Урок 12. 14 – 20 декабря. Центральные вопросы вселенского конфликта


"Святилище" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2013 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ IV квартал 2013 год (PDF, 5.3 MB) С комментариями для учителей (PDF, 7.3 MB) Аудио Урок 12 (MP3, 76.4 MB)

Видео (MOV, 579 MB)

Библейские тексты для исследования:

Иез. 28:12–17; Ис. 14:12–15; Иов 1:6–12; Зах. 3:1–5; 1 Ин. 4:10; 2 Тим. 4:8; Иез. 36:23–27.

Памятный стих:

«И услышал я другого, от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16:7).

Адвентисты седьмого дня воспринимают реальность через библейскую концепцию великой борьбы между Христом и сатаной. Если говорить на языке философии, это великая, всеобъемлющая история, помогающая объяснить наш мир и происходящее в нем.

Как мы видим, тема святилища неоднократно повторяется и проходит через всю историю спасения: искупление человечества через смерть Иисуса. Правильно понимаемая весть святилища также помогает проиллюстрировать совершенство характера Бога, Его правления и Его Закона, которые сатана атакует с тех пор, как великая борьба впервые разразилась на небе.

На этой неделе мы будем рассматривать некоторые важные аспекты вселенского конфликта между Христом и сатаной, которые откроют великие истины о Боге и разоблачат ложь сатаны.

Прочитайте Иез. 28:12–17 и Ис. 14:12–15. Что сообщают эти стихи о падении Люцифера?  

На первый взгляд кажется, что в Иез. 28:12 говорится только о земном монархе. Однако некоторые аспекты позволяют полагать, что это действительно относится к сатане.

Прежде всего, об этом существе сказано: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять» (Иез. 28:14). Это возвращает нас к Святому святых земного святилища, где два херувима осеняли ковчег (Исх. 37:7–9). Помазанный херувим также ходил посреди огнистых камней, то есть «на святой горе Божией» (Иез. 28:14), и в центре Божьего сада, в Едеме (Иез. 28:13) — оба выражения передают образ святилища. На одежде, украшенной драгоценными камнями, мы находим девять из двенадцати камней, находящихся на наперснике первосвященника (Исх. 39:10–14); это также является ссылкой на святилище.

После описания непревзойденного великолепия херувима текст говорит о его моральном падении. Он был поглощен собственной славой. Красота наполнила его сердце высокомерием, великолепие затуманило мудрость, а его «торговля» (возможно, это относится к его злословию Божьего характера и возбуждению мятежа) привела его к ожесточению.

Надменные земные силы всегда посягали и посягают на небеса, но в Ис. 14:12–15 «сын зари» (латинское «lucifer», от которого произошло имя «Люцифер») движется в другом направлении: он падает с неба на землю, что свидетельствует о его необычном, неземном происхождении. Другие фразы, такие как «выше звезд Божьих вознесу престол мой», «сяду на горе в сонме богов, на краю севера» и «буду подобен Всевышнему», усиливают впечатление, что это небесное существо. В то время как стихи 12 и 13 передают прошедшее время, в стихе 15 время внезапно меняется на будущее. Это изменение во времени указывает на то, что сначала было падение с небес на землю (Ис. 14:12), а когда-то в будущем произойдет второе падение — с земли в «шеол» (в могилу) (Ис. 14:15). Такое описание не могло относиться ни к какому вавилонскому царю, это четкое указание на Люцифера.

Совершенное существо, сотворенное совершенным Богом, впадает в грех? Что это говорит нам о реальности нравственной свободы в Божьей Вселенной? Что эта свобода говорит нам о Божьем правлении и Его характере?

«В расколе, произведенном сатаной на небе, он обвинял Закон и правление Божье. Он заявил, что все зло — это следствие Божественного руководства, а его [сатаны] единственная цель — усовершенствовать уставы Иеговы… Он открыто заявил о своем презрении к Закону Творца. Он повторил свое утверждение, что ангелы не нуждаются ни в каком контроле над ними, но должны руководствоваться собственной волей, которая неизменно будет побуждать их творить добро. Он заявил, что Божественные уставы ограничивают их свободу и следует уничтожить Закон, чтобы небесное воинство, освобожденное от его уз, могло достичь еще более высокого и славного положения» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 498, 499).

