Музыкальная история

Московский хор «Кредо», молодежная музыкальная группа «Части тела» (Казань), исполнители авторской песни Юлия Авструб, Светлана Малова, Заокский ансамбль «Капли неба», завоевавший несколько престижных премий на зарубежных фестивалях, солисты Ольга Воробьева, Елена Рудой, Наталья Козакова, дирижеры Елена Житникова, Мария Гиндулина, Дана Даманская, Валерия Балкан, композиторы и авторы текстов песен Давид Житников, Евгений Житников, Лариса Лунина. Это лишь малая часть адвентистских музыкантов из общин Западно-Российского союза, которые уже успели завоевать сердца церковной и светской публики.

У музыкального служения Церкви большие перспективы, поэтому требуются энтузиасты, одаренные люди, которые готовы посвятить  этому служению свой талант, время и силы. О том, как мотивировать музыкантов, разрешить трудности, которых немало у организаторов этого служения, шла речь в семинаре «Музыкальное служение в церкви в эпоху постмодернизма», прочитанном руководителем музыкального служения ЗРС Наталией Лозовской во время консультативной встречи музыкального отдела Западно-Российского союза, которая проходила 7-8 октября в Духовном центре ЗРС.

На совещание собрались руководители музыкального служения восьми объединений поместных церквей ЗРС. Каждый из них выступил с отчетом о том, что удалось сделать музыкантам их региона для миссии Церкви. Это музыкальные фестивали, в которых принимают участие взрослые и дети, благотворительные концерты, выступления в социальных учреждениях, оформление  евангельских программ, участие в съемках для христианских телепрограмм, записи альбомов христианских исполнителей и многое другое. Музыкальный отдел ЗРС провел в объединениях практические занятия для регентов хоров, семинары на темы «Суть поклонения Богу», «Что значит быть музыкальным лидером», «Музыка, которая объединяет», «Взаимоотношения между музыкантами в церкви» и другие.

– Сегодня многое поменялось в нашем обществе и в церкви, музыкальные руководители в общинах сталкиваются с разными проблемами, – рассказывает Наталия Лозовская. – Например, далеко не во всех общинах есть хор, трудно в условиях большого города найти посвященных людей, готовых пожертвовать свое время для репетиций с хором, занятий вокалом. Есть вопросы и к выбору репертуара. Христианская песня – это музыкальная проповедь, в которой и стихи, и мелодия, и аранжировка, и исполнение должны быть высокого качества и не содержать теологических ошибок. Нам необходимо воспитывать вкус у исполнителей и музыкальных руководителей, поддерживать талантливых авторов, вдохновлять молодежь служить своими музыкальными дарованиями,  побуждать общины больше использовать живую музыку, а не караоке, если есть такая возможность.

– Что же ценят люди эпохи постмодернизма?

– Во-первых, искренность. Музыкальный руководитель должен постараться показать братьям и сестрам, с которыми работает, важность музыкального служения в церкви своим примером, своей посвященностью. Во-вторых, людям эпохи постмодернизма важны отношения. Призывами тут не обойтись. Привлечь людей к музыкальному служению можно только, наладив с ними дружеские отношения. Проявите внимание к талантливым людям, поймите их нужды, покажите им перспективы творческого роста, и люди захотят участвовать в музыкальном служении. В-третьих, задействуйте молодежь, которая ценит творчество. Ищите новые формы привлечения и раскрытия талантов. Талантливые музыканты украсят любое богослужение и внецерковное мероприятие – значит, организуйте такие мероприятия! Создавайте в общинах музыкальные коллективы, вокальные и инструментальные ансамбли. Вовлекайте в служение детей, например, заинтересуйте их игрой на колокольчиках и других несложных музыкальных инструментах.

– Наталья, вы давно пропагандируете создание детских ансамблей цветных колокольчиков, проводите повсюду мастер-классы. Почему именно этому направлению вы уделяете так много энергии?

– Потому что это очень простой метод вовлечь людей в творчество, и не только детей, кстати. Взрослые тоже с удовольствием играют на колокольчиках, получается очень красиво. Колокольчики – прекрасная возможность разнообразить и оживить музыкальное служение в церкви!

– От чего зависит развитие музыкального служения в общине?

– Очень  важно создать в церкви команду по планированию служений с участием  пастора и всего актива общины. Когда пастор неравнодушен к музыкальному служению, его община буквально расцветает талантами.

– Над чем сейчас работает музыкальный отдел ЗРС?

– Сейчас мы работаем над выпуском сборника «Песни погребения». В планах издать сборники хоровых произведений, для молодежи хотим предложить сборник «Пропетые библейские стихи», собираем сборник «Песни и хоры на венчание». По многочисленным просьбам будем стараться переиздать сборник «Гимны надежды» в новой редакции, выпустим диск «Гимны надежды» для пения караоке в общинах, где пока нет музыкантов и музыкальных инструментов. В планах также провести в общинах богослужение, посвященное 100-летию сборника «Псалмы Сиона». Не стоит забывать, что музыкальное наследие Церкви – кладезь для оформления богослужения.

Есть у нас и миссионерский проект: будем содействовать открытию при молитвенных домах музыкальной образовательной программы «Домисолька»  для детей 2-7 лет, которая привлечет в церковь детей дошкольного возраста и их родителей.

О том, как могут церковные музыканты участвовать  в миссии церкви, рассказала участникам совещания Наталья Козакова, директор одела музыкального служения Евро-Азиатского дивизиона: «Христиане, желающие рассказать людям о скором Втором пришествии Христа, призваны достойно прославлять Всевышнего, созидать Церковь Божью посредством хорошо подготовленного музыкального служения. Вторая наша цель – познакомить окружающих с Богом, в Которого мы верим и Которому возносим хвалу. Церковный музыкант является «устами» Спасителя, зовущего Своих заблудших детей, а потому должен благовествовать, прежде всего, своей жизнью, в которой отражается слава Божья, характер Христа».

По словам Натальи Козаковой, главное направление музыкального служения сегодня – участие в евангелизации больших городов, которые являются центрами развития, бизнеса и развлечений. А это значит, что христианскую музыку надо сделать настолько привлекательной, чтобы ее захотели слушать взыскательные меломаны, чтобы она могла конкурировать с продукцией современного шоу-бизнеса, чтобы занятой секулярный слушатель, порой далекий от искусства, пришел на концерт и был тронут музыкальной проповедью. Для этого в церкви есть немало ресурсов. Например, даже небольшая община может организовать камерный концерт авторской песни, в котором члены церкви споют под гитару или фортепиано и расскажут свою музыкальную историю. Это будет история о том, как музыка или песня помогла человеку обрести веру в Бога, изменила его жизнь. Личная история – сегодня самое востребованный жанр на телевидении, так что его стоит взять на вооружение и в организации христианских программ. А если есть хороший хор или высокопрофессиональный исполнитель, надо найти возможность организовать его выступление на престижной площадке. Так, для концертов известного адвентистского пианиста Ивана Ситеры были арендованы самые лучшие залы в Киеве и Москве. Оба концерта прошли с аншлагом, музыкант покорил сердца светских меломанов, а это значит, что весть, которую несут адвентисты, будет воспринята слушателями с большим доверием.

Елена Копылова
 
 
Администрация сайта оставляет за собой право утверждать и отклонять комментарии, и не будет в состоянии ответить на запросы относительно этого. Пожалуйста, пишите все комментарии в уважительной и вежливой форме по отношению к авторам и посетителям сайта.