Урок 2. 5 – 11 октября. «Небо» на земле


Click here to learn more

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2013 год (PDF, 5.3 MB) С комментариями для учителей (PDF, 7.3 MB) Аудио Урок 2 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 573 MB)

Библейские тексты для исследования:

Быт. 1:31–2:3; Исх. 39:32, 43; 25:9; Евр. 8:5; Ин. 2:19–21; 1 Кор. 3:16, 17; Откр. 21:1–22.

Памятный стих:

«Которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: гсмотри“, сказано, гсделай все по образу, показанному тебе на горе“» (Евр. 8:5).

Хотя святилище на небесах является оригиналом, местом, где Сам Бог совершает служение для нас, Господь различными путями открывает нам истины об этом святилище здесь, на земле.

Бог создал Едемский сад как символ святилища. Небесное святилище и его предназначение в контексте спасения были представлены в земной скинии и в израильских храмах.

В Иисусе, конечно, храм был явлен в Его человеческом естестве. И в итоге небесный храм сойдет на новую землю.

Как мы увидим, Бог использует концепции, связанные с небесным святилищем, чтобы открыть истину. На этой неделе мы рассмотрим некоторые из этих концепций.

Исследователи Библии отмечают, что многие особенности Едемского сада соответствуют более поздним святилищам в Израиле, а это свидетельствует о том, что Едем был первым символическим «храмом» на земле. Вот некоторые параллели между Едемом и святилищем:

1. В конце повествования о творении и истории о сооружении скинии в пустыне одними и теми же ключевыми словами выражены три одинаковых аспекта — одобрение, завершение и благословение (сравните «все» — «вся», «совершил» — «кончена», «сделали» и «благословил» Быт. 1:31–2:3 с Исх. 39:32, 43; 40:33).

2. Подобно тому, как Бог ходил в раю (Быт. 3:8), Он пребывал посреди Своего народа в святилище (2 Цар. 7:6, 7).

3. Адам должен был «возделывать» и «хранить» сад (Быт. 2:15). Те же два глагола используются в оригинале для описания служения левитов в скинии (Числ. 3:7, 8).

4. Ряд образов, взятых из сада, встречается в описании святилища (Исх. 25:31–36; 3 Цар. 6:18).

5. Херувим охранял сад (Быт. 3:24); два херувима были установлены в Святом святых (Исх. 25:18–22).

6. Как творение заняло шесть дней и каждый день начинался со слов: «И сказал Бог», а в завершении всего была суббота, так шесть разделов относительно устройства скинии содержат выражение: «И сказал Господь Моисею» (Исх. 25:1; 30:11, 17, 22, 34; 31:1) и сменяются седьмым разделом, в котором говорится о субботе (Исх. 31:12–17).

7. Святилище было закончено в первый день первого месяца (Исх. 40:17), в день еврейского Нового года, что также перекликается с завершением сотворения мира.

Во второй главе книги Бытие не нужно было подробно останавливаться на этих параллелях, поскольку люди в древности прекрасно понимали их. Например, иудейский письменный источник, датируемый вторым веком до нашей эры, сообщает: «Едемский сад был Святым святых и местом пребывания Господа».

Едемский сад назван садом Господа (Ис. 51:3; Иез. 28:13; 31:9). Это было место пребывания Бога на земле, место, где наши прародители должны были поклоняться Творцу и общаться с Ним. Поэтому величайшей потерей, которую принесло с собой грехопадение, стало не изгнание Адама и Евы из сада, а лишение их возможности пребывать в непосредственном Божьем присутствии.

Поразмышляйте над смыслом слова «святилище». На что оно направляет ваш разум? Что является для вас «святилищем» сегодня? Как ваше понимание святого помогает вам лучше понять, что дает нам Божье святилище?

Прочитайте Исх. 25:9, 40; Евр. 8:5; 9:23, 24. Какова взаимосвязь между земным и небесным святилищами?

Писания четко говорят о том, что Моисей не изобрел скинию, а построил ее в соответствии с Божественным наставлением, которое получил на горе (Исх. 26:30; 27:8; Числ. 8:4). Земное святилище должно было соответствовать образцу (Исх. 25:9, 40). Еврейское слово «тавнит» означает «образец» (модель, подобие, чертеж). «Тавнит» означает «копия оригинала, которая служит в качестве (миниатюрной) модели для другой копии». Сначала Моисею было позволено взглянуть на оригинальное небесное святилище во всей его обширности и славе (Исх. 24:10; см. также Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 343), а затем ему была показана «миниатюрная модель небесного святилища» (Э. Уайт. Дух пророчества, т. 1, с. 269) — образец для строительства земного святилища. Таким образом, земное святилище, несомненно, является копией оригинального небесного святилища или храма.

