Урок 12. 14–20 сентября. Преобразование — восстановление отношений


"Возрождение и Преобразование" - пособие по изучения Библии для молодежи на III квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию молодежного урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды»

CШ III квартал 2013 год (PDF, 2.3 MB) Аудио Урок 12 (MP3, 37.9 MB)

Аудио все уроки (MP3, 437 MB)

«Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10).

Вступление

Ин. 4:1–30

Держа тяжелый водонос, она быстро шла через город. Она ненавидела походы по воду. Это было унизительно, это указывало на ее презренный статус. Все женщины подозревали ее в распущенности, а мужчины знали о ее легкодоступности. Но она зависела от этой деревни с ее нездоровыми отношениями, безнадежно зависела от мужчин, которые кормили ее, и от воды, в которой постоянно нуждалась.

Вдруг послышались грубые мужские голоса. По дороге навстречу ей, смеясь и шутя, спускались евреи. Она смотрела себе под ноги, всем телом чувствуя их взгляды. Всем было понятно, почему она шла к колодцу одна в самое жаркое время дня.

Они посторонились, и она продолжила путь в относительном спокойствии своего одиночества. Впереди показался колодец, она почти пришла. Но когда она увидела у колодца человека, ее сердце сжалось. Мужчина. Один. Она надеялась, что это тоже еврей, тогда ей не придется иметь с Ним дело.

Он обернулся к ней и тепло, широко улыбнулся. Не той улыбкой, которая как бы говорит: «Я знаю, что ты за женщина». Она в растерянности потупила глаза. Затем Он попросил: «Пожалуйста, дай мне воды». Еврей разговаривает с самаритянкой и даже просит у нее помощи! Может, Он тоже один из отверженных. Она с радостью утолила Его жажду. А Он с еще большим удовольствием утолил ее жажду.

Она пришла к колодцу, опутанная разорванными отношениями, в рабстве греха и своего положения. Она пришла презренная и отверженная теми, кто считал себя более праведными, чем она. Она пришла с болезненными воспоминаниями, тяжким сожалением и переполненная чувством одиночества. Но всего несколько мгновений с Иисусом изменили ее жизнь. Несколько капель живой воды попали в ее пересохший рот и оживили каждую клеточку ее существа. Она кротко рассказала о своем греховном положении. Он оказал ей такое уважение, которого она никогда прежде не испытывала, и показал надежду, о которой она никогда не знала. И хотя женщина не просила прощения, она знала, что прощена, омыта и теперь получила совершенно новую жизнь. И теперь она обязательно должна поделиться пережитым со всеми, даже с теми, кто ее презирал!

Она побежала обратно в город и та любовь, которую она искала всю свою жизнь, текла, подобно реке, из ее щедрого сердца.

Карен Холфорд, Оштермучти, Шотландия.

Доказательства

Мф. 18:15–17; 22:39; Деян. 15:36–41; Еф. 4:32; Флп. 2:3–11

Кажется, что в современном мире между «религиозной» и «повседневной жизнью» пролегает бездонная пропасть. Наша «религиозная жизнь» включает в себя посещение церкви, молитву, чтение Библии и т. д., в то время как наша «повседневная жизнь» — это все остальное. Мы задаем людям вопрос: «Как ваша духовная жизнь?» Или мы начинаем предложение со слов: «Говоря с духовной точки зрения…» Однако подобное чуждо библейскому мировоззрению. Из Десяти Заповедей четыре относятся к Богу, а другие шесть имеют дело с отношениями между людьми.

Подумайте об Адаме и Еве. Как только их отношения с Богом испортились, пострадали и отношения между ними (Быт. 3:12). Тем не менее в теме возрождения и преобразования следует обсудить тему отношений. Хотя Библия и не является типичным «учебником по взаимоотношениям», в ней содержится много примеров разрушенных взаимоотношений между Богом и людьми. В Библии также содержатся принципы, которые указывают нам правильное направление.

