Урок 4. 19 – 25 октября. Уроки святилища


"Святилище" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2013 год (PDF, 5.3 MB) С комментариями для учителей (PDF, 7.3 MB) Аудио Урок 4 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 579 MB)

Библейские тексты для исследования:

Исх. 40:9, 10; Лев. 19:2; 1 Петр. 1:14–16; Исх. 31:1–11; Рим. 3:25–28 3 Цар. 8:31–53; Пс. 72:1–17.

Памятный стих:

«И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8).

Святилище является одним из главных Божьих «пособий», открывающих нам значение Евангелия. Приведенная ниже схема поможет нам при изучении святилища на уроке Субботней школы.

Данный урок сосредоточен на некоторых важных истинах, представленных в земном святилище. Систему жертвоприношений мы рассмотрим позже.

Согласно Исх. 25:8, какова была цель земного святилища в пустыне? Какую удивительную истину о Божьей любви к нам мы узнаем из прочитанного текста?

В Едемском саду грех разрушил близкие взаимоотношения между Богом и людьми. Грех лишил наших прародителей свободного общения с Богом. Однако Создатель по-прежнему желает приблизить нас к Себе и наслаждаться глубокими отношениями завета с человечеством, и этот процесс приближения Он начал еще в Едеме. Спустя столетия, освобождая Израиль из египетского рабства и учреждая святилище, систему жертвоприношений, Бог снова предпринимает инициативу возвратить человечество к Себе, в Свое присутствие.

Таким образом, святилище свидетельствует о постоянном желании Бога пребывать среди Своего народа. Это Его желание (Пс. 131:13, 14). Его главная цель — взаимоотношения, а святилище стало средством для этого. Святилище является наглядным свидетельством присутствия Бога с Его народом на земле.

Из описания в Числ. 2 следует, что скиния была расположена в центре квадратного лагеря, как обычно в древности на Ближнем Востоке ставили свои шатры цари. Итак, расположение скинии указывало на то, что Бог является Царем Израиля.

Левиты же располагали свои шатры вокруг скинии (Числ. 1:53), а другие колена — четырьмя группами дальше (Числ. 2). Это наглядная иллюстрация стремления Бога быть близким к каждому человеку.

Другая цель святилища заключалась в том, чтобы служить местом централизованной, установленной Богом системы поклонения. Поскольку пребывание грешных, нечистых и порочных людей в присутствии святого Бога было опасно для них, Господь установил систему жертвоприношений, которые позволяли грешным, нечистым людям жить в присутствии святого Бога.

Таким образом, святилище не только открывало детали плана искупления через жертвоприношения и служение священников, но само святилище было частью плана спасения.

Святилище свидетельствует о том, что Создатель Вселенной, сотворивший все, что начало быть (см. Ин. 1:1–3), снизошел до пребывания среди бездомных странников в пустыне. Как уже один этот факт должен помочь нам избегать этнических, классовых или культурных предрассудков?

«И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая» (Исх. 40:9, 10).

Тексты Исх. 40:9, 10 свидетельствуют о том, что святилище необходимо было воспринимать как особое святое место. Основная идея святости заключается в уникальности, отделенности для особой цели, а также в Божественном присутствии.

«Установленное служение было связующим звеном между Богом и Израилем. Жертвенные приношения служили прообразом жертвы Христа и таким образом сохраняли в сердцах людей непоколебимую веру в пришествие Искупителя. Следовательно, для того чтобы Господь мог принять их жертвы и оставаться с ними, а также чтобы люди могли иметь правильные знания о плане спасения и правильное понимание своих обязанностей, было крайне важно, дабы святость сердца и чистота жизни, почтение к Богу и строгое подчинение Его требованиям поддерживались и сохранялись всем тем, что имело отношение к святилищу» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1010).

Прочитайте Лев. 19:2 и 1 Петр. 1:14–16. Какова основная причина того, что люди должны быть святыми?

