СШ

Субботняя Школа

Урок 7. 9 – 15 ноября. Христос — наша Жертва

"Святилище" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2013 год (PDF, 5.3 MB) С комментариями для учителей (PDF, 7.3 MB) Аудио Урок 7 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 579 MB)

Библейские тексты для исследования:

Ис. 53:2–12; Евр. 2:9; 9:26–28; 9:12; Исх. 12:5; Евр.4:15.

Памятный стих:

«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2:24).

Католический священник Максимилиан Колб был заключен в концлагерь Освенцим за то, что укрывал беженцев из Польши, в том числе около двух тысяч евреев. Когда из бараков исчез один заключенный (возможно, он сбежал), нацисты выбрали десятерых заключенных, которые должны были умереть с голоду. Таким было их ответное действие на то, что произошло. Один из обреченных мужчин восклицал: «О, моя бедная жена, мои бедные дети! Я больше никогда их не увижу!» Тогда Колб предложил занять место этого мужчины; он попросил, чтобы ему позволили умереть от голода вместо этого обезумевшего от горя семейного человека. Удивленный нацистский офицер согласился, и Колб присоединился к группе обреченных, а тот человек остался жить (по крайней мере, тогда).

Какой бы трогательной ни была эта история, самопожертвование Колба — это лишь тень по сравнению с жертвой Того, Кто добровольно занял наше место. Жертва Иисуса символически была отображена в служении святилища. Новый Завет отождествляет Иисуса с двумя главными аспектами ветхозаветной системы жертвоприношений: Он — наша жертва (Евр. 9, 10) и наш Первосвященник (Евр. 5–10).

На этой неделе мы будем изучать различные аспекты величайшей жертвы Христа и увидим, что дала нам Его смерть.

Прочитайте Ис. 53:2–12. Как в этих стихах раскрывается подвиг Христа ради нас?

Отрывок Ис. 52:13–53:12 — впечатляющее описание смерти Христа за грехи мира. Несколько аспектов отрывка определенно свидетельствуют о том, что смерть Иисуса является искуплением, совершенным посредством принятия на Себя чужого наказания, то есть Он понес наказание, которое заслужили другие, и фактически умер вместо них. Вот некоторые выводы из этого отрывка, свидетельствующие, что Иисус совершает служение для нас:

1. Иисус пострадал за людей. Он взял на себя их немощи и болезни (стих 4), преступления, беззакония (стихи 5, 6, 8) и грех (стих 11, 12).

2. Людям, за которых Иисус страдает, Он дарует великие преимущества: мир, исцеление (стих 5) и оправдание (стих 11).

3. Иисус пострадал и был распят по воле Божьей (стих 10). Бог возложил на Него наши грехи (стих 6), поскольку Божий план заключался в том, чтобы Иисус умер вместо нас.

4. Иисус праведен (стих 11), в Нем нет ни греха, ни лжи (стих 9).

5. Он стал жертвой умилостивления за грех (стих 10).

Прочитайте Лк. 22:37; Деян. 8:32–35 и 1 Петр. 2:21–25. Как писатели Нового Завета объясняют Ис. 53?  

Новозаветные ссылки на Ис. 53, без сомнения, указывают на то, что Иисус Христос исполнил данное пророчество. Он Сам отождествлял Себя с изображенной там Личностью (Лк. 22:37). Христос взял на Себя наши грехи, чтобы мы могли быть прощены и преобразованы.

Поразмышляйте над тем, что Христос совершил для нас, согласно Ис. 53. Как вы можете применить эту весть непосредственно к себе, сознавая, что, независимо от ваших прошлых грехов, эти заверения имеют отношение лично к вам, если вы с верой вверяете себя Господу?

Прочитайте Евр. 2:9. Что значит, что Иисусу пришлось «вкусить смерть за всех?» См. также Евр. 2:17; 9:26–28; 10:12.

Иисус умер за грешников. В Нем не было греха (Евр. 4:15), поэтому, когда Христос отдал Свою жизнь в жертву, Он умер не за Свой грех. Наоборот, Он должен был «подъять грехи многих» (Евр. 9:28) «для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:17) и навеки уничтожить грех (Евр. 9:26).

Согласно Евр. 2:9, цель того, что Иисус «не много был унижен пред Ангелами», заключалась в том, чтобы Он мог претерпеть смерть. Говоря простым языком, Иисус должен был умереть, дабы человечество было спасено. Другого пути не было.

В этом отрывке сообщается: цель воплощения заключалась в смерти Сына. Только претерпев смерть, Иисус мог стать автором спасения (Евр. 2:10).

