Урок 11. 7 – 13 декабря. Наша пророческая весть


"Святилище" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2013 год (PDF, 5.3 MB) С комментариями для учителей (PDF, 7.3 MB) Аудио Урок 11 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 579 MB)

Библейские тексты для исследования:

Откр. 10; Дан. 12:4–9; Откр. 14; 11:17, 18; Откр. 13; Быт. 7:11; 11:1–9; Иер. 50, 51.

Памятный стих:

«И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:6, 7).

Весть о суде из Дан. 7 и 8 напрямую связана со сценарием великой борьбы, представленным в Откр. 12–14. Здесь мы находим трехангельскую весть, в которой содержится тема творения, суда и Евангелия (Откр. 14:6–12). В этих текстах записан настойчивый заключительный Божий призыв подготовиться ко Второму пришествию Иисуса.

Весть первого ангела — это действительно «вечное Евангелие», Добрая, Благая весть спасения, которую проповедовали апостолы, призывая людей обратиться от ложных богов «к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» (Деян. 14:15; ср. с Деян. 4:24). Важность данной вести подчеркивает и тот факт, что слово «Евангелие» в книге Откровение встречается только в этом месте. Что бы мы ни проповедовали относительно событий последнего времени, мы обязательно должны поместить «Евангелие» в центр нашей проповеди.

Прочитайте Откр. 10. Какова весть ангела с раскрытой книгой? Что значит «опять пророчествовать»?

Описание ангела напоминает нам описание Христа (Откр. 1:13–16) и подобного Богу мужа в льняной одежде из последнего видения Даниила (Дан. 10:5, 6; 12:5–7), что предполагает их идентичность. В Дан. 12:6, 7 муж «клялся Живущим вовеки, что к концу времени, и времен, и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится» (1 260 лет). Это повторение ключевого пророчества, данного в Дан. 7:25, в котором говорится об ужасных гонениях против народа Божьего.

Книга пророка Даниила должна была быть запечатана до последнего времени. Затем она будет открыта, и многим надлежало получить сокрытые в ней знания (Дан. 12:4–9). Когда оговоренный пророчеством период в 1 260 лет закончился, пришло время открыть книгу, чтобы получить дополнительные познания. Это символизируется открытой книгой в руке ангела из Откр. 10. С этого времени пророчества Даниила должны были открыться для более полного понимания.

В то же время Откр. 10 показывает, что этот опыт будет далеко не из приятных. Иоанн съел книгу, как ему было велено. В его устах она была сладкой, но в чреве оказалась горькой. Символически Иоанн представляет собой народ, изучающий книгу пророка Даниила. Это пророческое описание, как мы верим, исполнилось в движении миллеритов, которое возникло в первой половине XIX столетия, когда повсюду проявлялся огромный интерес к событиям последнего времени. Пророчество также описывает горькое разочарование людей, которые считали, что в назначенное время Христос возвратится, дабы забрать их в небесные обители, но этого не произошло. В отличие от их прежнего понимания 2 300 вечеров и утр указывали не на возвращение Христа, а на начало великого следственного суда из Дан. 7. Опыт горького разочарования детей Божьих, пророчески предсказанный в Откр. 10, не был напрасен. Он послужил планам Божественного провидения: приготовить народ к встрече с Богом (Ам. 4:12); подготовить последнее движение в духе Илии, которое подведет весь мир к окончательному выбору между Христом и антихристом.

Сразу после горького опыта Иоанн слышит повеление «пророчествовать о народах, и племенах, и языках, и царях многих» (Откр. 10:11). Это находит свое исполнение в адвентистской проповеди «вечного Евангелия» миру. Задача народа Божьего последнего времени — проповедовать троекратную весть о последнем времени (Откр. 14). Эти люди описаны в той же главе как «соблюдающие заповеди Божии и веру в Иисуса» (стих 12), а в Откр. 12:17 — как «прочие от семени жены [Остаток], сохраняющие заповеди Божии и имеющие свидетельство Иисуса Христа».

Христианам знакомо чувство разочарования, особенно когда они неправильно понимают значение тех или иных событий. Опыт учеников в период между смертью и воскресением их Учителя был полон разочарования. Через подобное разочарование прошли и миллериты в 1844 году. Как можно проходить через разочарования, не теряя при этом веры? Какие библейские обетования поддерживают вас во время разочарования?

Первая ангельская весть призывает нас убояться Бога. Что это значит? См. Пс. 33:8–23.  

Страх в данных текстах можно рассматривать как страх, проявляющийся в почтении, уважении и благоговении. Именно к такому страху привлекает наше внимание первый ангел. Боящиеся Бога — это истинно верующие в Него люди (Откр. 11:18). Бояться Бога — значит славить Его (Откр. 14:7), хвалить Его (Откр. 19:5), слушаться Его (Откр. 14:12) и прославлять Его имя (Откр. 15:4). Первая ангельская весть подчеркивает, что благодаря страху Божьему человек признает Бога как Судью и Создателя и поклонится Ему. Первый ангел возвещает о наступлении последнего суда; это весть, которая тесно связана с Дан. 7:9–14; 8:14.