Что вам напоминают приведенные выше утверждения павшего ангела? Не находите ли вы в них сходство со стремлениями многих современных молодых людей? Как трагическая история шести тысяч лет страданий и смерти открывает ложь дьявола?  

После падения с небес сатана продолжал попытки исказить и оклеветать характер Бога, Его Закон и правление. Он делал это в Едеме (Быт. 3:1–5), посреди первого «святилища» на земле. Сатана, существо из небесного святилища, принес свое восстание в земное «святилище» Едема. Завязав с Евой разговор посредством змея, он открыто посеял в ее сознании идею о том, что Бог лишает их чего-то хорошего, удерживает от них нечто, что у них должно быть. Таким образом, хотя и незаметно, он представлял Божий характер в ложном свете.

Падение Адама и Евы временно возвело сатану на престол этого мира. Поскольку Адам отдал свое владычество в его руки, сатана как представитель от нашей планеты некоторое время имел доступ в небесные дворы (см. Иов 1:6, 7; 2:1, 2). Но теперь как «князь мира сего» (Ин. 12:31), как тот, кто господствует на земле, но не владеет ею, — он вор.

Прочитайте Иов 1:6–12 и Зах. 3:1–5. Как в этих текстах раскрывается великая борьба?

Эти тексты позволяют нам взглянуть на невидимую сторону великой борьбы. Сатана представляет праведность Иова как обычное своекорыстие: если я буду хорошим, Бог меня благословит. То есть Иов служит Богу не потому, что Он этого достоин, а потому, что это в личных интересах Иова. Как только станет ясно, что служение Богу не приносит благословений, Иов оставит свою веру.

Относительно великого иерея Иисуса, сына Иоседекова (идея святилища), и других верующих (см. Откр. 12:10) Эллен Уайт говорит, что сатана «обвиняет детей Божьих и пытается представить их дело насколько возможно безнадежным. Он представляет Господу их порочные дела и их недостатки, он указывает на их ошибки и падения» (Наглядные уроки Христа, с. 167).

Тем не менее в обоих случаях основным вопросом является Божья справедливость. За всеми обвинениями стоит вопрос о справедливости действий Бога, испытывается Его характер. Честно ли со стороны Бога спасать грешников? Справедлив ли Бог, объявляя их праведниками? Если Он справедлив, значит, должен наказать их; если Он милостив, то должен их простить. Как Бог может сочетать в Себе и Своем правлении то и другое?

«С самого начала великой борьбы сатана заявил, что Закон Божий невозможно исполнить, что справедливость несовместима с милосердием, и если Закон нарушен, то грешник не может получить прощение. Каждый грех должен быть наказан, утверждал сатана. А если Господь станет прощать грехи, Он не будет более Богом истины и справедливости. Когда люди нарушили Закон Бога… сатана ликовал. Он заявлял: вот доказательство того, что Закону невозможно повиноваться и человека нельзя простить» (Э. Уайт. Желание веков, с.761).

Если бы Бог был только Богом справедливости, какова была бы наша судьба и почему мы заслуживали бы именно такой участи?

С самого начала Бог не оставлял никаких сомнений относительно того, что Он опровергнет сатанинские обвинения и проявит Свою совершенную любовь и справедливость. Его справедливость требует, чтобы за грехи человечества было понесено наказание. Его любовь ищет возможности восстановить взаимоотношения с человечеством. Как Бог мог проявить и то и другое?

Как Бог проявил Свою любовь и справедливость? 1 Ин. 4:10; Рим. 3:21–26.

Божий характер любви и справедливости наилучшим образом был раскрыт в смерти Христа. Бог любил нас, поэтому послал Своего Сына как искупительную жертву за наши грехи (1 Ин. 4:10; Ин. 3:16). Понеся на Себе наказание за нарушение Закона, Господь явил Свою справедливость: необходимо было удовлетворить требования Закона, и это произошло, когда Иисус умер на кресте.

