Урок 2. 5 – 11 октября. «Небо» на земле


Click here to learn more

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ IV квартал 2013 год (PDF, 7 MB)

Аудио Урок 2 (MP3, 59 MB)

«Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят 
дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было  Моисею, 
когда он приступал к совершению 
скинии: „смотри”, сказано, 
„сделай все по образу, 
показанному тебе 
на горе”» 
(Евр. 8:4, 5).

Вступление

Ин. 14:2, 3

Дон Моен поет: «Я просто хочу быть с Тобой / каждый день пребывать в Твоем присутствии. / Я не хочу поклоняться издалека. / Приблизь меня к Себе». Время от времени я думаю о том, как бы я себя чувствовал, пребывая с Иисусом, идя рядом с Ним, не испытывая тревог этого мира, греясь в лучах Его присутствия. Мысль о том, что Иисус спустит Свой дом на землю, чтобы мы могли жить с Ним, приводит меня в трепет и дает надежду в ожидании этого дня.

Но как только я мысленно возвращаюсь к своей земной жизни, я вспоминаю о том, что эта надежда дана мне великой ценой — Кровью непорочного Агнца. Легко забыть о том, что Иисус отдал все, чтобы сделать это возможным, и что Он продолжает работать на небесах ради тех, которые приняли Его как своего Спасителя.

Земное святилище напоминало об этом израильскому народу. Через него они узнавали о том, каким образом последствия их грехов будут оплачены Кем-то Другим — настоящим Представителем Божества. Святилище давало возможность заглянуть в будущее, когда все наши грехи будут возложены на Иисуса.

Благодаря святилищу и служению в нем израильтяне ощущали Божье присутствие в своей среде! Куда бы они ни шли, Бог был рядом с ними. Насколько потрясающе было бы постоянно осознавать, что Он рядом с нами, везде, куда бы Он нас ни посылал! Подобно тому, как первосвященники ходатайствовали за израильский народ, Иисус ходатайствует сейчас за нас в небесном святилище.

В Ин. 14:2, 3 сказано: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: „Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я”».

Я надеюсь, что, изучая на этой неделе тему святилища, вы также преисполнитесь уверенности в том, что Иисус ходатайствует за нас в небесном святилище и что Он вернется, дабы мы могли пребывать с Ним вечно.

Кларенс Чеонг, Сингапур.

Доказательства

Евр. 8:1, 2

Вначале Едемский сад был не просто домом Адама и Евы. Это было место, где они могли развивать личные взаимоотношения с Богом. Изгнанные из сада после непослушания Ему, наши прародители и их потомки были вынуждены жить вне физического присутствия Божьего.

Однако не все было потеряно. Бог создал нас не для того, чтобы покинуть при первом проявлении греха. Он слишком сильно любил человечество, чтобы не иметь запасного плана. Поэтому Бог сказал сатане: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Для того чтобы напоминать израильтянам о Своей любви и благодати, а также о Своем неизменном присутствии в их жизни, Бог повелел Моисею: «Поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе» (Исх. 26:30). Земная скиния и более крупные здания израильских храмов служили примером небесного святилища. Они были наглядными пособиями Божьего спасения. Каждая часть земного святилища была построена согласно Божественным инструкциям (Исх. 25–30).

Служение в святилище раскрывало обетование об искуплении через жертву Христа и Его ходатайство за нас перед Отцом. Это обетование было исполнено на Голгофском холме, столетия тому назад. Давайте же теперь держаться за искупление, дарованное нам жертвой Христа, чтобы нам развивать личные взаимоотношения с Богом, нашим Отцом.

Вопросы для обсуждения

Почему Бог велел израильтянам построить земное святилище, чтобы раскрывать в нем истину, вместо того чтобы просто позаботиться о написании этой истины или ее устной передаче?

Где мы были бы сегодня, если бы Христос не умер на кресте? Где были бы лично вы?

Какие наглядные пособия, помогающие нам понимать Христово спасение, есть у нас сегодня?

Мелоди Тен, Вахрунга, Новый Южный Уэльс, Австралия.

Слово

Ин. 1:14, 29; 2:19–21; 6:35; 8:12

Символы — неотъемлемая часть нашей жизни. Даже буквы, с помощью которых написан этот урок, являются символами. Символы — это объекты, которые по своей сути не обладают значением. Эти значения им приписывают внешние источники. Мы останавливаем машину по сигналу светофора, когда он красный, потому что так было когда-то решено. Одним из самых первых символов, полученных людьми от Бога, был Едемский сад.