Мы знаем, что «Бог есть любовь» и ничто так не открывает эту любовь, как крест. Мы также знаем, что Бог любит мир и Ему причиняет невероятную боль созерцание погрязшего в грехах мира. Бог любви и справедливости не будет вечно позволять греху оставаться безнаказанным. «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31). Как мы можем поддерживать правильный баланс в понимании любви Бога к нам и Его гнева по отношению ко злу, причинившему всем нам столько вреда?

Прочитайте Откр. 14:7. О каком суде говорится в стихе?  

Упомянутый в тексте суд начинается до возвращения Христа, описанного в Откр. 14:14–20. Это тот же суд, предшествующий Второму пришествию, о котором говорится в Дан. 7. Начало суда, согласно Дан. 8:14, приходится на 1844 год, совпадая с провозглашением трехангельской вести, которая призывает людей поклониться Богу и отвернуться от зверя и его образа. Этот «образ» появляется только после 42 пророческих месяцев, или 1 260 дней, которые окончились в 1798 г. н. э. (Откр. 13:3–5, 12–14).

Когда звучит заключительный призыв (Откр. 14:6–12), дверь благодати все еще открыта, поскольку к людям все еще обращено приглашение отвернуться от Вавилона и поклоняться истинному Богу.

Прочитайте Откр. 14:7 и Дан. 7:10. Какие параллели можно провести между этими текстами?

Богословский подтекст этой параллели между заседанием небесного суда в Дан. 7 («Судьи сели и раскрылись книги») и вестью первого ангела («Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его») ясен и понятен. Весть ангела прямо говорит о начале заседания небесного суда. Она возвещает всей земной семье, что на небе уже начался следственный суд.

Центральной темой книги Откровение является поклонение. В то время как дракон, зверь из моря и зверь из земли (их часто называют «ложной троицей») объединяют свои силы, чтобы заставить весь мир поклоняться им (Откр. 13:4, 8, 12, 15; 14:9, 11), Бог призывает человечество поклониться Творцу (Откр. 14:7). Не поклоняющиеся «образу зверя» рискуют потерять свою временную жизнь (Откр. 13:15; см. также Дан. 3), но поклоняющиеся этому образу потеряют жизнь вечную (Откр. 14:9–11).

Какой важный выбор стоит перед каждым жителем земли!

Прочитайте Откр. 14:12. Что здесь говорится о роли Божьих заповедей в заключительном конфликте?

Поклонение неразрывно связано с Божьими заповедями. В Откр. 13 и 14 содержится много аллюзий на Десять Заповедей: «образ» (Откр. 13:14, 15; 14:9, 11), идолопоклонство (Откр. 13:4, 8, 12, 15; 14:9, 11), богохульство (Откр. 13:1, 5, 6), суббота (Откр. 14:7), убийство (Откр. 13:10, 15) и духовное прелюбодеяние (Откр. 14:4, 8). Последняя борьба разгорится «между заповедями Божьими и человеческими» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 188).

С появлением теории эволюции для нас стало особенно важно поддерживать и утверждать нашу веру в буквальное шестидневное творение. Это учение является фундаментом нашего поклонения Богу как Творцу. Эволюция, даже заявляющая о своей вере в Библию (то есть теистическая эволюция), лишает субботу, седьмой день недели, самой ее сущности. Без шестидневного творения вера в «вечное Евангелие», наряду с другими учениями, такими как суббота, подвергаются сомнению и даже отвергаются.

Фраза в Откр. 14:7, изображающая Бога как Творца и призывающая поклониться «Сотворившему небо, и землю, и море», указывает на заповедь о субботе (Исх. 20:11). Суббота находится в центре конфликта, возникшего вокруг Божьих заповедей. Как никакая другая заповедь, четвертая заповедь относительно дня поклонения испытывает нашу верность, поскольку не может быть подтверждена человеческими умозаключениями. Мы соблюдаем субботу только потому, что так велел Бог.

Суббота будет занимать особое место во время заключительного кризиса в истории земли. Всем жителям мира будет силой навязываться начертание зверя. Это начертание противопоставляется Божьему знамению, которым, согласно Писанию, является суббота, седьмой день недели. Подобно тому, как суббота была знамением для древних израильтян, указывая на то, что их Богом является Яхве, так во время кризиса последнего времени она будет знамением верности Богу со стороны тех, кто исполняет все Его заповеди.

Основание нашей веры как адвентистов седьмого дня зиждется на понимании того, что Господь — наш Творец, и ничто в Библии не является таким ярким и понятным свидетельством Божьей творческой силы, как суббота. Насколько серьезно вы относитесь к субботе? Как вы можете иметь более глубокий опыт с Господом посредством послушания этой заповеди?

Вести второго и третьего ангела из книги Откровение являются предостережением для всех, кто не принял во внимание призыв первой ангельской вести. Если люди не оставят свой неверный путь, на них будут излиты семь последних язв, то есть «вино ярости Божией» (Откр. 14:10). Это вино будет излито на всех оставшихся в Вавилоне.