Апостол Павел написал несколько писем церквам, в которых обращал внимание на вопросы отношений. Он призывал их членов быть любящими, кроткими и не судить один другого. Однако сам Павел не обладал иммунитетом от разногласий. В Деян. 15:36–41 мы читаем о разладе в отношениях, возникшем между ним и Варнавой. Относительно слова в оригинале, переведенного на русский язык как «огорчение», мы можем прочитать, что «греческое слово paroxysmos, от которого, конечно же, происходит слово „пароксизм“… несет намек на очень сильные эмоции, красные и перекошенные лица, повышенные голоса, слова о том, что лучше бы было не говорить. Печальное зрелище». Хотя мы не знаем, как все происходило на самом деле, представляется, что сложный вопрос был решен и Павел принял крайнее решение относительно Иоанна, называемого Марком (Кол. 4:10, 11; 2 Тим. 4:11).

Следующие несколько библейских принципов могут помочь потушить разгоревшийся конфликт. Любите человека (Мф. 22:39; Мк. 12:31; Ин. 13:34; Флп. 2:2). Преодолейте свою гордость (Еф. 2:8, 9; 4:2; Флп. 2:3–11). Когда возникает сложная тема — обсуждайте (Мф. 18:15–17; Еф. 4:26; Иак. 1:19). Прощайте (Мф. 18:21–35; Еф. 4:32).

Дискуссия

Как наши «вертикальные» отношения с Богом влияют на наши «горизонтальные» отношения? Можно ли иметь одно без другого?

Что общего у взаимоотношений с возрождением и преобразованием?

Филипп Баджик, Глазго, Шотландия.

Слово

Мф. 18:15–17; Лк. 23:32–34; Ин. 13:35; Деян. 15:36–40; Рим. 2:1–4; 1 Кор. 3:5–11; 12; 13; 2 Кор. 10:12–15; Еф. 4:26–32; Кол. 4:10, 11; 2 Тим. 4:11; Флм. 1–25

Восстановление разрушенной дружбы (Ин. 13:35; Деян 15:36–40; Кол. 4:10, 11; 2 Тим. 4:11)

В начале Бог сотворил совершенного человека и поселил его в совершенном мире. И Он с ним проводил время. Но даже в совершенном Эдеме было нечто «не хорошо» (Быт. 2:18). Когда мы начнем понимать «не хорошо» по отношению к одиночеству, мы начнем понимать нужды человеческого сердца. Дети или взрослые, мы все переживаем боль, когда нас оставляют дорогие нам люди. Мы можем узнать, как исцелить некоторые раны, просто находясь рядом друг с другом. Дружеские отношения восстанавливаются, когда мы трудимся рука об руку с Богом в преодолении одиночества каждого из нас. Мы совершаем этот труд, делясь друг с другом печалями и радостями (Рим. 12:15), прощая друг друга, утешая и помогая друг другу в трудностях (Гал. 6:2).

Исправление дисбаланса в отношениях (Флм. 1–25)

Присутствие в наших отношениях дисбаланса и неравенства ранит людей. В Божьих глазах мы все равны — мужчины и женщины, рабы и господа, молодые и старые. Когда мы обретаем силу и высокое положение в обществе, то часто не осознаем ту боль и душевное страдание, которые причиняем другим. Христиане борются за равенство среди людей, ведомые желанием поступать правильно, любить милость и жить друг с другом и с Богом в смирении (Мих. 6:8).

Идеальное Божественное решение этой проблемы описано в Рим. 12:3, 10 и 16. Когда мы относимся ко всем, кого встречаем, как если бы они были намного важнее нас, вне зависимости от их возраста, пола или способностей, то появляется здравое уважение, а не дисбаланс в отношениях.

Исцеление от гордости и зависти (1 Кор. 3:5–11; 12; 2 Кор. 10:12–15)

Гордость и зависть причиняют боль и разрушают отношения. Небесные совершенные взаимоотношения были разрушены как раз гордостью и завистью сатаны к Богу. Сегодня гордость разделяет и изолирует, а зависть продолжает разрушать отношения. Иисус готов был полностью смириться, чтобы спасти нас. Его мягкость, любовь и смирение позволили Ему родиться в бедности, жить с нами в поту, крови, слезах и грязи человечества и в конце умереть самой худшей смертью. Это искупительное смирение.