Почему Бог позволил Иисусу пострадать? Контекст Евр. 2:14–18 свидетельствует о том, что смерть Иисуса была необходима, дабы спасти Божьих детей от рабства смерти, от дьявола, от страха смерти и дать Иисусу право стать «милостивым и верным Первосвященником».

«На Христа, нашего Ходатая и Искупителя, были возложены грехи всех нас. Он был причислен к злодеям, чтобы спасти нас от осуждения Закона. Вина всех потомков Адама угнетала Его сердце. Отвращение Бога ко греху, Его ужасный гнев на всякое нечестие наполняли скорбью душу Его Сына» (Э. Уайт. Желание веков, с. 753).

Крест должен был предшествовать венцу. Апостол Павел подчеркивает, что в результате смерти Иисус был превознесен и увенчан славой и честью (Евр. 2:9).

Христос, Творец Вселенной, умер как человек за ваши грехи. Поразмышляйте над значением этой невыразимо прекрасной вести. Подумайте о надежде, которая содержится в ней лично для вас. Как вы можете сделать эту удивительную истину главным мотивом всех своих действий и поступков?

Идея искупительной крови прослеживается во всей Библии. Начиная от самых первых жертв после грехопадения Адама и Евы, кровь всегда имела место при жертвоприношении животных. Связанные с кровью обряды, характеризовавшие израильскую систему жертвоприношений, были необходимы, чтобы иллюстрировать важнейшую истину: без крови у нас не было бы ни единого шанса на прощение наших грехов и пребывание в присутствие Бога. Только через кровь можно получить милость от Бога и иметь возможность общения с Ним.

Прочитайте приведенные ниже отрывки из послания к Евреям о Крови Христа и крови ветхозаветных жертв. Какие истины о крови раскрывают нам эти тексты?

Евр. 9:12       

Евр. 9:14       

Евр. 9:18       

Евр. 9:22       

Евр. 10:19     

Евр. 12:24     

Евр. 13:12     

Евр. 13:20     

Кровь Христа является символом Его заместительной смерти и поэтому определяет функциональный аспект этой смерти. Пролитая Христом кровь удивительно многофункциональна. Кровь Христа дарует вечное искупление, очищает от греха, дарует прощение, освящение и является залогом воскресения.

В послании к Евреям показан могучий контраст: Кровь Христа лучше любой другой крови. Фактически никакая другая кровь не может даровать прощение; смерть Христа является единственным основанием прощения грехов как до, так и после распятия (Евр. 9:15). Пролитие крови Христа и результаты этого ясно свидетельствуют о том, что Его смерть была заместительной, а это значит, что Он принял наказание, которое заслужили мы.

Как понимание смерти Христа может освободить нас от идеи о том, что нас могут спасти наши собственные дела?

Какие требования предъявлялись к жертвенному животному? Исх. 12:5; Лев. 3:1; 4:3.

Отбор жертвенного животного требовал большой внимательности и осторожности. Человек не мог просто взять для жертвоприношения любое животное; оно должно было соответствовать определенным критериям, в зависимости от вида приношения.

Однако все приношения должны были соответствовать одному требованию. Они должны были быть «без порока». Еврейское слово «тамим» также может быть переведено как «совершенный», «неповрежденный», «безупречный». Оно передает идею наивысшего стандарта. Достаточно хорошим могло быть только самое лучшее.

По отношению к людям слово «непорочный» используется в контексте описания их взаимоотношений с Богом (Быт. 6:9; 17:1).

Как приведенные тексты изображают Иисуса? Евр. 4:15; 7:26; 9:14; 1 Петр. 1:18, 19. Почему безгрешность Иисуса имела огромное значение?  

Иисус, «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29), полностью соответствует ветхозаветному критерию беспорочной жертвы. Его чистая, святая, безгрешная жизнь подтверждала, что Иисус стал совершенной жертвой. Это гарантия нашего спасения, ибо только безгрешный мог понести за нас наши грехи, и Его совершенная праведность покрывает нас сейчас и на суде. Эта праведность — наша надежда на спасение.

Как и его еврейский эквивалент, греческое слово, переведенное как «непорочный» (aмомос), используется не только для изображения Иисуса и Его безупречной жертвы, но также для описания характера Его последователей (см. Иуд. 24; Еф. 1:4; Кол. 1:22; Откр. 14:5).

«Сравнивая свои жизни с характером Христа, они смогут распознать, где им не удалось соответствовать требованиям Божьего святого Закона; поэтому они будут стремиться к совершенству в своей сфере, подобно тому как Бог совершенен в Своей сфере» (Э. Уайт. The Paulson Letters, с. 374).

Благодаря смерти и служению Христа мы стоим пред Богом безукоризненными (Иуд. 24). Это возможно только потому, что вместо нас там стоит Безукоризненный.

