СШ

Субботняя Школа

Урок 5. 26 октября — 1 ноября. Искупление: жертва за грех

"Святилище" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2013 год (PDF, 5.3 MB) С комментариями для учителей (PDF, 7.3 MB) Аудио Урок 5 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 579 MB)

Библейские тексты для исследования:

2 Пар. 33:12, 13; 2 Цар. 14:1–11; Лев. 4:27–31; Иер. 17:1; Лев. 10:16–18; Мих. 7:18–20.

Памятный стих:

«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1:18, 19).

Система жертвоприношений, вероятно, является самой известной составляющей служения в святилище, ибо она непосредственно указывает на жертву Христа. Кровь животного, умирающего за грешника, была символом Крови Христа, Который умер ради нас.

На этой неделе мы будем изучать некоторые концепции, связанные с жертвой за грех. Изучая эту жертву как избранное Богом средство очищения от греха, мы лучше поймем, как Он примиряет нас с Собой через единственно истинную Жертву — Иисуса Христа. Древнееврейское слово хаттат, обозначающее жертву за грех, в некоторых случаях, связанных с ритуальной нечистотой, можно перевести как жертву очищения. Например, недавно родившая женщина должна была принести жертву за грех (Лев. 12:5–8). Такую жертву правильнее понимать как жертву очищения ритуальной нечистоты, а не как жертву, приносимую в результате совершения аморального поступка.

Любой знающий Господа человек может засвидетельствовать, что грех разделяет нас с Богом. Добрая весть заключается в том, что Господь предусмотрел систему, способную исправить этот вызванный грехом разрыв и возвратить нас к Нему. В центре этой системы, конечно же, находится жертва.

Ветхий Завет главным образом изображает три вида греха, каждый из которых соответствует степени осведомленности грешника при совершении проступка: непреднамеренный грех (совершенный по невнимательности), спланированный или умышленный грех и грех, связанный с непослушанием, бунтом. «Жертва за грех», предписанная в Лев. 4:1–5:13, применима к случаям, когда совершен непреднамеренный грех, так же как и к некоторым случаям совершения умышленного греха (Лев. 5:1). Но если в этих двух случаях можно было принести жертву, о жертве ничего не упоминается в связи с грехом непослушания, самым отвратительным грехом. Грех непослушания совершался пред лицом Божьим «дерзкою рукою», так что мятежник заслуживал только истребления (Числ. 15:29–31); однако, судя по всему, даже в таких случаях Бог предлагал прощение, например, в случае с Манассией (см. 2 Пар. 33:12, 13).

Прочитайте Втор. 25:1, 2 и 2 Цар. 14:1–11. Каким образом текст 2 Цар. 14:9 открывает нам милость, справедливость и вину?

Справедлив ли Бог, когда прощает грешника? Разве грешник не является нечестивцем, заслуживающим осуждения? (См. Втор. 25:1).

История женщины из Фекои может проиллюстрировать ответ. Притворившись вдовой, она пришла искать суд у царя Давида. Она выдумала историю о двух своих сыновьях, в которой один сын убил другого. Израильский закон требовал смерти убийцы (Числ. 35:31), даже если он оставался единственным мужчиной в семье. Женщина умоляла Давида (который исполнял роль судьи) помиловать виновного сына.

Затем она делает довольно интересное заявление: «На мне, господин мой, царь, да будет вина и на доме отца моего, царь же и престол его неповинен» (2 Цар. 14:9). Как женщина, так и Давид понимали: если царь решит освободить убийцу, тогда он сам станет виновным в совершенном убийстве и справедливость его престола (его репутация как судьи) будет поставлена под сомнение. Фактически судья нес ответственность за принятое им решение. По этой причине женщина предложила взять вину на себя.

Так и Бог берет на Себя вину грешников, чтобы объявить их праведными. Чтобы мы были прощены, Сам Бог должен понести наше наказание, то есть наказание за нарушение грешником Закона берет на Себя Сам Законодатель! Вот почему Христос должен был умереть, чтобы даровать нам спасение.

Прочитайте Лев. 4:27–31. Какие ритуальные действия должны были совершаться во время жертвоприношения?

Целью жертвоприношения было удалить грех с грешника и перенести его во святилище, оставив грешника прощенным и очищенным. (В очень редких случаях человек мог принести определенное количество муки мелкого помола как дар за свое очищение, но это не была жертва за грех, ибо «без пролития крови не бывает прощения». Евр. 9:22).

Сам ритуал включал в себя возложение рук на голову жертвы, исповедание соделанного греха, смерть жертвенного животного, действия с кровью, сожжение тука и съедение мяса животного. Грешнику, принесшему жертву, даровалось прощение, но только после пролития крови.

Весьма важной частью этого процесса было возложение рук (Лев. 1:4; 4:4; 16:21). Это делалось, чтобы приобрести «благоволение, во очищение грехов» (Лев. 1:4). Жертва имела отношение только к человеку, возложившему свои руки на ее голову. Согласно Лев. 16:21, возложение рук должно было сопровождаться исповеданием греха, что подразумевало осознание того, что грех перекладывается с грешника на невинное животное.