В Библии Вавилон символизирует восстание против Бога (Быт. 11:1–9; Иер. 50, 51). Вавилон надменно посягает на правление Бога и является врагом Его народа. Ко времени Нового Завета Вавилон стал нарицательным именем, указывающим на Рим (1 Петр. 5:13). В книге Откровение Вавилон, представленный в виде распутной женщины, символизирует религиозно-политическую силу, противостоящую Богу и Его народу, а также пытающуюся управлять миром. В Откр. 13:15–17 изображен «кризис Вавилона», когда дьявольские силы из Откр. 13 объединяют свои силы, чтобы преследовать Божий остаток. Таким образом, Вавилон является символом союза отступнических церквей последнего времени с коррумпированными политическими силами мира.

Весть трех ангелов призывает последователей Божьих в Вавилоне выйти из него и присоединиться к верному видимому Божьему остатку последнего времени (Откр. 18:4, 5). Да, в Вавилоне все еще есть верные Божьи дети, и эти люди должны услышать адвентистскую весть последнего времени (см. Ин. 10:16).

Как мы увидели вчера, текст Откр. 14:12 ясно изображает Божий верный остаток. Непоколебимость или «терпение» святых означает не столько пассивную выносливость враждебных действий, сколько неизменное ожидание Христа. Верующие не только следуют заповедям, но также провозглашают их миру.

Словосочетание «вера Иисуса» может указывать на «веру в Иисуса» со стороны верующих, а также на верность Самого Иисуса, которая неизменно ведет верующих через все обстоятельства. Завершающая часть трехангельской вести направляет наш взор на Христа. Благодаря Его заслугам и верности народ Божий может хранить и соблюдать Его заповеди. «Многие пишут мне, спрашивая, является ли весть об оправдании верой трехангельской вестью, и я отвечаю: „Это воистину трехангельская весть”» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 372).

Как вы понимаете выражение Эллен Уайт, что оправдание по вере — «воистину трехангельская весть»? Как это выражение помогает нам понимать, почему в вопросе спасения в первую очередь и более всего нам необходимо полагаться на Иисуса и Его заслуги как на великую надежду, которая поможет нам пройти через последний кризис?

Чтобы увидеть, как понимала трехангельскую весть Эллен Уайт, прочитайте в книге Великая борьба такие главы: «Вестники рассвета» (с. 299–316), «Американский реформатор» (с. 317–342), «Свет во мраке» (с. 343–354), «Великое религиозное пробуждение» (с. 355–374). В этих главах помещены материалы о первой ангельской вести. Материалы о второй ангельской вести вы найдете в той же книге в главах: «Исполнившиеся пророчества» (с. 391–408), «Что такое святилище» (с. 409–422), «Во Святом святых» (с. 423–432). О третьей ангельской вести можете прочитать в главах «Незыблемость Закона Божьего» (с. 433–450), «Дело реформы» (с. 451–460).

«Из всех, считающих себя христианами, адвентисты седьмого дня должны быть первыми в возвышении Христа перед миром. Провозглашение трехангельской вести требует изложения истины о субботе. Данную истину надлежит провозглашать вместе с другими истинами, составляющими эту весть. Но при этом нельзя упускать из виду Христа — великий центр притяжения. Именно на кресте Христовом встречаются милосердие и истина, праведность и мир заключают друг друга в объятия. Грешника необходимо побудить взирать на Голгофу; с простой верой ребенка он должен довериться достоинствам Спасителя, принять Его праведность и уверовать в Его милосердие» (Э. Уайт. Служители Евангелия, с. 156, 157).

Вопросы для обсуждения:

Предостережения играют важную роль в нашем обществе, в нашем повседневном взаимодействии друг с другом. В большинстве случаев они служат ко благу предостерегаемых. Как мы можем провозглашать устрашающие предостережения, содержащиеся в трехангельской вести, таким образом, чтобы они являли заложенную в них надежду?

В адвентизме ничто не может быть связано с эволюцией как предпосылкой нашего верования. Если перефразировать взгляд фундаменталиста-атеиста, эволюция является «кислотой», разъедающей все вокруг. Это особенно относится к трехангельской вести из Откр. 14, центральной темой которой является творение и искупление — две истины, аннулированные эволюцией, даже «теистической». (Кто хотел бы поклоняться Богу, использовавшему при творении принцип естественного отбора, то есть уничтожения слабых?) Почему мы как Церковь никогда не должны допустить, чтобы лженаука эволюции проникла в наше учение?

В Церкви адвентистов седьмого дня трехангельская весть из Откр. 14 является драгоценным «маяком», содержащим Божественную весть для последнего времени, которую мы призваны провозглашать. Хотя многие члены церкви знают эту весть, некоторые могут иметь вопросы относительно ее истинного значения. Как бы вы кратко объяснили значение последней Божьей вести для мира и ее последствия?

«Здоровый подход к жизни включает в себя значительную дозу страха». Как вы думаете, касается ли это выражение христианской жизни или нет? Прокомментируйте ваш ответ.