Поэтому небесный храм является оригиналом, моделью для израильских святилищ. Очевидно и то, что мы не можем отождествлять небесное святилище с самим небом. Небесный храм находится «на небе» (Откр. 11:19; 14:17; 15:5), то есть небо вмещает храм, небо и храм — не одно и то же.

Послание к Евреям вполне очевидно раскрывает реальность небесного святилища. Святилище на небе названо «скинией истинной» (Евр. 8:2), а также большей и совершеннейшей скинией (см. Евр. 9:11), в то время как земная скиния являлась тенью небесной скинии (Евр. 8:5). Подобно тому как тень всегда указывает на нечто реальное и является несовершенным, слабым отображением этой реальности, так и земное святилище является лишь отображением небесного. Однако, несмотря на всю ограниченность, земное святилище действительно отражает реальность небесного.

Такая взаимосвязь называется типологией. Библейская типология — это классификация исторических событий, персонажей, предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Объекты типологии соответственно названы образом (оригиналом) и прообразом (копией). Поскольку соответствие идет от образа (оригинала) к прообразу (копии), мы можем увидеть в послании к Евреям, что показанный Моисею небесный образец обозначается как «образ» (Евр. 8:5), а земное святилище как «прообраз» или «копия» (Евр. 9:24). Эта истина служит еще одним доказательством того, что небесное святилище существовало до сооружения земного. Как адвентисты седьмого дня мы стоим на твердом библейском основании, когда подчеркиваем физическую реальность небесного святилища.

Прочитайте Ин. 2:19–21. Почему тело Иисуса сравнивается с храмом? См. также Ин. 1:14.

Одна из тем Евангелия от Иоанна сообщает о том, что Иисус явил лучший «храм». Образ скинии появляется уже в Ин. 1:14. Иисус есть Слово, обитавшее среди людей, и они видели Его «славу». Греческое слово «скеноо» (обитать) — это глагольная форма греческого существительного «скенэ» (скиния); так что 14-й стих можно было бы перевести как «Слово, жившее [в скинии] среди нас». В данном контексте слово «слава» напоминает нам славу Божью, наполнившую как скинию в пустыне (Исх. 40:34, 35), так и храм Соломона при его торжественном посвящении (2 Пар. 7:1–3). Итак, когда Христос пришел на землю как Богочеловек, Он исполнил Божье «храмовое обетование» о пребывании среди Своего народа.

Как показывают вышеприведенные тексты, Иисус объявил Себя храмом, указывая на то, что после Его смерти земной храм утратит свою значимость (Ин. 2:19–21; Мф. 27:51). Также, когда Иисус сказал, что Он — хлеб жизни (Ин. 6:35) и свет миру (Ин. 8:12), это могло указывать, помимо манны, на хлебы предложения и на светильник — предметы, находившиеся в земном святилище. Заявление о том, что Иисус — жертвенный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29), несомненно, указывает на святилище.

«Все, совершавшие служение во святилище, постоянно получали уроки о заступничестве Христа за род человеческий. Предназначение этого служения заключалось в том, чтобы вызвать в каждом человеческом сердце любовь к Закону Бога, являющемуся законом Его Царства. Жертвоприношения должны были стать наглядным уроком о любви Бога, явленной во Христе — страдающей, умирающей Жертве, взявшей на Себя грех, в котором был повинен человек, в Невинном, ставшем грехом за нас» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 233).

Из-за своей греховной природы мы склонны думать, что Бог злится на нас. Как откровение Божьей любви, явленное в жизни и смерти Иисуса, помогает каждому из нас осознать на личностном уровне, что Бог любит нас, несмотря на наши ошибки? Каким образом это осознание должно воодушевлять нас одерживать победу над своим «я»?

После вознесения Христа на небеса и Его инаугурации как Первосвященника в небесном святилище храм с системой жертвоприношений на земле перестал иметь какую-либо конкретную цель в плане спасения (см. Мф. 27:50, 51). Однако Бог по-прежнему желает пребывать среди Своего народа на земле, что теперь возможно благодаря Святому Духу. Апостолы использовали образ храма, чтобы донести эту истину до людей.

Прочитайте 1 Кор. 3:16, 17; 6:19, 20; 2 Кор. 6:16; Еф. 2:19–22. Обратите внимание на образы святилища, встречающиеся в этих текстах. Какой истине учит нас Библия посредством приведенных стихов?