Конечно, в основе любого жертвоприношения животного лежало заклание этого животного. После того как животное было заколото, его кровь использовалась на жертвеннике для совершения искупления (Лев. 17:11). Поскольку грехи были перенесены на животное через возложение рук, мы должны понимать смерть этого животного как заместительную жертву. Животное умирало вместо грешника. Этот факт объясняет, почему закалывать животное должен был сам виновный, то есть грешник, а не священник.

В следующий раз, когда вы будете испытывать искушение совершить грех, представьте себе умирающего Иисуса и подумайте о том, что именно ваши грехи пригвоздили Его ко кресту. Каким образом данная картина помогает понять цену прощения? Как эта идея побуждает нас сопротивляться греху и не поддаваться искушению?

«Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их» (Иер. 17:1).

После возложения рук и смерти животного в обряде жертвоприношения следовало действие с кровью. Священник смазывал жертвенной кровью роги жертвенника всесожжения, находящегося во дворе святилища. Эта часть ритуала имела отношение к искуплению, поскольку в нем присутствовала кровь (Лев. 17:11). Если виновен был простой человек или руководитель, кровь возлагали на жертвенник всесожжения (Лев. 4:25, 30); если согрешал первосвященник или все общество, «кровь вносилась священником в Святое, и он кропил ею перед завесой, за которой стоял ковчег, содержащий Закон, нарушенный грешником» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 354). Кровь также наносилась на внутренний жертвенник, жертвенник курения (Лев. 4:7, 18).

Что может значить помазание кровью рогов жертвенника? Роги являлись самыми высокими точками жертвенника и как таковые могли символизировать вертикальное измерение спасения. Кровь приносилась в присутствие Божье.

Текст Иер. 17:1 особенно важен для нашего понимания происходившего во святилище: «Грех Иуды… начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их». Хотя этот текст говорит об идолопоклоннических алтарях, принцип остается тем же: жертвенник отражал нравственное состояние народа. Кровь переносила грех. Кровь, которой кропили перед завесой и помазывали роги жертвенника, переносила грех с грешника во святилище. Это чрезвычайно важная истина, помогающая нам понимать план спасения, раскрытый в служении земного святилища, которое символизирует служение Христа на небесах, совершаемое ради нас.

Поскольку кровь переносила грех, она также оскверняла святилище. Мы находим пример такого осквернения в случаях, когда кровь жертвы за грех случайно забрызгивала одежду. Такую одежду нужно было выстирать, и не где-нибудь, а именно «на святом месте» (Лев. 6:27).

А заключительное сжигание тука на жертвеннике могло указывать на то, что все, относящееся к жертве за грех, принадлежало Богу (Лев. 3:16).

Благодаря смерти Иисуса, которую символизировали те жертвы, наш грех снят с нас, возложен на Него. В этом суть плана спасения.

Как служение в святилище помогает нам понять нашу полную зависимость от Бога в прощении грехов? Какое утешение дарует вам эта истина? В то же время какая важная ответственность возлагается на нас? (См. 1 Петр. 1:22).

Прочитайте Лев. 6:25, 26; 10:16–18. Какая важная истина раскрыта в текстах?  

Съедая жертву на святом месте, священник «снимал грех» с нарушителя. Мясо жертвы являлось не просто платой за служение священника (в противном случае Моисей не разгневался бы так на сыновей Аарона за то, что они не съели мясо жертвы за грех). Этот обряд представлял собой важную часть искупления.

Как съедание жертвы указывало на процесс искупления? Необходимо было есть только те жертвы, кровь которых не была внесена в святилище, то есть жертвы вождей и простого народа. Библия ясно говорит: съедая жертву, священники снимали грехи, и это было искуплением для грешника. Нести вину грешника означало, что теперь грешник освобожден от нее.

В еврейском оригинале текста Исх. 34:7 сказано, что Бог «несет беззаконие». Те же два еврейских слова используются в Лев. 10:17, где ясно показано, что несение греха священником дарует грешнику прощение. Без такого переноса грешнику пришлось бы самому нести свой грех (Лев. 5:1), а это, конечно, привело бы к смерти (Рим. 6:23).

Обязанность священника нести чужой грех — это именно то, что сделал для нас Христос. Он умер вместо нас. Итак, мы приходим к заключению, что служение священника в земном святилище являлось прообразом того, что совершил ради нас Христос, ибо Он понес на Себе вину за наши грехи.

«Благословение приходит в результате прощения; прощение приходит через веру в то, что исповеданный грех, в котором человек покаялся, понес на Себе великий Освободитель [в оригинале — Sin-bearer — Носитель греха]. Таким образом, все наши благословения исходят от Христа. Его смерть — это искупительная жертва за наши грехи. Он есть великий Посредник, через Которого мы получаем милость и поддержку от Бога. Он действительно является Начальником, Автором и Совершителем нашей веры» (Э. Уайт. Изданные рукописи, т. 9, с. 302).