В то же время этим актом справедливости Бог также смог раскрыть Свою благодать и любовь, поскольку смерть Иисуса была заместительной. Он умер ради нас, вместо нас, чтобы нам самим не пришлось испытать смерть. Это удивительный дар Евангелия: Сам Бог понес на Себе наказание, которого требовала Его справедливость и которое по Закону должно было пасть на нас.

Отрывок Рим. 3:21–26 является библейской жемчужиной, раскрывающей тему Божьей праведности в искупительной смерти Иисуса Христа. Жертвенная смерть Христа — это проявление Божьей праведности: «Да явится Он праведным и оправдывая верующего в Иисуса» (Рим. 3:26, дословный перевод).

Смерть Христа была представлена в прообразах земного святилища. В предыдущих уроках мы говорили о том, что смерть Христа — это совершенная заместительная жертва, жертва умилостивления (Рим. 3:25). Резюмируя, можно сказать: и Ветхий, и Новый Заветы свидетельствуют о том, что миссия Христа была образно представлена в служении земного святилища.

«За происходящим с неослабевающим вниманием наблюдали непавшие миры, ожидая, когда Иегова восстанет и сметет с лица земли ее обитателей… Но вместо того чтобы разрушить этот мир, Бог послал Сына Своего, чтобы спасти его… В самый критический момент, когда сатана, казалось, был готов торжествовать, в мир пришел Сын Божий с вестью о Божественной благодати» (Э. Уайт. Желание веков, с. 37). Что эта цитата говорит вам о характере Бога?

Как свидетельствует Писание, Божий суд — это добрая весть для тех, кто верит в Господа, полагается на Него и верен Ему, даже несмотря на то, что «мы не в силах ответить на обвинения сатаны против нас» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 472). Однако суд совершается не только для нас. Его целью также является оправдание Бога перед всей Вселенной.

Как в приведенных текстах о суде представлен характер Бога и Его правление? Пс. 95:10, 13; 2 Тим. 4:8; Откр. 16:5, 7; 19:2.

Характер Бога будет открыт в Его суде. То, что уже понимал Авраам, в самом конце будет явлено всему человечеству: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25). Разные фазы суда, когда будет проходить исследование на основании записанного в раскрытых книгах, нужны для того, чтобы ангелы и небожители (суд перед Вторым пришествием), а также праведники (суд во время тысячелетнего царства) могли полностью убедиться в справедливости Бога к человечеству, а также в Его милости, проявленной в каждом отдельном случае.

Прочитайте Флп. 2:5–11. Какое удивительное событие изображено в этих стихах?

Стихи 9–11 предсказывают возвышение Христа. Два основных действия выражают ту же мысль: Иисус есть Господь и все творение признает Его как Господа. Первое действие: перед Иисусом преклонится «всякое колено» (стих 10). «Преклонение колен» — это традиционная идиома, передающая признание чьей-то власти. Здесь она указывает на то, что Христу будут возданы почести, ибо будет признано Его верховное владычество. Масштабы почестей универсальны. «Всякое колено небесных, земных и преисподних» — сюда входит каждое живое интеллектуальное существо: и небожители, и земляне. Судя по всему, число преклоняющихся не ограничивается лишь спасенными. Каждый признает Его господство, даже нечестивые.

Второе действие: каждый исповедает, «что Господь Иисус Христос» (перевод РБО: «Иисус Христос — Господь») (стих 11). В конце все признают Божью справедливость, возвеличив Христа как Господа. Таким образом, все творение признает, что характер Бога, Его Закон и правление, вокруг которых разгорелась великая борьба, верны и праведны. Даже сатана, заклятый враг Христа, признает праведность Бога и склонится перед величием Христа (см. Э. Уайт. Великая борьба, с. 670, 671).