Едем (Быт. 2:8, 9; 3:24; 2 Пар. 7:1–3, 11–16)

Вторая глава книги Бытие повествует нам о том, что Бог насадил Едемский сад для блага человека. Этот сад должен был стать местом общения Бога с Адамом и Евой, а также их потомками. Это было место радости и наслаждения. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9). Таким образом, Бог стремился сообщить Адаму и Еве о Своей любви к ним и о желании построить с ними взаимоотношения. Бог также даровал Адаму и Еве свободу выбора. Он хотел, чтобы они Его любили в результате собственного выбора, потому что истинная любовь не вызывается силой. По этой причине «произрастил Господь… и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9). Адам и Ева могли выбирать, оставаться им в прекрасном святилище Едема — там, где обитал с ними Бог, или уйти. Конечно, мы знаем, что они выбрали второе.

Старая копия (Быт. 3:8; Исх. 25–30; Евр. 8:4, 5)

После того как Адам с Евой согрешили, человечество жило какое-то время в пределах видимости Едемского сада — прекрасного Божьего святилища. Бог пребывал в этой «скинии» с Адамом и Евой. Там Адам и Ева имели доступ к дереву жизни. Это были небеса на земле. Но они сделали выбор вкусить от дерева познания добра и зла.

Вскоре Адам и Ева, а также их дети утратили из виду Едем как в духовном, так и в физическом смысле. Поэтому Богу пришлось даровать человеку другое святилище. Это святилище должно было научить народ Божьему плану спасения их от греха. Об этом святилище мы читаем в книге Исход 25–30. Его модель соответствует образу небесного святилища (Евр. 8:5). То, что воздвиг Моисей, на самом деле было образом и тенью небесного. Божьи планы, касающиеся Его взаимоотношений с человеком, были составлены на небесах задолго до возведения земного святилища. То, что Он даровал израильтянам во время исхода, было маленькой частичкой небес на земле. Бог снова пребывал со Своим народом.

Личность (Ин. 1:14, 29; 2:19–21; 6:35; 8:12)

В образе, показанном Моисею, присутствовало несколько ключевых составляющих — хлеба предложения, светильник и жертвенный агнец. Все это были символы. К сожалению, символическое значение всего перечисленного вскоре стало игнорироваться, и в центре внимания оказались сами составляющие. Бог снова должен был напоминать Своему народу суть этих символов, но на этот раз Он послал Своего Сына, на Которого указывали хлеба и светильник. Да, небеса спустились на землю. Бог пребывал с людьми. Это был Эммануил — с нами Бог.

Земное святилище указывало на Иисуса, главное святилище. Иоанн сообщает: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Фраза «обитало с нами» является четкой ссылкой на еврейское слово, обозначающее «скиния», что значит «место пребывания». Иоанн Креститель говорил своим ученикам, что Иисус — это «Агнец Божий». Сам Иисус называл Себя Хлебом Жизни, что является аллюзией на хлеба предложения, находившиеся в святилище. Он также говорил о Себе как о Свете, таким образом напоминая израильтянам, что символизировал собой светильник в святилище.

Однако цель Иисуса заключалась не просто в том, чтобы какое-то короткое время провести на земле вместе с людьми. Нет, Его цель состоит в том, чтобы вести нас к небесам, чтобы поддерживать отношения со Своим народам вечно. Через дарованные нам символы, через Свое учение, Свою жизнь и жертву Он принес на землю небеса, чтобы мы могли попасть с земли на небо. Он стал «мостом», «ступенями».

Иисус приготовил для нас замечательное место. Он ожидает нас там. Хотите ли вы быть с Ним?

Вопросы для обсуждения

Какие еще символы напоминают вам о том, что этот мир не является вашим домом?

Что в вашей жизни мешает развитию взаимоотношений с Иисусом?

Джеймс Тэм, Сингапур.

Божий дом на земле

Свидетельство

1 Петр. 2:4, 5, 9

«На вопрос, что такое святилище, Священное Писание отвечает весьма определенно и ясно. Выражение «святилище», как оно употребляется в Библии, относится, во-первых, к скинии, воздвигнутой Моисеем по небесному образцу, и, во-вторых, к истинной скинии на небе, на которую указывало земное святилище».

