Чтения

Вечерний Страж

Как посмотреть

Почитайте один другого высшим себя (Флп. 2:3).

Когда Павел писал свои послания, его занимали прежде всего вопросы вероучения, но завершал он их обычно тем, что у богословов принято называть «параенезисом». (Библеисты пользуются своей терминологией, которая хорошо понятна им самим, но зато вызывает недоумение у всех остальных.) Параенезис — это транслитерация греческого слова, означающего «совет». Другими словами, дав разъяснения по поводу того, как христиане должны мыслить, он переходит к тому, как они должны себя вести. Правильное вероучение должно отражаться в правильных поступках. Что и говорить, христианство, оказывающее влияние на наши мысли, но никак не влияющее на нашу практическую жизнь, ни на что не годится.

В нашем сегодняшнем отрывке Павел призывает филиппийских верующих другими глазами посмотреть на тех, кто сидит с ними рядом в церкви. Иисус некогда рассказал притчу о горделивом фарисее, который, хвалясь перед Богом, молился «сам в себе»: «Я не таков, как прочие люди» и, бросив взгляд на сборщика пошлин, добавил: «Или как этот мытарь» (Лк. 18:11). Павел здесь призывает смотреть на собратьев совсем иначе. Мы должны не принижать своих ближних, но высоко ценить и хвалить их.

Павел советовал ставить ближних выше себя — благородная цель, которую не так-то просто достичь. И тем не менее, именно так относились друг к другу Иоанн Креститель и Иисус. Иоанн говорил, что он недостоин развязать ремень обуви Иисуса (см. Мк. 1:7), а Иисус говорил, что не было среди рожденных женами человека более великого, чем Иоанн (см. Мф. 11:11).

Что, по мнению Павла, означает восхищаться другими христианами? Вот какие пояснения он дает на тот случай, если его адресатам будет что-то непонятно.

Они не должны делать что-либо «по любопрению или по тщеславию» (Флп. 2:3). Словом «любопрение» здесь переведен греческий термин, служивший для описания образа действий тех, кто старался добиться какой-то должности или положения в соперничестве с другими претендентами. Кто вел себя подобным образом, тех волновал один вопрос: «Какая в этом выгода лично для меня?». А греческое слово, переведенное здесь как «тщеславие», буквально означало «пустая честь». Понятие чести скрепляло ближневосточное общество древности, но если у нее не было основания, она ничего не значила.

Христиане в Филиппах, прислушавшиеся к словам Павла: «Почитайте один другого высшим себя», должны были всем сердцем проникнуться этим наставлением и исполнять его, как сказано у Павла, «по смиренномудрию», то есть в смирении и кротости, проявляя качества, которые не очень-то ценились вне пределов церкви. Однако христианство преобразило мир, направив его помыслы в желаемое русло.

"Мозаика Божьего величия" - вечерние чтения для семьи на 2013 год

Электронный вариант Вечернего Стража предоставлен издательством «Источник жизни». Вы можете приобрести Вечерний Страж в Книжных центрах вашего региона.
 
Скачать чтения «Мозаика Божьего величия» (2.6 MB)