Музыкальное восхождение

Музыкальные курсы. Что стоит за этим выражением? Для студентов — это восхождение на новую ступень знания и опыта, напряженный труд, переживания и волнение при подготовке к зачетам и заключительному концерту. Для преподавателей — это тоже труд , переживание и искреннее участие в судьбе каждого студента. В Санкт-Петербурге прошла 3-я сессия музыкальных курсов. Тридцать студентов из разных городов северо-запада России, а также Татарстана, приехали сюда для обучения. Своими впечатлениями и планами с нами поделилась Валерия Балкан, руководитель музыкального служения Северо-Западного объединения.

Какова цель проведения этого обучения?

В.Б. В последнее время меня очень тревожит вопрос о том, что в нашей церкви все реже и реже стала звучать живая музыка. Фонограммы, караоке заполонили все музыкальное пространство. Порой это действительно вынужденная необходимость — в общинах нет профессиональных аккомпаниаторов, регентов. А где-то люди перестали понимать ценность и красоту живого исполнения. Но наш Господь – Бог Живой, Животворящий, и Он достоин живой музыки от живых сердец. Так появилась идея обучения на интенсивных курсах, для того, чтобы помочь людям понять и приобщиться к настоящей, живой музыке. В максимально сжатые сроки преподаватели должны передать материал, который в музыкальных школах изучается годами. Наши студенты получали не только элементарные теоретические знания (сольфеджио, вокал, фортепиано, дирижирование), без которых не может обойтись ни один музыкант, ни один дирижер, но и знания, которые нужны для церковной деятельности. Поэтому большое внимание было уделено семинарам, тренингам, практической работе с хором. Ведь мы не просто музыканты, которые играют где-то в светских заведениях, мы работаем с членами церкви, с хористами. Мы должны быть и психологами, и лидерами, иметь навыки построения отношений с людьми, правильную мотивацию служения. Так как наша конференция большая, и все мы живем далеко друг от друга, музыкальные руководители один на один стоят со своими проблемами, сложностями. А здесь, на курсах, встречаясь друг с другом, обретая новых друзей, мы понимаем, что мы не одни, что рядом люди, которые сталкиваются с такими же трудностями и переживаниями в служении.

Какой уровень музыкальной грамотности необходим для поступления?

В.Б. Мы принимаем студентов с разным уровнем музыкального образования. Но я замечаю, из года в год, что людям, имеющим начальную базу образования, учиться гораздо легче, комфортнее. Возможно обучение и без музыкальной школы. Очень часто люди, которые очень жаждут, молятся и трудятся, добиваются больших результатов, чем люди с музыкальным образованием, которые уверены в своих силах.

Какие предметы осваивают студенты?

В.Б. Наши основные столпы — это теория музыки (сольфеджио), фортепиано, дирижирование и вокал. Эти предметы изучаются каждый день в групповых или индивидуальных занятиях. Также преподается работа с гудошниками (людьми, не умеющими пропевать мелодию, а словно гудящими на одной ноте), детский ансамбль колокольчиков, семинары по организации богослужений, по работе с музыкантами. Большая часть времени уделяется практической работе с хором.

Как можно за две недели подготовить дирижера?

В.Б. Конечно, за две недели подготовить дирижера невозможно. Мы можем научить основам дирижирования, показать правильную сетку, познакомить с хороведением. Но зажечь искру во взгляде, вдохнуть жизнь в жест мы не можем. Это либо дано, либо нет. Это особый дар от Бога. Человек может все знать, иметь красивые руки, но у него нет контакта с хором – и все! Музыки не будет. Мы это видим и по нашим курсам. К сожалению, далеко не все, кто начинал учиться, дошли до третьего курса. Именно по этой причине сейчас был организован второй факультет – фортепианный.

Необходимость в органистах на данный момент больше, чем в дирижерах. В перспективе хотелось бы организовать и вокальный факультет, т.к. есть много тех, которые хотят учиться петь, и обладают прекрасными данными. Но пока это только мечта…

Где, на твой взгляд, могут студенты применить свои знания и умения?

В.Б. Так как мы готовим церковных музыкантов, то, конечно же, это работа в церкви: регентами, органистами, в детских отделах, в клубах следопытов.

Что было для тебя самым приятным во время музыкальных курсов?

В.Б. Наверно, самое приятное — это последний вечер, когда видишь, как люди сдружились и преодолели определенные свои комплексы и неуверенность. Особенно радостно, когда слышишь слова, что изменилось что-то в сознании, в понимании отношений с Богом, в понимании музыкального служения. Я очень люблю и сам процесс, когда идет работа с хором, когда все кипит, из непонятных звуков рождается нечто целое, прекрасное, прославляющее Бога! Мне нравится и сам процесс и результат. Радостно, когда человек приезжает, вообще не зная нотной грамоты, в конце недели пытается задать вопрос: «А эта кварта чистая или увеличенная?» Это очень приятно, так как мы уже говорим на одном языке.

Идеальный студент для музыкальных курсов. Какой он на твой взгляд?

В.Б. Для меня идеальный студент—это ищущий студент, это студент, который не опускает руки не смотря на то, что тяжело, устал, хочется спать, тот, кто идет вперед, и, даже если что-то не получается, продолжает делать, уповая на Бога.

У какого музыканта, дирижера хотела бы ты сама поучиться, взять мастер класс?

В.Б. Мне очень нравится работа Гергиева. Во время учебы в музыкальном училище многое брала для себя у выдающегося ленинградского дирижера Григория Сандлера. Но, наверное, самое большое влияние на меня оказала мой преподаватель по дирижированию, когда я училась в Заокской Духовной Академии — это Елена Ивановна Годунова. Именно она привила мне любовь и понимание духовной хоровой музыки. Отношение к слову, то, как она трактовала хоровые произведения, я больше не встречала ни у кого. Каждое слово, которое она дирижировала, было наполнено смыслом, пониманием её отношений с Богом, её веры в Него. Я на всю жизнь сохраню благодарность к этому человеку, потому что через нее Бог указал мне направление моего творческого пути и пути моего служения.

Очень хочется, чтобы то служение, которое ты совершаешь на музыкальных курсах, нашло свое продолжение в наших общинах и могло быть в полной мере использовано как одно из средств благовестия.

Беседу вела Мария Вачева
 
 
Администрация сайта оставляет за собой право утверждать и отклонять комментарии, и не будет в состоянии ответить на запросы относительно этого. Пожалуйста, пишите все комментарии в уважительной и вежливой форме по отношению к авторам и посетителям сайта.