Метафора Павла о Церкви как о теле сильна и практична. Каждая часть тела важна, даже невидимые и принимаемые как сами собой разумеющиеся его органы. Но ни один из органов тела не может процветать без остальных. Нам следует использовать все наши дары, чтобы служить, благословлять и подкреплять один другого. Гордости нет места в отношениях любви. Единственное, чем мы можем гордиться, так это тем, что Иисус всех нас приводит к более близким дружеским отношениям с Собой.

Исцеление ран прощением (Лк. 23:32–34; Рим. 2:1–4; 5:8–11; 2 Кор. 5:20, 21)

Прощение — величайший Божий дар, данный нам для восстановления взаимоотношений с Ним и людьми. Благодаря Его прощению мы можем испытать чудо Его полного принятия и очищающей силы Его прощения. Когда мы поймем, сколько нам простили, мы сможем прощать других, даже если они пытались разрушить нашу жизнь. Одним из наиболее сильных свидетельств в пользу Бога является то, что этот мир может переживать восстановление разрушенных отношений через примирение и прощение.

Отношения восстановлены (Мф. 18:15–17; Ин. 4:1–42; 8:1–11; Лк. 19:1–10)

В Мф. 18:15–17 Иисус описывает вежливый и заботливый способ возвращения грешника к Богу и любящей семье верующих. Но, прежде чем мы сможем поступать так по отношению друг ко другу, нам следует посмотреть на свою жизнь Божьими глазами и задать пару вопросов о своей греховности (Мф. 7:4, 5).

Иисус показал, как нужно разговаривать с грешниками. Мы читаем о том, как Он говорил с женщиной у колодца, с Закхеем, с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Эти беседы показывают нам, как разговаривать с людьми, которых мы любим и которые сражаются с грехом. Все, что мы говорим или делаем в подобных ситуациях, должно отображать Божью любовь, принятие, вежливость, ободрение, твердость и поддержку этого человека. Наши слова и действия должны проистекать из Божественной любви к другому, если он или она желают обрести близкие отношения с Богом и людьми.

Целительная сила любви (1 Кор. 13)

Наши отношения приближаются к Божественному идеалу, когда мы направляем целительную силу Божьей любви на раненое сердце. Сделать это мы сможем только тогда, когда Божья совершенная любовь наполняет наше сердце. Прочитайте 1 Кор. 13:4–8, заменяя слово «любовь» словом «Бог», и во время чтения позвольте Его любви пропитать вас так, как вода пропитывает губку. Затем ухватитесь за эту долготерпеливую, добрую, почтительную, прощающую, положительную, надеющуюся любовь и оживите ею все ваши отношения. Божья любовь похожа на эликсир жизни, и мы должны принести этот эликсир в те места, где царит безнадежность, одиночество, печаль и боль, туда, где она больше всего нужна.

Дискуссия

Какие проблемы во взаимоотношениях, описанные в этом уроке, переживали чаще всего вы? Как Божественные принципы отношений могут их изменить?

Какие ваши самые близкие отношения больше всего нуждаются в исцелении? Что в них стало самым болезненным и привело к разрушению? Какой важный урок вы извлекли из сегодняшнего исследования, который поможет вам восстановить эти отношения?

Берни Холфорд, Оштермучти, Шотландия.

Свидетельство

Мф. 18:21–35

«Не позволяйте оступившемуся пасть духом… Дайте ему почувствовать поддержку сильной руки и услышать шепот, приглашающий к молитве. Бог может обогатить ваши отношения. Молитва объединяет нас друг с другом и с Богом».

«Никому еще не удавалось укорами и порицаниями убедить людей отказаться от заблуждения, но многие из-за этого совсем уходили от Христа и навсегда закрывали сердца для Духа Святого. Только кроткий дух и нежное, смиренное сердце могут спасти заблудшего и покрыть множество грехов. Откровение Христа в вашем характере произведет преобразующее действие на всех, соприкасающихся с вами. Пусть Христос каждый день проявляется в вас, и Он явит через вас творческую силу Своего слова, Свое кроткое, но убедительное, могучее влияние, чтобы воссоздать людей по прекрасному образу Господа, Бога нашего».

