СШ

Субботняя Школа

Урок 6. 2 – 8 ноября. День искупления

"Святилище" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2013 год (PDF, 5.3 MB) С комментариями для учителей (PDF, 7.3 MB) Аудио Урок 6 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 579 MB)

Библейские тексты для исследования:

Лев. 16; Лев. 23:27–32; Втор. 19:16–21; Мф. 18:23–35; Ис. 6:1–6.

Памятный стих:

«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:18, 19).

Как показано в 16-й главе книги Левит, День искупления, или Йом-киппур, являлся самым торжественным обрядом Ветхого Завета. Его описание намеренно помещено в центре книги Левит, которая в свою очередь находится в центре Пятикнижия Моисеева, чтобы проиллюстрировать «святейший» характер этого обряда. Обозначенный также как «суббота покоя» (Лев. 16:31), этот день требовал прекращения всякой работы, что является уникальным для ежегодных израильских праздников. Данный факт подчеркивает прямую взаимосвязь этого дня с концепцией субботы — временем покоя, которое установил (и дарует в будущем) для нас Бог как наш Творец и Искупитель.

В течение недели мы будем изучать, что происходило в День искупления в земном святилище, и обратим особое внимание на обряды с двумя козлами. Это поможет нам лучше понять глубокие истины относительно спасения и конечной участи греха.

Прочитайте Лев. 16:16, 30. Что очищалось в День искупления?

На протяжении года в святилище переносились всевозможные грехи. В День искупления наступало время их устранения. День искупления включает в себя три основные части:

1. Жертва за грех за священника. Прежде чем войти в святилище и провести обряд очищения, первосвященник приносил тельца в жертву за свои грехи, чтобы быть уверенным в своем очищении.

2. Принесение в жертву за грех козла «для Господа» (Лев. 16:8). В течение года посредством жертв за грех «переносили» все грехи израильтян в святилище. День искупления являлся временем удаления этих грехов из святилища; этот процесс совершался через пролитие крови козла «для Господа».

3. Ритуал изгнания живого козла отпущения. Бог хотел удалить грехи Своего народа из святилища подальше от стана. Поэтому другого козла (живого) уводили в пустыню.

Прочитайте Лев. 16:15. Что происходило с козлом и какое символическое значение этого ритуала?

Поскольку в обряде с козлом для Господа не было ни исповедания греха, ни возложения рук, его кровь не являлась носителем греха. Таким образом, она не оскверняла, а очищала. Результат четко обозначен в стихах 16 и 20. Первосвященник совершал искупление кровью козла для Господа, тем самым очищая жертвенники и святилище. День искупления был уникален тем, что народ мог пользоваться благословениями очищенного святилища. Очищение народа после этого считалось завершенным (см. Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 286).

День искупления был вторым этапом двух важнейших фаз служения искупления в святилище — служения ежедневного и годичного. В первой фазе (в течение года) израильтяне получали прощение. Их грехи не ликвидировались (не уничтожались), а переносились в святилище. Вторая фаза — в День искупления — практически не затрагивала прощения; люди уже были прощены. Фактически глагол «прощать» не встречается в Лев. 16 или Лев. 23:27–32. Это показывает, что план спасения в целом направлен не только на прощение наших грехов. Данный факт приобретает особое значение, если мы понимаем его в более широком контексте великой борьбы.

Прочитайте Лев. 16:32–34. Какова была основная задача первосвященника в День искупления?

На протяжении года главной задачей первосвященника было выступать посредником между Богом и людьми. Что касается святилища, он управлял его внутренней системой и совершал разные обряды приношений и жертвоприношений (Евр. 8:3). В День же искупления на него возлагалась огромная задача. Он совершал практически все обряды за исключением отведения козла отпущения в пустыню, хотя именно он давал повеление увести животное.

В День искупления «великий» священник (так его тоже называли) становился живым примером Христа. Подобно тому, как внимание народа Божьего было сосредоточено на первосвященнике, так Иисус является исключительным центром нашего внимания. Ходатайственные действия за народ первосвященника в День искупления олицетворяют посредническое служение в небесном святилище Иисуса за нас (Рим. 8:34; 1 Ин. 1:9). Подобно тому, как первосвященник был единственной надеждой народа в День искупления, так наша единственная надежда кроется во Христе.

