СШ

Субботняя Школа

Урок 3. 12 – 18 октября. Жертва

"Святилище" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2013 год (PDF, 5.3 MB) С комментариями для учителей (PDF, 7.3 MB) Аудио Урок 3 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 579 MB)

Библейские тексты для исследования:

Быт. 3:9–21; Исх. 12:21–27; Лев. 2:1–3; Быт. 22:1–19; Лев. 17:10, 11; Флп. 4:18.

Памятный стих:

«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1).

Концепция жертвы занимает центральное место во всем Евангелии. В библейских языках слова, обозначающие жертву, часто передают идею приближения к Богу, принесения чего-то Ему. Основное значение еврейского слова, указывающего на жертву или жертвоприношение, описывает действие приближения, принесения чего-то в присутствие Божье. Греческие эквиваленты этого слова означают «дар» и описывают жертвоприношение.

Также и английское слово «offering» (жертвоприношение) происходит от латинского «offerre» (преподнесение дара). Английское слово «sacrifice» (жертва), состоит из латинского «sacer» (святой) и «facere» (делать), указывая на действие, которое что-то освящает.

На этой неделе мы рассмотрим некоторые жертвы, приносимые Богу верующими людьми. Мы увидим, что Бог как в древности, так и сегодня призывает Своих детей к принесению жертв.

Конечно, самая великая и значимая жертва заключается в том, что Бог «отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16) в жертву за грехи людей.

Прочитайте Быт. 3:9–21. Что Бог сказал Адаму и Еве после их грехопадения?

Адам и Ева жили в совершенном мире, в саду-святилище, и Бог даровал им возможность лицом к лицу общаться с их Создателем. Их первый грех привел к разрыву во взаимоотношениях с Богом. Однако Бог уже имел план по преодолению этого разрыва, и еще до того, как наших прародителей постигли суды, Он дал им надежду на Спасителя. (Быт. 3:15).

«Адам и Ева, как преступники, стояли перед Богом, ожидая приговора, который был следствием их греха. Но до того, как они услышали о терниях и волчцах, о печали и отчаянии, которые должны будут стать их участью, до того, как услышали о прахе, в который должны будут возвратиться, людям были сказаны слова, которые должны были воодушевить их надеждой. Несмотря на то, что им предстояло пострадать… они уже могли предвкушать окончательную победу» (Э. Уайт. Дабы мне познать Его, с. 15).

Господь показал им главное основание этой победы, когда сразу же после произнесения приговора Он сделал им кожаные одежды, чтобы покрыть их наготу и стыд. Несомненно, для этого пришлось умереть невинному животному, и таким образом первым людям был преподан урок заместительной жертвы (Быт. 3:21).

Кроме того, факт, что Бог дал обвиняемым одежды, был символичным. Подобно тому как приносимые в святилище жертвы гарантировали особые взаимоотношения между Богом и Его народом, так и данная в саду одежда заверяла виновных в неизменной Божьей доброжелательности по отношению к ним.

Итак, с самых ранних дней истории человечества жертвоприношения свидетельствовали о том, что грешные люди могут соединиться с Богом только через смерть Иисуса, прообразом которой были жертвы.

Перечитайте Быт. 3:9–21. О чем свидетельствует факт, что прежде чем Бог произнес осуждение виновной паре, Он дал им обещание абсолютной победы? Что это говорит об отношении Бога к нам даже в нашем падшем состоянии?

В ветхозаветные времена верующие люди могли приносить жертвы по разным случаям и при различных обстоятельствах. Им позволялось приносить в жертву чистых животных, хлебные злаки, елей и другое. Жертвоприношение животных является самым древним установлением в служении святилища, и наряду со священническим служением оно составляло центр израильского служения. Религиозная жизнь не мыслилась без жертвоприношений.

Какие виды приношений описаны в следующих текстах? Исх. 12:21–27; Лев. 2:1–3; Исх. 25:2–7; Лев. 4:27–31.

Бог установил систему жертвоприношений, чтобы верующие могли поддерживать с Ним тесные взаимоотношения. Поэтому приношения могли иметь место в самых разных ситуациях: в знак благодарности, в знак выражения радости и торжества, как дар, просьба о прощении, выражение покаяния, как символ посвящения или восстановления.

Среди наиболее важных видов приношений нужно отметить жертву всесожжения (Лев. 1), хлебное приношение (Лев. 2), мирные жертвы (Лев. 3), жертвы за грех (Лев. 4), жертвы повинности (Лев. 5:14–6:7). Первые три вида приношений представляли собой добровольные приношения, которые должны были напоминать жертвующему (и нам): всё, кем мы является, и всё, чем мы обладаем, принадлежит Богу. Жертва всесожжения символизирует полное посвящение жертвователя. Хлебное приношение символизирует посвящение наших материальных благ Богу, будь то пища, животные или что-то еще. Мирная жертва была единственной жертвой, от которой участвующий получал определенную часть для личного потребления.