«Его братья стояли без движения, онемев от страха и изумления. Правителем Египта был их брат Иосиф, которому они завидовали, которого хотели убить и в конце концов продали в рабство! Перед их взором прошло то, как плохо они обращались с ним. Они вспомнили, с каким презрением относились к его снам и как старались не допустить их исполнения. Тем не менее они приняли в их исполнении самое непосредственное участие. И теперь, когда они находятся в его полной власти, он, вне всякого сомнения, отомстит за то зло, которое они ему причинили.

Видя их смятение, он ласково сказал: „Подойдите ко мне”. И когда они приблизились, продолжал: „Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни”. Сознавая, что они уже достаточно настрадались за свою жестокость к нему, он нежно пытался рассеять их страх и смягчить горечь их душевных страданий… „И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его”. Они смиренно исповедали свой грех и умоляли его о прощении. Раскаявшись, они долго терзались мучительными угрызениями совести и теперь радовались, что их брат жив».

Элизабет Ихеома, Думбартон, Шотландия.

Практика

Мф. 6:12, 14; 18:15–20; Рим. 12:20

Восстановление разрушенных отношений является средоточием Христовой миссии. Бог показал превосходные средства для исцеления и восстановления недействительных отношений. Мы можем восстановить наши отношения, используя Его руководство.

Действие. 1. Когда вы уделяете внимание разрушенным отношениям, то это определяет вас как Божье дитя (Мф. 5:9). 2. Четко определите совершенный проступок (Мф. 18:15). 3. Найдите обидевшего вас человека и мягко расскажите о том, что вас беспокоит. Иисус возлагает ответственность на вас, чтобы вы искали их (Мф. 5:23, 24; 18:15).

Окружение. 1. Для создания обстановки уважения важна уединенность, в которой будет проходить общение и исцеление. Вначале проступок следует обсуждать только между двумя вовлеченными в конфликт сторонами. Это первоначальное окружение. Есть три возможных варианта обстоятельств общения, в которых конфликт может быть разрешен: один на один, один с двумя или тремя людьми и один с группой людей. 2. Если согласие достигнуто, то вы обрели друга. 3. В противном случае обратитесь к следующему варианту общения, вовлекая в него еще два или три человека. 4. Если это не поможет, то обратитесь к третьему шагу, вовлекая церковь. 5. Четвертый шаг состоит в том, чтобы относиться к человеку, который отказывается примириться, как к тому, кто в действительности нуждается в познании Христа.

Как вы относитесь к тем, кто не знает Христа? Отвергаете ли вы их? Конечно, нет! Напротив, если они в чем-либо нуждаются, то мы для них это делаем. Если им необходим человек, который выслушал бы их, то мы становимся таким человеком. Если они обеспокоены, то мы молимся о них. Если они голодны, то мы их кормим. Служа им как людям, которые ищут Бога, мы наверняка вернем их обратно (Рим. 12:17–20).

Отношение. В Христовом методе нет проигрыша. Победа для вас заключается в том, что вы обрели друга. Это победа для человечества. И это победа для Божьего Царства. Все, что остается делать, — его использовать. Прощайте, чтобы обретать прощение (Мф. 6:12, 14).

Дискуссия

Чему еще учат следующие тексты о восстановлении отношений? Мф. 18:15–35; Лк. 17:3; Иак. 5:20.

Насколько важно восстановление наших отношений с Богом, как и восстановление разрушенных отношений друг с другом?

Обиннайя Ихеома, Думбартон, Шотландия.

Мнение

Рим. 5:9–11; Еф. 4:26–32

Конфликты в отношениях неизбежны. Все люди разные, и личностные отличия могут с легкостью приходить к противоречию в том или ином. Однако, хотя никто этому не радуется и не желает, конфликты не обязательно отрицательно сказываются на отношениях. «Правильно урегулированные конфликты могут с легкостью сделать людей ближе. Они побуждают прислушиваться к нуждам, мнениям, перспективам, надеждами и чувствам другого».

