СШ

Субботняя Школа

Урок 1. 28 сентября — 4 октября. Небесное святилище

"Святилище" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2013 год (PDF, 5.3 MB) С комментариями для учителей (PDF, 7.3 MB) Аудио Урок 1 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 579 MB)

Библейские тексты для исследования:

Иер. 23:23, 24; Пс. 88:15; Откр. 4, 5; Пс. 10:4–7; Втор. 25:1; Евр. 8:1, 2.

Памятный стих:

«Тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их, и сделай, что потребно для них» (3 Цар. 8:49).

«Где живет Бог?» Этот невинный вопрос, заданный шестилетним ребенком, может оказаться довольно сложным. Он может привести к еще более трудным вопросам, таким как: «Если Бог живет в каком-то месте, тогда как Он может быть везде?» «Нужно ли Богу место для жительства?» «Если Ему это не нужно, для чего такое место существует?» «Если Ему нужно такое место, то для чего?»

Хорошие вопросы, но, учитывая, как мало мы знаем (и сколь многого не знаем), на них непросто ответить.

Тем не менее кое-какие ответы у нас есть. Как адвентисты седьмого дня мы знаем из Библии, что Бог обитает на небесах, что «там» Он активно действует для нашего блага и что центром Его спасительного служения является небесное святилище.

Писание ясно показывает, что небесное святилище — это реальное место, благодаря которому мы можем многое узнать о характере и служении Бога. Итак, урок этой недели посвящен небесному святилищу и деятельности Бога в нем ради нас, ведь Его деятельность в святилище имеет к нам прямое отношение.

Мы часто говорим, что Бог присутствует повсюду. Он «вездесущий», то есть присутствует во всей Вселенной. «Разве Я — Бог только вблизи… а не Бог и вдали?.. Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер. 23:23, 24). Давид также понимал, что никто не может убежать от Бога (Пс. 138:7–12). Действительно, как утверждает Павел, Бог близок к каждому (Деян. 17:27, 28).

Кроме вездесущности, есть еще такое свойство Божества, как вечное бытие. У Бога нет ни начала, ни конца (Пс. 89:3). Он был и будет всегда (Иуды 25).

Прочитайте 3 Цар. 8:49 и Пс. 101:20. Что эти стихи говорят нам о месте обитания Бога? Как нам понимать смысл сказанного в стихах? Можем ли мы вообще это понять?

Писание неоднократно говорит о пребывании Бога на небесах (3 Цар. 8:30, 43, 49). Значит ли это, что Бог больше присутствует на небесах, чем в каком-либо другом месте? Бог, несомненно, особым образом пребывает на небесах в славе и великолепии. На небесах Его присутствие проявляется во всей полноте.

Однако существует разница между «общим присутствием» Бога и Его «особым присутствием». В целом Бог присутствует везде; тем не менее Он решил являть Себя особым образом на небесах и, как мы увидим, в небесном святилище.

Конечно, мы должны признать факт своей ограниченности в понимании природы Бога. Он есть дух (Ин. 4:24), поэтому не может быть заключен в какую-то структуру или измерение (3 Цар. 8:27). Однако Библия говорит о небесах (Ин. 14:1–3) и небесном святилище как о реальных местах (Евр. 8:2), где можно увидеть Бога (Деян. 7:55, 56; Откр. 4:2, 3). Мы должны осознавать, что небо и небесное святилище являются местами, где Бог удостаивает Свое творение встречей с Ним.

Многое нам трудно представить или понять, например, местопребывание Бога. Но Библия говорит, что такое место вполне реально. Как мы можем научиться доверять всему, чему учит нас Библия, независимо от того, насколько это может быть сложно для нашего восприятия? Почему важно доверять, даже если мы чего-то не понимаем?

Прочитайте Пс. 46:7–10; 92:1, 2; 102:19. Что говорят нам эти тексты о Боге и Его престоле?

В Библии встречается несколько описаний видений небесного престола. Большинство из них изображают подобие небесного собрания, на котором Бог присутствует как Царь. Довольно интересно заметить, что большинство этих собраний имеют отношение к делам человеческим. Обычно на таких собраниях Бог действует или говорит в пользу праведных.

Библия также открывает нам Бога как Владыку. Например, царственный сан Господа является неизменной темой псалмов. Бог не только Царь на небесах, Он также является Царем всей земли (Пс. 46:8), и не только в будущем, но уже здесь и сейчас (Пс. 92:2).

Тот факт, что на небесах установлен Божий престол, приводит к некоторым выводам. Один из них состоит в том, что Бог является Властелином Вселенной.