Святость Бога преображает и отделяет нас. Его святость является наивысшим мотивом высоконравственного поведения Его народа во всех сферах жизни (см. Лев. 19), касается ли это законов питания (Лев. 11:44, 45), уважения к священнику (Лев. 21:8) или отношения к прежним похотям (1 Петр. 1:14). Бог, несомненно, желает нашего возрастания в святости по мере нашего сближения с Ним. Это изменение может наступить только посредством подчинения нашей греховной природы Богу и желания поступать правильно, невзирая на обстоятельства.

Подумайте о себе, о своих привычках, вкусах, делах и так далее. Можно ли назвать вас и ваши дела «святыми»? Об этом стоит подумать, не так ли?

Прочитайте Исх. 31:2–11. Что говорят нам эти тексты об изготовлении принадлежностей для земного святилища? Какую связь вы здесь усматриваете с текстом Быт. 1:2? (См. также Исх. 25:9).    

Из всех принадлежностей святилища ковчег откровения являлся главным символом присутствия и святости Бога. Словосочетание «ковчег откровения» происходит от каменных скрижалей с Законом, названных «скрижалями откровения» (Исх. 31:18, 16; 32:15; 34:29), которые были помещены в ковчег (Исх. 25:16, 21).

Ковчег покрывала крышка с двумя херувимами, осеняющими ее своими крыльями (Исх. 25:17–21). Апостол Павел называет ее «престолом благодати» (Евр. 9:5; в оригинале хиластэрион), поскольку наш милосердный и сострадательный Бог примиряет людей с Собою и всячески заботится о том, чтобы они могли поддерживать с Ним отношения завета.

Именно здесь один раз в год в День искупления (евр. Йом-Киппур) происходило очищение святилища (Лев. 16:14–16). В Рим. 3:25 Павел указывает на Иисуса как на «жертву умилостивления» (или «крышку ковчега», поскольку в оригинале стоит то же самое слово, что и в Евр. 9:5 — хиластэрион, обозначающее эту крышку), ибо через Него Бог совершил искупление за наши грехи.

В первом отделении святилища, во Святом, постоянно горел светильник (Лев. 24:1–4), а с жертвенника курения поднималось защитное облако фимиама, которое скрывало Божье присутствие от священника (Лев. 16:12, 13). На столе предложения лежали двенадцать хлебов, представляющих собой двенадцать колен Израилевых.

Прочитайте Рим. 3:25–28. Какую великую надежду мы можем почерпнуть из обетования о спасении «верою, независимо от дел закона»?

Прочитайте 3 Цар. 8:31–53. Что сообщает этот отрывок о назначении святилища?

На церемонии посвящения нового храма царь Соломон перечисляет семь случаев, когда в храме могут быть произнесены особые молитвы. Эти семь функций иллюстрируют чрезвычайно важную роль храма в жизни израильского народа. Храм был местом, где искали прощения (стих 30), куда приходили для клятвы (стихи 31, 32), где молили о помощи при поражении (стихи 33, 34), просили избавить от засухи (стихи 35, 36) или обращались за помощью при других бедствиях (стихи 37–40). Здесь мог помолиться иноплеменник (стихи 41–43), а также на этом месте просили о победе (стихи 44, 45).

Истина о том, что храм должен был стать «домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7), становится очевидной из факта, что Соломон представляет просителями и каждого израильтянина в отдельности, и иноплеменника, и весь народ в целом.

Святилище являлось идеологическим центром практически любой деятельности в Израиле. Религия не была частью жизни верующего иудея, она даже не занимала большую часть его жизни — религия была самой жизнью. Что это говорит нам о том, какое место должна занимать вера в нашей жизни?

Когда люди хотели получить совет, суд или прощение, они приходили к святилищу. Святилище также было центром во время странствования Израиля по пустыне. Когда Бог желал пообщаться со Своим народом, Он делал это из святилища (Исх. 25:22). Поэтому оно справедливо названо скинией собрания (например, в Лев. 1:1).

Подумайте о своей молитвенной жизни. Насколько она глубока, богата, насколько укрепляет вашу веру и изменяет жизнь? Возможно, прежде всего должен прозвучать вопрос: «Сколько времени я провожу в молитве?»