«Если мы позволим, чтобы нами руководил Святой Дух, то мы сможем разрешать конфликты положительно, что сделает возможным наше „строительство, наставление, укрепление и искреннее прославление Божьей благости в (других)”».

Когда возникает конфликтная ситуация, нам следует попытаться ее решить таким образом, чтобы обе стороны чувствовали прощение и принятие. «Но какой смысл? Если со мной плохо обошлись, то почему я должен утруждать себя и все исправлять?» Христос говорит, что мы все являемся неотъемлемыми частями Его тела (1 Кор. 12). Мы все должны трудиться для Божьей славы, принимая друг друга во Христе важными и уникальными (1 Кор. 3:5–11). У нас нет власти судить других, так как мы такие же грешники, как и находящиеся рядом с нами люди (Рим. 2:1–4). Если у нас есть противоречия с другим Божьим чадом, то нам следует искать примирения.

«Но почему? У меня много друзей. Если потеряю одного, не страшно». Вопрос не только в вас. Он касается Бога, Христова совершенного примера и Его обхождения с нами, «когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Он простил нас совершенно и охотно на пике нашего восстания против Него. Это прекрасный пример того, как мы должны прощать друг друга (Еф. 4:32). Тем не менее, если кто-то делает нам больно, то мы должны просить у Бога помощи простить и восстановить отношения, потому что так Христос поступил с нами. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). «Конфликт неизбежен; его разрешение — нет… Оно не происходит автоматически. Оно не приходит с течением времени или случайно… Оно происходит только по чьей-то воле».

Дискуссия

Какие проступки вам сложнее всего прощать? Как вы справляетесь с этим?

Тейлор Бэджик, Глазго, Шотландия.

Исследование

Лк. 6:31

Заключение

Все мы ранены отношениями, вызванными отчасти одиночеством, отчасти неравенством, отчасти завистью или гордостью. Отношения, которые важнее всех других, — это отношения с Богом. Он приходит и мягко, с почтением общается с нами. Когда мы обретаем Его дружбу, Его дух наполняет нас, и мы можем прощать других. Христос, находясь в нас, помогает исцелению испорченных отношений.

Задания

Сделайте изделие из понравившегося вам материала, изобразив в нем то, что вы чувствовали, когда потеряли дорогие вам отношения.

Для того чтобы решить проблему с неправильно оплаченным банковским счетом, необходимо дополнительное обсуждение сложившегося положения между банком и вами. Что общего между урегулированием проблемы с банковским счетом и разрушенными отношениями? В чем различие?

Послушайте несколько христианских песен о том, как сложно восстанавливать разрушенные отношения.

Возьмите две длинные веревки. Обвейте один конец веревки вокруг другого. Насколько легко вы сможете их разъединить? Теперь эти же концы веревок завяжите узлом. Попытайтесь их разъединить. Разрежьте связанные веревки либо по узлу или рядом с ним. Если вы сделаете разрез по узлу, то обнаружите, что появилось несколько кусков веревки, которых не было раньше. Или одна стала короче. Объедините эти две части. Что у вас получилось теперь? Одна веревка, но она стала короче, чем прежде. Сравните это с исцелением разрушенных отношений.

Вспомните недавний спор, который у вас был. Думали ли вы только о себе и почему? Что стало причиной вашей обиды? Как это показывало недостаток веры? В чем вы проявили нечестность и требовали, чтобы было по-вашему? Как вы доказывали, что являетесь жертвой? Как вы проявляли отрицание или непокорность? Что вы могли бы сделать, чтобы улучшить эту ситуацию? Как вы можете все исправить?

Вспомните ситуацию, когда вы взяли себе животное, которому требовалось дополнительная помощь. Что вы делали, чтобы животное чувствовало себя любимым? Соотнесите это с исправлением разрушенных отношений.

Для изучения

Sande, Ken, and Tom Raabe. Peacemaking for Families: A Biblical Guide to Managing Conflict in Your Home. Wheaton, Ill: Tyndale House, 2002.

Джил Бансен, Оберн, Вашингтон, США.