«Хотя кровь Христа и освобождает раскаявшегося грешника от осуждения Закона, но она не уничтожает грех; он должен оставаться в небесных книгах в святилище до окончательного очищения. Так и в прообразном служении кровь жертвы за грех снимала грех с кающегося, но грех этот оставался в святилище до Дня примирения» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 357).

Согласно Лев. 16:16–20, первосвященник должен был войти в Святое святых и очистить его от преступлений и грехов. Затем он возлагал все беззакония, преступления и грехи Израиля на живого козла и через него удалял их прочь в пустыню. Таким образом, устранялись все греховные поступки Израиля и достигалась уникальная цель Дня искупления: очищение святилища, после чего очищение народа считалось завершенным. Все это, несомненно, выходило за пределы прощения. В этот день не требовалось нового прощения. Бог уже простил грехи Своих детей.

Пытаясь всеми дарованными нам Богом силами избавиться от своих грехов, как мы можем научиться всецело уповать на заслуги Христа — нашей единственной надежды на спасение?

Прочитайте Лев. 16:20–22. Что происходило с живым козлом?

Обряд с живым козлом не являлся жертвоприношением. После того как жребий решал, какой из двух козлов предназначен для Яхве, а какой для Азазеля (часто переводится как «козел для отпущения»), в жертву за грех приносился только козел для Яхве (стихи 9, 15). В противоположность этому, козел для Азазеля назван «живым козлом». Его никогда не закалывали. Живой козел вступал в действие только после того, как первосвященник заканчивал искупление всего святилища (стих 20). Этот момент нельзя не подчеркнуть: последующий обряд с живым козлом не имеет ничего общего с фактическим очищением святилища или народа. Они уже были очищены.

Кто такой Азазель? Древние иудейские толкователи определяли Азазеля как первоначального грешника и автора зла, даже как вождя злых ангелов. Конечно, для нас это символ самого Люцифера.

Обряд с живым козлом представлял собой церемонию изгнания, завершавшую окончательное устранение греха. Грех возлагался как бы на ответственного за него и навсегда устранялся от людей. «Искупление» здесь происходило в карательной форме (Лев. 16:10), когда на козла возлагалась полная ответственность за грех.

Играет ли сатана какую-то роль в нашем спасении как ложно обвиненный? Конечно нет. Сатана никогда и никоим образом не несет грехи за нас как заместитель. Это совершает только Иисус, и считать, что сатана как-то участвует в процессе нашего искупления, — богохульство.

Обряд с живым козлом можно сравнить с законом о ложном свидетеле (Втор. 19:16–21). Обвинитель и обвиняемый предстают перед Господом, перед священниками и судьями. Далее проводится следствие; если обвинитель оказывается ложным свидетелем, он должен понести наказание, которого желал невиновному. Вспомните, например, злобного Амана, который приготовил виселицу для верного Мардохея, а потом сам же на ней был повешен (см. Есф. 7:9, 10).

Еще раз поблагодарите Бога за Его милосердное прощение и за то, что Он уже не вспомнит о наших грехах (Иер. 31:34). Как мы можем научиться не помнить о своих уже прощенных грехах? Почему это важно для нас?

«Таким образом, служение в скинии, а впоследствии в храме ежедневно учило людей великим истинам, связанным со смертью Христа и Его служением, и раз в году они мысленно переносились к заключительным событиям великой борьбы между Христом и сатаной и полному очищению Вселенной от греха и грешников» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 358).

Прочитайте Лев. 16:29–31 и 23:27–32. Чего Бог ожидал от израильтян в Йом-киппур? Как эти принципы применимы сегодня к нам, живущим в судные дни?

Если кто-то в древнем Израиле не следовал этим повелениям, о нем было сказано, что он «истребится из народа своего» (Лев. 23:29, 30). День искупления был действительно днем жизни и смерти, не меньше. Он требовал со стороны верующего человека всецелой верности Богу.

Представьте, что кто-то исповедовал свои грехи в первой фазе искупительного служения в святилище в течение года, то есть были принесены ежедневные жертвы, но затем он не отнесся серьезно ко Дню искупления. Своим пренебрежительным отношением к тому, что намеревался совершить в этот день Бог, такой человек демонстрировал свою неверность Богу.

