Новости

Новости ЕАД

«Построено АДРА». Путевые заметки

Главная дорога из города
Четыре дня, проведенные в Афганистане, разрушили в моем сознании многие стереотипы об этой стране, людях и условиях жизни.

9 сентября, вечером мы прибыли в аэропорт Шереметьево, чтобы самолетом афганской авиакомпании прибыть в Кабул. Рейсы совершаются только два раза в неделю. За час до вылета прозвучала информация о задержке рейса. Мы вылетели в два часа ночи. Непривычное спокойствие, никакого возмущения пассажиров в связи с задержкой рейса мы не увидели. Через четыре часа полета мы услышали объявление: «Пристегните ремни, самолет совершает посадку». Мы приземлились в аэропорту Мазари  Шериф, окруженный песчаными горами и военной техникой НАТО. Через час к нам подсадили нескольких людей, одетых в военную форму, после чего самолет взлетел, чтобы чер ез 50 минут приземлится в Кабуле.

В округе Кабула
В аэропорту Кабула нас встретил человек, знающий о нашем прибытии. Он был в смущении, так как мы опоздали ровно на 20 минут, чтобы маленьким самолетом полететь в город Бамьям. Там АДРА строит пять школ и осуществляет проекты по обеспечению питания для строителей дорог, для тысячи женщин и для учащихся. В этом проекте задействованы 58 сотрудников, а сумма проекта превышает 2,5 миллионов у. е.

Он приложил огромные усилия, чтобы наиболее эффективно распределить наше время посещения Афганистана. У него в руках были билеты на рейс в Бамьям (на который мы опоздали) и обратно через два дня, мы должны были возвратиться вертолетом принадлежащем НАТО. Теперь пришлось изменить все наши планы. Мы поехали в офис АДРА, где встретились с его помощниками и разместились в предоставленных комнатах для проживания. В офисе и одновременно жилье, где проживает его семья – в одной комнате, финансовый директор из Кении – в другой, и еще две гостевые комнаты, где нас разместили, и общая кухня, где все сотрудники АДРА, включая сторожа и водителя, вместе питаются. В офисе АДРА царит атмосфера уважения, взаимопонимания и полного доверия, что служит высоким примером для подражания.

Школа, построенная АДРА
На следующий день мы выехали на старом автомобиле (офис имеет два автомобиля, один старенький, а другой получше, но выезжая в сложные регионы, для безопасности лучше не привлекать к себе внимания) посетить два проекта в близи Кабула. Это построенные две школы, которые открыли свои двери для учеников в прошлом году.

Увиденное словами описать сложно. Одна из школ на окраине Кабула. Мы едва смогли туда добраться на машине, а заехать во двор школы было еще сложнее, чем преодолевать бездорожье из-за огромного количества учеников, выходящих из здания и входящих в школьный двор. 14 000(!) учеников обучаются в этой школе! Я не мог поверить своим глазам. Классы переполнены, за одной партой сидит по четыре-пять мальчиков, а в другом корпусе девочки. Дети обучаются в три смены в день. Многие из детей преодолевают по нескольку километров, чтобы в школе всего два часа послушать преподавателя с 11-летним (средним) образованием.

Школьницы
По статистике в Афганистане более 45 процентов населения – дети в возрасте до 14 лет. Семьи очень большие, по 12-14 детей. Школа построена под горой. В прошлом году, не было вокруг ни одного дома, а сейчас вокруг школы, в песках и камнях настроены сотни хижин, с одной единственной целью, что бы дети могли учиться в школе.

Мы посетили другую школу, которую также строила АДРА, расположенную на расстоянии семи километров от этой школы. В ней обучаются 6000 учеников в три смены. По словам директора школы, в следующем учебном году в школу придут 12 тысяч учеников. Спрос на обучение в этой стране так велик, что усилия, прикладываемые всеми гуманитарными организациями, кажутся каплей в море.

На территории каждой школы АДРА пробурила скважину для воды.

Я восхищался мужеством этого человека и его семьи, которая вот уже девятый год в этих неописуемо тяжелых и даже страшных условиях трудится на благо этой страны. На каждом построенном здании вылита из цемента надпись: «Построено АДРА, 2011 год». Я подумал о том, что его труд нигде, кроме Неба не отмечен, что мы так мало знаем о его служении в самой рискованной и сложной стране мира.