Прочитайте Пс. 88:15; 96:2. Что говорят нам эти тексты о характере Бога и Его правилах?

Божьи принципы правления включают в себя правосудие и правоту наряду с любовью и верностью. Эти принципы отражают нравственные качества Господа и то, как Он действует в мире людей и во Вселенной. Бог желает, чтобы Его народ являл в своей жизни те же качества (Мих. 6:8, ср. с Ис. 59:14), и в этом заключается наша священная привилегия.

«Как через послушание данным Богом законам природы земля должна была рождать сокровища, так и через повиновение Его моральному Закону сердца людей должны были отражать свойства Его характера» (Э. Уайт. Христианский дом, с. 144).

Как мы можем лучше являть доброту, праведность и справедливость в мире, наполненном злом, нечестием и несправедливостью? Почему мы должны это делать?

Прочитайте Откр. 4 и 5. Что говорят нам эти две главы о пребывании Бога на небесах? Каким образом в этих текстах открывается план спасения?

Видение тронного зала на небесах — это видение небесного святилища. Это очевидно, поскольку используется язык, относящийся к еврейской религиозной системе. Например, слова «дверь» и «труба» из Откр. 4:1 часто встречаются в Ветхом Завете, когда говорится о святилище. Три драгоценных камня в Откр. 4:3 являются частью нагрудника первосвященника. Семь светильников напоминают светильники в храме Соломона. Двадцать четыре старца напоминают нам череду служения священников в храме в течение года и их молитвенные приношения фимиама в золотых чашах (Пс. 140:2). Все эти стихи указывают на ветхозаветное служение, которое было сосредоточено вокруг земного святилища.

Кроме того, закланный Агнец из Откр. 5, конечно же, указывает на жертвенную смерть Христа. Христос, Агнец, является единственным Посредником Божественного спасения. Он признан достойным благодаря Своей победе (Откр. 5:5), жертве (Откр. 5:9, 12) и Божественности (Откр. 5:13).

«Христос воспринял человеческую природу и пожертвовал Своей жизнью для того, чтобы человек, сделавшись причастником Божественного естества, мог иметь вечную жизнь» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 3, с. 141).

Картина, изображенная в этих двух главах, сосредоточенных на Божьем престоле, это описание деяний Бога по спасению человечества. Мы также можем увидеть, что эти деяния раскрыты перед другими разумными существами на небесах, что является ключевой темой в лейтмотиве великой борьбы.

Подумайте, что значит факт, что Христос Бог принял нашу человеческую плоть и умер вместо нас; то есть все наши исповеданные прегрешения, за которые мы сами должны были понести наказание, пали на Него. Почему эта истина должна служить мотивом всех наших поступков?

Прочитайте Пс. 10:4–7 и Авв. 2:20. Что еще совершает Бог в Своем небесном храме и почему нам важно знать об этом?

Многие псалмы говорят о том, что Господь не безразличен к нуждам праведников и к несправедливости, с которой они часто сталкиваются. Он отреагирует на вопиющие, требующие решения проблемы так, как поступил бы любой хороший судья: «Правого пусть оправдают, а виновного осудят» (Втор. 25:1).

Когда Бог судит, тронный зал становится залом суда, а небесный престол — судейским местом. Тот, Кто возведен на престол, является и Тем, Кто совершает суд (см. Пс. 9:5–9). Это известная на древнем Ближнем Востоке концепция, где цари часто выполняли обязанности судей.

Божественный суд относится как к нечестивцам, так и к праведникам. Нечестивые получают наказание, подобное наказанию, обрушившемуся на Содом и Гоморру, но «лицо Его видит праведника» (Пс. 10:7). Классическое сочетание тронного зала и зала суда встречается в Дан. 7:9–14 (очень значимый отрывок, который мы будем изучать позднее). Здесь вновь суд включает в себя две составляющие: оправдательный вердикт, вынесенный святым, и осуждение Божьих врагов.

Когда пророк Аввакум спросил Бога, почему Он молчит при виде происходящей несправедливости (Авв. 1), Бог ответил, что непременно свершит суд (Авв. 2:1–5). В то время как в идолах нет «дыхания» или духа (Авв. 2:19), Бог-Творец восседает на престоле в Своем небесном храме, небесном святилище, готовый судить.

Пророк призывает: «Да молчит вся земля пред лицом Его!» (Авв. 2:20). Правильное отношение к Божьему правлению и совершению суда — это благоговейное молчание и трепетное почтение.

Место, где Бог открывает Свое особое присутствие и где Ему поклоняются небесные создания, это то же место, где Он свершает праведный суд над всеми людьми, — небесное святилище. Бог праведен и справедлив, и на все наши вопросы будут даны ответы тогда, когда Он усмотрит.