Другие два вида жертвоприношений были обязательными. Они напоминали людям: хотя неправильные поступки имеют свои последствия, все же они могут быть «исцелены». Жертву за грех (ее также называют «очищающей жертвой») приносили после ритуального осквернения или после того, как человек узнавал, что он морально осквернился, то есть согрешил, нарушив Божий Закон. Каждая жертва за грех указывала грешнику на великую жертву Сына Божьего, благодаря которой человек мог получить прощение и очищение от греха.

Такой широкий спектр жертвоприношений показывает, что Бог должен контролировать каждый аспект нашей жизни. Как вы можете научиться отдавать Ему абсолютно все, что у вас есть, и даже самих себя? Что происходит, когда вы этого не делаете?

Прочитайте Быт. 22:1–19. Какой урок относительно жертвоприношения усвоил Авраам?

Какую цель преследовал Бог, испытывая веру Авраама таким немыслимым образом? Жизнь патриарха с Богом всегда сопровождалась Божественными обещаниями: обещание дать землю, потомков, благословить; обещание дать сына; обещание о том, что Бог позаботится об Измаиле. Авраам жертвовал, но это всегда происходило в свете Божьих обетований. Однако в ситуации, описанной в Быт. 22, Авраам не получил какого-либо Божественного обещания, наоборот, ему было велено пожертвовать живым обетованием, своим сыном. Следуя Божьему повелению, Авраам показал, что Бог для него важнее всего.

«Бог повелел Аврааму убить своего сына, чтобы он осознал реальность Евангелия, а также чтобы испытать его веру. Мука, которую он переживал в течение тех мрачных трех дней страшного испытания, была допущена, чтобы он на собственном опыте мог хоть отчасти понять, сколь великую жертву Безграничный Бог приносил ради искупления человека. Никакое иное испытание не причинило бы такой душевной пытки Аврааму, как жертвоприношение его сына. Бог отдал Своего Сына на мучения и позорную смерть» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 154).

Относительно жертвоприношения Авраам понял два важных принципа. Во-первых, никто кроме Самого Бога не может принести истинной жертвы, предоставить средство спасения. Об этом заботится Господь. Авраам увековечивает этот принцип, называя это место «Иегова-ире», что значит «Господь усмотрит». Во-вторых, истинная жертва является заместительной, поскольку она спасла жизнь Исаака. Овен принесен «вместо» Исаака (Быт. 22:13). Посланное Богом животное указывало на Агнца Божьего, Иисуса Христа, на Которого «Господь возложил… грехи всех нас» (Ис. 53:6, 7; Деян. 8:32).

Какое поразительное подчинение Богу! Кто может представить себе, через что прошел Авраам? Подумайте, когда в последний раз вы проявляли такую безраздельную веру, совершая то, что причинило вам переживания. Чему вы научились из того случая и насколько хорошо усвоился этот урок?

Прочитайте Лев. 17:10, 11. Какой функцией Бог наделяет кровь?

В отрывке, где Бог дает наставление израильтянам о том, чтобы они не ели крови, Он приводит причины такого запрета: кровь символизирует жизнь, и Бог сделал жертвенную кровь выкупом за человеческую жизнь. Одна жизнь, представленная кровью, искупает другую жизнь. Принцип замещения, ярко проявившийся на горе Мориа, когда Авраам принес кровь овна вместо крови своего сына, твердо укоренился в Божьих законных требованиях для древнего Израиля.

В Быт. 22 Бог показывает, что Он Сам предоставляет средство искупления; в еврейском оригинале в тексте «Я назначил ее вам» (Лев. 17:11) «Я» выделено. Мы не можем предложить собственный выкуп. Это должен сделать Бог.

Такая концепция отсутствует в других религиях, в которых используются жертвоприношения. Библия показывает: не человек приближается к Богу, зная, как Его умиротворить, а Бог заботится о том, чтобы человек оказался в Его святом присутствии. И во Христе Он Сам дарует кровь для искупления.

Прочитайте 1 Цар. 15:22 и Мих. 6:6–8. Назовите некоторые опасности обрядовой системы.

Бог никогда не хотел, чтобы служение жертвоприношения заменило собой сердечные взаимоотношения. Наоборот, жертвы должны были открывать сердца верующих навстречу Господу. Если мы потеряем из виду факт, что жертвы выражают духовные взаимоотношения между Богом и нами и что они указывают на величайшую жертву — Иисуса Христа, то легко можем спутать обряд жертвоприношения с аппаратом, который автоматически выдает искупление. Помимо жертвоприношений Бог действительно желает, чтобы наши сердца были в гармонии с Ним (Пс. 50:18, 19). Поэтому израильские пророки обличали народ в фальшивой набожности и призывали «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом» (Мих. 6:6–8; ср. с Ис. 1:10–17).