Это значит, что человек, заявляющий о своей вере в Бога, все равно может лишиться спасения. Как адвентисты седьмого дня мы не верим в учение о том, что спасенный однажды спасен навсегда, ибо это противоречит Библии. Мы спасены во Христе до тех пор, пока живем в вере, посвящаем себя Ему, побеждаем Его силой искушения и просим прощения, когда падаем.

Прочитайте Мф. 18:23–35. Чему мы должны научиться из этой важной притчи? 

В Ис. 6:1–6 пророк видит Небесного Царя, восседающего на престоле в храме «высоком и превознесенном». В видении представлена сцена суда, в которой принимает участие Бог (Ис. 5:16). Исаия видит истинного Бога-Царя, названного в Евангелии от Иоанна Иисусом Христом (Ин. 12:41).

Хотя Исаия был Божьим пророком и призывал людей к покаянию, однако понимал, что в Божьем присутствии он обречен. Оказавшись в присутствии Божественной святости и славы, Исаия осознал собственную греховность, а также нечистоту своего народа. Святость и грех несовместимы. Подобно Исаии, мы все должны осознать, что не можем самостоятельно устоять на Божественном суде. Наша единственная надежда в том, чтобы иметь Заместителя.

Какие параллели с Днем искупления вы видите в Ис. 6:1–6?

Храм, наполненный курениями, алтарь, суд, искупление за грех и нечистоту — все это четко перекликается с Днем искупления. Исаия прошел через свой «День искупления».

Действуя подобно священнику, серафим (буквально «горящий») взял горящий уголь с жертвенника, чтобы очистить грех пророка. Это удачный образ очищения от греха, которое возможно через жертву Иисуса и Его священническое служение как нашего Ходатая. Исаия понял, что это ритуал очищения, и оставался спокойным, когда уголь касался его уст. «Беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:7). Страдательный залог в стихе 7 показывает, что прощение даруется Сидящим на престоле. Судья является также Спасителем.

Божественное очищение ведет нас от «горе мне» к «вот я, пошли меня». Осознание происходящего в День искупления ведет к готовности благовествовать, поскольку истинное понимание ведет к уверенности и гарантии. Все объясняется тем, что мы знаем: на суде у нас есть Защитник, Иисус Христос, и только Его праведность, Его кровь даст нам право стоять без страха осуждения (Рим. 8:1). Благодарность побуждает к служению. Оправданные грешники — это лучшие Божьи посланники (2 Кор. 5:18–20), ибо они знают, от чего Бог их избавил.

«Происходит событие, на которое в прообразе указывает последнее торжественное служение судного дня. После того, как заканчивалось служение во Святом святых и грехи Израиля удалялись из святилища кровью жертвы за грех, тогда пред лицо Господа приводили козла отпущения, и в присутствии всего собрания первосвященник исповедовал над ним „все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их, и все грехи их, и возлагал их на голову козла” (см. Лев. 16:21). Подобным же образом, когда окончится дело искупления в небесном святилище, тогда в присутствии Господа, небесных ангелов и сонма искупленных грехи народа Божьего будут возложены на сатану; его объявят виновником всего зла, к которому он подстрекал детей Божьих» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 658).

Вопросы для обсуждения:

Почему понимание плана спасения являлось бы неполным, если бы в нем было упущено или преуменьшено служение Христа как нашего Первосвященника? Как в служении святилища раскрывается центральное место ходатайственного служения в плане спасения?

Значительная часть новозаветной книги послание к Евреям посвящена служению Христа в небесном святилище. Исходя из этого, скажите, насколько важно это служение?

Кто-то однажды написал, что деяния Христа, начиная от Его смерти и до служения в небесном святилище, просто являются «Божьим правовым методом» решения проблемы греха, чтобы были даны ответы на все вопросы относительно Его справедливости, честности и любви. Поразмышляйте над смыслом этой идеи, особенно в свете великой борьбы. Как она преподносит нам грандиозные проблемы, связанные с ужасной трагедией греха?

Многие адвентисты седьмого дня были научены истине о Дне искупления таким образом, что она не несла им уверенности в спасении. Подобный взгляд исходит из неправильного понимания цели Дня искупления. Подумайте о самом слове «искупление». Что оно означает? Каким образом можно быть искупленными? Кто и каким образом совершает работу искупления? Как ответы на эти вопросы помогают нам понять, почему День искупления несет нам добрую весть?