Зарабатывающие на жизнь
Вечером мы собрались всеми сотрудниками АДРА для совместного ужина в уютной столовой офиса. Наше общение вдруг прервали очереди автоматных выстрелов. Потом еще и еще, и так до двух часов ночи. Слава Богу, что очереди не были по горизонтали, а только по вертикали. Афганская команда впервые в истории выиграл турнир по футболу среди нескольких стран. Потому радости болельщиков не было границ. Утром мы отправились в аэропорт, что бы вылететь в Мазари Шериф, но дорога была парализована – продолжалась радость победы, молодые ребята играли в футбол на улицах, десятки машин, переполненных как внутри, так и на крышах пассажирами, которые не прекращали праздновать победу с криками и флажками. На дорогах не было понятия встречной полосы или вообще проезжей части. В этом автомобильном хаосе пробивались и продвигались, кто как мог. К счастью, мы, наконец, добрались до аэропорта, окруженного военными людьми с автоматами, военными машинами и блок постами. Рейс, как обычно задержался. Но через определенное время мы взлетели и через час приземлились в уже знакомом нам, Мазари Шерифе.

В аэропорту нас встретил руководитель проекта, дружелюбный афганец. Из этого города мы отправились на стареньком автомобиле в город Шебаркан. Дорога заняла более двух часов. На этой дороге мы увидели многое: и наши КАМАЗы и ЗИЛы, китайские мотоциклы и легковые машины, верблюды, лошади и ослики с детками, людей, сидящих на багажниках и крышах автомобилей, и по три-четыре человека на одноместном мотоцикле. Вдоль дороги военные посты, сгоревшие грузовые автомобили, наши (советские) бэтээры и другие военные машины. Руководитель проекта привез нас в свой недостроенный дом из трех комнат и коридора, в котором стены были только отштукатурены. В каждой комнате он поставил по кровати, куда и поселил нас.

Еще одна аудитория школы
Вечером собрались все его родственники, и мы долго общались. В разговоре с родственниками хозяина дома оказалось, что отец жены оказался очень образованным и начитанным человеком, получившим образование в Москве и испытывающим большое уважение к России.

Перед сном я спросил, где будет спать хозяин дома, его беременная жена и двое детей? Они улыбнулись и ответили, что у них есть место. Ночью, выходя их своей комнаты, я заметил, что под входной дверью в коридоре кто-то спит. Утром оказалось, что это спал хозяин дома, чтобы обеспечить нашу безопасность.

Утром мы отправились в соседнее поселение Туника, где проживает 6 000 тысяч семей, а это значит около 40 000 жителей. Туника находиться в 20 км от Шебаркана, города, в котором мы остановились. На выезде из города нам пришлось остановиться. К нам подъехал военный автомобиль с полицейскими, вооруженными пулеметом и автоматами. Они сопровождали нас в Тунику. В Тунике АДРА закончила строительство медицинской клиники. Через пять минут после нашего приезда в клинику, собрались все старейшины и глава этого поселка. Охранники заняли свои места по периметру участка, а мы общались и смотрели новую клинику, отметив высокое качество строительства. От имени всех собравшихся и жителей Туники говорил их староста, мы обменялись приветственными речами, пили вместе чай. Эти люди, уставшие от военных действий, от недопонимания, от горя и жизненных сложностей, желали общаться, делиться своими рассказами, а также слушать слова утешения и надежды на будущее.

В ста метрах от клиники находилась школа, построенная в прошлом году. Мы пошли пешком по сельской улице Туника. Наша охрана с автоматами окружили нас ближе, так как собралось еще больше народа. Подойдя к школе, мы увидели посаженные цветы перед зданием и вывеску «Построено АДРА, 2012 год». Мы услышали слова благодарности в адрес АДРА, обменялись ответными речами.

Время заставляло нас торопиться, впереди предстояло проехать еще более 250 км по афганской дороге до границы с Узбекистаном, пройти четыре границы пешком, проехать 200 км через Узбекистан, и 80 км по Таджикистану до Душанбе.

Руководитель проекта решил провезти нас на стареньком автомобиле до границы. В три часа дня, помолившись, мы пересекали мост, разделяющий Афганистан и Узбекистан, а наши афганские друзья возвратились домой. Слава Богу, через весь Узбекистан нас вез на личном автомобиле майор запаса внутренних войск, а на границе Таджикистана нас ждал Роберт и его водитель Семен.

Эти проекты АДРА — не последние. Несколько новых проектов запланированы на 2014 год. Мы обсудили вместе еще два возможных проекта. Афганистан открыт для образовательных проектов. Начинают работать частные школы и колледжи. Число желающих учиться неисчислимо! Нам необходимо видение для работы в стране, которая теперь является частью Евро-Азиатского дивизиона. Население Афганистана быстро растет. Каждые 25 секунд рождается ребенок, более 35 миллионов проживает на данной территории.

Владимир Ткачук
директор АДРА Евро-Азиатского дивизиона
Кабул, Шебаркан, Афганистан
9 – 16 сентября 2013 г.