Апогеем, кульминацией в оправдании Бога — Его характера, правления и Закона — является крест. «Сатана увидел, что с него сорвана маска. Все его дела открылись перед падшими ангелами и перед всеми мирами. Он выказал себя убийцей. Пролив кровь Сына Божьего, он лишился всякого сочувствия со стороны небесных существ, и с тех пор его деятельность была ограничена… Своей жизнью и смертью Христос доказал, что справедливость Божья не уничтожает милосердия, что грех может быть прощен, что Закон праведен и его можно в совершенстве выполнить. Все обвинения сатаны были опровергнуты. Бог дал человечеству неоспоримое доказательство Своей любви» (Э. Уайт. Желание веков, с. 761, 762).

Однако сегодня существует еще один объект неослабевающего внимания и созерцания всей Вселенной. Новозаветные последователи Христа названы «позорищем [зрелищем] для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4:9). Это означает: нашу жизнь видят не только люди, но и небесные существа. Какое свидетельство мы несем? Через нашу жизнь мы можем сделать известной «начальствам и властям на небесах» многоразличную Божью премудрость (Еф. 3:10). С другой стороны, наша жизнь может обесславить и обесчестить имя Господа, Которому мы служим и Которого исповедуем.

Прочитайте Иез. 36:23–27. Как Бог намеревался оправдать Свое имя в древнем Израиле? 

Это один из классических отрывков относительно нового завета. Бог желает совершить драматичное преобразование среди Своего народа. Он очистит их (стих 25), даст им новое сердце и новый дух (стих 26), чтобы они стали святым народом, соблюдающим Божьи заповеди. Цель Бога состоит в оправдании и освящении верующих, поэтому своей жизнью они будут чтить Бога за то, Кем Он является и что совершает (стих 23).

В Нагорной проповеди Иисус произносит удивительные слова: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). В этих словах Он открывает принцип, который (хотя зачастую его недооценивают) прослеживается в Библии. Он показывает, как, будучи последователями Христа, мы также можем принести Богу славу или бесславие своими действиями.

Какое зрелище представляет ваша жизнь как окружающим людям, так и ангелам? Прославляется ли в вашей жизни Бог или же в ней ликует сатана, особенно когда при этом вы считаете себя последователем Иисуса?

Прочитайте из книги Э. Уайт «Патриархи и пророки» главу «Почему был допущен грех?» (с. 33–43); из книги Свидетельства для Церкви главу «Характер Бога, открытый во Христе» (т. 5, с. 737–746).

«Ибо в мире появился Тот, Кто был совершенным представителем Отца, Тот, Чей характер и жизнь опровергали сатанинские измышления о Боге. Сатана приписывал Богу свойства, которыми обладал сам. Теперь же во Христе сатана увидел истинный характер Бога — сострадательного, милосердного Отца, не желающего, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к Нему в покаянии и обрели вечную жизнь» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 254).

«Миссия Христа, столь смутно понимаемая, столь слабо осознаваемая, призвавшая Его от Божьего трона к тайне жертвенника Голгофского креста, будет все больше и больше открываться сознанию; станет видимым то, что в жертве Христа сокрыт источник и основание любой другой миссии любви» (Э. Уайт. В небесных обителях, с. 319).

Вопросы для обсуждения:

Поразмышляйте над идеей о том, что ко времени окончания великой борьбы каждое разумное существо во Вселенной, включая сатану и нечестивых, признает справедливость, честность и праведность Бога в Его действиях по отношению к греху и восстанию. Хотя нам нелегко постичь данную концепцию, что она говорит нам о Божьем характере, о реальности нравственной свободы, а также о святости и важности свободы в Божьей Вселенной?

Многие христиане отрицают существование сатаны, рассматривая его как старый предрассудок, которого придерживались примитивные люди, пытавшиеся объяснить зло и страдания в мире. Подумайте о том, насколько велико это заблуждение. Трудно представить, каким должно быть христианство, чтобы отвергать реальность силы, так часто изображенной в Библии, особенно в Новом Завете. Что это говорит нам о том, насколько некоторые церкви подвержены влиянию постмодернизма и секуляризации? Чему можем научиться мы, адвентисты седьмого дня, на чужих ошибках, чтобы нам не стать жертвами того же обмана? Можно ли вообще говорить о великой борьбе, отрицая существование сатаны?