегчить человеческие страдания. Но еще больше Его беспокоило спасение каждого человека, к которому Он прикасался Своей исцеляющей благодатью. Целью искупительного служения Иисуса было «взыскать и спасти» гибнущее человечество (Лк. 19:10). В споре с религиозными вождями относительно парализованного человека Иисус сказал: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:6). В ответ на это чудо люди прославили Бога (Мф. 9:8).

Чудеса были следствием искупительного служения Иисуса, но они не являлись главной причиной Его пришествия на землю.

Что приведенные тексты сообщают о том, как люди могут быть обмануты в последние дни? 2 Фес. 2:9–12; Мф. 24:11–13, 24; Откр. 19:20.

Эти люди обмануты ложными чудесами потому, что «не приняли любви истины для своего спасения». Когда желание зрелища гораздо важнее, чем желание новой жизни во Христе, тогда разум открыт для обмана. Притча о богаче и Лазаре заканчивается проницательными словами Иисуса: «Тогда Авраам сказал ему: “если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят”» (Лк. 16:31). Другими словами, впечатляющие знамения и удивительные чудеса никогда не займут место понимания Слова Божьего и послушания ему. Главное — следование за Богом, а знамения и чудеса всегда второстепенны.

Какие чудеса вы испытали в своей жизни, в личных взаимоотношениях с Господом? Чему они вас научили? Насколько они важны для вашей веры?

Назовите несколько главных причин, по которым Бог посылает Своей Церкви дары Святого Духа? 1 Кор. 12:4–7; Рим. 12:4–8; Еф. 4:11–16.        

Дары Святого Духа можно разделить на две большие категории: одни дары являются качествами, а другие — призванием. Например, дары вспоможения, гостеприимства, проповедования и учения являются качествами, которыми Бог наделяет отдельных верующих (Рим. 12:6–8). Дары апостольства, пророчества, благовестия и пасторства/преподавания — это призвание отдельных верующих людей (Еф. 4:11, 12). Обе категории служат общей цели. Они даны Святым Духом, чтобы укрепить духовную жизнь Церкви и помочь ей в совершении миссии. Духовные дары — не самоцель, они даны Богом на благо Его Церкви, для ее созидания.

Что имеет в виду апостол Павел, когда в Гал. 5:16 использует выражение «поступайте по духу»? Прочитайте Гал. 5:22–25 и назовите качества, которые появляются, когда мы поступаем по духу. См. также Ин. 15:1–7.

Любое так называемое возрождение, не проявляющее интереса к качествам плода Духа, но одержимое стремлением обладать дарами Духа, опасно. Если бы Бог в избытке послал дары Духа верующим, которые не обнаруживают качеств плода Духа, тогда Церковь стала бы центром эгоистичного тщеславия. Открыть потоки небесной силы, когда слабы духовные каналы, все равно что погубить. Остерегайтесь движений, которые сосредоточены на дарах и силе Святого Духа, а не на послушании воле Божьей и преобразовании характера, обнаруживающего плод Духа.

Что бы вы могли сказать человеку, испытавшему, по его мнению, сверхъестественное проявление Божественной силы? Как можно помочь этому человеку понять, было ли пережитое действительно послано Богом или же другой силой? Как наше понимание реальности великой борьбы помогает нам определять, кто или что стоит за чудесами?

«Обетование Духа не оценивается надлежащим образом, поэтому оно и не исполняется так, как это было бы возможно. В этом проявляется отсутствие Святого Духа, которое делает евангельское служение совершенно лишенным силы. Человек может иметь превосходное образование, таланты, красноречие, различные природные дарования и приобретенные способности, но без присутствия Духа Божьего ни одно сердце не будет тронуто, ни один грешник не будет приобретен для Христа. С другой стороны, будучи в союзе со Христом, приняв дары Духа, даже самый бедный и необразованный из Его последователей будет обладать силой, которая будет говорить к сердцам. Бог делает таких людей проводниками самого сильного влияния во Вселенной» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 328).

«Искренние мольбы апостола не остались бесплодными. Святой Дух действовал с могучей силой, и многие вставшие на ложный путь обрели прежнюю веру в Евангелие. С тех пор они были тверды в свободе, которую даровал им Христос. В их жизни проявился плод Духа — „любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”. Имя Божье было прославлено, и многие в том краю присоединились к верующим» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 388).1

Вопросы для обсуждения:

Поразмышляйте над различиями между холодным формализмом и неудержимым фанатизмом. Всегда ли они противоположны? То есть может ли община одновременно быть фанатичной и формальной? Если да, как это может проявляться? Почему и одно, и другое причиняют ущерб возрождению и преобразованию? Что можно сказать о вашей общине? Какую позицию она занимает? Как вы можете помочь ей найти правильный баланс?

Можем ли мы увидеть в мире признаки ложного возрождения, и если да, то какие? Откуда мы знаем, что они ложные? С другой стороны, разве неправильно верить в то, что Бог работает над возрождением людей, которые хотя и любят Его, но не знают истин, известных нам?

Всем классом обсудите ваши ответы на вопрос урока за четверг относительно человека, который считает, что пережил сверхъестественный опыт с Богом. Чему вы можете научиться из ответов ваших братьев и сестер?