В каких ситуациях мы сталкиваемся с подобной опасностью? Почему нам часто бывает трудно осознать, что в этой сфере мы способны поступать точно так же, как израильтяне в древности? Как мы можем избежать этой ошибки?

Хотя после жертвенной смерти Христа уже не требуется приносить в жертву животных, Новый Завет говорит о необходимости другой жертвы.

Согласно приведенным текстам, какие жертвы мы должны приносить Богу сегодня? Рим. 12:1, 2; Флп. 4:18; Евр. 13:15, 16; 1 Петр. 2:5.

Терминология системы жертвоприношений очень хорошо отражает раннюю христианскую концепцию о том, что значит жить в полном посвящении Богу. Фактически, даже когда Павел размышлял о предстоящей мученической смерти, он описывал себя как жертву (Флп. 2:17; 2 Тим. 4:6).

Какая особая весть дана нам в Рим. 12:1? Каким образом мы должны являть эту истину в нашей жизни?

Живая жертва означает, что человек полностью отдает Богу всего себя. Это включает посвящение тела (Рим. 12:1) и преобразование разума и сердца (стих 2). Мы должны быть отделены (святы) для единственной цели — служение Богу. Христиане полностью отдают себя Господу, потому что Он милосерд, как подчеркивается в Рим. 12:1–11. Милосердие Бога заключается в том, что Христос принес Себя в жертву ради нас, Он дарует нам спасение.

В данном контексте Павел призывает христиан подражать Христу. Правильное понимание Божьей благодати ведет к посвященной Богу жизни и искреннему служению окружающим. Отказ от своего «я» и подчинение его воле Божьей — единственный правильный отклик на величайшую жертву Христа, принесенную ради нас.

Необходимо также отметить, что между нашим пониманием духовной и доктринальной истины, а также служением окружающим должна быть гармония. Каждый аспект жизни должен выражать искреннюю посвященность верующего человека Богу. Истинное поклонение никогда не бывает лишь внутренним и духовным; оно должно включать в себя и внешние проявления бескорыстного служения. В конце концов, подумайте о том, что совершил для нас Господь.

«Даже небесным ангелам было трудно понять тайну искупления — постичь то, что Повелитель неба, Сын Божий, должен умереть за виновное человечество. Когда Аврааму было велено принести в жертву своего сына, все Небо проявило глубочайший интерес к этому событию, с величайшим вниманием наблюдая за каждой подробностью исполнения повеления. Когда на вопрос Исаака: „Где же агнец для всесожжения?” Авраам ответил: „Бог усмотрит Себе агнца”, когда была удержана рука отца, уже занесшего нож, чтобы убить своего сына, и приготовленный Богом овен оказался принесен в жертву вместо Исаака, — тогда был пролит свет на тайну искупления, и даже ангелы гораздо глубже поняли чудесный план, предусмотренный Богом для спасения человека» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 155).

Вопросы для обсуждения:

«Наши стопы будут идти по Его пути, наши уста будут изрекать истину и распространять Евангелие, наши слова будут нести исцеление, наши руки будут поднимать упавших и делать многочисленные земные дела, такие как приготовление пищи и уборка, печатание и ремонтирование. Мы будем обнимать одиноких и лишенных любви, наше ухо будет слышать плач страдальцев, а наш взор будет в смирении и терпении обращен к Богу» (Jonn Stott, Romans (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1994), с. 322). Как эта цитата раскрывает смысл понятия «живая жертва»? Почему возможность жить такой жизнью открывается только посредством смерти для своего «я»?

Как мы увидели в уроке, одна из величайших проблем верующих людей заключалась в том, что они рассматривали систему жертвоприношений как самоцель, а не как средство, ведущее к цели — к полному посвящению Богу и искреннему служению окружающим. Каким образом адвентисты седьмого дня (которые получили столько света) подвержены особой опасности пойти тем же путем, считая, что великие истины, которыми мы обладаем, являются самоцелью, а не средством, ведущим к цели?

Поразмышляйте над историей Авраама и Исаака, которая произошла на горе Мориа. Какой бы трудной для понимания она ни была, кто-то может утверждать, что она и должна была быть такой, должна была вызывать ужас и боль. Как вы думаете, почему некоторые люди считают, что помимо других эмоций эта история должна была вызывать в читателе и такие чувства?

  • Anna Kolesnikova

    Жертвоприношение это средство для восстановления отношений с Богом и полного посвящения Богу.