В 1 Кор. 3:16, 17 Павел обращается к Церкви как к единому целому, называя ее храмом (1 Кор. 3:16) и утверждая, что этот храм свят (1 Кор. 3:17). Те же самые идеи он применяет к каждому отдельному верующему в 1 Кор. 6:19, 20. Будучи храмом, верующий представляет собой святую территорию, и его наивысший долг — проводить свою жизнь в святости. Павел использует образ храма, чтобы подчеркнуть свой призыв к чистой и святой жизни, которую в данном контексте он отождествляет с нравственной чистотой (1 Кор. 6:15–18). Последнее упоминание Павла о Церкви как о Божественном святилище соответствует данной модели: между верующими и неверующими не может быть ничего общего (2 Кор. 6:14–7:1), ибо Церковь находится в отношениях завета с Богом и принадлежит только Ему (2 Кор. 6:18).

В то же время Церковь — не только храм Божий, но также и святое священство (1 Петр. 2:5, 9). С подобной привилегией, несомненно, связана и большая ответственность. Как важно в таком случае, чтобы мы подчинили свою жизнь Господу в вере и послушании; Он столько нам даровал, посему и просит нас об этом.

Конечно, мы спасаемся праведностью Христа, которая полностью нас покрывает. Однако чего Бог ожидает от нас после всего, полученного нами во Христе по Его благодати? И, что еще более важно, как мы можем наилучшим образом сделать то, чего Он ожидает от нас?

Прочитайте Откр. 7:15–17. Где находятся искупленные и как они изображены в данном отрывке?

Эти стихи описывают искупленных, служащих Богу как цари и священники (Откр. 1:6; 5:10; 20:6). Обетование о том, что «Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7:15), перекликается с присутствием Бога в святилище в пустыне, где Он пребывал среди древнего Израиля как его великий Вождь. Новая земля, как некогда святилище, снова станет идеальным местом взаимоотношений, местом, где Бог будет встречаться с искупленными. Она станет гарантией приюта, защиты и всей полноты жизни в присутствии Бога и Христа. Тот, Кто однажды обитал с нами (Ин. 1:14), теперь раскидывает «скинию» над Своими святыми, чтобы они могли вечно жить вместе с Ним.

Прочитайте Откр. 21:1–22. Как описан Новый Иерусалим? Какие вы находите параллели в этих текстах между святым городом и святилищем?

Иоанн не видит храма в Новом Иерусалиме (Откр. 21:22). Скорее, Новый Иерусалим сам является храмом и скинией Бога (Откр. 21:3). Некоторые элементы святилища также приписываются Новому Иерусалиму: «святой» город небесного происхождения (Откр. 21:2, 10); у него такая же кубовидная форма, как и у Святого святых (Откр. 21:16; 3 Цар. 6:20); как и на территорию храма, в город не допускается «ничто нечистое» (Откр. 21:27); но самое главное — присутствие Бога. В Божьем святилище мы сможем жить с Ним, поддерживая самые близкие взаимоотношения (Откр. 21:3, 7). В этом заключается цель спасения.

Вечность подразумевает тесные взаимоотношения с Богом, не так ли? Почему для нас так важно находиться, как пишет Э. Уайт, «в тесном общении с Богом» уже сегодня?

Прочитайте в книге Э. Уайт «Воспитание» главу «Школа в будущем» (с. 301–309); в книге «Великая борьба» главу «Конец борьбы» (с. 673–678).

«Из опасения, что будущее наследие святых покажется слишком материальным и приземленным, многие пытались дать лишь духовное толкование грядущей реальности и, таким образом, свести на нет те истины, которые позволяют нам смотреть на нашу будущую отчизну как на свой дом. Христос обещал Своим ученикам, что Он идет приготовить обители для них в доме Отца. Те, кто принимает учение Слова Божьего, не будут находиться в полном неведении о небесных обителях. И все же: „Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2:9). Человеческий язык не способен описать награду праведных. Она станет понятной только тем, кто увидит ее. Ограниченный разум не в состоянии постичь славу Божьего рая» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 674, 675).

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, почему важно знать, что Божье небесное святилище — это реальное место? В то же время почему нам стоит проявлять осторожность и не проводить скрупулезного детального сравнения между земным и небесным храмами?

Поразмышляйте в классе над идеей о том, что Церковь подобна «святилищу». Как вы понимаете эту истину? Как мы, будучи Церковью, можем воплотить в свою жизнь это важное учение?

«Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16, 17). Чему учат нас приведенные тексты и как мы можем применить это учение в своей жизни?

Поразмышляйте над идеей, что мы являемся «священниками» сегодня и будем исполнять священнические обязанности после Второго пришествия. В чем заключаются эти обязанности сейчас и какими они будут после возвращения Иисуса? Почему даже само использование слова «священники» показывает, насколько важной является концепция святилища для плана спасения?