Почему концепция святости и непорочности вызывает в нас беспокойство? Как знание о том, что Христос является нашим Заместителем, помогает нам согласиться с тем, что мы также «святы»? Как наш новый статус перед Богом должен влиять на нашу жизнь?

В послании к Евреям Павел не просто сосредоточивается на теологическом понимании жертвы Христа, но также объясняет некоторые практические стороны. В некоторых местах он показывает, что происходит, если кто-то игнорирует эту жертву.

Прочитайте Евр. 6:4–6 и 10:26–31. О чем Павел предостерегает нас? Какие взгляды он описывает?

В послании к Евреям Павел показывает величие Божественного спасения, как Бог открыл Себя и что Он сделал и делает для верующих. Однако Павел также касается по меньшей мере одного очень важного и проблематичного вопроса. Он говорит об опасности того, что постепенно жертва Христа может начать восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Апостол называет такую опасность «отклонением от цели» (Евр. 2:1, дословный перевод). За словами Павла скрывается образ корабля, сбившегося с курса и не достигшего места назначения. Главная задача — не сбиться с пути.

Некоторые люди отвергают Бога своим образом жизни. Это значит, что их жизнь после принятия Евангелия фактически осталась такой же, какой была до принятия Благой вести. Фактически эти люди не имеют какой-либо действенной жертвы за свои грехи (Евр. 10:26–31). Однако многие верующие не отвергают сознательно жертву Христа; возможно, у них даже в мыслях не возникает ничего подобного. Но Павел предостерегает об этом. Настоящая опасность равнодушия и пренебрежения кроется в том, что это незримый и постепенный процесс. Переход может быть незаметным. Постепенно, медленно человек перестает по-настоящему ценить жертву Христа, подобно тому как Исав постепенно перестал ценить право первородства (Евр. 12:15–17). Жертва Христа никогда не должна стать настолько привычной, чтобы мы начали воспринимать ее как нечто обыденное.

Павел не стремится напугать своих читателей; тем не менее он должен показать им последствия отклонения от Господнего пути. Он не желает, чтобы это произошло. Подчеркивая позитивные качества своих адресатов, апостол пылко побуждает их твердо хранить все блага спасения (Евр. 3:6, 14; 10:23) и взирать на Иисуса (Евр. 12:2).

Что вы можете сказать о себе? Возможно, вы тоже «привыкли» к удивительной истине о Голгофском кресте? Почему это так ужасно? Как мы можем избежать опасности, о которой предупреждал Павел?

Прочитайте в Приложении к Библейскому комментарию АСД раздел «Искупление, часть I — Искупительная жертва» (т. 7A, с. 661–680).

То, что Мартин Лютер часто называл «удивительным обменом» или «радостным обменом» праведности Христа за человеческий грех, Эллен Уайт описывает в следующем классическом высказывании: «Со Христом поступили так, как того заслуживаем мы, — чтобы с нами поступали так, как заслуживает того Он. Осужденный за наши грехи, к которым Он не был причастен, Христос пострадал, чтобы мы были оправданы Его праведностью, к которой мы не причастны. Он принял нашу смерть, чтобы мы приняли Его жизнь. „Ранами Его мы исцелились”» (Э. Уайт. Желание веков, с. 25).

«И только смерть Христа могла сделать Его любовь действенной для нас. Только потому, что Он умер, мы можем с радостью ожидать Его второго пришествия. В Его жертве — наша надежда. Это средоточие нашей веры» (там же, с. 660).

Вопросы для обсуждения:

Некоторым не нравится идея о том, что Иисус принес Себя в жертву ради нашего спасения. Им кажется, что подобный взгляд представляет Бога кровожадным или мстительным, подобно древним языческим божествам. (Более того, некоторые утверждают, что библейский язык крови, жертвы и т. д. является отражением древних языческих понятий). Почему такой подход к истине о кресте — роковая ошибка? Как библейская концепция смерти, жертвы и крови помогает нам увидеть всю серьезность греха и его последствий? Как осознание цены, уплаченной за грех, помогает нам искать силы Божьей, дабы изгнать грех из нашей жизни?

Некоторые люди не понимают, какое место должны занимать дела в нашем спасении. Как осознание заместительной смерти Христа помогает нам уберечься от идеи спасения делами? Разве могут наши дела что-то добавить к тому, что сделал для нас Христос, умерев вместо нас?

Эллен Уайт говорила, что было бы полезно каждый день проводить один час в размышлениях о жизни Иисуса, особенно о последних событиях Его жизни. Как эти размышления могут помочь нам укрепить наши взаимоотношения со Христом, а также больше ценить то, что Он сделал для нас?