«Небесное святилище, в котором Христос совершает Свое служение ради нас, является грандиозным оригиналом, с которого Моисей скопировал скинию земную. Строителей земного святилища вдохновил Сам Господь. Высокий художественный уровень, на котором была выполнена эта работа, свидетельствует о проявлении Божественной мудрости».

«Для постройки святилища необходимо было провести большую подготовительную работу, требовалось немалое число драгоценных камней и дорогих материалов, однако Господь мог принять только добровольное приношение. „От всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне”, — гласило Божественное повеление, которое Моисей передал всему собранию. Преданность Богу и дух жертвенности — вот что прежде всего требовалось в приготовлении для устройства обители Всевышнего».

«На примере святости, окружавшей земное святилище, христиане должны научиться правильному отношению к месту, где Бог встречается со Своим народом…

Дом — это святилище для семьи; отдельная комната или уединенное место на лоне природы — святое место для личного поклонения; но дом молитвы — это святилище для всего собрания…

Ко всему священному, имеющему отношение к богослужению, нельзя относиться безразлично и равнодушно. Для того, чтобы вознести богослужение на должную высоту, все, имеющие отношение к нему, должны провести священную границу в своем сознании между святым и обычным. Благородные мысли, высокие идеи и святое вдохновение говорят о том, что обладатели этого — люди, связанные с таким источником, который питает их надлежащим образом. Счастливы те верующие, которые имеют святилище, простое или со всеми удобствами, в городе, в сельской местности или же среди диких горных пещер, в скромной комнате или в пустыне».

Вопросы для обсуждения

Почему вы приходите в церковь? Что вы можете сделать, чтобы этот опыт стал для вас более ценным?

Джимми Кьюк, Сингапур.

Практика

Евр. 9:23, 24

Земное святилище было символом небесного. Когда израильтяне согрешали, они должны были принести жертву священнику, который затем преподносил эту жертву Богу, чтобы Бог простил их грехи. Сегодня у нас нет такого святилища, как тогда, но преподанные там истины находят свое отражение в небесном святилище. Итак, как мы можем применять весть святилища к нашей жизни? Что мы можем сделать, чтобы следовать Божьим повелениям?

Исповедайте свои грехи. Когда израильтянин согрешал, он должен был принести жертву за грех к святилищу и исповедать этот грех священнику. Некоторые грехи бывает трудно признать, но единственный путь, ведущий к их прощению, пролегает через признание того факта, что вы согрешили, и исповедание этих грехов Иисусу, вашему небесному Первосвященнику (1 Ин. 1:9).

Помните жертву Иисуса. Не смерть животного приносила прощение греха. Скорее, к прощению вел символ смерти Иисуса на кресте. Невинное, не имеющее порока животное указывало на Спасителя, Который умер за наши грехи, хотя Сам Он не сделал греха. Сегодня вам не нужно приносить священнику жертвенных животных. Вместо этого, когда бы вы ни исповедовали свои грехи, вы всегда должны помнить о любви Иисуса к вам и о Его жертве на кресте, принесенной ради того, чтобы ваши грехи могли быть прощены (Ин. 3:16, 17).

Покайтесь в своих грехах. После исповедания грехов, когда Бог простил вас, вы должны покаяться в этих грехах и с помощью Христа избегать греха. Не злоупотребляйте жертвой Иисуса, продолжая грешить. Вместо этого помните о физической, умственной и духовной боли, которую Он пережил ради вас, и с помощью Святого Духа решите для себя, что вы не будете больше грешить (Деян. 3:19).

Вопросы для обсуждения

Какие грехи вы хотели бы исповедать перед Богом и почему?

Почему иногда бывает так сложно исповедать свои грехи?

Кристон Чу, Сингапур.

Мнение

1 Петр. 2:5, 9

Слово «святилище» вызывает в нашем восприятии два значения: священное место и безопасные небеса. Мы знаем, что церковь как святилище является местом поклонения, и поэтому к ней необходимо относиться с уважением и почтением.

Но что насчет членов церкви? Как часть тела Христова (1 Кор. 12:27) является ли каждый из нас убежищем, в котором могут найти исцеление израненные души? Безопасными небесами? Бог желает, чтобы мы развивали здоровые, поддерживающие друг друга взаимоотношения. Очень важно отреагировать соответствующим образом, когда в церковь приходят израненные души.

Является ли ваша церковь безопасным местом? Святилищем любви, благодати и исцеления?