Снова и снова псалмы свидетельствуют о том, что святилище занимало важное место во взаимоотношениях между верующими и Богом. Хорошо известно твердое убеждение Давида относительно того, что он пребудет «в доме Господнем многие дни» (Пс. 22:6). Самым большим желанием Давида, о котором он говорит в Пс. 26, является пребывание в присутствии Яхве, а Его присутствие наиболее ярко проявлялось в святилище. Желая выразить свою любовь к святилищу, Давид использовал по отношению к нему целый ряд выражений, называя его домом Господним, храмом, скинией. Там человек может размышлять и «созерцать красоту Господню» (Пс. 26:4).

Деяния Бога в святилище включают некоторые важные аспекты: Он хранит поклоняющегося в безопасности и укрывает его в святилище даже в трудные времена (Пс. 26:5). Бог дарует безопасное убежище и гарантирует мир всем приходящим в Его присутствие. Эти выражения соединяют красоту характера Бога с тем, что Он совершает для Своего народа. Служение в святилище с его символическим значением являет благость и справедливость Бога.

Глубочайшим желанием Давида было не просто пребывать в святилище, но чтобы Яхве был с ним. Поэтому Давид принимает решение «искать» Бога (Пс. 26:4, 8).

Прочитайте Пс. 72:1–17. Что открылось Асафу после того, как он вошел в святилище?

В Пс. 72 Асаф говорит о проблеме страданий. Он не мог понять, почему нечестивые благоденствуют (стихи 4–12), а верные страдают. Он сам чуть не пошатнулся (стихи 1–3), но пребывание в святилище изменило его сознание (стихи 13–17). Там Асаф смог увидеть силу и славу Бога, о которых говорит Давид в Пс. 62:3, и признать, что теперешнее положение однажды изменится и справедливость восторжествует. Он снова смог размышлять об истине и еще раз получил подтверждение, что в конце концов путь нечестивых окажется скользким (Пс. 72:18–20), а верные укрепятся (стихи 21–28). Для ищущих Бога святилище становится твердыней, жизненной крепостью, где Бог возносит их «на скалу» (Пс. 26:5). Из истин, которые излагает нам служение святилища, мы действительно можем научиться уповать на благость и справедливость Бога.

Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главу «Скиния и служение в ней» (с. 343–358).

«Для постройки святилища необходимо было провести большую подготовительную работу, требовалось немалое число драгоценных камней и дорогих материалов, однако Господь мог принять только добровольное приношение. „От всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне”, — гласило Божественное повеление, которое Моисей передал всему собранию. Преданность Богу и дух жертвенности — вот что прежде всего требовалось в приготовлении для устройства обители Всевышнего» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 343).

Вопросы для обсуждения:

Поразмышляйте о Божьей справедливости. В нашем мире мы видим так мало справедливости. Почему без упования на Божью справедливость надежды на справедливость не существовало бы вообще?

Кто-то написал: «Скиния — это кусочек святой земли в мире, сбившемся с пути». Что скиния значит для вас?

Прочитайте 1 Петр. 1:14–16. Как вы понимаете Божью святость? Что значит святость лично для вас? Как мы можем стать святыми?

Сыновья Илия были приближены к Богу, но перестали ценить Его святость (1 Цар. 2:12–17). Как нам не утратить ощущение Божьей святости? Почему молитва, изучение Слова Божьего и послушание Богу необходимы для сохранения осознания Его святости?

«Самой важной частью ежедневного служения являлось служение, совершаемое за отдельных людей. Кающийся грешник приводил животное к двери скинии и, возлагая руку на голову жертвы, исповедовал свои грехи, тем самым символически слагая их с себя на невинную жертву. Затем он своей же рукой убивал животное, священник вносил кровь в Святое и кропил ею перед завесой, за которой стоял ковчег, содержащий нарушенный грешником Закон. Эта церемония символизировала перенесение греха через кровь в святилище. В некоторых случаях кровь не вносилась в Святое, а мясо должны были съедать священники, как повелел Моисей сынам Аарона, говоря: „И она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом” (Лев. 10:17). Обе церемонии символизировали перенесение греха раскаявшегося грешника в святилище» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 354, 355). Как эта цитата помогает нам понять, каким образом в служении святилища была открыта истина о спасении по вере?