Как бы мы ни взывали к справедливости, однако часто не видим ее в настоящее время. Почему мы должны надеяться на Божью справедливость? Какая у нас была бы надежда без обетования о Божьей справедливости?

Прочитайте Евр. 8:1, 2. Что совершает Христос, восседая одесную престола Божьего?

Послание к Евреям сообщает, что Христос совершает служение в небесном святилище как наш Первосвященник. Его служение сосредоточено на нашем спасении, «чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие» (Евр. 9:24). Он сочувствует нам и заверяет, что мы не будем отвергнуты, а, наоборот, обретем милость и благодать (Евр. 4:15, 16) благодаря подвигу Иисуса. Как в земном святилище, так и в небесном совершается процесс примирения или искупление верующих (Евр. 2:17). Иисус, умерший за нас и воскресший ради нас, теперь совершает служение на небесах также ради нас.

Прочитайте Откр. 1:12–20; 8:2–6; 11:19 и 15:5–8. Как изображено святилище в этих отрывках?

Приведенные стихи — это лишь некоторые места из книги Откровение, в которых изображено святилище. Фактически большая часть основных разделов этой книги либо начинается с происходящего в святилище, либо чуть позднее описывает происходящее там.

Первая, вступительная сцена изображает Христа, одетого в одежды первосвященника, ходящего среди семи светильников (Откр. 1:12–20). Во втором эпизоде показаны небесный тронный зал и целый ряд образов, касающихся святилища: престол, светильники, море, закланный Агнец, кровь, золотые чаши с фимиамом (Откр. 4, 5). Третья сцена направляет наше внимание на непрерывное служение, происходящее в первом отделении небесного святилища (Откр. 8:2–6). Четвертый, центральный эпизод дает нам возможность «взглянуть» на Ковчег Завета, находящийся во втором отделении (Откр. 11:19). Пятая сцена представляет нашему взору всю небесную скинию (Откр. 15:5–8). Шестой эпизод уникален тем, что в нем не содержится явных указаний на святилище. Возможно, это указывает на окончание служения Христа в святилище (Откр. 19:1–10). Заключительная сцена посвящена славному святому городу, сходящему на землю (Откр. 21:1–8) и названному «скинией Бога с человеками».

Внимательное исследование этих сцен помогает увидеть их взаимосвязь и внутреннюю прогрессию процесса спасения, совершенного Богом: от пребывания Христа на земле до Его небесного служения в первом и втором отделениях святилища, а далее до завершения Его первосвященнического служения и установления новой земной скинии.

«Павлу были показаны небеса, и, размышляя об их славе, самое лучшее, что он мог сделать, не пытаться их описать. Он говорит, что ничего подобного мы не видели и не слышали, даже на сердце нам не приходило то, что Бог приготовил для любящих Его. Вы можете напрягать свое воображение, можете употребить все свои способности, чтобы как-то постигнуть, охватить вечную славу, но ваше ограниченное восприятие, ослабленное и изнуренное предпринятыми усилиями, не сможет охватить этого, так как это вечность, находящаяся за пределами нашего понимания. Потребуется вся вечность для того, чтобы постигать эту славу и находить драгоценные сокровища Слова Божьего» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1, 107).

«Обитель Царя царей, где тысячи тысяч служат Ему и тьмы тем предстоят перед Ним (см. Дан. 7:10), храм, наполненный славою вечного престола, где серафимы, Его сияющие стражи, в благоговении закрывают свои лица, — все это нашло только слабое отражение в Иерусалимском храме — самом великолепном строении, когда-либо воздвигнутом руками человека. Тем не менее земное святилище и все совершаемое в нем служение сообщает нам важные истины относительно небесного святилища и той великой работы, которая совершается ради искупления человека» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 414).

Вопросы для обсуждения:

  1. Обратите внимание на последнюю цитату Э. Уайт, приведенную в уроке за пятницу. Что имеет в виду автор, говоря, что многие важные истины, касающиеся нашего спасения, были раскрыты в служении земного святилища? Назовите некоторые из этих истин и скажите, почему они так важны?
  2. Что имеется в виду, когда говорится, что Бог «обитает» на небесах? Как вы понимаете эту концепцию?
  3. В уроке за эту неделю затронута мысль, что Вселенная наблюдает за деяниями Бога ради человека. Почему нам крайне важно понимать данную концепцию? Как она помогает нам понимать суть великой борьбы в контексте всего плана спасения? Что говорит нам о Божьем характере факт, что Он позволяет сотворенным Им же существам наблюдать за Его деяниями?