Или же чаще всего, придя в вашу церковь, людям становится еще больнее? Может быть, их страдания скорее усугубляются, чем облегчаются? Может быть, они находят, что их пытаются дисциплинировать, а не поддержать и восстановить? Не злословятся ли их имена и репутация посредством слухов, преподносимых в виде молитвенных просьб? Не обвиняются ли они в собственных страданиях, не звучат ли советы молиться об этом и иметь больше веры?

Что можно сказать о руководителях церкви? Насколько они эмоционально и духовно уязвимы? Видят ли члены церкви в них настоящих людей, которые проходят тот же духовный путь к зрелости? Или же они воспринимаются здоровыми и «совершенными» во всякое время?

Что делает ваша церковь, когда руководитель падает? Существует ли дисциплинарный план, включающий в себя процесс восстановления, наполнения благодатью? Или же вы «расстреливаете» своих павших руководителей?

Как ваша община относится к павшему руководителю из другой церкви? На что ставится ударение — на дисциплину, связанную с искуплением или с осуждением? Испытывают ли посещающие вашу церковь люди на себе неуловимое давление, заставляющее их притворяться кем-то, кем они не являются? Дается ли им возможность выражать свои культурные особенности в том, как они одеваются, молятся или используют свои таланты и возможности для славы Божьей? Является ли ваша церковь местом, куда люди могут приходить такими, какие они есть, и в то же время чувствовать, что их любят и принимают несмотря ни на что? Или же в вашей церкви люди чувствуют, что вынуждены соответствовать или действовать определенным образом, прежде чем почувствуют себя любимыми и принятыми?

Ни одна церковь не должна быть просто местом, где люди учатся уважать, чтить Бога и постигать глубокие пророческие истины. Церковь должна быть местом, где мы поучаемся и в то же время можем быть открытыми друг перед другом; безопасным местом, где можно честно признаваться в своих недостатках и получать исцеление; безопасным местом, где можно быть открытыми для принятия ответственности и поддержки, основанной на истине. Такая церковь является истинным святилищем.

Фейс Тох, Сингапур.

Исследование

Ин. 1:14, 29; 3:1–21; 6:35; 8:12

Заключение

Если вы хотите убедиться в том, что Библия наполнена символами и метафорами, вам достаточно взглянуть на третью главу Евангелия от Иоанна. Дух, словно ветер (в некоторых переводах). Мы должны родиться снова. Мессия сравнивается с… древним медным змеем? Несмотря на целую жизнь, в течение которой он впитывал различные религиозные правила, нескольких минут, проведенных с Иисусом, было достаточно, чтобы голова у Никодима пошла кругом. Его привычное мировоззрение пошатнулось, ему нужно было пересмотреть все, что он знал, увидеть то, что было всегда.

Возвращаясь к земному святилищу, мы видим, что оно указывало на земную миссию Мессии. Образ новозаветного святилища раскрывает нам служение Иисуса на небесах и через все это — наше спасение.

Задания

Прочитайте Откр. 1–11, обращая внимание на все встречающиеся вам образы святилища.

Нарисуйте абстрактные образы, изображающие Иисуса как Хлеб Жизни, Свет или Жертвенного Агнца.

Посмотрите копию (в цифровом или в другом виде) картины Франсиско де Сурбаран, «Agnus Dei» («Агнец Божий») 1636 год. Это художественное изображение жертвенного агнца. Какие чувства вызывает у вас эта картина? На какие мысли она вас наводит?

Поразмышляйте над историей о медном змее, записанной в Числ. 21:4–9. Подумайте о том, как израильтяне понимали этот опыт. Как эта история помогает вам понимать ваши личные взаимоотношения со Спасителем?

Перечислите места или моменты из вашей жизни, которые стали для вас святилищем в духовном, физическом и эмоциональном смысле. Какие люди в вашей жизни также были для вас «святилищем»?

Напишите песню, вдохновленную символами Писания, указывающими на Христа как на нашего Спасителя.

Опишите, что потребовалось бы от вашей общины для того, чтобы она стала святилищем в полном смысле этого слова.

Для дальнейшего изучения

Э. Уайт. Желание веков, «Никодим», глава 17.

George Knight, Exploring Hebrews: A Devotional Commentary, chap. 25 (Hagerstown, MD.: Review and Herald©, 2003).

Jon Paulien, John: The Abundant Life Bible Amplifier, chap. 25 (Nampa, ID.: Pacific Press©, 1995).

Томпаул Уиллер, Нашвилл, Теннесси, США.