Представьте, что вы стоите перед Богом на суде. На что бы вы надеялись: на свои добрые дела, на все хорошее, что сделали? Вы действительно думаете, что этого будет достаточно, дабы оправдать вас перед святым и совершенным Богом? Если нет, тогда как можно получить оправдание на суде?

Прочитайте Мих. 7:18–20. Какую характеристику Бога мы находим в этом отрывке?  

Последние три стиха книги пророка Михея сосредоточены на взаимоотношениях Бога с остатком Его народа. Текст красиво объясняет, почему Бог — непревзойденный. Он превосходит всех, ибо обладает прощающей любовью и благодатью. Выдающееся качество Бога, изображенное пророком Михеем (и другими библейскими авторами), — Его желание прощать. Михей подчеркивает это, используя разные выражения относительно качеств Бога (стих 18) и Его достоинств (стихи 19, 20). Качества и достоинства Бога объяснены в «Израильском кредо» в Исх. 34:6, 7. Это один из самых сильных библейских отрывков, описывающих Божий характер.

Интересно заметить, что некоторые ключевые слова в Мих. 7:18–20 также используются в «Песне Раба» (Ис. 53), указывая на факт, что средства спасения исходят от Того, Кто страдает за Свой народ.

К сожалению, не все будут радоваться спасительной Божьей благодати. Божье прощение стоит недешево и не дается автоматически. Оно требует верности. Испытавшие на себе действие Божьей благодати откликаются на нее в соответствии с написанным в Мих. 6:8 — центральном тексте книги. Поскольку Бог неизменен в Своей любви, Он призывает Свой остаток любить добро. Его народ будет отображать Его характер. В их жизни будет присутствовать Его любовь, сострадание и доброта.

Исследуя Библию, мы видим, что за отрывком Мих. 7:18–20, в котором сделано ударение на прощении, сразу же следует книга пророка Наума 1:2, 3, где акцентируется истина о суде. Это раскрывает два аспекта Божьего взаимодействия с нами: прощение раскаявшихся и наказание нечестивых. Бог — Спаситель и Судья. Эти две составляющие Божьего характера дополняют друг друга, и в них нет противоречия. Сострадательный Бог также может быть и справедливым Богом. Зная это, мы можем покоиться в Его любви, прощении и абсолютной справедливости.

Прочитайте Мих. 6:8. Какой смысл говорить о вере без этих принципов, раскрывающих реальность нашего исповедания? Что легче: претендовать на веру в Иисуса или проявлять эту веру в соответствии с написанным в Мих. 6:8? Как вы можете проявлять веру в своей жизни?

Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главу «Скиния и служение в ней» (с. 343–358).

«Как Христос после вознесения предстал пред лицом Божьим, принося Свою кровь за кающихся грешников, так и священник во время ежедневного служения кропил кровью жертвенного животного в Святом, ходатайствуя за грешника.

Хотя кровь Христа и освобождает раскаявшегося грешника от осуждения Закона, но она не уничтожает грех; он должен оставаться в небесных книгах в святилище до окончательного очищения. Так и в прообразном служении кровь жертвы за грех снимала грех с кающегося, но грех этот оставался в святилище до Дня примирения» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 357).

Вопросы для обсуждения:

Некоторые считают, что вся концепция замещения несправедлива. Почему невиновный должен умирать вместо виновного? Однако поскольку эта истина не только четко изложена в Библии, но и является ее центральной темой, что мы можем ответить на подобный взгляд? Каким образом эта «несправедливость» может помочь нам увидеть, насколько велик, милостив и любвеобилен наш Бог?

Прочитайте в классе Мих. 6:8. О чем здесь говорится? Как мы можем исполнить это ясное повеление? Как нам научиться исполнять все это, включая и повеление «смиренномудренно ходить пред Богом твоим»? Что это значит? Как смиренномудренное хождение пред Богом может содействовать кротким и смиренным взаимоотношениям с окружающими людьми?

Подумайте о значимости того, что единственный путь нашего спасения пролегает через смерть Иисуса. Как эта удивительная истина раскрывает нам всю отвратительность греха и почему любые попытки спасти себя собственными усилиями бессмысленны?

Вернитесь к последнему вопросу урока за среду. Обсудите ваши ответы в контексте подвига Иисуса ради нашего спасения?

  • Игорь Баранников

    Скажите пожайлуста а почему в урочнике СШ за этот квар. с коментариями 5 урок Искупление:жертва за грех на 79 стр.древнееврейское слово.хаттат написано написано русскими буквами и на 41 стр.слово Тавнит также написано русскими буквами а не по ивриту? хотелось бы увидеть первоисточник чтобы переводы слов сошлись с тем что написано в урочнике и в словаре ибо тавнит_изображение не сошлось хотелось бы видеть библейские слова иврит а не русскую транскрипцию.

  • Dmitry Yunak

    Скажите пожалуйста, почему изменились чтецы в аудио версии урока и утренних чтений? Новые читают очень монотонно..неприятно слушать такой урок